Открытый урок по теме "Деление с остатком." Математика 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Ионова Марина Владимировна

Математика 3 класс

Тема: Деление с остатком

Тип урока: Урок введения нового знания

Цели:  1. Продолжать знакомиться с делением с остатком.

             2. Рассмотреть случаи деления с остатком, когда частное ищется подбором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_s_ostatkom.docx295 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Математика, 3-й класс

Дата 13 ноября 2015 г.

УМК «Школа 2100»

Класс 3

Учитель: Ионова Марина Владимировна.

Тема: Деление с остатком

Тип урока: Урок введения нового знания

Цели:  1. Продолжать знакомиться с делением с остатком.

             2. Рассмотреть случаи деления с остатком, когда частное находится подбором.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Познакомить учащихся с  делением числа с остатком;

- Формировать практические навыки деления числа с остатком; навыки анализа задачи, умений решать задачи;

2.Развивающие:

- Развивать логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; культуры речи и эмоций учащихся;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 

4  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 

4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Технологии: 

Проблемный диалог,  ИКТ, здоровьесберегающие, игровые

Методы обучения: 

Проблемно-поисковые, практические, словесные

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: учебник: ОС « Школа 2100», Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. «Моя математика», 3 класс, I часть, 2013 г.,  мультимедиа проектор, ПК.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация,  карточки.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент.

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

I. Актуализация знаний (вспоминаем то, что важно для урока).

Активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

1. Индивидуальная работа (на доске).

27 : 4 = ___ (ост. __)

37 : 4 = ___ (ост. __)

32 : 7 = ___ (ост. __)

22 : 7 = ___ (ост. __)

  7 : 9 = ___ (ост. __)

  3 : 6 = ___ (ост. __)

17 : 3 = ___ (ост. __)

46 : 7 = ___ (ост. __)

18 : 2 = ___ (ост. __)

  2 : 8 = ___ (ост. __)

2. Устный счёт.

81 : 9

18 : 3

48 : 6

12 : 2

21 : 3

12 : 4

24 : 4

Какое слово получилось?

Какая тема урока?

Какие примеры на деление мы выполняли на предыдущих уроках? (с остатком)

Сегодня мы продолжим работу над этой темой.

Что мы знаем о делении? (компоненты, обратное действию умножения, может быть с остатком…)

Может ли при делении на 8 получиться остаток 5? 6? 9? 12?

Какие остатки могут получиться при делении на 4? 6? 2? 7?

Вывод: Остаток всегда меньше делителя.

Проверка индивидуальной работы.

Давайте проверим работу, которую выполняли ребята на доске (по вариантам).

Как проверяли? (сравнивали остаток и делитель, выполняли обратное действие)

Молодцы!

3. Задание № 2, с. 66

(а, б – с объяснением на доске; в - самостоятельно с последующей проверкой)

Найдите задуманное число:

а) Какое число разделили на 8, если в частном получили 11, а в остатке 4?

б) Какое число разделили на 3, если в частном получили 24, а в остатке 2?

в) Какое число разделили на 2, если в частном получили 43, а в остатке 1?

 - Какое же число было загадано?

Выполняют работу на доске.

Записывают результат вычисления, пользуясь кодом, заменяют числа буквами, отгадывают ключевое слово.

Формулируют тему урока.

Используя алгоритм проверки деления с остатком, проверяют индивидуальную работу, выполнявшуюся на доске.

Используя алгоритм проверки деления с остатком, находят неизвестное число.

II. Формулирование темы и целей урока. Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания.

  1. Задание № 3, с. 66, текст со знаком ?! .

А сейчас я предлагаю вам решить эти примеры. (фронтальная работа у доски)

                 34 : 9        48 : 7       62 : 5      

Проверка.

- Расскажите, как вы выполняли деление?

- Какое выражение вызвало трудность? Почему?

- Как же вы справились с последним выражением?

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке?

(Научиться решать примеры на деление с остатком, подбирая частное)

Работа в парах .

Решают задачу, сталкиваются с проблемой

формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания (Мы должны научиться решать примеры и задачи с остатком, подбирая частное.)   

III. Сообщение нового (знакомимся с основным вопросом урока).

 Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком подбирая частное.

2. Работа с текстом в оранжевой рамке.

Откройте учебник на стр. 66. Текст в оранжевой рамке.

Читаем текст.

Кто так же рассуждал при решении?

Сегодня будем решать примеры на деление с остатком, подбирая частное, используя этот алгоритм.

Читают материал в учебнике. Сравнивают алгоритм, данный в учебнике со своим способом решения.

Ставят перед собой цели и задачи

Смотрят, запоминают

Физкультминутка

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Включить проектор

Выполняют движения

IY. Первичное закрепление.

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа.

