Цель курса математики – обеспечить предметную подготовку обучающихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения обучающимися универсальными учебными действиями в процессе усвоения предметного содержания. Задачи рабочей программы - обеспечить необходимый уровень математического развития обучающихся;
- создать условия для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
- развить творческие возможности обучающихся;
- сформировать и развить познавательные интересы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования. На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами учащихся являются: готовность ученика целенаправленноиспользоватьзнаниявповседневнойжизнидляисследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность оценивать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; сформированность познавательного интереса к математической науке. Метапредметными результатами учащихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметными результатами учащихся являются: усвоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач. Числа и величины Выпускник научится:- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность, по которой составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу.
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними
- Выпускник получит возможность научиться:
-выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), -объяснять свои действия. Арифметические действия Выпускник научится:- выполнять письменно действия с многозначными числами с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
Выпускник получит возможность научиться:- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений
- Работа с текстовыми задачами Выпускник научится:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения Геометрические фигурыВыпускник научится: - описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. Геометрические величины Выпускник научится:- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников. Работа с информацией Выпускник научится:- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все»
- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | 1. | Числа от 1 до 1000 | 14 ч. | 1 | 2. | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 12 ч. | 1 | 3. | Величины | 11 ч. | 1 | 4. | Сложение и вычитание | 12 ч. | 1 | 5. | Умножение и деление | 77 ч. | 5 | 6. | Итоговое повторение | 10 ч. | 1 |
| ВСЕГО: | 136 ч. | 10 |
Содержание учебных тем Числа от 1 до 1000 (продолжение) (14 ч) Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 ч) Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Величины (11 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Сложение и вычитание (12 ч) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин Умножение и деление (77 ч) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Итоговое повторение (10 ч
Календарно-тематическое планирование Математика Моро М. И. 4 класс № урока | Тема урока | Коли чество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически
| Коррек ция
| 1 четверть Числа от 1 до 1000 (14ч) | 1 | Повторение. Нумерация чисел. | 1 |
|
|
| 2 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание | 1 |
|
|
| 3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 |
|
|
| 4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 |
|
|
| 5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное | 1 |
|
|
| 6 | Свойства умножения | 1 |
|
|
| 7 | Алгоритм письменного деления на однозначное число | 1 |
|
|
| 8-10 | Приёмы письменного деления. | 3 |
|
|
| 11. | Диаграммы | 1 |
|
|
| 12 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
|
|
| 13 | Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 1000.Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление» | 1 |
|
|
| 14 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 |
|
|
| Числа, которые больше 1000 (112 ч) Нумерация (12 ч) | 15 | Класс единиц и класс тысяч | 1 |
|
|
| 16 | Чтение многозначных чисел | 1 |
|
|
| 17 | Запись многозначных чисел. | 1 |
|
|
| 18 | Разрядные слагаемые. | 1 |
|
|
| 19 | Сравнение чисел | 1 |
|
|
| 20 | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 |
|
|
| 21 | Закрепление изученного | 1 |
|
|
| 22 | Класс миллионов, класс миллиардов | 1 |
|
|
| 23-24 | Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Наши проекты. | 2 |
|
|
| 25 | Контрольная работа № 2 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация. » | 1 |
|
|
| 26 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного | 1 |
|
|
| Величины (11 ч ) | 27 | Единицы длины – километр | 1 |
|
|
| 28 | Единицы длины. Закрепление изученного | 1 |
|
|
| 29 | Единицы площади Квадратный километр Квадратный миллиметр | 1 |
|
|
| 30 | Таблица единиц площади | 1 |
|
|
| 31 | Измерение площади с помощью палетки | 1 |
|
|
| 32 | Единицы массы. Тонна, центнер | 1 |
|
|
| 33 | Единицы времени. Определение времени по часам | 1 |
|
|
| 34 | Определение начала, продолжительности и конца события. Секунда | 1 |
|
|
| 35 | Век. Таблица единиц времени | 1 |
|
|
| 36 | Контрольная работа № 3 по теме «Величины» | 1 |
|
|
| 37 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
|
|
| Сложение и вычитание (12 ч) | 38 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 |
|
|
| 39 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
|
|
| 40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | 1 |
|
|
| 41 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 |
|
|
| 42-43 | Решение задач | 2 |
|
|
| 44 | Сложение и вычитание величин | 1 |
|
|
| 45 | Решение задач | 1 |
|
|
| 46-48 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. Задачи- расчёты.
