программа кружка "Занимательная математика" 1-4 классы (ФГОС)
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Колмакова Елена Григорьевна

Рабочая программа для руководителя математического кружка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Соответствует требованиям ФГОС45.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:                                                                                Проверено:

Директор МБОУ «Уринская средняя                                          Заместитель директора

 общеобразовательная школа»                                                   по воспитательной работе

____________Г. Л, Аксентьева                                                  _________Н. А. Усынина

 

Программа кружка

«   Занимательная математика»

(6-11 лет)

Автор: Колмакова Е.Г.

учитель начальных классов

Срок действия программы 4 год

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» 1-4 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:    

  • Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)

  Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
 Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих

в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 6-11  лет.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации

дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на 4  год обучения .

Предполагаемые результаты:

·  усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

·  помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

·  формировать творческое мышление;

·  способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

·  решение занимательных задач;

·  оформление математических газет;

·  участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

·  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

·  проектная деятельность;

·  самостоятельная работа;

·  работа в парах, в группах;

·  творческие работы.

 
 

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

Из них

теория

практика

Форма контроля

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

2. Как люди научились считать.

1

1

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

8

1

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

10

1

тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

5

1

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

4

1

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

3

1

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

1

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

4

1

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

1

тестирование

11. Загадки- смекалки.

8

1

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

5

1

тест

13. Обратные задачи.

1

1

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

4

1

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

4

1

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

4

1

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

10

1

тестирование

18.Решение олимпиадных задач.

10

1

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

3

1

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

4

1

школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»

8

1

тестирование

22.Математические горки.

8

1

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

1

1

тестирование

24.Решение логических задач.

10

1

тестирование

25.Игра «У кого какая цифра»

4

1

тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

1

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

4

1

28.Знакомьтесь: Пифагор!

1

1

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

тестирование

32.Математический КВН

4

1

школьная олимпиада

33. Круглый стол «Подведем итоги»

4

1

анкетирование

Календарно –тематическое планирование

1 класс.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

1.

Сравниваем. Слева направо. Справа налево.

3

2.

Как люди научились считать? Графические диктанты.

3

3.

Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты.

3

4.

Конструируем фигуры. «Геометрический домик».

3

5.

Единицы длины. Конкурс «Лучший математик»

3

6.

Тренируем память. Графические диктанты.

2

7.

Из истории математики.

2

8.

Учимся решать логические задачи. Ребусы

2

9.

Учимся быть наблюдательными. Графические диктанты.

2

10.

Математический диктант

3

11.

Симметрия. Ось симметрии

3

12.

Весёлые задачки. Графические диктанты.

2

13.

Выпуск математической газеты.

2

2 класс.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

1.

Углы. Многоугольники. Многогранники

2

2.

Развиваем мышление, память.

3

3.

Учимся быть внимательными.

3

4.

Плоские и объёмные геометрические фигуры.

3

5.

Единицы длины.

3

6.

Весёлые задачки.

3

7.

Выпуск математической газеты

2

8.

Из истории математики.

3

9.

Путешествие в мир чисел.

2

10.

Решение ребусов и логических задач.

3

11.

Задачи на разрезание.

3

12.

Задачи-смекалки

2

13.

Выпуск математической газеты

2

3 класс.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

1.

Шар. Сфера. Круг. Окружность.

4

2.

Взаимное расположение фигур на плоскости.

3

3.

Выпуск математической газеты.

2

4.

Немного истории. Детям о времени.

3

5.

Развиваем память, внимание, мышление.

4

6.

Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

4

7.

Из истории математики

4

8.

Выпуск математической газеты

2

9.

Задачи – смекалки, логические задачи.

4

10.

«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

4

4 класс.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

1.

Построение геометрических фигур.

2

2.

Координатный угол.

2

3.

«Весёлые углы»

4

4.

Весёлая геометрия

4

5.

Многогранник.

3

6.

Выпуск журнала «Юный математик»

2

6.

Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки.

4

7.

Составные высказывания.

2

8.

Задачи на движение.

2

9.

Точное и приближённое значение величины.

2

10.

Построение угла, отрезка, равного данному.

4

11.

Математический КВН.

1

12.

Старинные меры длины.

1

13.

Выпуск журнала «Юный математик»

1

Содержание программы

  1. Математика – царица наук.-    1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 8час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 10час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 5час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 4час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 3час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.-  1 час

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 4 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 8 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 5час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 4час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 4час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 4 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 10 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 10час

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 3 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 4 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 8 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 4час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 4час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями.- 3 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 4 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.-  14час 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого  занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный  характер. Проверка домашнего задания оценивается  с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения

Программа Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Программа. Физкультура 1 класс. ФГОС 2 поколения

Программа. Физкультура 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Программа. Математика 1 класс. ФГОС 2 поколения

Программа. Математика 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Программа. Музыка 1 класс. ФГОС 2 поколения

Программа. Музыка 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ"  С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...

Рабочая программа по окружающему миру по программе ПНШ 1 класс ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана....