Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Рабочая программа по математике 4 класса разработана на основе ФГОС "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.docx64.56 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Оерская средняя общеобразовательная школа» - «Тохойская основная общеобразовательная  школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

«1» сентября 2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

«1» сентября 2018 г.

                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                      Директор школы

                                        /Бадмаев Ю.Р./

                                    «1» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

         по____МАТЕМАТИКЕ,   4 КЛАСС__________________

(предмет, класс)

136

(количество часов в год, в неделю)

АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год

с. Тохой

2018 г

                                          1.  Пояснительная записка

       Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе:

- Федерального Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ );

-  Федерального  образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); а также:

- примерной образовательной программы начального общего образования  и

-авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1-4 классы»;

- учебного плана Филиала МБОУ «Оёрская СОШ» - «Тохойская ООШ»;

- Федерального перечня учебников ;

- Положения о рабочей программе ОУ.

       Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
  • Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

                               Общая характеристика учебного предмета.

     Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.

    Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

   Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

    Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

     При обучении на изучение НРК отводится 20% учебного времени.

                           Описание места учебного предмета в курсе

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 136 часов.         

                       2. Планируемые результаты содержания учебного предмета

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
  • способность к самоорганизованности;
  • высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

                                  3.  Содержание  учебного курса

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (11 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.

Величины (14 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание (9 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

Х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217,

х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (84 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
  • решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

  • решение задач в 2 – 4 действия;
  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (7ч)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Величины.

Геометрические фигуры. Доли. Решение задач изученных видов.

4.Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Коррекция

1.

Числа от 1 до 1000. Арифметические действия 11ч.

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

1

03.09

2.

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.

1

04.09

3.

Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел.

1

05.09

4.

Письменные приемы умножения трехзначных чисел на однозначное число.

1

06.09

5.

Письменные приемы деления на однозначное число.НРК

1

10.09

6.

Письменное деление трехзначных чисел.

1

11.09

7.

Письменное деление на однозначное число.

1

12.09

8.

Свойства диагоналей прямоугольника. Свойства диагоналей квадрата. НРК

1

13.09

9.

Закрепление изученного материала по теме «Четыре арифметических действия».

1

17.09

  10.

Контрольная работа № 1

«Четыре арифметических действия».

    1

18.09

11.

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.НРК

1

19.09

12.

Числа, которые больше 1000. Нумерация. (12 часов)

Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч.

   1

20.09

13.

Чтение чисел. Запись чисел. НРК

1

24.09

14.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

1

25.09

15.

Сравнение многозначных чисел.

1

26.09

16.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

1

27.09

17.

  18.

Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе.

2

01.10

19.

Луч, числовой луч.НРК

1

02.10

20.

Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки.

1

03.10

21.

Закрепление изученного материала по теме «Нумерация чисел больше тысячи».

1

04.10

22.

Контрольная работа № 2

«Нумерация чисел больше тысячи».

    1

08.10

23.

Работа над ошибками. «Нумерация чисел больше тысячи».НРК

1

09.10

24.

Величины.(14 часов).

Единицы длины: километр.

    1

10.10

25.

Таблица единиц длины.

1

11.10

26.

Единицы площади: квадратный километр и квадратный миллиметр.

1

15.10

27.

Единицы площади: ар, гектар. Таблица единиц площади.

1

16.10

28.

Измерение площади фигур с помощью палетки.

1

17.10

29.

Нахождение нескольких долей целого.

1

18.10

30.

Нахождение целого по его части.

1

22.10

31.

Единицы массы: тонна, центнер, соотношение между ними. Таблица единиц массы.

1

23.10

32.

Единицы времени: год. Сутки. Время от 0 до 24 часов. НРК

1

24.10

33.

Единица времени: секунда.

1

25.10

34.

Единица времени: век. Таблица единиц времени.

1

29.10

35.

Закрепление изученного материала по теме «Величины».НРК

1

30.10

36.

Контрольная работа № 3

«Величины».

    1

31.10

37.

Работа над ошибками. «Величины».

1

01.11

38.

Сложение и вычитание чисел больше 1000.(9 часов).

Письменные приемы сложения и вычитания.

1

12.11

39.

Прием письменного вычитания для случаев вида 7000-456, 57001-18032.

1

13.11

40.

Решение уравнений вида: Х+5=68:2

1

14.11

41.

Решение уравнений. Нахождение неизвестного уменьшаемого.

1

15.11

42.

Решение задач. Сложение и вычитание величин. НРК

1

19.11

43.

Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме.

1

20.11

44.

Закрепление по теме: « Сложение и вычитание многозначных чисел».

1

21.11

45.

Контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание многозначных чисел».

1

22.11

46.

Работа над ошибками по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

1

26.11

47.

Умножение и деление чисел больше 1000 .17 ч. Умножение (обобщение и систематизация знаний) и его свойства. Случаи умножение на 0 и 1.

1

27.11

48.

Письменные приемы умножения. НРК

1

28.11

49.

Приемы письменного умножения для случаев вида   4037 *4.

1

29.11

50.

Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями.

1

03.12

51.