| 3 |
|
|
| 49 | Контрольная работа № 4 по теме « Сложение и вычитание». | 1 |
|
|
|
Умножение и деление (77ч) | 50
| Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства умножения. | 1 |
|
|
| 51,52 | Письменные приёмы умножения | 2 |
|
|
| 53 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 |
|
|
| 54 | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | 1 |
|
|
| 55 | Деление с числами 0 и 1 | 1 |
|
|
| 56,57 | Письменные приёмы деления | 2 |
|
|
| 58 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 1 |
|
|
| 59 | Закрепление изученного. Решение задач | 1 |
|
|
| 60 | Письменные приёмы деления. Решение задач | 1 |
|
|
| 61,62 | Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. | 2 |
|
|
| 63 | Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 |
|
|
| 64 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 |
|
|
| 65 | Умножение и деление на однозначное число | 1 |
|
|
| 66 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 |
|
|
| 67-69 | Решение задач на движение | 3 |
|
|
| 70 | Странички для любознательных. Проверочная работа | 1 |
|
|
| 71 | Умножение числа на произведение | 1 |
|
|
| 72,73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 2 |
|
|
| 74 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 |
|
|
| 75 | Решение задач на движение | 1 |
|
|
| 76 | Перестановка и группировка множителей | 1 |
|
|
| 77 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
|
|
| 78 | Контрольная работа №6 по теме « Письменное умножение». | 1 |
|
|
| 79 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 |
|
|
| 80-81 | Деление числа на произведение. | 2 |
|
|
| 82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 |
|
|
| 83 | Решение задач | 1 |
|
|
| 84-87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 4 |
|
|
| 88 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 |
|
|
| 89-90 | Закрепление. Что узнали. Чему научились. | 2 |
|
|
| 91 | Контрольная работа №7 по теме « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 |
|
|
| 92 | Наши проекты | 1 |
|
|
| 93 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение числа на сумму | 1 |
|
|
| 94 | Умножение числа на сумму | 1 |
|
|
| 95,96 | Письменное умножение на двузначное число. | 2 |
|
|
| 97,98 | Решение задач. | 2 |
|
|
| 99,100 | Письменное умножение на трехзначное число. | 2 |
|
|
| 101-103 | Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. | 3 |
|
|
| 104 | Контрольная работа № 8 по теме.« Умножение на двузначное и трехзначное число». | 1 |
|
|
| 105 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число. | 1 |
|
|
| 106 | Письменное деление на двузначное число с остатком. | 1 |
|
|
| 107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 |
|
|
| 108,109 | Письменное деление на двузначное число. | 2 |
|
|
| 110,111 | Закрепление изученного. Решение задач | 2 |
|
|
| 112 | Закрепление изученного | 1 |
|
|
| 113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | 1 |
|
|
| 114-115 | Закрепление изученного. Решение задач | 2
|
|
|
| 116 | Контрольная работа по теме « Деление на двузначное число». | 1 |
|
|
| 117 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число | 1 |
|
|
| 118,119 | Письменное деление на трехзначное число | 2 |
|
|
| 120 | Закрепление изученного | 1 |
|
|
| 121 | Деление с остатком. | 1 |
|
|
| 122-123-124 | Письменное деление на трехзначное число. Закрепление. Что узнали. Чему научились. | 3 |
|
|
| 125 | Контрольная работа № 9« Письменное деление на трехзначное число». | 1 |
|
|
| 126 | Анализ контрольной работы. Подготовка к олимпиаде. | 1 |
|
|
| Итоговое повторение (10 ч) | 127 | Нумерация. | 1 |
|
|
| 128 | Выражения и уравнения. | 1 |
|
|
| 129 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | 1 |
|
|
| 130 | Арифметические действия: умножение и деление. | 1 |
|
|
| 131,132 | Правила о порядке выполнения действий. Величины. | 2 |
|
|
| 133,134 | Геометрические фигуры. Задачи. | 2 |
|
|
| 135 | Контрольная работа за 4 класс. | 1 |
|
|
| 136 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада» | 1 |
|
|
|
|