Рабочая программа по математике 1 класс (УМК "Перспектива")
рабочая программа по математике (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.docx | 124.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Математика |
наименование учебного предмета, курса
1 класс |
(класс(ы))
Срок реализации программы 2018 – 2019 учебный год
Ф.И.О. учителя | Охотникова Татьяна Александровна |
Должность | учитель начальных классов |
Квалификационная категория | высшая |
Бийск – 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами начального общего образования, программой Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой «Математика», Издательство «Просвещение», 2014 г., Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 7 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Математика. Учебник 1 класс. В 2ч. /Сост. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., БукаТ.Б. – М.: Просвещение, 2018
- Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2ч. /Сост. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Т.Б. Бука – М.: Просвещение, 2018
- Математика. Проверочные работы.1 класс./Сост. Бука Т.Б. – М.: Просвещение,2018
- Медникова Л.А. Математика: Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс; пособие для учителей общеобразоват. организаций/ – М.: Просвещение,2015
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Исходя из общих положений концепции математического образования изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника;
- освоение начальных математических знаний;
- развитие интереса к математике.
Достижение важнейшей цели начального курса математики — формирование у учащихся математической грамотности — связано главным образом с актуализацией языкового компонента содержания обучения, реализацией коммуникативной функции обучения и расширением диалоговых форм работы с учащимися на уроке.
Основные задачи начального курса математики:
- развитие числовой грамотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
- формирование прочных вычислительных навыков через освоение рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;
- ознакомление с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
- развитие умения измерять и вычислять величины (длину, время и др.);
- освоение эвристических приёмов рассуждений, выбора стратегии решения, анализа ситуаций и сопоставления данных в процессе решения текстовых задач;
- формирование умения переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
- развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента гуманитарной культуры и средства развития личности; y математическое развитие младших школьников, которое включает способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- проявлять интерес к математике, размышлять над этимологией математических терминов;
- формирование умения вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- расширение и уточнение представления об окружающем мире средствами учебного предмета, развитие умения применять математические знания в повседневной практике.
Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания.
Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду и работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях (коллекционирование марок, открыток, разведение комнатных цветов, аквариумных рыбок и др.), учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом и др.
Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента — к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем.
У учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Математика» отводится 4 ч в неделю, 132 ч в год (33 учебные недели).
Из них на проведение:
- контрольных работ – 9 ч.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности учащихся 1 класса, для которого разработана.
Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств.
Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей. Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер». Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, живое, образное описание событий, эпизода, игры-путешествия, шарады, загадки и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Для усвоения программы всеми учениками планируется больше индивидуальных заданий (упражнений), упражнения для развития речи. На уроках будут использоваться задания (упражнения) для развития и коррекции:
- Движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
- Отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
- Различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- Нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- Речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
- Представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Индивидуальных пробелов в знаниях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- положительное отношение к учёбе в школе, к предмету «Математика»;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- осознание сути новой социальной роли — ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;
- элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Учащийся получит возможность для формирования:
- положительного отношения к школе;
- первоначального представления о знании и незнании;
- понимания значения математики в жизни человека;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
- первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни; бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и др.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учи теля;
- составлять план действий для решения несложных учебных задач;
- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
- осознавать результат учебных действий;
- описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.
Познавательные
Учащийся научится:
- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
- использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
- читать простое схематическое изображение;
- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций);
- на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- под руководством учителя проводить аналогию;
- понимать отношения между понятиями (родовидовые, причинно-следственные);
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- строить элементарное рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока или по рассматриваемому вопросу;
- осознавать смысл межпредметных понятий: число, вели- чина, геометрическая фигура.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения); строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;
- выделять существенные признаки объектов;
- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
- понимать содержание эмпирических обобщений;
- с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные
Учащийся научится:
- принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;
- воспринимать различные точки зрения;
- понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
- контролировать свои действия в классе;
- слушать партнёра; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае своей неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
- формулировать свою точку зрения;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и величины
Учащийся научится:
- различать понятия «число» и «цифра»;
- читать и записывать числа в пределах 20 с помощью цифр;
- понимать отношения между числами («больше», «меньше», «равно»);
- сравнивать изученные числа с помощью знаков «больше» («>»), «меньше» («<»), «равно» («=»);
- упорядочивать натуральные числа и число нуль в соответствии с указанным порядком;
- понимать десятичный состав чисел от 11 до 20;
- понимать и использовать термины: предыдущее и после- дующее число;
- различать единицы величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр, практически измерять длину.
Учащийся получит возможность научиться:
- практически измерять величины: массу, вместимость.
Арифметические действия
- понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;
- складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
- складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
- применять таблицу сложения в пределах 20;
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- вычислять значение числового выражения в одно-два действия на сложение и вычитание (без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;
- применять переместительное свойство сложения;
- понимать взаимосвязь сложения и вычитания;
- сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях;
- выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и вычислять его значение;
- составлять выражения в одно-два действия по описанию в задании.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- восстанавливать сюжет по серии рисунков;
- составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;
- изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;
- различать математический рассказ и задачу;
- выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на...», «меньше на...»;
- составлять задачу по рисунку, схеме;
- понимать структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом;
- различать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
- решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Учащийся получит возможность научиться:
- рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;
- соотносить содержание задачи и схему к ней;
- составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;
- составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению; рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи, выбирать из них правильные, исправлять неверные
Геометрические фигуры
- понимать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.);
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, кривая, замкнутая или незамкнутая линия, отрезок, треугольник, квадрат;
- изображать точки, прямые, кривые, отрезки;
- обозначать знакомые геометрические фигуры буквами русского алфавита;
- чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки.
- Учащийся получит возможность научиться:
- различать геометрические формы в окружающем мире: круглая, треугольная, квадратная; распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии;
- изображать на клетчатой бумаге простейшие орнаменты, бордюры.
Геометрические величины
Учащийся научится:
- определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
- применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) — и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы её измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).
Работа с информацией
Учащийся научится:
- получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать её в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;
- дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью;
- изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать простейшие готовые схемы, таблицы;
- выявлять простейшие закономерности, работать с табличными данными.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Задачи на приведение к единице, сравнение, нахождение неизвестного по двум суммам, нахождение неизвестного по двум разностям.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов (вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды; основания цилиндра; вершина и основание конуса).
Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, по- строение равной фигуры и др.).
Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («...и/или...», «если..., то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний.
Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
1 класс (132 ч)
СРАВНЕНИЕ И СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ
Признаки отличия, сходства предметов. Сравнение предметов по форме, размерам и другим признакам: одинаковые — разные; большой — маленький, больше — меньше, одинакового размера; высокий — низкий, выше — ниже, одинаковой высоты; широкий — узкий, шире — уже, одинаковой ширины; толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковой толщины; длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковой длины. Форма плоских геометрических фигур: треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая. Распознавание фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Выполнение упражнений на поиск закономерностей.
Расположение предметов в пространстве: вверху — внизу, выше — ниже, слева — справа, левее — правее, под, у, над, перед, за, между, близко — далеко, ближе — дальше, впереди — позади. Расположение предметов по величине в порядке увеличения (уменьшения).
Направление движения: вверх — вниз, вправо — влево. Упражнения на составление маршрутов движения и кодирование маршрутов по заданному описанию. Чтение маршрутов.
Как отвечать на вопрос «Сколько?». Счет предметов в пределах 10: прямой и обратный. Количественные числительные: один, два, три и т. д.
Распределение событий по времени: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Упорядочивание предметов. Знакомство с порядковыми числительными: первый, второй... Порядковый счет.
МНОЖЕСТВА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ
Множество. Элемент множества. Части множества. Разбиение множества предметов на группы в соответствии с указанными признаками. Равные множества.
Сравнение численностей множеств. Сравнение численностей двух-трех множеств предметов: больше — меньше, столько же (поровну). Что значит столько же? Два способа уравнивания численностей множеств. Разностное сравнение численностей множеств: На сколько больше? На сколько меньше?
Точки и линии. Имя точки. Внутри. Вне. Между.
Подготовка к письму цифр.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Число 0
Нумерация
Название, образование, запись и последовательность чисел от 1 до 10. Отношения между числами (больше, меньше, равно). Знаки «>», «<», «=».
Число 0 как характеристика пустого множества.
Действия сложения и вычитания. Знаки «+» и «–». Сумма. Разность.
Стоимость. Денежные единицы. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., их набор и размен.
Прямая. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Треугольник, его вершины и стороны. Прямоугольник, квадрат.
Длина отрезка. Измерение длины отрезка различными мерками. Единица длины: сантиметр.
Обозначения геометрических фигур: прямой, отрезка, треугольника, четырехугольника.
Сложение и вычитание
Числовой отрезок. Решение примеров на сложение и вычитание с помощью числового отрезка. Примеры в несколько действий без скобок. Игры с использованием числового отрезка.
Способы прибавления (вычитания) чисел 1, 2, 3, 4 и 5.
Задача. Состав задачи. Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Сложение и вычитание отрезков.
Слагаемые и сумма. Взаимосвязь действий сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Прибавление 6, 7, 8 и 9
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Нахождение неизвестного слагаемого.
Вычитание 6, 7, 8 и 9.
Таблица сложения в пределах 10.
Задачи в 2 действия
Масса. Измерение массы предметов с помощью весов. Единица массы: килограмм.
Вместимость. Единица вместимости: литр.
ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20
Нумерация
Числа от 11 до 20. Название, образование и запись чисел от 11 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Отношение порядка между числами второго десятка.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Правила нахождения неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Таблица сложения до 20.
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Вычитание с переходом через десяток. Вычитание двузначных чисел.
Решение составных задач в 2 действия.
Единица длины: дециметр.
Сложение и вычитание величин.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных общих учебных умений, навыков, способов действий.
В течение первого года обучения в журнале, дневниках и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся, посредством ежедневной проверки полноты и качества выполненных ими работ, завершающейся дачей необходимых индивидуальных рекомендаций обучающимся и их родителям (законным представителям) по достижению планируемых образовательных результатов согласно основной образовательной программе начального общего образования. Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой в форме письменных заключений учителя, по итогам проверочных и самостоятельных работ на основе Листа образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса.
Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки предметных достижений учащихся. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ построена с учётом уровневого подхода, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
В зависимости от уровня достижений по предмету обучающихся можно разделить на 5 групп (недостаточный, пониженный, базовый, повышенный, высокий).
недостаточный уровень - учащиеся, которые не овладели большинством базовых знаний и умений;
пониженный уровень достижений - учащиеся, которые не достигли уровня базовой подготовки, овладели лишь отдельными базовыми знаниями и умениями;
базовый уровень подготовки – учащиеся, которые достигли уровня базовой подготовки, но не продемонстрировали способность справляться с заданиями повышенного уровня, т.е. они испытывают трудности при ориентировке в новой непривычной ситуации. У них сформированы только базовые предметные умения и имеется опыт применения учебных действий в стандартных ситуациях;
повышенный уровень - учащиеся, которые достигли уровня базовой подготовки и продемонстрировали способность применять полученные знания в измененной или новой ситуации;
высокий уровень достижений - наиболее подготовленные и способные учащиеся, которые продемонстрировали прочную базовую подготовку и способность уверенно применять полученные знания в измененной или новой ситуации.
Учет достижений учащихся осуществляется по каждой теме, изучаемой по программе по форме:
Лист предметных достижений учащихся по математике
ФИ учащегося | Пространственные представления | Счёт предметов в произвольном и определенном порядке | Умение сравнивать предметы по форме, цвету, размеру | Умение чертить прямую, кривую, ломанную линии | Знать временные представления | Запись цифр и математических знаков | Сравнение чисел | Нумерация от 1 до 20 | Приёмы сложения и вычитания в пределах 10 | Приёмы сложения и вычитания в пределах 20 | Состав чисел первого десятка | Умение сравнивать натуральные числа | Умение различать геометрические фигуры | Умение анализировать и решать текстовые задачи в одно действие | Умение анализировать и решать текстовые задачи в два действия |
Промежуточная аттестация обучающихся 1 класса осуществляется в форме качественной оценки успеваемости, основанной на двузначной номинальной оценочной шкале: «освоил (а) программу 1 класса», «не освоил программу 1 класса».
Годовые отметки успеваемости по учебным предметам обучающимся 1-х классов не выставляются.
Критерии оценивания предметных результатов достижений
обучающихся
№ п/п | Формы контроля | Критерии оценивания |
1. | Устные ответы | Высокий уровень подготовки определяется, если обучающийся:
Повышенный уровень определяется, если обучающийся:
Базовый уровень определяется, если обучающийся:
Пониженный уровень, если обучающийся:
Недостаточный уровень - не понимает смысл вопросов. Ошибки: - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: - неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; - при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов |
2 | Письменные (проверочные) работы по УМК | Высокий уровень подготовки (ВУ) определяется, если обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов, либо допустил не более одного недочета. Повышенный уровень (ПУ) определяется, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней
Базовый уровень определяется (БУ), если обучающийся выполнил не менее половины работы, допустив при этом:
Пониженный уровень (Пн/У), если обучающийся:
Недостаточный уровень (НУ) - не приступил к выполнению, так как не понимает задания даже при помощи учителя |
3 | Письменные работы: тесты | Высокий уровень подготовки (ВУ) определяется, если обучающийся правильно выполнил задания на 100% Повышенный уровень (ПУ) определяется, если обучающийся правильно выполнил задания на 90 – 80 % Базовый уровень определяется (БУ), если обучающийся правильно выполнил задания на 70 – 60 % Пониженный уровень (Пн/У), если обучающийся правильно выполнил менее 50 % задания Недостаточный уровень (НУ) - не приступил к выполнению, так как не понимает задания даже при помощи учителя |
4 | Проекты |
Высокий уровень подготовки (ВУ) - цель определена, сформулирована, четко обоснована Повышенный уровень (ПУ) - цель ясно сформулирована, но обоснована в общих чертах; Базовый уровень определяется (БУ) - цель сформулирована, но не обоснована; Пониженный уровень (Пн/У) - цель не сформулирована; Недостаточный уровень (НУ) - не приступил к выполнению, так как не понимает задания даже при помощи учителя.
Высокий уровень подготовки (ВУ) - развернутый план, состоит из основных этапов и промежуточных шагов по достижению цели проекта; Повышенный уровень (ПУ) - краткий план, состоит из основных этапов проекта; Базовый уровень определяется (БУ) - план не обеспечивает достижения цели; Пониженный уровень (Пн/У) - план отсутствует; Недостаточный уровень (НУ) - не приступил к выполнению, так как не понимает задания даже при помощи учителя.
Высокий уровень подготовки (ВУ) - автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. Повышенный уровень (ПУ) - автор показал раскрытие темы в рамках школьной программы Базовый уровень определяется (БУ) - тема раскрыта фрагментарно; Пониженный уровень (Пн/У) - тема не раскрыта; Недостаточный уровень (НУ) - не приступил к выполнению, так как не понимает задания даже при помощи учителя.
