программа кружка "Занимательная математика" 1-4 классы (ФГОС)
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа для руководителя математического кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Соответствует требованиям ФГОС | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Уринская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: Проверено:
Директор МБОУ «Уринская средняя Заместитель директора
общеобразовательная школа» по воспитательной работе
____________Г. Л, Аксентьева _________Н. А. Усынина
Программа кружка
« Занимательная математика»
(6-11 лет)
Автор: Колмакова Е.Г.
учитель начальных классов
Срок действия программы 4 год
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» 1-4 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
- Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель и задачи программы:
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих
в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 6-11 лет.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Сроки реализации
дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на 4 год обучения .
Предполагаемые результаты:
· усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
· решение занимательных задач;
· оформление математических газет;
· участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
· знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
· проектная деятельность;
· самостоятельная работа;
· работа в парах, в группах;
· творческие работы.
Учебно-тематический план
Наименование тем курса | Всего часов | Из них | ||
теория | практика | Форма контроля | ||
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | ||
2. Как люди научились считать. | 1 | 1 | конкурс на лучшую презентацию | |
3. Интересные приемы устного счёта. | 8 | 1 | математический диктант | |
4. Решение занимательных задач в стихах. | 10 | 1 | тестирование | |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 5 | 1 | тестирование | |
6. Учимся отгадывать ребусы. | 4 | 1 | конкурс на лучший математический ребус | |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 3 | 1 | проверочный тест | |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | 1 | контрольный тест | |
9. Решение ребусов и логических задач. | 4 | 1 | мини-олимпиада | |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | 1 | тестирование | |
11. Загадки- смекалки. | 8 | 1 | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |
12. Игра «Знай свой разряд». | 5 | 1 | тест | |
13. Обратные задачи. | 1 | 1 | познавательная игра «Где твоя пара?» | |
14. Практикум «Подумай и реши». | 4 | 1 | тестирование | |
15.Задачи с изменением вопроса. | 4 | 1 | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи | |
16. «Газета любознательных». | 4 | 1 | конкурс на лучшую математическую газету | |
17.Решение нестандартных задач. | 10 | 1 | тестирование | |
18.Решение олимпиадных задач. | 10 | 1 | школьная олимпиада | |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | 3 | 1 | школьная олимпиада | |
20. Школьная олимпиада | 4 | 1 | школьная олимпиада | |
21. Игра «Работа над ошибками» | 8 | 1 | тестирование | |
22.Математические горки. | 8 | 1 | конкурс на лучший «Решебник» | |
23. Наглядная алгебра. | 1 | 1 | тестирование | |
24.Решение логических задач. | 10 | 1 | тестирование | |
25.Игра «У кого какая цифра» | 4 | 1 | тестирование | |
26.Знакомьтесь: Архимед! | 1 | 1 | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | |
27.Задачи с многовариантными решениями. | 4 | 1 | ||
28.Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 1 | викторина | |
29.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | школьная олимпиада | |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | 1 | тест | |
31.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | тестирование | |
32.Математический КВН | 4 | 1 | школьная олимпиада | |
33. Круглый стол «Подведем итоги» | 4 | 1 | анкетирование |
Календарно –тематическое планирование
1 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
1. | Сравниваем. Слева направо. Справа налево. | 3 | |
2. | Как люди научились считать? Графические диктанты. | 3 | |
3. | Взаимное расположение фигур на плоскости. Графические диктанты. | 3 | |
4. | Конструируем фигуры. «Геометрический домик». | 3 | |
5. | Единицы длины. Конкурс «Лучший математик» | 3 | |
6. | Тренируем память. Графические диктанты. | 2 | |
7. | Из истории математики. | 2 | |
8. | Учимся решать логические задачи. Ребусы | 2 | |
9. | Учимся быть наблюдательными. Графические диктанты. | 2 | |
10. | Математический диктант | 3 | |
11. | Симметрия. Ось симметрии | 3 | |
12. | Весёлые задачки. Графические диктанты. | 2 | |
13. | Выпуск математической газеты. | 2 |
2 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
1. | Углы. Многоугольники. Многогранники | 2 | |
2. | Развиваем мышление, память. | 3 | |
3. | Учимся быть внимательными. | 3 | |
4. | Плоские и объёмные геометрические фигуры. | 3 | |
5. | Единицы длины. | 3 | |
6. | Весёлые задачки. | 3 | |
7. | Выпуск математической газеты | 2 | |
8. | Из истории математики. | 3 | |
9. | Путешествие в мир чисел. | 2 | |
10. | Решение ребусов и логических задач. | 3 | |
11. | Задачи на разрезание. | 3 | |
12. | Задачи-смекалки | 2 | |
13. | Выпуск математической газеты | 2 |
3 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
1. | Шар. Сфера. Круг. Окружность. | 4 | |
2. | Взаимное расположение фигур на плоскости. | 3 | |
3. | Выпуск математической газеты. | 2 | |
4. | Немного истории. Детям о времени. | 3 | |
5. | Развиваем память, внимание, мышление. | 4 | |
6. | Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | 4 | |
7. | Из истории математики | 4 | |
8. | Выпуск математической газеты | 2 | |
9. | Задачи – смекалки, логические задачи. | 4 | |
10. | «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. | 4 |
4 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
1. | Построение геометрических фигур. | 2 | |
2. | Координатный угол. | 2 | |
3. | «Весёлые углы» | 4 | |
4. | Весёлая геометрия | 4 | |
5. | Многогранник. | 3 | |
6. | Выпуск журнала «Юный математик» | 2 | |
6. | Высказывания и их значения (истинные, ложные, отрицание). Логические связки. | 4 | |
7. | Составные высказывания. | 2 | |
8. | Задачи на движение. | 2 | |
9. | Точное и приближённое значение величины. | 2 | |
10. | Построение угла, отрезка, равного данному. | 4 | |
11. | Математический КВН. | 1 | |
12. | Старинные меры длины. | 1 | |
13. | Выпуск журнала «Юный математик» | 1 |
Содержание программы
- Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 8час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 10час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 5час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 4час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 3час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 4 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 8 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 5час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 4час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 4час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 4 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 10 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 10час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 3 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 4 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 8 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 4час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 4час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 3 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 14час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 4 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения
Программа Технология 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Программа. Физкультура 1 класс. ФГОС 2 поколения
Программа. Физкультура 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Программа. Математика 1 класс. ФГОС 2 поколения
Программа. Математика 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Программа. Музыка 1 класс. ФГОС 2 поколения
Программа. Музыка 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа 1-4 классы ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ" С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...
Рабочая программа по математике по программе "Гармония", 1 класс ФГОС
Программа разработана с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру по программе ПНШ 1 класс ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана....