Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ogorod.docx | 40.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление социальное
Название (форма) « Зеленая планета» (факультатив)
Ступень начальное общее образование (2 класс)
Срок реализации 1 ГОД
Составитель РЕЙМХЕ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Ф.И.О. учителя
Разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и Программы курса « Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова
2012год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность.
Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы:
В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Данный курс вводит учащихся в чарующий мир природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом обеспечивает этот курс. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность, связанная с развитием у детей экологической ответственности.
Цель: дана программа позволяет оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.
В результате расширения реализуются следующие задачи:
- На основе предметных знаний и умений осознавать учащимися причинно-следственные связи между природой, обществом и человеком;
- Развитие личности и самостоятельности мышления;
- Формирование экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества
( наблюдение, запись, опыт с получением информации из разных источников;
- Формирование общеучебных умений: восприятие проблемы, выдвижение гипотез, умения классифицировать, сравнивать, потребности участвовать в творческой деятельности, делать выводы;
- Воздействие на развитие эмоциональных, нравственных качеств личности, способствовать трудовому и эстетическому воспитанию;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, к Родине, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
В работе используются различные формы и методы обучения:
- Организация экскурсий;
- Выставка рисунков, поделок;
- Беседы, викторины;
- Проектная деятельность;
- Групповая форма;
- Социальная практика.
Данные формы способствуют формированию общеучебных компетентностей: коммуникативной, социальной, информационной.
В результате освоения содержания курса у детей формируются УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
Учебно-тематическое планирование факультатива « Зеленая планета»
Рабочая программа «Зеленая планета» разработана для 2 класса начальной школы. На изучение отведен 1 час в неделю(34 учебных часа). Программа реализуется в течение года.
№ | Название раздела | теоретическая | практическая |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Космос и Земля | 2 | 1 |
3 | Силы природы | 2 | 2 |
4 | Удивительный мир растений. Огород в нашей школе. | 5 | 8 |
5 | Основы здорового образа жизни | 3 | 2 |
6 | Человек и природа | 3 | 2 |
7 | Обобщение | 1 | 2 |
17ч | 17ч |
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает в формировании у детей экологического сознания, закладывает основы природоохранного поведения, удовлетворяет потребности детей в познании природы; формирует навыки трудового воспитания, организует навыки трудового воспитания, организует индивидуальную и коллективную работу.
1.Введение
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Природа- это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Зачем люди изучают окружающий мир? Что изучает география? С чего начинается наука? Природа-это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Природа осенью.
2.Космос и Земля
Планеты Солнечной системы. Луна-естественный спутник Земли. Приливы и отливы. Времена года. Причины смены дня и ночи. Область жизни на Земле. Наука о Земле. Строение Земли. Рельеф Земли. Что у нас под ногами? Почва. Ландшафт Земли. Глобус и географическая карта.
3.Силы природы.
Энергия Солнца. Значение воды. Три состояния воды. Почему капля круглая? Только ли в сказках бывает « живая вода?» Атмосфера Земли. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных, человека. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза. Круговорот воды в природе. Охрана суши, воды и воздуха.
4.Удивительный мир растений.
Многообразие растений. Древние группы растений. Дикорастущие и культурные растения. Поля, сады и огороды, Условия для прорастания и роста растений. Почему цветут цветы? Тайны пробуждения семечки. Что мы едим? Грибы: съедобные и ядовитые. Друзья или враги? Для кого грибы «дом родной?». Почему подосиновики растут под осинами? Огород в нашей школе.
5.Основы здорового образа жизни.
Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить? Как усваивается пища и как придает нам силы? Что вкусней всего на свете? Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Бактерии-невидимые организмы. Значение бактерий в жизни человека. Кисломолочные продукты. Чистота-залог здоровья. Почему здоровые зубы здоровью любы?Гигиена тела и жилища. Почему говорят: «Мойся белее - будешь здоровее?»Самообслуживание.
6.Человек и природа
Наука экология. Загрязнение окружающей среды. Экологическая тревога: «Травогубители», « Почему нельзя рвать растения?», « Бедняга цветок на асфальте». Труд и творчество старших и сверстников. Красная книга России. Заповедники, национальные парки России. Бережное отношение к природе.
