Конспект урока по математике «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз» для 3 класса УМК «Школа России»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Навдаева Светлана Александровна

Тема: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

 

Цели деятельности учителя:

·        формирование у учащихся представления о приёмах увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз;

·        закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение;

·        совершенствование навыков устного счёта.

Планируемые  результаты

Предметные:

·        научатся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, 100 в раз.

 

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 3 класс (2 часть), рабочие тетради, презентация.

 

 

Тема: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

 

 

 

Цели деятельности учителя:

 

·        формирование у учащихся представления о приёмах увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз;

 

·        закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение;

 

·        совершенствование навыков устного счёта.

 

Планируемые  результаты

 

Предметные:

 

·        научатся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, 100 в раз.

 

 

 

Личностные:

 

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

 

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 

·        осознавать личностный смысл учения.

 

 

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

 

 

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 3 класс (2 часть), рабочие тетради, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_3_kl._navdaeva_s.a.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по математике

««Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»»

для 3 класса УМК «Школа России»

                                                                               Составила и провела:

                                                                      Навдаевой С.А.

                                                                                             Учителем начальных классов

2019  год

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

Цели деятельности учителя:

  • формирование у учащихся представления о приёмах увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз;
  • закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение;
  • совершенствование навыков устного счёта.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • научатся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, 100 в раз.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 3 класс (2 часть), рабочие тетради, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.          (
Слайд 1)

-Садитесь, ребята.

- Я желаю, чтобы вы на уроке помогали друг другу; (Слайд 2)

- Я желаю, чтобы вы открыли, что-то новое и интересное на сегодняшнем уроке;(Слайд 3)

- Чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на уроке; (Слайд 4)

- И я хочу пригласить вас в путешествие в страну знаний к новым открытиям. Готовы?

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

И первая наша остановка «Сосчитай-ка». (Слайд 5)

Устный счёт

- Прочитайте выражения (Слайд 6)

- Решите примеры (Слайд 7)

- Прочитайте задачи  (Слайд 8)

- У вас на столе лежит квадрат, возьмите карандаш и линейку и разделите квадрат на 4 равные части.

- А теперь посмотрите, как еще можно разделить этот квадрат. (Слайд 9)

- Откройте тетради запишите число  и классная работа

- Сейчас я задаю вам вопрос, а вы записываете к себе в тетрадь только ответ. Записывайте в столбик.

1. Запишите число, в котором 1 сотня, 2 десятка и 0 единиц.

2. Первый множитель 15, а второй - 2. Чему равно значение произведения?

3. К 3 десяткам прибавить 4 десятка. Сколько получится единиц?

4. Запишите число, стоящее между числами 89 и  91.

5. Запишите наименьшее трёхзначное число.

6. Чему равно значение  частного, если известно, что делимое 80, а делитель 8?

7. Сумму чисел 48 и 2 разделите на 5.

- А теперь давайте проверим, посмотрите на экран. Исправьте ошибки, если они есть. (Слайд 10)

- Что между этими числами общего?

- Поставьте оценку за эту станцию в лист самооценки.

Слушают учителя

Учащиеся записывают числа в тетрадь

120

30

70

90

100

10

10

- Все числа заканчиваются на 0, круглые

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Ребята, вы отлично справились с заданием, и мы отправляемся с вами на следующую станцию.

Станция «Внимательная». (Слайд 11)

- Продолжите ряд чисел: (Слайд 12)

10, 20, …, …, …,…,…,…,…,.;

100, 200,…,…,…,…,…,…,… .

- Что общего между числами? (Слайд 13)

- На какие две группы их можно разделить?

- Как ведётся счёт в 1группе?

- Как считали во 2 группе?

- Запишите число 3. (Слайд 14)

- Припишите к нему справа цифру 0. Какое число получилось?

- На каком месте теперь стоит цифра 3 и что она обозначает?

- Увеличилось число или уменьшилось?

- А как узнать, во сколько раз увеличилось число?

-  Во сколько раз увеличилось число 30?

- Допишите ещё один 0 справа. Какое число получилось? Увеличилось или уменьшилось число?

- Во сколько раз?

- Что изменится, если мы уберём один 0? Два 0? Число увеличится или уменьшится? Во сколько раз?