Решение уравнений вида: Х*8=26+70

1

04.12

52.

Деление как арифметическое действие.

1

05.12

53.

Письменные приемы деления.НРК

1

06.12

54.

Деление на однозначное число.

1

10.12

55.

Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз.

1

11.12

56.

Решение уравнений вида:  Х:6=18-5, 48:Х=92:46

1

12.12

57.

Задачи на пропорциональное деление.НРК

1

13.12

58.

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули

1

17.12

59.

Деление многозначных чисел на однозначные.

1

18.12

60.

Деление многозначных чисел.

1

19.12

61.

Закрепление изученного материала по теме «Умножение и деление чисел больше 1000  ». Решение задач.

1

20.12

62.

Контрольная работа № 5 «Умножение и деление чисел больше 1000».

1

24.12

63.

Работа над ошибками. «Умножение и деление чисел больше 1000».

1

25.12

64.

Скорость, время, расстояние (9 часов).

Понятие «средний».

    1

26.12

65.

Среднее значение.НРК

1

14.01

66.

Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении).

1

15.01

67.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1

16.01

68.

Задачи на движение. НРК

1

17.01

69.

Задачи на движение.НРК

1

21.01

70.

Закрепление изученного материала по теме «Скорость, время, расстояние».

1

22.01

71.

Контрольная работа № 6

«Скорость, время, расстояние».

  1

23.01

72.

Работа над ошибками по теме «Скорость, время, расстояние».

   1

24.01

73.

Умножение чисел, оканчивающихся нулями 11 ч 

Решение задач.НРК

1

28.01

74.

Виды треугольников.

1

29.01

75.

Умножение на числа, оканчивающихся нулями.

1

30.01

76.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1

31.01

77.

Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями.

1

04.02

78.

Решение задач на встречное движение. НРК

1

05.02

79.

Перестановка и группировка множителей.

1

06.02

80.

Решение задач.НРК

1

07.02

81.

Закрепление по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями».

1

11.02

82.

Контрольная работа № 7

«Умножение чисел, оканчивающихся нулями».

    1

12.02

83.

Работа над ошибками по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями».

1

13.02

84.

Деление на числа, оканчивающиеся нулями (11 часов).

Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Деление числа на произведение

   1

14.02

85.

Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:300.

1

18.02

86.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

1

19.02

87.

Решение задач.НРК

1

20.02

88.

89.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

2

21.02

90.

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

1

25.02

91.

Решение задач на движение. НРК

1

26.02

92.

Закрепление письменных приемов деления на числа, оканчивающиеся нулями.

1

27.02

93.

Контрольная работа № 8 «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».

1

28.02

94.

Работа над ошибками по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».

1

04.03

95.

Умножение на двузначное и трехзначное число(12 ).

Умножение числа на сумму.

    1

05.03

96.

Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32.

1

06.03

97.

98.

Письменное умножение на двузначное число.

1

07.03

99.

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. НРК

1

11.03

100.

101.

Письменное умножение на двузначное число.

2

12.03

13.03

102.

103.

Письменное умножение на трехзначное число

2

14.03

18.03

104.

Закрепление по теме «Умножение на двузначное число».

1

19.03

105.

Контрольная работа № 9

«Умножение на двузначное число».

   1

01.04

106.

Работа над ошибками  по теме «Умножение на двузначное число».

1

02.04

107.

Деление на двузначное и трехзначное число (23 часа).

Письменное деление на двузначное число.

    1

03.04

108.

Письменное деление с остатком на двузначное число.

1

04.04

109.

Деление на двузначное число.

1

08.04

110.

Деление на двузначное число.

1

09.04

111.

Закрепление по теме «Деление на двузначное число». НРк

1

10.04

112.

Контрольная работа № 10

«Деление на двузначное число».

    1

11.04

113.

Работа над ошибками по теме «Деление на двузначное число». НРК

1

15.04

114.

115.

Письменное деление на трехзначное число.

    2

16.04

17.04

116.

Письменное деление на трехзначное число. Решение задач.НРК

1

18.04

117.

118.

Деление на трехзначное число.

    2

22.04

23.04

119.

120.

Деление на трехзначное число. Решение задач.

   2

24.04

25.04

121.

122.

Деление с остатком.

   2

29.04

30.04

123.

124.

Деление с остатком. Решение задач.

2

03.05

04.05

125.

Решение задач.НРК

1

06.06

126.

127.

Закрепление и обобщение по теме «Деление на трехзначное число». Решение задач.НРК

2

07.05

08.05

128.

Годовая контрольная работа  № 11.

1

09.05

129.

Работа над ошибками.

1

13.05

130.

Систематизация и обобщение всего изученного (7часов).

Нумерация. Выражение. Равенство.

    1

14.05

131.

Неравенство. Уравнение.

1

15.05

132.

Арифметические действия. Сложение и вычитание.

1

16.05

133.

Умножение и деление.

1

20.05

134.

Порядок действий. Величины.  Задачи.

1

21.05

135.

Геометрические фигуры.

1

22.05

136.

Урок – игра «Умники и умницы»

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...