7.Обобщение. Подведение итогов своей деятельности (личной и коллективной)
Тематическое планирование
№ разд | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Введение | 1ч. | Наблюдение объектов, явлений; группировка объектов живой и неживой природы. Экскурсии в природу. | Личностные: Положительное отношение к учебной деятельности, к школе; интерес к учебному материалу. Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; анализ объектов. Коммуникативные: Постановка вопросов, умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: Целеполагание, Волевая регуляция. |
Раскрытые и нераскрытые тайны нашей планеты. Зачем люди изучают окружающий мир?Что изучает география?С чего начинается наука? Природа-это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Природа осенью. | ||||
2. | Космос и Земля | 2ч. | Просмотр фрагментов из мультфильма «Тайна третьей планеты». Формулирование научных вопросов создателям мультфильма. Просмотр презентации «Луна-естественный спутник Земли».
Создание макета внутреннего строения. Презентация « Ориентирование на местности». Участие в создании макета рельефа и ландшафта участка Земли. Выставка фотографий «Земля с высоты птичьего полета». Работа с глобусом, картой. | Личностные: Проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу; понимание причин успеха в учебе, понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей. Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; принимать роль в учебном сотрудничестве; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Познавательные: Воспринимать смысл познавательного текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в группе, в паре); владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших наблюдений. Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позиции; формулировать собственное мнение и позицию; использовать в общении правила вежливости |
Планеты Солнечной системы. Луна-естественный спутник Земли. Приливы и отливы. Времена года. Причины смены дня и ночи. Область жизни на Земле. Наука о Земле. Строение Земли. Рельеф Земли. Что у нас под ногами?Почва.Ландшафт Земли. Глобус и географическая карта. | ||||
Практическая работа | 1ч. | Работа в группе над созданием учебной презентации « Планеты солнечной системы» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций). | ||
3. | Силы природы. Энергия Солнца. Значение воды.Три состояния воды.Почему капля круглая? Только ли в сказках бывает « живая вода?» Атмосфера Земли. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных, человека. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза. Круговорот воды в природе. Охрана суши, воды и воздуха. | 2ч. | Обсуждение значения изобретения устройств, в которых используется энергия солнечного света. Сравнение различных способов получения человеком энергии по их безопасности для природы. Просмотр компьютерной презентации « Атмосфера Земли». Графическое представление данных о составе воздуха на примере круговой диаграммы. Объяснение значения света, воздуха, воды в жизни растений и животных. Моделирование ситуаций выживания человека во время различных стихийных бедствий. Выявление факторов опасности для жизни и здоровья. Освоение основных правил выживания в экстремальных условиях. Составление правил экономного использования воды и электроэнергии в доме. Поиск (библиотека, интернет) сказок, в которых ветер, вода и Солнце становились полноценными персонажами | Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу « Окружающий мир»; понимание причин успеха в учебе. Регулятивные: Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил. Познавательные: Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, модулями, схемами; воспринимать смысл познавательного текста; Устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; строить понятные для партнера высказывания. |
Практическая работа | 2ч. | 1.Проведение опытов по изучению перехода воды из одного состояния в другое. Определение свойств воды как жидкости. Объяснение результатов опытов. Формирование измерительных навыков со спиртовым термометром. 2.Наблюдение во время экскурсии за состоянием природы зимой. Измерение температуры воздуха. Определение направления ветра с помощью флюгера. Самостоятельное изготовление простейшего флюгера. | ||
4. | Удивительный мир растений. Огород в нашей школе. | 5ч. | Определение роли растений в природе (очистители воздуха и пища для животных и человека); графическое изображение частей травянистого растения, дерева, кустарника (с подписью названий частей); загадывание и отгадывание загадок о фруктах на основе выделения существенных признаков; посадка растений и наблюдение за их развитием в различных условиях; обсуждение в классе условий проведения эксперимента; характеристика природных условий, влияющих на растения, изменяющих их внешний вид; изучение внешнего строения плодов и корнеплодов; наблюдения и уход за комнатными растениями; выращивание хлебной плесени. Фиксация результатов наблюдения; обсуждение проблемы в классе: почему нельзя поедать незнакомые грибы, употреблять пищу с плесенью. | Личностные: Интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; понимание причин успеха в учебе; формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину; формирование представления о красоте природы России, родного края. Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; принимать роль в учебном сотрудничестве. Познавательные: Учащиеся научатся пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами; строить сообщения в устной форме; производить сранение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям Коммуникативные: Воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; использовать в общении правила вежливости |
