Урок математики "Табличные случаи умножения. Умножение числа 4".
методическая разработка по математике (4 класс)

Ступкина Татьяна Валентиновна

Разработка урока математики  по теме "Табличные случаи умножения. Умножение числа 4 " для 4 класса коррекционной школы 8 вида.

На примере данного урока по аналогии можно давать всю таблицу умножения. Разнообразие раздаточного материала и игровая форма урока помогают детям лучше усвоить таблицу умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_21.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике в 4 классе коррекционной школы 8 вида.

Тема: « Табличные случаи умножения. Умножение числа  4».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети!

- Сегодня на уроке у нас гости. Поздоровайтесь с ними.

-Проверим, все ли готовы к уроку. На партах у вас учебники, тетради, рабочие тетради, ручки, простые карандаши.

2.Подготовка к новой теме, повторение изученного.

-Что такое умножение?

-Чем можно заменить сумму одинаковых слагаемых?

-Посмотрим, как вы научились заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

( Каждому ученику выдается раздаточный материал, где они должны заменить сумму одинаковых слагаемых на примеры с умножением:  (Приложение 1)

4+4=

4+4+4+4=

4+4+4=

4+4+4+4+4+4=

4+4+4+4+4+3=

4+4+4+4+2+4+4+4+4=

На доске написаны те же примеры. После 1-2 минут самостоятельного решения, учитель вызывает детей к доске ( по цепочке) для записи решений.

- Обратите внимание на два последних примера.

- Мы можем заменить сложение неодинаковых слагаемых на умножение?

 ( Нет, одно из слагаемых отличается от других).

- Что можно сделать, чтобы мы могли заменить сложение на умножение?

( Вычеркнуть мешающие слагаемые, т.е.:

4+4+4+4+4+3=4х5

4+4+4+4+2+4+4+4+4+=4х8)

3.Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с таблицей умножения. Мы с вами составим и постараемся выучить таблицу умножения числа  4.

 ( или : -Как вы  думаете таблицу какого числа мы сегодня составим  и  постараемся выучить ?)

4.Объяснение новой темы.

- Недавно на уроке творчества (труда)  мы с вами делали табуретки из картона, палочек и пластилина. Вот они.

( учитель показывает на отдельную парту, на которой стоят сделанные детьми табуреточки ).

- Эти табуреточки помогут нам составить сегодняшнюю таблицу умножения.

- Посмотрите на эту табуреточку.

   ( Учитель берет одну табуреточку и показывает ее детям.)

- Сколько у этой табуреточки ножек?

-  4.

 ( Учитель ставит эту табуреточку на другую отдельную парту.)

- Сколько табуреточек на парте?

-  1.

- Посчитаем ножки у одной табуреточки. Четыре ножки у одной табуреточки. Составим пример на умножение. По четыре ножки взяли один раз: 4х1=

- Сколько всего ножек у одной табуреточки?

-  4.

- Значит, какой пример мы составили?

- 4х1=4

( Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).

- А теперь я поставлю еще одну табуреточку.

( Учитель берет еще одну табуреточку и показывает ее детям).

- Сколько ножек у первой табуреточки?

-  4.

- Сколько ножек у второй табуреточки?

-  4.

( Задавая вопросы, учитель показывает детям сначала первую табуреточку, затем вторую.)

- Сколько всего табуреточек на парте?

-  2.

- А сколько ножек у двух табуреточек , у первой и второй  вместе?

-Составим пример сначала на сложение, потом на умножение.

- 4+4=4х2=8

-К четырем ножкам первой табуреточки прибавим четыре ножки второй табуреточки (4+4), заменим умножением: по четыре ножки взяли два раза (4х2)

(Учитель записывает пример на доске параллельно его комментируя).

- Добавлю еще одну табуреточку.

-Сколько ножек у одной табуреточки?

-  4.

-Сколько всего таких табуреточек у меня на парте?

-  3.

- Сколько всего ножек у трех одинаковых табуреточек?

-Составим пример на сложение: 4+4+4

( к четырем ножкам первой табуреточки  прибавим четыре ножки второй табуреточки и прибавим четыре ножки третьей табуреточки ).

