Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanim.matematika.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Булыкская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО: _________ /_Филиппова С.Г./ Протокол № 1 от 28.08.2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _________/Якимова И.И./ «31» 08. 2015г. | «Утверждено» Директор школы: ________ /Тугаринов А.С./ Приказ № ___ от «31» 08. 2015 г. |
Рабочая программа
Предмет: внеурочная деятельность «Занимательная математика»
Класс: 3 «б»
Количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Учитель: Филиппова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Стаж: 24г.
Квалификационная категория: первая
2015
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3
2. Содержание учебного предмета ……………………………………………………………….6
3. Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………..7
4. Литература…………………………………………………………………………….………….9
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе ……………………………………….10
6. Приложение……………………………………………………………………………..11
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программой начального образования по внеурочной деятельности; М. – Просвещение, 2011г.; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 28.08.2015г. № 36; Федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.4014г. № 253 (с изменениями и дополнениями); Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от27.08.2011г. № 71.
Данная программа рассчитана на учащихся начальных классов МБОУ «Булыкская СОШ».
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Общая характеристика учебного курса
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные
- проекты.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Описание места учебного курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данного курса отводится 2 часа в неделю всего 68 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания курса
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся, для способности к самообразованию.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание программы 68 часов
- Математика – царица наук.-Знакомство с основными разделами математики.
- Как люди научились считать. Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах.
5. Упражнения с числами. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
8. Упражнения с числами.- Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. –Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». –Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. –Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. –Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. -
22. Решение логических задач. – Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». –Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- Исторические сведения
25. Задачи с многовариантными решениями. –Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! Исторические сведения:
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.-
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем
31. Задачи с многовариантными решениями.-
32. Математический КВН.-
33-34. Круглый стол «Подведем итоги».
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Виды деятельности | Кол. часов | Дата |
1 | Вводное занятие | Определение интересов, склонностей учащихся. | 1 | 3.09 |
«Математика – царица наук» | 1 | 4.09 | ||
2 | Как люди научились считать. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | 2 | 10-11.09 |
3 | Интересные приемы устного счёта. | устный счёт | 2 | 17-18.09 |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 2 | 24-25.09 |
5 | Упражнения с числами | работа с алгоритмами | 2 | 1-2.10 |
6 | Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | 2 | 8-9.10 |
7 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | решение теста -кроссворда | 2 | 15-16.10 |
8 | Упражнения с числами | работа с алгоритмом | 2 | 22-23.10 |
9 | Решение ребусов и логических задач | самостоятельная работа | 2 | 28-29.10 |
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | 2 | 12-13.11 |
11 | Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | 2 | 19-20.11 |
12 | Игра «Знай свой разряд». | работа с таблицей разрядов | 2 | 26-27.11 |
13 | Обратные задачи | работа в группах «Найди пару» | 2 | 3-4.12 |
14 | Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 2 | 10-11.12 |
15 | Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | 2 | 17-18.12 |
16 | «Газета любознательных». | проектная деятельность | 2 | 24-25.12 |
17 | Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | 2 | 14-15.01 |
18 | Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | 2 | 21-22.01 |
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | 2 | 28-29.01 |
20 | Школьная олимпиада | решение заданий повышенной трудности | 2 | 4-5.02 |
21 | Игра «Работа над ошибками» | работа над ошибками олимпиадных заданий | 2 | 11-12.02 |
22 | Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | 2 | 17-18.02 |
23 | Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценирование | 2 | 24-25.02 |
24 | Решение логических задач. | схематическое изображение задач | 2 | 3-4.03 |
25 | Игра «У кого какая цифра» | творческая работа | 2 | 10-11.03 |
26 | Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | 2 | 17-18.03 |
27 | Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 2 | 24-25.03 |
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | 2 | 7-8.04 |
29 | Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | 2 | 14-15.04 |
30 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление знаковых систем | 2 | 21-22.04 |
31 | Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | 2 | 28-29.04 |
32 | Математический КВН | работа в группах | 2 | 5-6.05 |
33 | Проект «Математические сказки» | 12-13.05 | ||
34 | Круглый стол «Подведем итоги» | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | 2 | 18-19.05 |
Всего: | 68 |
Литература
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...