Урок по математике "Вместимость.Литр"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Целью урока по математике является знакомство учащихся с величиной вместимость и с  новой единицей измерения вместимости 1 литр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematika.docx27.59 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_vmestimost.litr_.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 2-й класс

"ВМЕСТИМОСТЬ. ЛИТР".

Цель: познакомить с величиной вместимость, ввести новую единицу измерения вместимости 1 литр.

Задачи:

Предметные

  • создать условия для открытия учащимися нового для них понятия «вместимость»;
  • дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости;

Метапредметные

  •  формировать интерес к новому учебному материалу;
  • учить детей формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
  • развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов
  • развивать коммуникативные навыки

Оборудование: презентация, карточки для разминки, для работы в группах:

а) кувшин, кастрюля, банки 2 л и 3 л (во всех сосудах налито 1 литр воды);
б) мензурка 100мл, стакан 200 мл, банки 250мл и 500мл (для измерения воды);
в) 4 ведра, 4 банки по 1 л (для сливания воды).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

2. Актуализация знаний

На доске карточки: 5 кг, 2 см, 10 кг, 10 см, 1 кг, 1 мм,1 дм, 1 м  1 л.

Учитель: И так посмотрите внимательно на доску. А что вы видите? 

– На карточках написаны именованные числа.

– Их еще называют величинами.

Учитель: Какое задание вы можете сделать с этими величинами?

– Мы можем разбить их на  группы.

Учитель: На какие  группы вы разобьете эти величины?

– Я предлагаю в одну группу отнести 5 кг, 10 кг, 1 кг потому, что это единицы измерения веса.

– Во вторую группу я бы отнес 2 см, 10 см, 1 дм, 1 м потому, что это единицы измерения длины.

– А еще можно из карточек второй группы составить математическое выражение равенство 10см = 1 дм.

Учитель: Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания.

– Я бы расположила так: 1 кг, 5 кг, 10 кг

Учитель: Молодец! Единицы измерения длины расположите в порядке убывания.

А как быть, если два числа должны стоять на одном месте?

Учитель: Давайте вместе подумаем, как поступить в данной ситуации.

– Может быть можно сделать так:

2 см, 10 см, 1 м.
2см, 1 дм, 1 м.

Учитель: Правильно, предложенный тобой вариант имеет право на существование.

– А можно в единицах измерения длины в порядке убывания использовать только одну величину или 10 см, или 1дм ведь эти две величины одинаковые, мы составляли с ними равенство.

Учитель: Правильно, и этот вариант имеет право на существование. Хорошо!

3. Открытие новых знаний.

А) Создание проблемной ситуации

Рассказ про братьев

Учитель: Как вы предлагаете сравнить количество воды в ведрах?

– Можно взвесить.

– Но нет весов.

– Измерить высоту ведер . Какое ведро выше , там и больше воды.

– Надо воду перелить куда-то или измерить какой- то  меркой

Учитель: Вот мы с вами и пришли к выводу, что нужно измерить только воду в емкостях. А чем мы всегда пользуемся для измерения?

– Нужна какая-то мерка.

Б) Самостоятельная работа в группах

Учитель: Сейчас я раздам вам мерки.

1 группа вам – стакан (200 мл),

2 группа вам мензурка (100 мл),

3 группа вам – баночки (500 мл и 250 мл).

- Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерку, а не половину. Приступаем к измерению. Результаты запишите на листочках.

Учитель: Давайте проверим, как вы измерили. (Уч-ль вывешивает данные на доске.)

1 группа: 5 мерок.
2 группа: 
10 мерок.
3 группа: 2 мерки.
Учитель: У кого воды больше?

– У второй группы 10 мерок, значит у них воды больше.

– Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки.

– Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.

Учитель: Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости

– Это литр

Учитель: Правильно! А теперь посмотрите, куда вы сливали воду. Что заметили?

- А теперь маленький фокус. (Банки всех групп выставляются на один стол в ряд).

Что вы заметили? Вместимость этой банки 1 литр. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?

– Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было

Учитель: Вы где-нибудь встречались с единицей измерения жидкости?

– Сок в магазине продают в пакетах по1 литру и по 2 литра.

– В литровых пачках продают молоко и кефир.

– Папа на заправке покупает бензин в литрах.

4. Сообщение темы урока

Учитель: Кто догадался и может нам назвать тему урока сегодня?

– Новая единица измерения жидкости.

– Жидкость измеряют в литрах.

- Литр – единица измерения чего?

- А что мы делали с водой-жидкостью? (Вмещали, вливали…)

Учитель: Правильно! (Открывается запись на доске.)

ВМЕСТИМОСТЬ И ЕДИНИЦА ЕЕ ИЗМЕРЕНИЯ - ЛИТР (1 л)
Учитель: Давайте сформулируем задачи. Чему нам нужно научиться? 
- Мы должны научиться измерять количество жидкости в сосудах, сравнивать и находить их сумму или разность. 
- Мы должны уметь решать задачи, когда там встретятся литры.

 5. Закрепление новых знаний.

Учитель: Откройте учебник с. 102 № 220 (1). Прочитайте его глазками.

Учитель: Что нового вы узнали?

– Я узнал, что литры сокращенно пишутся буквой л.

– А еще, если измеряют жидкость, то говорят, что измеряют вместимость.

Учитель: Молодцы, вы у меня внимательные читатели! А теперь работаем дальше. Этот же номер, задание под цифрой 2 выполните самостоятельно.

Слайд

Учитель: Проверяем, я называю предмет, а вы называете его вместимость.

Учитель: Прочитайте: 6л, 28 л, 15 л.

-Это единицы измерения какой величины?

Молодцы! Я вижу, что вы хорошо поняли тему нашего урока.

Физминутка

- Встали, отдохнем. Предлагаю игру на внимание. Если на карточке записано число, 
означающее вместимость - учащиеся садятся на свои места;
означающее массу - прыгают на двух ногах;
означающее длину - шагают на месте.
Детям предложены карточки: 14 см, 8 кг, 5 л, 3м, 25 см, 75 кг, 92 м, 17 л
Учитель: Выполняя движения, что мы с вами сделали?
Ответ: Мы разделили числа на три группы: длину, массу, вместимость.
Учитель: Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы у меня очень внимательные. Продолжаем работать дальше.

- Парная работа. Прочитайте  задание. Как вы его поняли?

- Выполняем в парах только  задание.

- Проверим. Кто прочитает предложения, в которых говорится о вместимости?

Учитель: В начале практической работы (___) предлагала узнать, сколько всего воды было первоначально с сосудах. Сможем ли мы сейчас это сделать?

– Мы знаем, что у каждой группы было по литру воды. Нам нужно узнать, сколько всего, значит надо 3 раза прибавить 1 литр.

Учитель: Сделайте запись самостоятельно. Проверяем. Кто может записать на доске? Сравните у кого так же? Как можно назвать полученную запись?

1л+1л+1л=3л

– Это математическое равенство.

– Это сумма четырех одинаковых чисел.

6. Работа с ранее изученным материалом

Учитель: А теперь следующее задание. Какое это задание? ( на слайде) – решение задачи ( у доски).

Корова Зорька дает за сутки 19 литров молока, а Ромашка дает 24 литра молока. На сколько больше молока дает Ромашка, чем Зорька?

- Прочитайте текст задачи.

- О ком эта задача?

- Что известно в задаче? Как их можно по-другому назвать?

-Как оформить краткую запись задачи? Какая будет схема? Что мы ищем? Как найти разность?

Оформление решения в тетради.

- А какой еще вопрос можно задать к условию этой задачи?

Сколько молока дают за сутки 2 коровы?

7. Итог урока

Учитель: Итак, какая же была цель нашего урока? Достигли ли мы его?

- Познакомиться с новой величиной – вместимостью и единицей его измерения – литром.

– Мы должны были научиться измерять количество жидкости в посуде.

– Мы можем сравнивать вместимость разной посуды.

Учитель: Молодцы! Оцените свою работу на уроке карточками.

- Чьи идеи, мысли высказывания вам больше всего понравились?

- Мне сегодня понравились все ваши идеи и высказывания, ваша работа на уроке.

8. Домашнее задание

Учитель: Дома вам нужно выполнить задание1- составить свою задачу с использованием новой величины

2-Учебник стр  №     до №    Решите только те номера, Которые не вызовут затруднений

Выполним мини-тест с обратной стороны листа самооценки

1.Вместимость сосудов называют:

А) длина Б) масса В) объём

2.Мерой измерения объёма является:

А) сантиметр Б) литр В) килограмм

3. .Поставь знаки

А) 25л 80л; Б) 34л 43л

4 .Найди ошибку:

А) 70л + 4 л = 74л

Б) 69 л - 60л = 9л

В) 34 л = 34 см

Самопроверка, лист оценивания

ЖИЗНЬ - ЗНЬ+ Д+КОСТЬ=


ИЗВОЗ-ВОЗ+ МЕРА–А+ ИТЬ=

ЛИЛ – Л +ТР=

интересная информация:

  • Тело человека на две трети состоит из жидкости;
  • Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
  • А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
  • Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.

Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.

- Ребята, как вы думаете, мы сегодня плодотворно работали?

- Что нового вы узнали?

Что запомнили?

Что смогли?

- Какие выводы нам удалось сделать?

На листе самооценки поставьте итоговую оценку! Я внимательно проверю.

Оценки за урок…

Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и успеху на уроке на листе

Спасибо всем.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

В ходе урока у обучающихся сформированы:

Личностные УУД:

  • Доброжелательность, внимательность, готовность к сотрудничеству при работе в группах, оказанию помощи друг другу;
  • Стремление к успешности в учебной деятельности;
  • Позитивная самооценка.

Регулятивные УУД:

  • Понимать цель и смысл выполняемых заданий;
  • Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • Выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
  • Осуществлять первоначальный контроль своих действий и действий своих товарищей.

Познавательные УУД:

  • формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
  • осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
  • анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию объектов;

Коммуникативные УУД:

  • Задавать вопросы и отвечать на вопросы;
  • Проявлять интерес к общению и групповой работе;
  • Уважать мнение собеседников;
  • Преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
  • Следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
  • Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Величины. Объём. Литр»

Слайд 2

Цель: знакомство с величиной «Вместимость» и единицей измерения – «Литр» ; Измерять количество жидкости разными мерками; Сравнивать вместимость разной посуды .

Слайд 3

УРОК МАТЕМАТИКИ

Слайд 7

ОПЫТЫ

Слайд 8

План Измерьте вместимость банки с помощью данной мерки. Какое число мерок вы получили? Обозначьте его цифрой.

Слайд 9

Использование мерки 1 банка = 1 банка = I вариант: II вариант:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...