- А теперь заменим умножением (4х3=)

( По четыре ножки взяли три раза).

- Давайте сосчитаем, сколько получилось табуреточек?

- А теперь добавлю еще одну табуреточку.

- Сколько ножек у одной табуреточки?

-  4.

- Сколько у нас таких табуреточек?

-  4.

- Составим пример на сложение. (4+4+4+4=)

( К четырем ножкам одной табуреточки прибавим   4 ножки второй табуреточки, прибавим четыре ножки третьей табуреточки, прибавим   4 ножки четвертой табуреточки).

Под комментарий учителя пример составляет один из учеников на доске.

- А как заменить этот пример на сложение примером на умножение? (4х4=)

- Давайте сосчитаем, сколько получилось ножек у четырех одинаковых табуреточек.

- Добавляю еще одну такую же табуреточку.

- Сколько ножек у одной табуреточки? (4)

- А сколько у нас одинаковых табуреточек? (5)

- Кто составит  пример на сложение?

( Ученик пишет на доске пример и комментирует его:

К  4 ножкам первой табуреточки прибавим  4 ножки второй табуреточки, прибавим  4 ножки третьей табуреточки, прибавим  4 ножки  четвертой табуреточки, прибавим  4 ножки пятой табуреточки).

- А теперь составим пример на умножение.

( Тот же ученик на доске заменяет сложение на умножение:

 По  4 ножки взяли  5 раз : 4х5 )

Аналогично: 4х6

                         4х7

                         4х8

                         4х9

                         4х10

- Молодцы!

- Посмотрите, какую мы составили таблицу умножения числа  4.

( Учитель вывешивает на доску отпечатанную таблицу умножения числа  4). (Приложение 2)

-Давайте потренируемся в запоминании таблицы умножения!

1) Учитель называет детям примеры из таблицы, дети (по памяти или с помощью таблицы на доске) называют ответы.

2) Дети друг другу задают примеры из таблицы.

Физминутка.

5.Закрепление новой темы.

1)- А теперь закрепим наши знания и будем работать по учебнику.

- Учебник с.74 № 11 (устно).

Дети по цепочке читают примеры из учебника и находят ответ (самостоятельно или с помощью таблицы умножения).

2) Раздаточный материал №2 (письменно). (Приложение 3)

Учитель раздает детям листочки с заданиями.

- А теперь закрепим знание таблицы умножения письменно.

- Прочитайте задание : « Соедини шарики так, чтобы получить верный пример.»

- Первый пример : 4х8=

- Какой ответ-шарик выберем? 15? 21? 32? И т.д.

3)Игра «Домино» устно на доске. (Приложение 4)

- Поиграем в домино?

( На отдельной парте лежит « числовое домино», на одной половинке которого ответ, на другой – пример. Задача детей – правильно выстроить цепочку из «Числового домино».)

… 4х4    =16..4х2   =8..4х6   =24..4х3   =12..4х8   =32..4х5   =20..4х9   =36..4х7   =28…

( Учитель прикрепляет к доске первую фишку домино:  … 4х4

-Пример : 4х4. Каков ответ? (16)

- Иди прикрепи фишку с ответом на доску:  =16..4х2

- Следующий пример на этой фишке : 4х2

- Каков ответ? ( 8 )

-Иди найди эту фишку домино:  =8..4х6

-Следующий пример в этом домино : 4х6

- Кто найдет ответ?  И т.д.

4) Раздаточный материал №3 (Приложение 5)

Учитель раздает детям листки с заданиями.

- Тренируемся в запоминании таблицы  письменно.

-Прочитайте задание: « Помоги Деду Морозу пробраться к елке. Решай примеры, находи правильный ответ и двигайся дальше.»

- Взяли ручки. Будем двигаться по стрелкам от  «старта».

-Первый пример:  4х2

-Какой выберем ответ :  7  или  8  ?

- Куда нам идти? ( 8 )

- Пришли к следующему примеру : 4х3

-А здесь какой ответ правильный:  11  или  12 ?