а) Задание № 4 (1-2), с. 66.

Комментирование выполнения деления с остатком по алгоритму.

Парная работа с последующей проверкой.

б) Задание № 4 (3-4), с. 66.

Решите 3 и 4 выражения, работая парами.

Проверьте свою работу (сравнение с эталоном, ответ на слайде).

- А в жизни встречаются такие ситуации, когда нам приходится выполнять деление с остатком? Приведите примеры.

в) Задача № 5, с. 66.

- Прочитайте задачу. Представьте данную ситуацию.

- Обсудите и решите задачу.

- Каким способом (алгоритмом) вы воспользовались?

Выполняют деление с остатком, проговаривая алгоритм.

Приводят примеры, основываясь на собственном жизненном опыте.

IV. Тренинг (выбираем задания и тренируемся).

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности 

Самостоятельная работа по выбору.

- Чтобы вы потренировались и проверили своё умение решать примеры на деление с остатком, я предлагаю вам поработать самостоятельно. Вам на выбор даётся 2 варианта. Выберите любой и выполните работу.

___ : 6 = 12 (ост 2)

__________________ 

___ : 3 = 11 (ост 1) 

__________________

___ : 14 = 2 (ост 6) 

__________________

___ : 19 = 3 (ост 2) 

__________________

___ : 2 = 17 (ост 1) 

__________________

61 : 17= __ (ост. __)

__________________

56 : 3 = __ (ост. __)

__________________

47 : 4 = __ (ост. __) 

__________________

51 : 12 = __ (ост. __) 

__________________

37 : 3 = __ (ост. __) 

__________________

http://43inta.ucoz.ru/graffiti/dokumenty/kartinka.jpg

Самопроверка по эталону.

Оценивают свою работу.

Кто полностью справился с работой? Молодцы.

Самостоятельно решают примеры

Проверяют работу по эталону.

Ставят себе оценку за работу

V. Итог урока.

Цель: Создание условий для рефлексии

-  Какой основной вопрос решали сегодня на уроке?

(Какая тема сегодняшнего урока?)

- Чему учились? (Какую цель мы ставили перед собой?)

- Всё ли получалось?

- Как же мы решаем примеры на деление с остатком, если сложно подобрать частное? (подбором)

Что надо делать, чтобы научиться быстро и безошибочно решать такие выражения? (много тренироваться, всегда выполнять проверку…)

Отвечают на вопросы.

Рассказывают, что узнали.

Осуществляют самооценку.

VI. Домашнее задание. Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Инвариант: Дидактический материал с.88 № 6 (1-2 ст.)

Вариант: с.67 № 6 (а) или № 6 (б)

По желанию: придумать задачу на деление с остатком.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

81 : 9 = 18 : 3 = 48 : 6 = 12 : 2 = 21 : 3 = 12 : 4 = 24 : 4 =

Слайд 3

81 : 9 = 9 Д 18 : 3 = 6 Е 48 : 6 = 8 Л 12 : 2 = 6 Е 21 : 3 = 7 Н 12 : 4 = 3 И 24 : 4 = 6 Е

Слайд 5

а) Какое число разделили на 8, если в частном получили 11, а в остатке 4? ______________________________ б) Какое число разделили на 3, если в частном получили 24, а в остатке 2? ______________________________ в) Какое число разделили на 2, если в частном получили 43, а в остатке 1? ______________________________

Слайд 7

79 : 15 = 5 (ост. 4) 57 : 4 = 14 (ост. 1)

Слайд 8

___ : 6 = 12 ( ост. 2) ___ : 3 = 11 ( ост. 1 ) ___ : 14 = 2 ( ост. 6) ___ : 19 = 3 ( ост. 2) ___ : 2 = 17 ( ост. 1 ) 61 : 17= ___ (ост. __ ) 56 : 3 = ___ (ост. __ ) 47 : 4 = ___ (ост. __ ) 51 : 12 = ___ (ост. __ ) 37 : 3 = ___ (ост. __ )

Слайд 9

74 : 6 = 12 ( ост. 2) 34 : 3 = 11 ( ост. 1 ) 34 : 14 = 2 ( ост. 6) 59 : 19 = 3 ( ост. 2) 35 : 2 = 17 ( ост. 1 ) 61 : 17= 3 (ост. 10 ) 56 : 3 = 18 (ост. 2 ) 47 : 4 = 11 (ост. 3 ) 51 : 12 = 4 (ост. 3 ) 37 : 3 = 12 (ост. 1 )

Слайд 10

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".

Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".  Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Проверка деления с остатком. Математика 3 класс. Моро

План-конспект урока математики 3 класс+ презентация на тему  "Проверка деления с остатком" с реализацией системно-деятельностного подхода...

Деление чисел с остатком. Математика. 3 класс.

Математика. Методическая разработка....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....