Рабочая программа по предмету "Математические представления" 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Программа предназначена для обучающихся 2 класса со сложной структурой дефекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_2_klass.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

                                                  Приложение к АООП НОО

для обучающихся с УО

(вариант 2)

Адаптированная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Математика

начальное общее образование

2 класс

МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Данная  рабочая программа по курсу «Математические представления» составлена для учащихся 2-го класса в соответствии с учебным планом начального общего образования обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2; вариант 8.4) ФГОС ОВЗ, программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011).

Целевая аудитория программы - учащиеся 2 «С» класса (обучающиеся с ОВЗ). Возраст обучающихся – 9 - 10  лет.

Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что обучающиеся в классе с выраженным интеллектуальным недоразвитием, отягощенным сопутствующими заболеваниями и расстройствами аутистического спектра. У обучающихся со сложной структурой дефекта глубоко недоразвита познавательная деятельность  с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. В процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы  действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, обучающийся с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Обучающиеся с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых обучающиеся непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

 Обучающиеся с выраженными нарушениями интеллекта имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.  В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Продолжительность одного урока:  40 минут.

Форма реализации – очная.

         Цель:

- дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; формировать элементарные математические представления и умение применять их в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная задача:

- дать знания об элементарных математических представлениях.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать основные мыслительные операции; через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

- развивать речь обучающихся, обогащать её математической терминологией;

Воспитательная задача:

- воспитывать у обучающихся интерес к математике, целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, доводить начатое дело до завершения.

В целях более успешного развития и продвижения учащихся предусмотрено многократное повторение материала. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.

Планируемые результаты обучения

Учитывая сложный состав учеников класса, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

Содержание академического компонента предмета в рабочей программе значительно снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.

1 уровень:

- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);

- выделять признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий), формы (квадрат, круг, треугольник), величины в предметах (с помощью взрослого);

- выделять один, два, три предмета из множества и собирать множество предметов (с помощью взрослого);

- выделять цифры 1, 2, 3, 4, 5 соотносить их с числом и количеством предметов (с помощью взрослого);

- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 по трафарету или по опорным точкам или самостоятельно;

- производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, квадраты, круги, треугольники);

- перемещать различные предметы вперед и назад, вверх и вниз по полу и поверхности стола по словесной инструкции (с помощью взрослого).

2 уровень:

- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);

- выделять признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий), формы (квадрат, круг, треугольник), величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

- выделять один, два, три предмета из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

- выделять цифры 1, 2, 3 соотносить их с числом и количеством предметов (с помощью взрослого);

- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5 по трафарету или по опорным точкам или самостоятельно;

- производить объединение фигур в группы по форме (квадраты, круги, треугольники (с помощью взрослого));

- перемещать различные предметы вперед и назад, вверх и вниз по полу и поверхности стола по подражанию действиям взрослого или по образцу.

Содержание программы

Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

  1. Количественные представления.

Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный, желтый, зеленый, синий), формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, треугольная призма), величины предметов (большой, маленький, широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий).

Выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом.

Выделение одного, двух, трех, четырех, пяти предметов из множества.

Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет.

Узнавание и выделение цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Соотнесение числа, цифры и количества предметов в пределах 6.

Обучение пририсовыванию цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепке из пластилина.

  1. Представления о форме.

Выбор шара, куба, круга, квадрата, треугольника по подражанию действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции.

Объединение фигур в группы по форме.

Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, треугольника, их называние и показ.

Обучение вырезанию круга, квадрата, треугольника по контурам (с помощью взрослого).

  1. Представления о величине

Формирование понятий большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий в процессе различных наблюдений, дидактических игр и игровых упражнений.

  1. Представления о пространстве

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ на себе, кукле, мягкой игрушке, плоскостном изображении основных частей тела и лица.

Перемещение различных игрушек вперед и назад, вверх и вниз по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

  1. Временные представления.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков времен года.

Обучение математике обучающихся со сложной структурой дефекта должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.

На уроках математики обучающиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно-практической деятельностью, рисованием и носят практическую направленность.

В процессе обучения математике обучающихся со сложной структурой дефекта, используются следующие методы и приемы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образу, по словесной инструкции;

- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

- элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;

- подготовительные наблюдения на прогулках за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств, для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно - однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого - либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.

Формы контроля: беседа, опрос, наблюдение, контрольная работа.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

Форма контроля

1

Выявление знаний, умений, навыков

1

Опрос, наблюдение

2

Свойства предметов. Сравнение предметов

7

Опрос, наблюдение

3

Положение предметов в пространстве, на плоскости

2

Опрос, наблюдение

4

Временные представления

3

Опрос, наблюдение

5

Повторение пройденного материала за первое полугодие.

2

Опрос, наблюдение. Контрольная работа

6

Геометрические формы

9

Опрос, наблюдение

7

Числа и цифры.

42

Опрос, наблюдение

8

Повторение пройденного материала за год. Итоговая контрольная работа.