Высокий уровень подготовки (ВУ) - творческий подход, оригинальное отношение. Повышенный уровень (ПУ) - серьезная заинтересованность, элементы творчества; Базовый уровень определяется (БУ) - проявлен незначительный интерес, не использованы возможности творческого подхода; Пониженный уровень (Пн/У) работа шаблонная, оформление формальное; Недостаточный уровень (НУ) - не приступил к выполнению, так как не понимает задания даже при помощи учителя
Высокий уровень подготовки (ВУ) - внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, автор владеет культурой общения, уложился в регламент, ему удалось вызвать большой интерес; Повышенный уровень (ПУ) - внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, но автор не владеет культурой общения, не уложился в регламент; Базовый уровень определяется (БУ) - внешний вид и речь автора не соответствуют правилам проведения презентации; Пониженный уровень (Пн/У) - презентация не проводилась; Недостаточный уровень (НУ) - не приступил к выполнению, так как не понимает задания даже при помощи учителя
Высокий уровень подготовки (ВУ) - полностью соответствует требованиям качества. Повышенный уровень (ПУ) - не полностью соответствует требованиям качества; Базовый уровень определяется (БУ) - не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям); Пониженный уровень (Пн/У) - проекта нет; Недостаточный уровень (НУ) - не приступил к выполнению, так как не понимает задания даже при помощи учителя Уровень выводится как среднеарифметическое по выбранным критериям |
Виды ошибок и недочетов при выполнении работ
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычисли тельных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам:
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., БукаТ.Б. Математика. Учебник 1 класс. В 2ч. - М.: Просвещение, 2018
- Бука Т.Б. Математика. Проверочные работы.1 класс – М.: Просвещение,2018
- Медникова Л.А. Математика: Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс; пособие для учителей общеобразоват. организаций/ – М.: Просвещение,2015
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Количество контрольных работ |
1 | Сравнение и счет предметов | 12 | |
2 | Множества и действия над ними | 9 | 1 |
3 | Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация | 25 | 2 |
4 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 58 | 3 |
5 | Числа от 11 до 20. Нумерация | 2 | |
6 | Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание | 26 | 3 |
Итого: 132 ч. | 9 к/р |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Характеристика учебной деятельности | Ресурсы (технические средства, демонстрационные материалы) | Неделя месяца |
1 | СРАВНЕНИЕ И СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ (12 Ч) | |||
Какая бывает форма | Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам. Называть признаки различия, сходства предметов. Исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная | икт | 03.09 – 07.09 | |
Разговор о величине | Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам. Распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Описывать признаки предметов с использованием слов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — уз- кий, шире — уже, толстый — тонкий, длинный — короткий | Дид. ма-л | 03.09 – 07.09 | |
Расположение предметов. | Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху — внизу, выше — ниже, верхний — нижний, слева — справа, левее — правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко — далеко, ближе — дальше, впереди — позади | Дид. ма-л | 03.09 – 07.09 | |
Количественный счёт предметов. | Отсчитывать из множества предметов заданное количество отдельных предметов. Оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки подсчётом. Вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10 | Дид. ма-л икт | 03.09 – 07.09 | |
Порядковый счёт предметов. | Называть числа в порядке их следования при счёте. Вести порядковый счёт предметов. Устанавливать и называть порядковый номер каждого предмета в ряду, используя числительные: первый, второй… | Дид. ма-л | 10.09 – 14.09 | |
Чем похожи? Чем различаются? | Находить признаки отличия, сходства двух-трёх предметов. Находить закономерности в ряду предметов или фигур. Группировать объекты по заданному или самостоятельно выявленному правилу | Дид. ма-л | 10.09 – 14.09 | |
Расположение предметов по размеру. | Упорядочивать объекты. Устанавливать порядок расположения предметов по величине. Моделировать отношения строгого порядка с помощью стрелочных схем | Дид. ма-л | 10.09 – 14.09 | |
Столько же. Больше. Меньше. | Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) | Плакат | 10.09 – 14.09 | |
Что сначала? Что потом? | Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). Читать и описывать маршруты движения, используя слова: вверх — вниз, вправо — влево | икт | 17.09 – 21.09 | |
На сколько больше? На сколько меньше? | Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько Контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания. Взаимодействовать с соседом по парте, в группе | Разд. мат-л | 17.09 – 21.09 | |
На сколько больше? На сколько меньше? | Интерактивный тренажер по математике "Приключения Буратино"; 1 класс | 17.09 – 21.09 | ||
Урок повторения и самоконтроля | 17.09 – 21.09 | |||
2 | МНОЖЕСТВА (9 Ч) | |||
