Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)

Светлана Геннадьевна Филиппова

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanim.matematika.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО: _________

 /_Филиппова С.Г./

Протокол № 1

от 28.08.2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

_________/Якимова И.И./

«31» 08. 2015г.

«Утверждено»

Директор школы:  

________ /Тугаринов А.С./

Приказ № ___

от «31» 08. 2015 г.

Рабочая программа

Предмет: внеурочная деятельность «Занимательная математика»

Класс:  3 «б»

Количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

Учитель: Филиппова Светлана Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

Стаж:  24г.

Квалификационная категория: первая

2015

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………..3

2. Содержание учебного предмета ……………………………………………………………….6

3. Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………..7

4. Литература…………………………………………………………………………….………….9

5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе ……………………………………….10

6. Приложение……………………………………………………………………………..11


Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программой начального образования по внеурочной деятельности; М. – Просвещение, 2011г.; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 28.08.2015г. № 36;  Федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.4014г. № 253 (с изменениями и дополнениями); Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от27.08.2011г. № 71.

Данная программа рассчитана на учащихся начальных классов МБОУ «Булыкская СОШ».

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Общая характеристика учебного курса

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные
  • проекты.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Описание места учебного курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данного курса отводится 2 часа в неделю всего 68 часов в год.

Ценностные ориентиры содержания курса

     Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

     Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

     Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

         Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся, для способности к самообразованию.

Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Содержание программы 68 часов

  1. Математика – царица наук.-Знакомство с основными разделами математики.
  2. Как люди научились считать. Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах.

5. Упражнения с  числами. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

8. Упражнения с  числами.-   Решение примеров с  числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. –Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». –Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. –Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. –Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -

22. Решение логических задач. – Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». –Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- Исторические сведения

25. Задачи с многовариантными решениями. –Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! Исторические сведения:

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.-

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями.- Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН.  

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем

31. Задачи с многовариантными решениями.-

32. Математический КВН.-  

33-34. Круглый стол «Подведем итоги».

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Виды деятельности

Кол.

часов

Дата

1

Вводное занятие

Определение интересов, склонностей учащихся.

1

3.09

«Математика – царица наук»

1

4.09

2

Как люди научились считать.

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

2

10-11.09

3

Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

2

17-18.09

4

Решение занимательных задач в стихах.

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

2

24-25.09

5

Упражнения с  числами

работа с алгоритмами

2

1-2.10

6

Учимся отгадывать ребусы.

составление математических ребусов

2

8-9.10

7

Числа-великаны. Коллективный счёт.

решение теста -кроссворда

2

15-16.10

8

Упражнения с  числами

работа с алгоритмом

2

22-23.10

9

Решение ребусов и логических задач

самостоятельная работа

2

28-29.10

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

составление схем, диаграмм

2

12-13.11

11

Загадки- смекалки.

составление загадок, требующих математического решения

2

19-20.11

12

Игра «Знай свой разряд».

работа с таблицей разрядов

2

26-27.11

13

Обратные задачи

работа в группах «Найди пару»

2

3-4.12

14

Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

2

10-11.12

15

Задачи с изменением вопроса.

инсценирования задач

2

17-18.12

16

«Газета любознательных».

проектная деятельность

2

24-25.12

17

Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

2

14-15.01

18

Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

2

21-22.01

19

Решение задач международной игры «Кенгуру»

решение заданий повышенной трудности

2

28-29.01

20

Школьная олимпиада

решение заданий повышенной трудности

2

4-5.02

21

Игра «Работа над ошибками»

работа над ошибками олимпиадных заданий

2

11-12.02

22

Математические горки.

решение задач на преобразование неравенств

2

17-18.02

23

Наглядная алгебра.

работа в группах: инсценирование

2

24-25.02

24

Решение логических задач.

схематическое изображение задач

2

3-4.03

25

Игра «У кого какая цифра»

творческая работа

2

10-11.03

26

Знакомьтесь: Архимед!

работа с энциклопедиями и справочной литературой

2

17-18.03

27

Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

2

24-25.03

28

Знакомьтесь: Пифагор!

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

2

7-8.04

29

Задачи с многовариантными решениями.

Работа в парах по решению задач

2

14-15.04

30

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

составление знаковых систем

2

21-22.04

31

Задачи с многовариантными решениями.

индивидуальная работа

2

28-29.04

32

Математический КВН

работа в группах

2

5-6.05

33

Проект «Математические сказки»

12-13.05

34

Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

2

18-19.05

Всего:

68


Литература

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого  занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный  характер. Проверка домашнего задания оценивается  с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...