- Какое действие мы выполняли, когда приписывали и убирали нули? На сколько мы умножали и делили?

-Какая тема нашего урока? (Слайд 15)

- Какая цель нашего урока? (Слайд 16)

Сегодня будем говорить о том,

Что плохо нам шутить с нулём.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в 20 превратим.

Из троек и четвёрок

Мы можем, если захотим,

Составить 30, 40.

Пусть говорят, что мы ни что,

С двумя нулями вместе.

Из единицы выйдет 100,

Из двойки – целых 200.

- Поставьте в лист самооценки себе оценку за это задание.

 

Слушают учителя

Продолжают ряд чисел

…30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;

…300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

- Все эти числа заканчиваются на 0, круглые.

- Эти числа можно разделить на: двузначные и трёхзначные.

- В первой группе счёт ведётся десятками

- Во второй группе счёт ведётся сотнями

30

- Цифра 3 стоит на первом месте и обозначает десятки

- Число увеличилось в 10 раз

-  Получилось число 300

- Оно увеличилось ещё в 10 раз

- Если мы уберём один 0, число уменьшится в 10 раз

- Мы выполняли умножение и деление на 10

- Мы будем работать над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

- Мы научимся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, в 100 раз

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: планирование

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение физических упражнений

5 мин

 - А теперь продолжим наше путешествие. И наша следующая остановка «Вычисляй-ка». (Слайд 17)

- Где мы можем использовать данные знания?

- Молодцы! А теперь используем полученные знания при решении примеров.

Работа в парах.

 № 1, стр.47

Увеличь в 10 раз числа: 8, 12, 35.

- Кто работает у доски?

- Что значит увеличь в 10 раз?

- 2 следующих числа увеличивайте самостоятельно в тетради

Уменьши в 100 раз числа: 700, 400, 100.

- Что значит, уменьшить число в 100 раз?

- Кто работает у доски?

- Следующие 2 числа самостоятельно в тетрадях. Совещайтесь в парах

Уменьши в 10 раз числа: 840, 900, 360.

- А что значит, уменьшить число в 10 раз?

- Кто работает у доски?

- Остальные числа в тетрадях самостоятельно

- Молодцы!

- Сейчас мы  с вами проведём физминутку.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).)

- Поставьте в лист самооценки себе оценку за это задание.

Слушают учителя

- Данные знания мы можем использовать при решении задач, примеров, решении уравнений

Выполняют задание

8*10=80       12*10=120     35*10=350

 

- Увеличить в 10 раз число, значит умножить число на 10, приписать один 0

700:100=7    400:100=4      100:100=1

- Значит, разделить число на 100, убрать два 0

840:10=84    900:10=90       360:10=36

- Значит, разделить число на 10, убрать один 0

Выполняют упражнения

Повторяют движения за учителем

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: управление поведением партнёра

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

9 мин

- Наше путешествие продолжается, и мы с вами прибыли на станцию «Решай-ка». (Слайд 18)

№ 3. Задача.

- Кто прочитает нам задачу?

В лыжной эстафете участвовали 9 команд мальчиков, по 8 человек в каждой, и ещё 24 девочки. Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?

Измени вопрос, чтобы последним действием при решении было вычитание. Реши новую задачу.

- О чём говорится в задаче?

1. Ребята, давайте ещё раз прочитаем условие задачи.

- А теперь определим требование.

- Кто участвовал в соревнованиях?

- Сколько было мальчиков?

- Сколько было девочек?

2. А теперь запишем кр.запись: (Слайд 19)

М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       Во ? раз б.

Д.  – 24 чел.

3. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Как мы можем это узнать?

1) Найти кол-во мальчиков.

9*8=72 (м.) участвовали в эстафете

-  Как теперь мы узнаем, во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?

- Как узнать, во сколько раз одно число больше другого?

2) Мы разделим кол-во мальчиков на кол-во девочек.

72:24=3(раза)

3) Запишем решение задачи:

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72:24=3(р.)

Ответ: в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете.

- А теперь давайте изменим вопрос, чтобы последним действием было вычитание.

- А как узнать, насколько одно число больше другого?

- Верно, насколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях?

1. Ребята, давайте прочитаем условие и определим требование.

2. А теперь запишем кр.запись: (Слайд 20)

М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       На ? м. б.