Множество. Элемент множества. | Называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества. Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. Задавать множество наглядно или перечислением его элементов. Устанавливать равные множества | Разд. мат-л | 24.09 – 28.09 | |
Части множества. | Разд. мат-л | 24.09 – 28.09 | ||
Части множества. | икт | 24.09 – 28.09 | ||
Равные множества. | 24.09 – 28.09 | |||
Равные множества. | Разд. мат-л | 01.10 – 05.10 | ||
Точки и линии. | Распознавать точки и линии на чертеже. Называть обозначение точки. Располагать точки на прямой и плоскости в указанном порядке. | Разд. мат-л | 01.10 – 05.10 | |
Внутри. Вне. Между | Описывать порядок расположения точек, используя слова: внутри, вне, между. Моделировать на прямой и на плоскости отношения: внутри, вне, между. Рисовать орнаменты и бордюры | 01.10 – 05.10 | ||
Внутри. Вне. Между | Разд. мат-л | 01.10 – 05.10 | ||
Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 1 | Контролировать свою работу и оценивать её результат | 08.10 – 12.10 | ||
3 | ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0 Нумерация (15 ч) | |||
3.1 | Число и цифра 1. | Писать цифру 1. Соотносить цифру и число 1 | Разд. мат-л Тренажёр счёт 1 – 2 | 08.10 – 12.10 |
3.2 | Число и цифра 2 | Писать цифру 2. Соотносить цифру и число 2 | Разд. мат-л Тренажёр счёт 1 – 2 | 08.10 – 12.10 |
3.3 | Прямая и её обозначение. | Различать и называть прямую линию. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями. Изображать на чертеже прямую линию с помощью линейки. Обозначать прямую двумя точками | Чертёжное оборудование | 08.10 – 12.10 |
3.4 | Рассказы по рисункам. | Составлять рассказ по парным рисункам или схематическим рисункам, на которых представлены ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания) | икт | 15.10 – 19.10 |
3.5 | Знаки «+» («плюс»), «–» («минус»), «=» («равно»). | Составлять рассказ по тройным картинкам, иллюстрирующим действие сложения (вычитания), с указанием на каждой из них ключевого слова: «Было. Положили ещё. Стало» или «Было. Улетел. Осталось». Читать, записывать и составлять числовые выражения 21 с использованием знаков «+» («плюс»), «–» («минус»), «=» («равно») | Интерактивный тренажер по математике "Приключения Буратино"; 1 класс | 15.10 – 19.10 |
3.6 | Отрезок и его обозначение. | Различать, изображать и называть отрезок на чертеже. Сравнивать отрезки на глаз, наложением или с помощью мерки | Дид. ма-л | 15.10 – 19.10 |
3.7 | Число и цифра 3. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в пря- мом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 1 до 3. Соотносить цифру и число 3. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 3 из пары чисел (2 — это 1 и 1; 3 — это 2 и 1) | Плакат «Правильное написание чисел 1 - 10» Таблица «Состав чисел в пределах 10» | 15.10 – 19.10 |
3.8 | Треугольник. | Различать, изображать и называть треугольник на чертеже. Конструировать различные виды треугольников из трёх палочек или полосок | Чертёжное оборудование Дид. ма-л | 22.10 – 26.10 |
3.9 | Число и цифра 4. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 4 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при задан- ном порядке счёта. Писать цифры от 1 до 4. Соотносить цифру и число 4. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 4 (2 — это 1 и 1; 4 — это 2 и 2) | Плакат «Правильное написание чисел 1 - 10» Таблица «Состав чисел в пределах 10» | 22.10 – 26.10 |
3.10 | Четырёхугольник. Прямоугольник. | Различать, изображать и называть четырёхугольник на чертеже. Конструировать различные виды четырёхугольников (прямоугольников) из четырёх палочек или полосок. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры по самостоятельно установленному основанию | Чертёжное оборудование Дид. ма-л | 22.10 – 26.10 |
3.11 | Сравнение чисел | Сравнивать числа от 1 до 4, записывать результат сравнения с помощью знаков «>» («больше»/ «меньше») | Интерактивный тренажер по математике "Приключения Буратино"; 1 класс | 22.10 – 26.10 |
3.12 | Число и цифра 5. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 5 как в пря- мом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры от 1 до 5. Соотносить цифру и число 5. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 5 из пары чисел (3 — это 1 и 2; 5 — это 3 и 2). Сравнивать числа в пределах 5 | Плакат «Правильное написание чисел 1 - 10» Таблица «Состав чисел в пределах 10» | 06.11 – 09.11 |
3.13 | Число и цифра 6. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 6 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры от 1 до 6. Соотносить цифру и число 6. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 6 из пары чисел (5 — это 4 и 1; 6 — это 3 и 3). Сравнивать числа в пределах 6 | Плакат «Правильное написание чисел 1 - 10» Таблица «Состав чисел в пределах 10» | 06.11 – 09.11 |
3.14 | Замкнутые и незамкнутые линии | Распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии, изображать их от руки и с помощью чертёжных инструментов. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами | Интерактивный тренажер по математике "Приключения Буратино"; 1 класс | 06.11 – 09.11 |
3.15 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 2 | Контролировать свою работу и оценивать её результат | 06.11 – 09.11 | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0 Нумерация (продолжение; 10 ч) | ||||
