Программа кружка «Занимательная математика» 1-4 класс.
рабочая программа по математике
Развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, последовательности рассуждений и их доказательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnaya_matematika.docx | 70.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа №5»
Программа кружка
«Занимательная математика»
1-4 класс.
Учитель начальных классов:
Вильчинская Надежда Вячеславовна
- г.
Пояснительная записка
Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю во внеурочное время в объеме 66 часов в год - 1 класс,68 часов в год - 2-4
Количество учащихся 10-15 человек
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
- «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
- работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Календарно – тематический план
1 класс
2 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
1 | «Удивительная снежинка» | 1 | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | |||
2-3 | Иrpa«Крестики-нолики» | 2 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 | |||
4-5 | Математические игры | 2 | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | |||
6-8 | Прятки с фигурами | 3 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | |||
9-10 | Секреты задач | 2 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | |||
11-12 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
13 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | |||
14-16 | Числовые головоломки | 3 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). | |||
17-18 | «Шаг в будущее» | 2 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | |||
19-20 | Геометрия вокруг нас | 2 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |||
21-23 | Путешествие точки | 3 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |||
24-25 | «Шаг в будущее» | 2 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | |||
26-28 | Тайны окружности | 3 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | |||
29-30 | Математическое путешествие | 2 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 | |||
31-32 | «Новогодний серпантин» | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | |||
33-34 | Математические игры | 2 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | |||
35-37 | «Часы нас будят по утрам...» | 3 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. | |||
36-39 | Геометрический калейдоскоп | 2 | Задания на разрезание и составление фигур. | |||
40-41 | Головоломки | 2 | Расшифровка закодированных слов. | |||
42-43 | Секреты задач | 2 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. | |||
44-45 | «Что скрывает сорока?» | 2 | Решение и составление ребусов, | |||
46-47 | Интеллектуальная разминка | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | |||
48-49 | Дважды два — четыре | 2 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | |||
50-51 | Дважды два — четыре | 2 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |||
53-55 | В царстве смекалки | 3 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
56-57 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |||
58-59 | Составь квадрат . | 2 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей | |||
60-62 | Мир занимательных задач | 3 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. | |||
63-65 | Математические фокусы | 3 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | |||
66-68 | Математическая эстафета | 3 | Решение олимпиадных задач |
3 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
план | факт | |||||
1 | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |||
2-3 | «Числовой» конструктор | 2 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- | |||
4-5 | Геометрия вокруг нас | 2 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | |||
6-8 | Волшебные переливания | 3 | Задачи на переливание. | |||
9-10 | В царстве смекалки | 2 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации | |||
11-12 | «Шаг в будущее» | 2 | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» | |||
13 | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание | |||
14-16 | Числовые головоломки | 3 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
17-18 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
19-20 | Математические фокусы | 2 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, | |||
21-23 | Математические игры | 3 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», | |||
24-25 | Секреты чисел | 2 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на- | |||
26-28 | Математическая копилка | 3 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- | |||
29-30 | Математическое путешествие | 2 | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- | |||
31-32 | Выбери маршрут | 2 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- | |||
33-34 | Числовые головоломки | 2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | |||
35-37 | В царстве смекалки | 3 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
36-39 | Мир занимательных задач | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - | |||
40-41 | Геометрический калейдоскоп | 2 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | |||
42-43 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
44-45 | Разверни листок | 2 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |||
46-47 | От секунды до столетия | 2 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. | |||
48-49 | Числовые головоломки | 2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | |||
50-51 | Конкурс смекалки | 2 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | |||
53-55 | Это было в старину | 3 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- | |||
56-57 | Математические фокусы | 2 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное | |||
58-59 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование | |||
60-62 | Математический лабиринт | 3 | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго- | |||
63-65 | Математические фокусы | 2 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное | |||
66-68 | Разверни листок | 3 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Развертка объёмных фигур |
4 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
план | факт | |||||
1 | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |||
2-3 | Числа-великаны | 2 | Как велик миллион? Что такое гугол? | |||
4-5 | Мир занимательных задач | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - | |||
6-8 | Кто что увидит? | 3 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |||
9-10 | Римские цифры | 2 | Занимательные задания с римскими цифрами. | |||
11-12 | Числовые головоломки | 2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | |||
13 | Секреты задач | 1 | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», | |||
14-16 | В царстве смекалки | 3 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
17-18 | Математический марафон | 2 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | |||
19-20 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
21-23 | Выбери маршрут | 3 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- | |||
24-25 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
26-28 | Математические фокусы | 3 | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько | |||
29-30 | Занимательное моделирование | 2 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- | |||
31-32 | Математическая копилка | 2 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- | |||
33-34 | Какие слова спрятаны в таблице? | 2 | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за- | |||
35-37 | «Математика — наш друг!» | 3 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» Задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания | |||
36-39 | Решай, отгадывай, считай | 2 | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, | |||
40-41 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). | |||
42-43 | Числовые головоломки | 2 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | |||
44-45 | Мир занимательных задач | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде | |||
46-47 | Математические фокусы | 2 | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | |||
48-49 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
50-51 | Блиц-турнир по решению задач | 2 | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих | |||
53-55 | Математическая копилка | 3 | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для | |||
56-57 | Геометрические фигуры вокруг нас | 2 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). | |||
58-59 | Математический лабиринт | 2 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | |||
60-63 | Решай, отгадывай, считай | 3 | Задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | |||
65-67 | Мир занимательных задач | 3 | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде | |||
68 | Математический праздник | 1 | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число». |
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Материально-техническое обеспечение
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
- Набор «Геометрические тела».
Литература для учащихся
- Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
- Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
- Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...
рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1- 2 класс
Программа способствует развитию познавательных навыков....
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1-4 классы
При организации внеурочной деятельности, часто возникает необходимость организации кружковой работы, связанной с предметными областями. Данный курс " Занимательная математика" создаёт условия дл...
программа кружка "Занимательная математика" 1-4 классы (ФГОС)
Рабочая программа для руководителя математического кружка...
Программа кружка Занимательная математика 1-4 классы
Программа кружка Занимательная математика 1-4 классы...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» в 1 классе
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 1 классе, готовая к реализации в учебном году...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная математика» в 1 класс (2019-2020)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная математика» в 1 класс...