Многообразие растений. Древние группы растений. Дикорастущие и культурные растения. Поля, сады и огороды, Условия для прорастания и роста растений. Почему цветут цветы?Тайны пробуждения семечки. Что мы едим? Грибы: съедобные и ядовитые. Друзья или враги?Для кого грибы «дом родной?». Почему подосиновики растут под осинами? Огород в нашей школе. | ||||
Практическая работа | 8ч | 1.«Чудо-растение. Лук репчатый». Проектная деятельность. Работа в школьном огороде. 2.« Что вырастет из семечка?». Проектная деятельность. Работа в школьном огороде. 3.Наблюдения за растениями (поездка в городской лимонарий); 4.Коллективное составление фот о - выставки «Растения огорода»» 5 «.Картофель северный». Работа в школьном огороде. 6. « Цветок солнца». Работа в школьном огороде. 7.Книжка-малышка «Загадки о растениях » (работа в группах) 8.Составление презентации «Наш огород» | ||
5. | Основы здорового образа жизни | 3ч. | Обсуждение режима питания. Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты. Обсуждение значения бактерий в жизни человека. Составление правил гигиены, предохраняющих человека от попадания опасных бактерий. | Личностные: Самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ориентация в поведении на принятые моральные нормы; установка на безопасный образ жизни. Регулятивные: На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; строить монологическое высказывание. |
Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить? Как усваивается пища и как придает нам силы? Что вкусней всего на свете? Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Бактерии-невидимые организмы. Значение бактерий в жизни человека. Кисломолочные продукты. Чистота-залог здоровья. Почему здоровые зубы здоровью любы?Гигиена тела и жилища. Почему говорят: «Мойся белее - будешь здоровее?» | ||||
Практическая работа | 2ч. | 1.Проектная деятельность « Азбука здоровья. Блюда из овощей» 2.Внеклассное мероприятие « В гостях у Мойдодыра» | ||
6. | Человек и природа Наука экология. Загрязнение окружающей среды. Экологическая тревога: «Травогубители», « Почему нельзя рвать растения?», « Бедняга цветок на асфальте». Труд и творчество старших и сверстников. Красная книга России. Заповедники, национальные парки России. Бережное отношение к природе. | 3ч. | Чтение экологических сказок. Прослушивание записей звуков природы и музыкальных произведений; просмотр фотографий и репродукций. Выявить источники загрязнения воздуха, водоемов, почвы. | Познавательные: выполнять практические действия на основе инструкции Личностные: Представление о природе России и родного края на основе знакомства с произведениями искусства. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать результат своих действий. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание, умение договариваться, приходить к общему решению. |
Практическая работа | 2ч. | 1.Игра « Что? Где? Когда?» (подготовка вопросов по материалам экологической темы для команд-соперниц) 2 Подготовка коллективного проекта « Берегите природу». | ||
7. | Обобщение. | 1ч. | Подведение итогов своей деятельности ( личной и коллективной). Выход в детский сад с целью ознакомления малышей с результатом работы проекта «Зеленая планета». | Регулятивные: Смыслополагание, самоопределение. Коммуникативные: Постановка вопросов; умение выражать свои мысли полно и точно; разрешение конфликтов; управление действиями партнера (оценка, коррекция) Личностные: Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к природе, желании участвовать в ее делах и событиях; установка на безопасный образ жизни. Предметные: Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира; владеть основами экологической грамотности, элементарными правили нравственного поведения. |
Практическая работа | 2ч | 1.Презентация проекта «Зеленая планета» в детском саду. 2.Задание на лето « Что растет у бабушки в огороде?» |
Литература.
1. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений.Травянистые растения. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
2. Большая энциклопедия природы.Заповедники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
3.Большая энциклопедия природы.Растения и кустарники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
4.Большая энциклопедия природы «Грибы». М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.
5. Большая энциклопедия природы «Вода и воздух». М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
6. Большая энциклопедия природы «Ландшафты планеты». М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.
7.Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: «Махаон»,2003.-493с.
8.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 3-е изд.,- М: Педагогика,1991.-384с.
9.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-152 с.: ил.
10. Программа начального общего образования . Система Л.В.Занкова/сост.Н.В.Нечаева,С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-224с.
11.Поурочное планирование к учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова « Окружающий мир».1-2 классы.- Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-48с.
12.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие.-Самара:Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.-160с.:ил.
13.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.,157с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...