3.16 | Сложение. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания). Составлять числовые выражения на нахождение суммы (разности). | Волшебный счёт | 12.11 – 16.11 |
3.17 | Вычитание. | Вычислять сумму (разность) чисел в пределах 10. Читать числовые выражения на сложение (вычитание) с использованием терминов «сумма» («разность») различными способами | Волшебный счёт | 12.11 – 16.11 |
3.18 | Число и цифра 7. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 7 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Писать цифры от 1 до 7. Соотносить цифру и число 7. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 7 из пары чисел (7 — это 4 и 3; 6 — это 3 и 3). Сравнивать любые два числа в пределах 7 и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения | Плакат «Правильное написание чисел 1 - 10» Таблица «Состав чисел в пределах 10» | 12.11 – 16.11 |
3.19 | Длина отрезка | Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Сравнивать длины отрезков на глаз, с помощью полоски бумаги, нити, общей мерки | Волшебный счёт | 12.11 – 16.11 |
3.20 | Число и цифра 0. | Называть и записывать число 0. Образовывать число 0 последовательным вычитанием всех единиц из данного числа. Сравнивать любые два числа в пределах от 0 до 7. Использовать свойства 0 в вычислениях | Плакат «Правильное написание чисел 1 - 10» Таблица «Состав чисел в пределах 10» | 19.11 – 23.11 |
3.21 | Числа 8, 9 и 10. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 0 до 9. Соотносить цифру и число | Плакат «Правильное написание чисел 1 - 10» | 19.11 – 23.11 |
3.22 | Числа 8, 9 и 10. | Таблица «Состав чисел в пределах 10» | 19.11 – 23.11 | |
3.23 | Числа 8, 9 и 10. | Плакат «Правильное написание чисел 1 - 10» | 19.11 – 23.11 | |
3.24 | Числа 8, 9 и 10. | Таблица «Состав чисел в пределах 10» | 26.11 – 30.11 | |
3.25 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 3 | Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Упорядочивать заданные числа. Составлять числа от 2 до 10 из пары чисел (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1). Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы | 26.11 – 30.11 | |
4 | ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0 Сложение и вычитание (18 ч) | |||
4.1 | Числовой отрезок. | Моделировать действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложения и вычитания, записывать по ним числовые равенства | Волшебный счёт | 26.11 – 30.11 |
4.2 | Прибавить и вычесть 1. | Выполнять сложение и вычитание вида ± 1. | икт | 26.11 – 30.11 |
4.3 | Решение примеров + 1 и – 1. | икт | 03.12 – 07.12 | |
4.4 | Примеры в несколько действий. | Моделировать вычисления (сложение, вычитание) в несколько действий с помощью числового отрезка. Контролировать ход и результат вычислений | икт | 03.12 – 07.12 |
4.5 | Прибавить и вычесть 2. | Выполнять сложение и вычитание вида ± 1, ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2. Моделировать способы прибавления и вычитания 2 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» | икт | 03.12 – 07.12 |
4.6 | Решение примеров + 2 и – 2. | икт | 03.12 – 07.12 | |
.4.7 | Задача. | Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания. Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, схематическому чертежу, решению. Выделять задачи из предложенных текстов. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом | Дид. ма-л | 10.12 – 14.12 |
4.8 | Прибавить и вычесть 3. | Выполнять сложение и вычитание вида ± 1, ± 2, ± 3. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3. Моделировать способы прибавления и вычитания 3 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» | Дид. ма-л | 10.12 – 14.12 |
4.9 | Решение примеров + 3 и– 3. | Дид. ма-л | 10.12 – 14.12 | |
4.10 | Сантиметр | Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Контролировать и оценивать свою работу | Таблица «Меры длины» | 10.12 – 14.12 |
4.11 | Прибавить и вычесть 4. | Выполнять сложение и вычитание вида ± 1, ± 2, ± 3, ± 4. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4. Моделировать способы прибавления и вычитания 4 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» | Дид. ма-л | 17.12 – 21.12 |
4.12 | Решение примеров + 4 и – 4. | Дид. ма-л | 17.12 – 21.12 | |
4.13 | Столько же. | Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и ещё…», «столько же, но без…», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи | икт | 17.12 – 21.12 |
4.14 | Столько же и ещё… Столько же, но без… | икт | 17.12 – 21.12 | |
4.15 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 24.12 – 28.12 | |
4.16 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 24.12 – 28.12 | |
4.17 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 24.12 – 28.12 | |
4.18 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 4 | Контролировать свою работу и оценивать её результат | 24.12 – 28.12 | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0 Сложение и вычитание (продолжение; 40 ч) | ||||
4.19 | Прибавить и вычесть 5. | Выполнять сложение и вычитание вида ± 1, ± 2, ± 3, ± 4, ± 5. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3, по 4, по 5. Моделировать способы прибавления и вычитания 5 с помощью числового отрезка. Сравнивать разные способы сложения (вычитания), выбирать наиболее удобный. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик» | икт | 11.01 |
4.20 | Решение примеров + 5 и – 5 | Дид. ма-л | 14.01 – 18.01 | |