-В какую сторону пойдем?  ( 12)

- Дальше пример : 4х8

- Пустой кружок! Наша задача заполнить его правильным ответом.

- Какой ответ? ( 32 )

- Идем по стрелке дальше. Следующий пример : 4х5.

- Опять пустой кружок! Заполним и его правильным ответом!

- Каков правильный ответ? ( 20 )

-Идем по стрелке дальше. Новый пример : 4х9

- А здесь целых три дорожки : 36, 28, 26.

-Какой ответ выберем? Куда пойдем дальше? ( 36).  И т.д.

6.Проверка усвоения материала.

- А теперь я хочу проверить , как вы постарались запомнить новую таблицу умножения числа 4.

Рабочая тетрадь с.51 №4.

- Читаем задание : « Покажи стрелкой, куда должен приземлиться каждый парашютист (соедини пример с ответом по образцу)

-Первый пример-парашютист : 4х3

- Куда он должен приземлиться?  К какому ответу? (12)

- Второй пример-парашютист : 4х7

- Какой ответ? (28)

-Соединяем парашютиста с ответом стрелкой.

- Дальше – самостоятельно!

- Сдаем мне тетради .

7.Заключение.

- Что мы сегодня делали?

-Таблицу умножения какого числа составляли?

-Что такое умножение?

Раздаточный материал № 4. (Приложение 6)

- и теперь  (напоследок) составим картину при помощи таблицы умножения числа  4.

( Учитель раздает детям листки с картинкой и ответами на пластилине.)

-Наша задача: дорисовать ( составить ) картину, решив примеры. Вместо примеров, написанных на картинке – прикрепить рисунок-ответ.

- Начнем!

-На дереве пример:  4х6

-Какой ответ? (24 )

-Какой предмет под номером 24?  ( гнездо)

-Прикрепим гнездо на дерево.

-Следующий пример под деревом: 4х5.

-Какой ответ? (20)

-Какой предмет под номером  20? (гриб)

-Прикрепим гриб под  дерево.

-На лужайке пример : 4х9

-Какой ответ?  (36)

-А кто под этим номером? (ежик)

-Прикрепим ежика на лужайку.

-Дальше самостоятельно!.

-Поднимите свои картинки и покажите всем, что у вас получилось.

- В пруду? (рыба)

- В небе?  (солнце)

- Над деревьями?  (птица)

- На полянке?  (цветы)

-У всех получились одинаковые картинки. Молодцы!

8.Итог урока.

- Что нового узнали?

- Какую таблицу старались выучить?

-Что для этого делали?

- А теперь запишите Д.З.:

1)учебник с.75 №19 (у)

2)печатная тетрадь с.50 №2

3)выучить таблицу умножения числа  4.

9.Орг. момент.

- Все работали очень хорошо!

-Особенно хочется отметить…….

-Я поставлю «5»-….., «4»-…., потому, что…….

-Урок окончен.

-Спасибо. Все свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смарт презентация к уроку математики 3 класс "Умножение двузначного числа на однозначное"

Данная презентация разработана учителем начальных классов первой категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1им.В. Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» Арского муниципа...

Урок математики 3 класс. Умножение двузначного числа на однозначное.

Конспект урока и презентация послужат хорошей помощью начинающим учителям в их деятельности. Прослеживается деятельностный подход в обучении, способствующий развитию мышления учащихся....

Урок математики 3 класс.Умножение трёхзначного числа на однозначное.Закрепление.

Это урок-космическое путешествие в мир цифр и информации о космосе и его покорителей....

Мастер - класс. Внетабличное умножение. Умножение трехзначного числа на однозначное.

Внетабличное умножение.Умножение трехзначного числа на однозначное...

Урок математики 3 класс Умножение двузначного числа на двузначное число

Аннотация к уроку математики в 3 классе по теме «Умножение двузначного числа на двузначное число».Данный урок является первым уроком в теме .В начале урока все учащиеся были привлечены к постановке це...

Мастер-класс "Внетабличное умножение. Умножение трёхзначного числа на однозначное"

Мастер-класс показывает, как легко и доступно объяснить детям данный приём, который чаще всего сложен для понимания детей...