"Число и цифра 6"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Криворотова Людмила Анатольевна
Конспект урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект29.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Число и цифра 6».

ФИО: Криворотова Людмила Анатольевна

Место работы: МОУ «ООШ № 17»

Предмет: математика.

Класс: 1.

Учебник: Математика (Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.) учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 1. – М.: Изд.: Баласс, 2013.

Тема урока: «Число и цифра 6».

Тип урока: урок «открытия» нового

Цель  урока: создать условия для формирования умений использовать число и цифру 6 в практической деятельности.

Задачи:

– формировать представления о числе шесть (состав числа, место в числовом ряду – последующий для числа пять); умения обозначать количество предметов цифрой 6 и писать ее; выполнять действия сложения и вычитания в пределах 6;

– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

–  формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный диалог, ИКТ

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения (для учителя, для учащихся): учебники, рабочие тетради, наборы геометрических фигур, «домик» числа 6 (состав), компьютер, проектор.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

– С добрым утром и с хорошим днем!

Наш урок с улыбки мы начнем.

– К какому уроку вы приготовились?

– Чем мы занимаемся на этих уроках?

– Посмотрите на доску. Верно ли я приготовилась к  уроку математики? Объясните (на доске геометрические фигуры, числовой отрезок с числами 1-5 по порядку и моделями чисел в беспорядке)

Дети улыбаются друг другу.

– К математике

– Мы считаем, чертим геометрические фигуры. Решаем примеры. Сравниваем…

Отвечают на вопрос, объясняют ответ

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

– Посмотрите внимательно на числовой отрезок. Какое задание вы можете предложить выполнить с его помощью?

–Какое число обозначается цифрой 1? 2? 3? 4? 5? Проверьте себя: посчитайте до 5-ти.

– Составьте из геометрических фигур «числовой дом».

– Какое задание можно выполнить с составленными  домами?

Выдвигают предположения:

– Навести порядок. Поставить числовые модели в порядке возрастания (или убывания)

Восстанавливают числовой ряд от 1 до 5

Собирают из индивидуальных наборов геометрических фигур «числовой дом» с пропущенными окошками.

Вспоминают состав чисел 4, 5; заполняют пропущенные окошки

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Познавательные (умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Работа по числовому отрезку:

– Вернемся к числовому отрезку. Какая цифра стоит первой? Почему?

– Назовите соседей числа 4. Числа 2.

– Какое число стоит последним на нашем числовом отрезке?

– А какое число следует за числом 5?

– Кто может обозначить это число на нашем числовом отрезке?

– А сможем ли мы записать это число в свои тетради?

Отвечают на вопросы

Некоторые дети затрудняются ответить

Нет, мы этому еще не научились.

Постановка учебной задачи

– Чтобы справиться с заданием, о чем нам нужно узнать?

– На какие вопросы нам надо ответить в ходе урока?

– О числе 6. О цифре 6.

Дети совместно с учителем планируют деятельность на уроке. Например:

  1. Как получить число 6?
  2. Какой цифрой обозначается число 6?
  3. Как можно решать примеры, зная состав числа 6?

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие нового»)

– Отправляемся в путь (физминутка «В лесу»).

– Кто знает, как получить число 6?

– Как проверить, что … прав? Где посмотреть?

– Откройте учебник на стр. 68, задание № 1.

– Что делает Петя?

– Сколько вагонов было у Пети?

– Сколько стало?

– Как получили шесть?

– Повторим, как получить число 6, с помощью интерактивной кассы геометрических фигур

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/60297f5e-26c2-4398-86b7-f744643fd708/ResFile.SWF

– Сколько кружков я положила?

– Сколько надо добавить, чтобы стало 6?

– Как получили 6?

Дети выполняют различные двигательные упражнения

– Надо к пяти прибавить один

– В учебнике

Работают по учебнику

– Играет. Составляет поезд

– Пять

– Шесть

– К пяти прибавили один

Отвечают на вопросы

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

– Сделайте то же самое в парах с помощью квадратов, объясняя получение числа 6 по очереди

Работа в парах с геометрическими фигурами: «У меня пять квадратов. 1,2,3,4,5. Беру еще один, стало шесть. 1,2,3,4,5,6»

Коммуникативные (умение понимать других, работать в паре)

– Верно ли, что 5 и 1 равно 6? Значит, число 6 при счете следует…

– Как отметить число 6 на нашем числовом отрезке?

–Есть ли она у нас в классе? (по классу развешаны карточки написания цифр от 1 до 9, без 6)

– Где будем искать информацию, как пишется число 6?

– На что похожа цифра 6?