4.21 | Решение примеров + 5 и – 5 | икт | 14.01 – 18.01 | |
4.22 | Решение примеров + 5 и – 5 | Дид. ма-л | 14.01 – 18.01 | |
4.23 | Задачи на разностное сравнение. | Моделировать и решать задачи на разностное сравнение. Составлять задачи на разностное сравнение по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 14.01 – 18.01 |
4.24 | Задачи на разностное сравнение. | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 21.01 – 25.01 | |
4.25 | Масса | Описывать события с использованием единицы массы килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы | Таблица «Величины» | 21.01 – 25.01 |
4.26 | Масса | Таблица «Величины» | 21.01 – 25.01 | |
4.27 | Сложение и вычитание отрезков | Моделировать различные ситуации взаимного расположения отрезков. Составлять равенства на сложение и вычитание отрезков по чертежу | икт | 21.01 – 25.01 |
4.28 | Сложение и вычитание отрезков | Дид. ма-л | 28.01 – 01.02 | |
4.29 | Слагаемые. Сумма | Использовать математические термины (слагаемые, сумма) при составлении и чтении математических записей | икт | 28.01 – 01.02 |
4.30 | Слагаемые. Сумма | Дид. ма-л | 28.01 – 01.02 | |
4.31 | Слагаемые. Сумма | икт | 28.01 – 01.02 | |
4.32 | Переместительое свойство сложения. | Сравнивать суммы, получившиеся в результате использования переместительного свойства сложения. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида + 5 | икт | 04.02 – 08.02 |
4.33 | Решение задач. | Анализировать условие задачи, подбирать к нему вопрос в зависимости от выбранного арифметического действия (сложения, вычитания). Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 04.02 – 08.02 |
4.34 | Решение задач. | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 04.02 – 08.02 | |
4.35 | Прибавление 6, 7, 8 и 9. | Применять переместительное свойство сложения для случаев вида + 5, + 6, + 7, + 8, +9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например, приём прибавления по частям ( + 5 = + 2 + 3) | икт | 04.02 – 08.02 |
4.36 | Решение примеров + 6, + 7, + 8, + 9. | икт | 11.02 – 15.02 | |
4.37 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | Использовать математические термины (уменьшаемое, вычитаемое, разность) при составлении и чтении математических записей | икт | 11.02 – 15.02 |
4.38 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | Дид. ма-л | 11.02 – 15.02 | |
4.39 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | Дид. ма-л | 11.02 – 15.02 | |
4.40 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность | Дид. ма-л | 18.02 – 22.02 | |
4.41 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 5 | Контролировать свою работу и оценивать её результат | 18.02 – 22.02 | |
4.42 | Задачи с несколькими вопросами | Анализировать условие задачи, подбирать к нему разные вопросы | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 18.02 – 22.02 |
4.43 | Задачи с несколькими вопросами | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 18.02 – 22.02 | |
4.44 | Задачи в 2 действия. | Моделировать условие задачи в 2 действия. Анализировать условие задачи в 2 действия, составлять план её решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 25.02 – 01.03 |
4.45 | Задачи в 2 действия. | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 25.02 – 01.03 | |
4.46 | Задачи в 2 действия. | Тренажёр. Задачи №1. 1 класс. | 25.02 – 01.03 | |
4.47 | Литр. | Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности | Таблица «Величины» | 25.02 – 01.03 |
4.48 | Нахождение неизвестного слагаемого | Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Применять правило нахождения неизвестного слагаемого при решении примеров с «окошком» и при проверке правильности вычислений | Дид. ма-л | 04.03 – 08.03 |
4.49 | Вычитание 6, 7, 8 и 9. | Выполнять вычисления вида – 6,– 7,– 8,– 9, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9 или способа дополнения до 10. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10 | икт | 04.03 – 08.03 |
4.50 | Решение примеров– 6, – 7,– 8,– 9. | икт | 04.03 – 08.03 | |
4.51 | Решение примеров– 6, – 7,– 8,– 9. | икт | 11.03 – 15.03 | |
4.52 | Таблица сложения | Таблица сложения | 11.03 – 15.03 | |
4.53 | Таблица сложения | Таблица сложения | 11.03 – 15.03 | |
4.54 | Уроки повторения и самоконтроля. | Контролировать свою работу и оценивать её результат | Таблица сложения | 11.03 – 15.03 |
4.55 | Уроки повторения и самоконтроля. | Контролировать свою работу и оценивать её результат | Таблица сложения | 18.03 – 22.03 |
4.56 | Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 6 | Контролировать свою работу и оценивать её результат | 18.03 – 22.03 | |
4.57 | Уроки повторения и самоконтроля. | Контролировать свою работу и оценивать её результат | икт Дид. ма-л | 18.03 – 22.03 |
4.58 | Уроки повторения и самоконтроля. | Контролировать свою работу и оценивать её результат | икт Дид. ма-л | 18.03 – 22.03 |
5 | ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20 Нумерация (2 ч) | |||
Образование чисел второго десятка | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счёте. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи | Лунтик счёт до 20 | 02.04 – 05.04 | |
Двузначные числа от 10 до 20 | Лунтик счёт до 20 | 02.04 – 05.04 | ||
6 | ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20 Сложение и вычитание (26 ч) | |||
