Методические рекомендации «Особенности методики изучения арифметический действий в концентре «Десяток»
статья по математике (1 класс) по теме
Выделение темы «Десяток» в особый концентр объясняется рядом причин. Нумерация и арифметические действия в пределах 10 имеют некоторые особенности. Десять - это основание десятичной системы счисления, поэтому числа от 1 до 10 образуются в результате счета простых единиц (без использования других разрядных единиц). Для обозначения каждого из чисел первого десятка применяется в устной речи особое слово, а на письме - особый знак. В теме «Десяток» начинается изучение многих вопросов, работа над которыми продолжается в последующих
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для учителей начальных классов «Особенности методики изучения арифметический действий в концентре «Десяток»
Учитель начальных классов
МБОУ «Зеленогорская СОШ»
Анчугова Н. В.
Задачи изучения темы
1. Разъяснить смысл действий сложения и вычитания (учащиеся знакомятся со знаками сложения – плюсом (+), вычитания - минусом (-) и знаком равенства - равно (=).
2. Познакомить с вычислительными примами сложения и вычитания в концентре «Десяток».
3. Сформировать навыки табличного сложения и вычитания (учащиеся должны овладеть приемами вычисления, получить прочные вычислительные навыки, заучить результаты сложения и вычитания в пределах 10, а также состав чисел первого 10).
4. Ознакомить с названием компонентов и результатов действий сложения и вычитания, разъяснить взаимосвязь между суммой и слагаемыми. (учащиеся должны узнавать и показывать компоненты и результаты двух арифметических действий и понимать их названия в речи учителя).
К усвоению арифметических действий сложения и вычитания над натуральными числами дети приходят через этап операций над множествами предметов, выполняя объединение данных множеств и удаление части множества. Подготовительная работа проводится при изучении темы "Нумерация" в концентре "Десяток".
Арифметические действия изучаются в 4 этапа:
1 этап (подготовительный) +1, -1. Используется свойство натурального ряда чисел – прибавляем единицу, получаем следующее число, вычитаем единицу – получаем предыдущее число (5+1 получаем следующее число 6; 8+1 получаем следующее число 9; 6-1 получаем предыдущее число5;7-1 получаем предыдущее число6).
2 этап. +2, +3, +4, -1, -2, -3, -4 (присчитывание и отсчитывание по одному и группами, например, 2+3=2+1+1+1 7-4=7-1-1-1-1).
2+3=2+1+2; 7-4=7-2-2
В качестве наглядной модели удобно использовать линейку (последовательное применение принципа образования чисел в натуральном ряду)
В основе приема лежит
- осознание конкретного смысла арифметических действий сложения и вычитания,
- умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых различными способами,
- знание изученных приемов сложения и вычитания.
План изучения приема.
- Подготовительные упражнения.
- Знакомство с приемом.
- Закрепление знания приема.
Для закрепления используются дидактические игры, математические диктанты, упражнения с элементами творчества (составить примеры, задачи, исправить неверно решенные примеры, примеры с окошками, например, 7+2*7, 10-4< х и т.д.)
- Выработка вычислительного навыка.
- Составление и заучивание таблицы. Одновреиенно с таблицами вычитания и сложения полезно составить таблицу состава чисел из слагаемых.
Например, 2+2=4
3+2=5
4+2=6 ….
На этом этапе учащиеся знакомятся с терминами - сложение, вычитание, слагаемое, сумма. А позднее с терминами – уменьшаемое, вычитаемое, разность.
3 этап. +5, +6, +7, +8, +9 (прием, основанный на знании переместительного свойства сложения ( а+b = b+a) 2+7=7+2)
В основе приема лежит
- знание переместительного свойства сложения, умение его применять
- знание изученных приемов сложения.
План изучения приема.
- Подготовительная работа. Практическая работа, знакомство с формулировкой переместительного закона сложения.
- Знакомство с приемом.
- Закрепление знания приема.
4 этап. -5, -6, -6, -8, -9 (прием, основанный на взаимосвязи между суммой и слагаемыми, знании состава числа, например, 10 это 7 и 3; 10-7 =3).