2

Опрос, наблюдение. Контрольная работа

Итого

68

        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

СОГЛАСОВАНО:                                                

Заместитель директора

_________________

«__________»______2018

УТВЕРЖДАЮ:

Директор                                                 _______________И.В.Казакова

«__________»______2018

Руководитель МО

       ______________

«__________»______2018

Календарно- тематическое планирование

по математике

__2___класс

Учебный год _2018 - 2019____________

Количество часов: ___2________в неделю__68_______в год

Учитель_Мастрюкова Ольга Владимировна___________________________

Количество контрольных работ:

Контрольная работа____2______________

Календарно – тематическое планирование

Математика

Математика

2 класс

2 класс

Математика

Математика

Модуль 1

Тема 1 «Вводный урок»

Урок 1. Выявление имеющихся знаний, умений, навыков.

Тема 2 «Свойства предметов. Сравнение предметов».

Урок 2. Цвет, назначение предметов.

Урок 3. Сравнение предметов по величине и по размеру: большой – маленький, больше – меньше.

Урок 4. Сравнение предметов по цвету, величине.

Тема 3 «Положение предметов в пространстве, на плоскости».

Урок 5. Расположение предметов в пространстве: слева – справа, в середине, между.

Урок 6. Расположение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже; верхний – нижний

Тема 4 «Свойства предметов. Сравнение предметов».

Урок 7. Сравнение предметов по высоте: высокий – низкий, выше – ниже.

Тема 5 «Геометрические формы».

Урок 8. Круг. Нахождение и показ круга среди других фигур.

Урок 9. Шар. Нахождение и показ круга среди других фигур.

Урок 10. Круг и шар. Дифференциация.  Обводка круга по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

Модуль 2

Тема 6 «Числа и цифры».

Урок 11. Число и цифра 1

Урок 12. Соотнесение числа, цифры 1 с соответствующим количеством пальцев, предметов

Урок 13. Соотнесение числа, цифры 1 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Урок 14. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 1.

Урок 15. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 1. Соотнесение числа, цифры 1 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Тема 7 «Геометрические формы»

Урок 16. Треугольник. Обводка по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

Тема 8 «Свойства предметов. Сравнение предметов».

Урок 17. Сравнение предметов по ширине: широкий – узкий, шире – уже

Тема 9 «Положение предметов в пространстве, на плоскости».

Урок 18. Расположение предметов: близко – далеко; ближе – дальше.

Тема 10 «Числа и цифры».

Урок 19. Число и цифра 2

Урок 20. Соотнесение числа, цифры 2 с соответствующим количеством пальцев, предметов

Модуль 3

Урок 21. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 2.

Урок 22. Соотнесение числа, цифры 2 с соответствующим количеством пальцев, предметов. Длинный – короткий.

Урок 23. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 2. Соотнесение числа, цифры 2 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Урок 24. Состав числа 2.

Урок 25. Сравнение предметных множеств: 1,2.

Урок 26. Число и цифра 3

Урок 27. Соотнесение числа, цифры 3 с соответствующим количеством пальцев, предметов

Урок 28. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 3.

Урок 29. Соотнесение числа, цифры 3 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Урок 30. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 3. Соотнесение числа, цифры 3 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Урок 31. Числовой ряд 1 – 3, 3 – 1.

Урок 32. Сравнение количества предметов в пределах 3.

Модуль 4

Тема 11 «Геометрические формы»

Урок 33. Квадрат. Обводка по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

Урок 34. Куб. Нахождение и показ круга среди других фигур.

Урок 35. Куб и квадрат. Дифференциация.  Обводка по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

Тема 12 «Временные представления»

Урок 36. Временные представления. Сутки: утро, день вечер, ночь.

Урок 37. Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

Урок 38. Временные представления: времена года; характерные признаки.

Тема 13 «Закрепление»

Урок 39. Повторение пройденного материала за первое полугодие.

Урок 40. Контрольная работа за 1 полугодие.

Тема 14 «Числа и цифры».

Урок 41. Число и цифра 4

Урок 42. Соотнесение числа, цифры 4 с соответствующим количеством пальцев, предметов

Урок 43. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 4.

Урок 44. Соотнесение числа, цифры 4 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Модуль 5

Урок 45. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 4. Соотнесение числа, цифры 4 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Урок 46. Числовой ряд 1 – 4, 4 – 1.

Урок 47. Сравнение количества предметов в пределах 4.

Тема 15 «Геометрические формы»

Урок 48. Прямоугольник. Определение прямоугольника среди других фигур.

Урок 49. Прямоугольник. Обводка по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

Тема 16 «Числа и цифры».

Урок 50. Задача. Решение простых задач по картинкам.

Урок 51. Задача. Решение простых задач по картинкам.

Урок 52. Число и цифра 5

Урок 53. Соотнесение числа, цифры 5 с соответствующим количеством пальцев, предметов

Урок 54. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 5.

Урок 55.Соотнесение числа, цифры 5 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Модуль 6

Урок 56. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 5. Соотнесение числа, цифры 5 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Урок 57. Числовой ряд 1 – 5, 5 – 1.

Урок 58. Сравнение количества предметов в пределах 5.

Урок 59. Число и цифра 6

Урок 60. Соотнесение числа, цифры 6 с соответствующим количеством пальцев, предметов

Урок 61.Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 6.

Урок 62. Соотнесение числа, цифры 6 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Урок 63. Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 6. Соотнесение числа, цифры 6 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

Урок 64. Числовой ряд 1 – 6, 6 – 1.

Урок 65. Сравнение количества предметов в пределах 6.

Тема 17 «Закрепление»

Урок 66. Повторение пройденного материала за год.

Урок 67. Контрольная работа за год.

Урок 68. Исправление ошибок. Повторение пройденного материала за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....