Случаи сложения и вычитания | Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации | Таблица «сложения и вычитания» | 02.04 – 05.04 | |
Случаи сложения и вычитания | Таблица «сложения и вычитания» | 02.04 – 05.04 | ||
Дециметр | Выполнять измерение длин отрезков в дециметрах и сантиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими (1 дм 5 см = 15 см) и наоборот (20 см = 2 дм). Составлять план решения задачи в 2 действия. Решать задачи в 2 действия | Таблица «Меры длины» | 08.04 – 12.04 | |
Дециметр | Таблица «Меры длины» | 08.04 – 12.04 | ||
Сложение и вычитание без перехода через десяток | Моделировать приёмы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Прогнозировать результат вычисления. Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20. Выполнять измерение длин отрезков, заменять крупные единицы длины мелкими. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы Контролировать свою работу и оценивать её результат | Дид. ма-л | 08.04 – 12.04 | |
Сложение и вычитание без перехода через десяток | Дид. ма-л | 08.04 – 12.04 | ||
Сложение и вычитание без перехода через десяток | икт | 15.04 – 19.04 | ||
Уроки повторения и самоконтроля. | икт | 15.04 – 19.04 | ||
Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 7 | 15.04 – 19.04 | |||
Сложение с переходом через десяток | Моделировать приёмы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной мате- риал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20 | икт | 15.04 – 19.04 | |
Сложение с переходом через десяток | Дид. ма-л | 22.04 – 26.04 | ||
Сложение с переходом через десяток | Дид. ма-л | 22.04 – 26.04 | ||
Сложение с переходом через десяток | икт | 22.04 – 26.04 | ||
Сложение с переходом через десяток | икт | 22.04 – 26.04 | ||
Сложение с переходом через десяток | икт | 29.04 – 03.05 | ||
Сложение с переходом через десяток | Дид. ма-л | 29.04 – 03.05 | ||
Таблица сложения до 20. | Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20 | Таблица сложения | 29.04 – 03.05 | |
Вычитание с переходом через десяток | Моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Проверять правильность выполнения действий сложения и вычитания в пределах 20, используя другой приём вычисления или зависимость между компонентами и результатом действия | икт | 06.05 – 10.05 | |
Вычитание с переходом через десяток | Дид. ма-л | 06.05 – 10.05 | ||
Вычитание двузначных чисел | Моделировать приёмы выполнения действия вычитания двузначных чисел, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки. Применять знание разрядного состава числа при вычитании двузначных чисел в пределах 20. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Выполнять вычитание двузначных чисел в пределах 20 | Дид. ма-л | 06.05 – 10.05 | |
Вычитание двузначных чисел | Волшебный счёт | 13.05 – 17.05 | ||
Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 8 | Прогнозировать результат вычисления. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Измерять длины отрезков в сантиметрах или дециметрах. Распределять обязанности при работе в группе, договариваться между собой и находить общее решение Контролировать свою работу и оценивать её результат Контролировать свою работу и оценивать её результат | 13.05 – 17.05 | ||
Уроки повторения и самоконтроля. | икт | 13.05 – 17.05 | ||
Повторение. | икт | 13.05 – 17.05 | ||
Повторение. Итоговая контрольная работа за 1 класс | 20.05 – 24.05 | |||
Повторение. | Волшебный счёт | 20.05 – 24.05 | ||
Итого: 132 ч |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. Учебник 1 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2018
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Т.Б. Бука Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2018
- Математика. Проверочные работы.1 класс./Сост. Бука Т.Б. – М.: Просвещение,2018
- Медникова Л.А. Математика: Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс; пособие для учителей общеобразоват. организаций/ – М.: Просвещение,2015
- Волина В.В. Праздник числа. – М.: Знание, 1993.
- Ковалько В.И. Школа физминуток (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – Саратов: «Лицей», 2003.
- Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
- Математика в начальной школе: технологии обучения в разных дидактических системах: Методическое пособие/ авт. – сост. Л.Р. Бережнова. – М.: АРКТИ, 2007.
- Печатные пособия
- Таблица «Меры длины»
- Плакат «Правильное написание чисел 1 - 10»
- Таблица «Состав чисел в пределах 10»
- Таблица сложения
- Информационно-коммуникационные средства
- Интерактивный тренажер по математике "Приключения Буратино"; 1 класс
- Тренажёр. Задачи №1. 1 класс.
- Тренажёр счёт 1 – 2
- Лунтик счёт до 20
- Волшебный счёт
- Технические средства обучения (ТСО)
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска
- Интернет - ресурсы
- http:// www.veltip.ru
- http://uchit.rastu.ru/education/4/937
- http://www.kokch.kts.ru/math/map.htm
- http://www.uchportal.ru/load/288-1-0-47671
- http://kladraz.ru/igry-dlja-detei/obuchayuschie-igry/zanimatelnye-uprazhnenija-po-matematike-dlja-detei-7-8-let.html
- http://koncpekt.ru/grades/konspekt/math_1/185-zanimatelnyy-material-dlya-1-klassa.html
- http://zanimatika.narod.ru/Book8_1.htm
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата внесения корректировки | Содержание корректировки | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя руководителя по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...