В основе приема лежит:
- Понимание взаимосвязи между суммой и слагаемыми.
- Умение представлять число в виде суммы двух слагаемых.
План изучения приема.
- Подготовительная работа.
Практическая работа, направленная на осознание учащимися связи между суммой и слагаемыми.
Упражнения, на формирование умения дополнять одно число до другого.
- Ознакомление с приемом.
- Закрепление знания приема.
Сложение и вычитание с нулем
Основное свойство 0: прибавление и вычитание нуля результата не меняет.
а+0=а; 0+а=а; а-0=а;
Вводить число ноль в качестве вычитаемого, а потом и слагаемого следует на большом числе упражнений. Смысл действий с нулем будет лучше понять учащимся, если ноль в качестве вычитаемого и ноль в качестве слагаемого будет вводиться не одновременно. Затем проводятся упражнения на дифференциацию примеров, в которых ноль будет слагаемым и вычитаемым.
Затруднения учащихся:
Затруднения учащихся | Пути преодоления (обоснование, примеры заданий) |
1. Если приемами присчитывания ученики первого класса овладевают довольно быстро, то приемами отсчитывания намного медленнее. Трудность состоит в том, что прием отсчитывания основан на хорошем знании обратного счета, а обратный счет для многих учащихся первого класса труден. | Использование занимательных математических стишков, игровых заданий с использованием наглядных материалов для лучшего запоминания обратного счета и усвоения приемов присчитывания и отсчитывания. |
2. Трудности в решении математических выражений с несколькими компонентами. Ученики могут плохо запоминать - сколько нужно отнять, сколько уже отняли, сколько ещё надо отнять… | Например, примеры с тремя компонентами следует сопоставлять с примерами, имеющими два компонента, выявлять их различие. Учителю следует помнить о том, что первоклассники примеры с тремя компонентами могут решать так же, как с двумя, т. е. выполняют одно действие и сразу записывают ответ, считая, что решение примера закончено, например: 4+2—3=6. Предупреждению подобных ошибок способствует приучение учащихся к планированию предстоящей деятельности. Этому способствует постановка перед выполнением арифметических действий вопросов вида: «Прочитай пример. Сколько действий надо выполнить? Какое 1-е действие? Какое 2-е действие?» Затем требовалось от учащихся рассказать последовательность предстоящих операций. Например: «В примере надо сложить (прибавить) и вычесть. Сначала я буду складывать (прибавлять), потом вычитать, запишу ответ». Можно разрешить на первых порах писать результат первого действия над знаком действия, например: 5+4—2 = 7. Это один из приемов самоконтроля, к которому следует готовить учащихся с 1-го класса. Они должны приучаться к проверке правильности решения примеров. |
3. Трудность запоминания таблиц сложения. Причинами трудностей при запоминании таблиц сложения являются: - недостаточное развитие памяти; - концентрации и устойчивости внимания, приёмов учебной деятельности; -индивидуально типологические особенности. | Чтобы избежать трудностей при изучении таблиц сложения применяются следующие виды учебных заданий: - на выделение признаков сходства и различия данных выражений; - на соотнесение рисунка и числового выражения; - на запись числового выражения по данному рисунку; - на выбор числового выражения, соответствующего рисунку. Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Задания для детей должны быть занимательными. С этой целью используют различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка. Включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"
Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...
Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках в начальных классах
Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках в начальных классах разработаны с позиции действий учителя....
Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"
Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...
Методические рекомендации по сформированности универсального учебного действия общего приема решения задач
Цель: выявление сформированности общего приема решения залач.Оцениваемые УУД: универсальное познавательное действие общего приема решения задач; логические действия....
Алгоритмический подход к изучению арифметических действий как условие повышения качества вычислительной культуры младших школьников.
Актуальность использования алгоритмического подхода к изучению арифметических действий на уроках математики....
Буклет по математике "Изучение арифметических действий"
Буклет по математике на тему "Изучение арифметических действий"...
Особенности изучения арифметических действий в начальной школе
В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди кото...