Конспект урока математики:Тема : «Подмножество. Знаки ⊄ и ⊂.»
методическая разработка по математике (3 класс)
Учитель: Шестакова Тамара Юрьевна.
Предмет: математика
Класс: 3 Г
Тема урока: «Подмножество. Знаки ⊄ и ⊂.»
Характеристика класса:
Во 3 классе «Г» учатся 18 мальчиков и 7девочек. Общий уровень развития мышления, внимания и памяти у ребят класса высокий(7 человек), выше среднего (8 человек), средний уровень(7 человек), низкий(3 человека). Благодаря моим наблюдениям за детьми, я постаралась определить визуалов, аудиалов, кинестетов в классе. Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, таких в 3 классе «Г» 15 человек. Аудиалы-те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, таких в классе 7 человек. Кинестеты - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений, а таких в классе 3 человека. Эти особенности класса учитывались мною при планировании урока.
Цель:Создание условий для овладения обучающимися знаниями о подмножестве как части множества и умениями изображать его с помощью диаграммы Эйлера-Венна.
Задачи урока:
- Создать условия для формирования представления о подмножестве как части множества; упражнять в его изображении с использованием диаграммы, знаков⊄ и ⊂.
- Обеспечить условия для развития умения сравнивать, анализировать, фиксировать знания, строить гипотезы, обобщать полученные данные и делать выводы;
- Развивать коммуникативные навыки через умение работать в парах, группах; способствовать формированию познавательного интереса к математике.
В целях собственного самообразования и повышения своей профессиональной компетенции мной были поставлены следующие цели:
- совершенствовать умение применять технологию групповой формы работы на уроках математики через умение ставить исследовательские задачи;
- использовать реальные возможности каждого ученика, быть соавтором развивающего сценария урока.
Поставленные цели определили форму и тип занятия: урок «открытия новых знаний» должен быть осуществлен через групповую форму работы и эвристическую беседу.
На каждом этапе решалась определенная задача.
На этапе организационного момента формируются личностные УУД, идет положительный эмоциональный настрой на работу, общению друг с другого. Пробуждается интерес, потребность в знаниях.
На этапе актуализации опорных знанийглавная задача учителясоздать позитивный,эмоциональный фон, создать ситуацию успеха для каждого ученика, готовность к предстоящей деятельности. Дети вспоминают известные знания о предложении.
Постановка проблемы.
На данном этапе формируютсярефлексивные умения определять границу между знанием и незнанием, идет формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.
Формируются регулятивные универсальные учебные действия. Через проблемную ситуацию детьми ставится учебная задача, и формулируются цели урока.
«Открытие» детьми новых знаний. Учитывая особенности данного класса, на этапе «открытия» новых знаний, была организована работа в группах постоянного состава. Группы составлены по принципу взаимодополнения и малоконфликтности. Каждой группе было дано определенное задание, при выполнении которого делался вывод о подмножестве как части множества. При обосновании своих выводов, сделанных в результате исследования, учащиеся рассуждали, обосновывали свои точки зрения, доказывали, делали выводы. Свои выводы дети сверяли с выводами в учебнике. Организация учебного процесса построена деятельностным методом. Дети не получали знания в готовом виде, а «открывали» их в процессе совместной деятельности, что способствовало развитию регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Первичное закрепление.
На этапе закрепления изученного материала, учащиеся в ходе самостоятельной работы,на основе алгоритма изображают подмножество на диаграмме Эйлера-Венна. Придумывают свои подмножества. Сверяют с образцом на доске и оценивают себя, формируя познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.
Итог урока. Рефлексия. Прогнозирование работы.
На данном этапе дети определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы. Отмечают продуктивную работу группы. Формируются коммуникативные, регулятивных универсальных учебных действий.
Исходя из результатов рефлексии, было дано дифференцированное домашнее задание.