Д.  – 24 чел.

3. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Как мы можем это узнать?

1) Найти кол-во мальчиков.

9*8=72 (м.) участвовали в эстафете

-  Как теперь мы узнаем, насколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях?

2) Верно, из кол-ва мальчиков вычтем кол-во девочек.

72-24=48

3) Запишем решение задачи:

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72-24=48

Ответ: на 48 мальчиков больше участвовали в эстафете.

Слушают учителя

Читают задачу

- В задаче говорится о лыжных соревнованиях.

- В соревнованиях участвовали девочки и мальчики.

 М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       Во ? раз б.

Д.  – 24 чел.

- Мы должны знать кол-во мальчиков

- Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее

- Разделим кол-во мальчиков на кол-во девочек

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72:24=3(р.)

Ответ: в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете.

- На сколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях?

Чтобы узнать на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть  меньшее

Требование: На сколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях?

М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       Во ? раз б.

Д.  – 24 чел.

- Мы должны знать кол-во мальчиков

- Умножим количество команд на количество человек в одной команде

- Мы из кол-ва мальчиков вычтем кол-во девочек.

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72-24=48

Ответ: на 48 мальчиков больше участвовали в эстафете.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

7 мин

- А сейчас у нас снова станция «Закрепляй-ка» (Слайд 21)

- Сейчас самостоятельно выполняете №.5

- 3 человека работают у доски, остальные в тетради самостоятельно, на доску не смотрим, потом проверим   (Слайд 22)

x:3=17

49-x=28

64:x=4

Слушают учителя

Выполняют задание

x:3=17      49-x=28         64:x=4

x=17*3      x=49-28        x=64:4

x=51         x=21              x=16

51:3=17   49-21=28       64:16=4

17=17       28=28            4=4

П: самостоятельное создание способов решения проблем

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

4 мин

- А сейчас выполним упр.6 (2-ой и 3-ий столбики)

100-7*8                          74:?=8(ост…)

90-8*8                            65:?=7(ост…)

80-9*8                            85:?=9(ост…)

- Кто поработает у доски?

- Остальные вместе с нами работают в тетради

- И, ребята, обратите внимание на задание под чертой в самом низу 47 страницы.

Вам необходимо уменьшить в 100 раз числа: 600, 200, 800.

- Кто работает у доски?

- Что значит уменьшить число во столько-то раз?

100-7*8=44          74:9=8 (ост.2)

                             9*8+2=74

90-8*8=26            65:9=7 (ост.2)

                              9*7+2=65

80-9*8=8              85:9=9 (ост.4)

                              9*9+4=85

Слушают учителя

600:100=6

200:100=2

800:100=8

- Это значит разделить его на количество раз

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог 

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

4 мин

-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. 

- Посмотрите на листочки у вас там Д.з. (Слайд 23)

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

- Над какой темой мы работали?

- А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

- Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?  

- А сейчас подсчитайте, пожалуйста, на своих оценочных листах каких оценок у вас больше. И поставьте себе оценку за урок.

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Ребята, наше путешествие закончилось и посмотрите кто нас встречает?

- Правильно, солнышко, чего ему не хватает?

- Конечно, лучиков.

- Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. (Слайд 24)

Слушают учителя

Записывают домашнее задание

- Мы работали над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Особые случаи умножения. Умножение числа на единицу и нуль» 2 класс УМК "Школа России"

Тема урока: «Особые случаи умножения. Умножение числа на единицу и нуль»...

Конспект урока по математике на тему "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого свычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что так...

Конспект урока по математике на тему "Виды треугольников (по соотношению сторон)" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование представления у учащихся о классификации треугольников по длине их сторон;развитие вычислительных навыков, умения анализировать и обобщать.Планируемые  резу...

Конспект урока по математике на тему: "Название компонентов и результата умножения", 2 класс, УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с названиями компонентов и результата умножения; развитие навыка счета; развитие умение решать задачи.Планируемые результатыПредметные:знать: знать ком...

Конспект урока по математике «1Взаимосвязь между компонентами и результатом действия умножения» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: раскрытие связи между компонентами и результатом умножения; совершенствование вычислительных навыков и навыков устного счёта; закрепление преобразования и сравнения единиц д...