– Посмотрим, как она пишется.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF

– Кто по образцу попробует рассказать, как пишется цифра 6?

Физминутка для пальчиков «Этот пальчик…»

– Попробуем «написать» в воздухе? Поставили ручки в воздухе и… (повторно демонстрируется ресурс, комментирует письмо, показывая вместе с детьми в воздухе)

– … за числом пять

– Цифрой 6

– Её нет

– В учебнике

Дети, умеющие читать быстро и полными словами, вслух читают стихотворение С.Я. Маршака

Смотрят ЭОР

Рассказывает сильный ученик по образцу

Дети совместно с учителем «пишут» в воздухе цифру несколько раз, учитель комментирует, потом проговаривают вместе, потом ученики без учителя

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)

Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника)

– Сядьте прямо – это раз.

– Откройте тетради на стр. 32 – это два.

– Положите наклонно – это три.

– Возьмите ручку – это четыре.

– Найдите задание 2 – это пять.

– Как вы думаете, что нам нужно сделать?

– Повернитесь к своему соседу по парте, расскажите друг другу, как вы будете писать цифру 6.

– Напишем первый ряд цифр. Что заметили? (6 66)

– Сколько цифр напишем в следующей группе? (666)

– А теперь? (6666) И еще? (66666)

– Возьмите красный карандаш и подчеркните цифру, которая, на ваш взгляд, получилась лучше всех.

Работа в тетради

Выдвигают предположения

Объяснение по образцу

Комментированное письмо, проговаривание первой цифры учителем, далее отдельными учениками

Самооценка деятельности

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей)

– Ребята, вспомните, на какие вопросы мы решили отвечать в начале урока?

– Что еще надо сделать?

Физминутка «Раз – согнуться, разогнуться…»

– Посмотрите в учебник на стр. 69. Какое задание нам поможет в этом разобраться?

– Равенства будем записывать в тетради (стр. 33 №5)

– Посмотрите на рисунок Кати. По какому признаку Катя сгруппировала вагончики?

– Сколько больших вагонов? Сколько маленьких? Сколько всего вагонов?

– Составьте выражение из этих чисел

– Что нашли? Как найти целое?

– Запишем под диктовку…

– Что мы знаем о слагаемых и сумме?

– Какое получилось выражение? Запишем…

Отметим целое и части.

– Как найти часть?

– Как найти число больших вагонов? А маленьких?

– Какой вывод сделаем? Из каких частей состоит число 6?

–Из каких частей еще может состоять число 6? Ответьте на вопрос по рисункам учебника

– Выполним следующее задание вместе: заполним «числовой домик» цифры 6. Шесть  – это…

– Решим с опорой на наши составленные «домики» числовые равенства.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF Ресурс используется в режиме «тренировка», цифра 6

– Узнать, из каких частей состоит число 6.

№ 7 стр. 69

– По размеру

1. 5. 6.

1+5=6

– Чтобы найти целое, надо сложить части.

1+5=6 (диктует ученик)

– От перестановки слагаемых сумма не изменяется

5+1=6

– Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть

6-5=1

6-1=5

5 и 1

Работа по вариантам: 1 вариант использует рисунок Лены, 2 вариант – рисунок Пети.

Два сильных ученика с разных вариантов выполняют задание на доске.

Записи сравниваются

Заполняется «домик» на доске

Совместно составляются равенства. Записывают их в тетради

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, делать выводы)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

– Расскажите друг другу по очереди о числе 6 с помощью «домиков» в учебнике (стр. 69 №7).

Работа в парах

Коммуникативные (умение работать в паре)

Самостоятельная работа с самопроверкой

– Поработаем самостоятельно: напишем второй ряд цифр в рабочих тетрадях.

– Что интересного заметили? Что нужно повторить?

Демонстрируется написание разных цифр с помощью  ресурса

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF

– Поменяйтесь тетрадями и подчеркните в тетради своего соседа во втором ряду две самые красивые пары цифр.

– Для выполнения самостоятельной работы необходимо вспомнить написание других цифр.

Письмо в воздухе

Самостоятельная работа в тетради

Взаимопроверка

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Включение в систему знаний и повторение

Игра «День – ночь»: учитель читает задачи в стихах из книги В. Волиной «Праздник числа»

«Ночь»  голова на парте, слушаем задачу, думаем. «День» поднимаемся, даем ответ и объяснения

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, объяснять свою точку зрения)

Рефлексия деятельности

Беседа:

– Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?

– Что узнали о числе 6?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Отметьте в еженедельниках свое настроение.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные (умение осуществлять позна-вательную, личност-ную рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...