Урок построен на дидактических принципах: доступности, наглядности, прочности усвоения, сознательности, активности учащихся при руководящей роли учителя. Я постоянно следила за работоспособностью ,вовремя проводя физминутку. Также следила за правильной посадкой детей и организацией рабочего места. Я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей,когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Считаю, что урок прошел на высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. В результате учащиеся получили чувство удовлетворенности от совместной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы
Предмет | Математика |
Класс | 3 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Тема | «Подмножество. Знаки ⊄ и ⊂.» |
Цели | Создание условий для овладения обучающимися знаниями о подмножестве как части множества и умениями изображать его с помощью диаграммы Эйлера-Венна. |
Задачи |
|
Основные термины, понятия | «множество», «подмножество», «включено», «знаки ⊄ и ⊂» |
Планируемый результат | |
Предметные УУД: - иметь представление о понятиях «множество», «подмножество», «знаках ⊄ и ⊂»; - уметь изображать подмножество с помощью диаграммы Эйлера-Венна; - уметь различать множество и подмножество; | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные УУД Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - договариваться совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; - учиться работать в паре, группе |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Парно-групповая работа Индивидуальная | Книгопечатная продукция Л.Г. Петерсон. Математика. 3 класс. Часть 1. Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
1 этап. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
2 этап. Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
3 этап. Постановка учебной задачи, планирование | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
4 этап. Открытие нового знания (исследование) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
5 этап. Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
6 этап. Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
7 этап. Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
8 этап. Домашнее задание | Включение нового способа действий в систему знаний учащихся тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации |
Технология изучения
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения Л - личностные П - познавательные Р - регулятивные К - коммуникативные | |
1 этап. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» Методы: словесный, наглядный (по источнику передачи информации) | |||
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Вы юные математики. - Какое настроение у вас в данную минуту? С прекрасным настроением начинаем работать. - Прочитайте девиз юных математиков (1 слайд) - Как понимаете? -Где в жизни нам пригодится математика? | Дети рассказывают о своём настроении Девиз юных математиков: Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука- Это математика! Обучающиеся высказывают своё мнение. | Личностные УУД:
Метапредметные УУД: познавательные
коммуникативные - слушание собеседника; - построение понятных для собеседника высказываний | |
2 этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий Методы: словесный, практический, наглядный (по источнику передачи информации); репродуктивный (по степени самостоятельного мышления); рефлексия учебно-познавательной деятельности | |||
- Какую тему изучили на предыдущем уроке? - Давайте определим, что мы уже знаем и умеем по данной теме? - Вам сегодня поможет в работе «Лестница успеха» (2 слайд) 1 задание - Положите перед собой карточки (Карты заготовлены для каждого ученика). - Что будете сейчас делать? С какой целью? - Предлагаю поработать в парах. - Проверьте свои ответы с товарищами. - Теперь проверьте себя по образцу. (3 слайд) - Возьмите свою «Лестницу успеха» и оцените себя. 2 задание - Положите перед собой карточку. Прочитайте задание. Есть вопросы? - Проверьте правильность выполнения задания (4 слайд) - У кого были затруднения на этом этапе?
- Возьмите свою «Лестницу успеха» и оцените себя. (5 слайд) Проблемная ситуация. 3 задание (Задание у детей на карточках). Изобразите на одной диаграмме Эйлера-Венна множество зайцев и множество животных. | Ребята проговаривают тему урока. Ответы детей. Ответы обучающихся на вопросы учителя Ребята заполняют перфокарты, работая в парах. Дети сверяют ответы, работая в группах. Ребята проверяют правильность выполнения задания, выслушивая ответы одноклассников, а затем по образцу. Обучающиеся оценивают свои знания и первый успех на уроке. Сначала дети делятся на 4 варианта и работают индивидуально, затем работа группах. Дети добавляют свои карточки ответами товарищей Дети проверяют. Ответы детей. Обучающиеся оценивают свои умения. Ответы детей. У детей возникла проблема. Рассуждения детей и предложения детей. Дети приходят к выводу, что это такое задание раньше не встречалось и выполнить его невозможно. | Предметные УУД: - иметь представление о понятии «множество»; -уметь задавать множество разными способами. - уметь изображать множество на диаграмме Эйлера-Венна. Личностные УУД:
- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; Метапредметные УУД: познавательные
- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта;
- формирование умения находить ответы на вопросы; - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; регулятивные - оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив; коммуникативные
- участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;
- формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | |
3 этап. Постановка учебной задачи, планирование Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме урока; рефлексия учебно-познавательной деятельности | |||
Каждый ли заяц является животным? Всякое ли животное является зайцем? Какое из этих множеств является частью другого? Догадались, какая тема сегодня на уроке? Какая цель урока? Поставьте перед собой задачи? - Возьмите свою «Лестницу успеха» и оцените себя. | Рассуждения детей. Определяют тему урока, цель. Дети намечают вопросы, на которые они хотели бы найти ответы: 1.Познакомиться с подмножеством. 2.Узнать какие знаки ставятся между подмножеством и множеством. 3. Научиться изображать отношение множества и подмножества на диаграмме Эйлера-Венна. Обучающиеся оценивают себя. | Предметные УУД: - иметь представление о понятии «множество», «элементы множества» Личностные УУД: - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Метапредметные УУД: коммуникативные - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; - формирование умения ставить цель деятельности; регулятивные - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив; познавательные - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; | |
Физкультминутка Цель: снятие физического напряжения | |||
Учитель демонстрирует фрагмент из видеоурока «Физкультминутка» | Дети выполняют упражнения | Формирование установки на здоровый образ жизни - Л | |
4 этап. Открытие нового знания (исследование) Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. Методы: организация самостоятельной исследовательской деятельности через парную и групповую работу; наглядный, словесный, практический; рефлексия учебно-познавательной деятельности | |||
1 Задание (изображают диаграмму с множеством зайцев и множеством животных) Сверяют свои предположения с правилом в учебнике. 2задание - Положите перед собой «пазлы». - Установите последовательность, т.е. разложите сверху вниз так, чтобы получился алгоритм изображения диаграммы подмножества и множества. ( 6 слайд) | Высказывают свое мнение. Выполняют задания в парах, а затем в группах. Объясняют свой выбор. Сверяют с образцом. Работа над правилом в учебнике. В группе Высказывают свое мнение. Размышления детей. Составляют алгоритм. Дети смотрят слайд и убеждаются в правильности своих выводов. | Предметные УУД: - Личностные УУД: - умение грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию; Метапредметные УУД: регулятивные
оценка результатов работы, осуществление контроля и внесение корректив; коммуникативные - формирование умения работать в парах, в группах; познавательные
- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; | |
5 этап. Первичная проверка понимания Цель: усвоить учащимися новый способ действия, зафиксировать алгоритм выполнения … , организовать усвоение учащимися нового материала Методы: наглядный, словесный; рефлексия учебно-познавательной деятельности | |||
- Давайте сверим свои открытия. - С чего нужно начать? - Во- вторых? - В-третьих? - Возьмите свою «Лестницу успеха» и оцените себя. | Дети высказывают свои предположения и сверяют по эталону.
2. Определить какое множество является частью другого. 3.Изобразить диаграмму подмножества внутри диаграммы множества. Осуществляют самооценку | Предметные УУД: - знать алгоритм изображения подмножества и множества на диаграмме Эйлера-Венна. Личностные УУД:
- применение на практике и последующее повторение нового материала; Метапредметные УУД: познавательные
- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; коммуникативные - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; | |
6 этап. Применение новых знаний Цель: включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. Методы: наглядный, практический; рефлексия учебно-познавательной деятельности | |||
Работаем по учебнику. -Что нужно сделать в задании? -Что поможет нам выполнить это задание? Верно, в выполнении этого задания вам поможет алгоритм изображения подмножества и множества. Оцените себя на «Лестнице успеха» Самостоятельная работа. (по учебнику) Придумайте примеры подмножества и множества. | Дети доказывают своё мнение. Дети работают в группе. Представляют свои результаты. Сверяют с образцом. Обучающиеся оценивают себя. Взаимопроверка. Сверяют с образцом на доске. Оценивают себя. Учащиеся придумывают примеры подмножества и множества. | Предметные УУД: - уметь изображать диаграмму подмножества и множества. Личностные УУД: - проявление готовности к самообразованию; Метапредметные УУД: регулятивные - умение выбирать действия с поставленной задачей; познавательные - рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; | |
7 этап. Рефлексия учебной деятельности Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий Методы: словесный | |||
- Кто доволен собой на уроке? Кто все задания выполнял уверенно и легко? - Кто чувствовал затруднения? | Обучающиеся отвечают на вопросы. | Личностные УУД: -самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности | |
8 этап. Домашнее задание Цель: включить новый способ действий в систему знаний учащихся тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации Методы: практический | |||
Учитель даёт дифференцированное, творческое задание: - выполнить задания по индивидуальным карточкам; - придумать подобное задание для одноклассников |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики. Тема урока: ЧТО УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ.
Цель:развитие и формирование способностей вычислений через математическую деятельность.укрепление взаимодействия и практической значим...
Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.
Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания учащихся о скорости, времени, расстоянии; формировать вычислительные навыки, навыки...
Конспект урока математики.Тема урока: "Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему.Планируемые образовательные результаты Предметные:учащиеся научатся делать выводы о значении математическ...
Конспект урока математики Тема урока: «Решение задач. Табличные случаи с числами 2,3,4 ».
УМК«Гармония»Тип урокаУрок закрепления полученных знаний.Цель, задачиЦель: Совершенствование вычислительных навыков и умений решать арифметические задачи.Задачи:Образовательные:Повто...
Конспект урока по математике "Подмножество. Знаки ⊂ и ⊄». Задачи на приведение к единице" 3 класс , УМК "Перспектива"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Подмножество. Знаки ⊂ и ⊄». Задачи на приведение к единице»....
Конспект урока математики Тема: «Сравнение многозначных чисел. Решение арифметических задач. Правило (закономерность) в записи числового ряда.»УМК «Гармония», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч.
Цели деятельности учителя: Формирование умения сравнивать многозначные числа, располагать их в порядке убывания, находить правило, по которому расположен ряд многозначных чисел.Совершенствование навык...
Конспект урока математики. Тема: Число и цифра 2. Знак плюс (+).
Тема: Число и цифра 2. Знак плюс (+).Цель: создать условия для формирования представлений о числе и цифре 2Задача: 1. Познакомить с числом и цифрой 2 и +;закреплять число12. развивать математиче...