Предмет | Математика |
Класс | 2 |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Тема | Ломаная линия. Обозначение ломаной. |
Цель | Изучение и первичное осознание нового учебного материала. |
Задачи | 1. Формировать предметные умения: - распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная. 2. Совершенствовать предметные умения: - распознавать геометрические фигуры (отрезок, прямая линия, кривая линия).
2. Формировать УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; (Регулятивные УУД); - выбирать основание для классификации; (Познавательные УУД); - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; (Коммуникативные УУД). |
Оборудование | - Учебник математика (авторы: Г. В. Дорофеев Т. Н. Миракова), стр. 36-37, 1 часть. - Рабочие тетради - Презентация к уроку - Карточки №1, №2 (у каждого ученика) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) |
1. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
2. Актуализация знаний и умений | Слайд№1
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
- Ребята, вы любите путешествовать? - А вместе со сказкой и её героями? Тогда в путь! -Сегодня мы с вами отправимся вот с этими сказочными героями. ( СЛАЙД №2)
- А кто помнит название сказки и её автора? Молодцы! Русский народ сочинил эту сказку. А у нас на Руси издревле народ был любознательный и весёлый. Вот и наш колобок такой же.( Слайд №3) Но, ребята, мы с вами будем не только путешествовать вместе с колобком, но и учиться, а вот чему мы с вами поговорим об этом чуть позже. А сейчас вспомним с чего всегда начинается наш урок математики (с устного счёта). Итак, сказка начинается…. Испекла старуха колобок и положила на окошко студиться. А Колобок лежал, лежал да и покатился. С окошка на двор, со двора за ворота, всё дальше и дальше от дома. Катится он катится, а навстречу ему (изображение зайца). «Стой, Зайчик! Куда так бежишь?» Заяц и отвечает: «От лисы убегаю, следы путаю!» «Интересно, а смогу ли я следы распутать и узнать куда Заяц спрятался?» - подумал Колобок. Но он запутался, так как ещё не очень хорошо считал. Давайте ему поможем. Решим круговые примеры и рисунок около последнего примера и будет тем местом, где сидит Заяц. (Около некоторых примеров небольшой рисунок: лес, озеро , домик, луг). (домик) 5+9= 14-7= 9-3= (лес) 12-7= 17-8= 18-6= 7+10= (луг) 6+12= (озеро) Куда же спрятался Зайчик? «Ух, еле выбрался! Хорошо, что ребята помогли и легко справились с заданием!» -вздохнул Колобок. Ребята, а всем ли легко было считать примеры? Оцените себя. Кому легко? У кого затруднения? Слайд №4 - Составьте задачу по рисунку. - - А теперь, решите задачу. (19-9=10)
Учитель показывает , поочередно на цифры и задаёт вопросы. - 19 – как называется этот компонент выражения? -9 – как называется этот компонент выражения? Учитель указывает на 10 и задаёт вопрос. -А как называется результат выражения? -Молодцы, ребята.
|
Приветствуют учителя. Проявляют готовность на уроке.
-Да -Да
-Колобок, русская народная сказка
В домик
Примерный ответ детей. (В классе учатся 19 детей. Из них 9 мальчиков. Сколько девочек учится в классе?) Ученик записывает на доске 19-9=10 Ученики отвечают «уменьшаемое») Ученики отвечают «вычитаемое») Ученики отвечают «разность»)
|
Распознавать геометрические фигуры (точка, отрезок, луч, прямая линия, кривая линия, треугольник, прямоугольник, круг, овал).
|
|
3.Постановка учебной задачи Создание проблемной ситуации | - Ребята, колобок решил погулять. - Кого сначала встретил колобок на своём пути. (СЛАЙД №5) (Учитель чертит маршрут колобка). Как бы вы назвали эту фигуру? -Дайте название фигуре – пути, по который прошёл Колобок. - Посмотрите, сколько разных вариантов у нас получилось. - Давайте, попытаемся выяснить, как же называется путь. .- А поможет нам в этом учебник. - Откройте учебники на страницу 36. - Каждый в полголоса прочитайте, то, что выделено жёлтым цветом. - Таня читает для всех. Поставили пальчики, следим.
- Ребята, скажите, подходит ли путь Колобка к определению прямая?
- Подходит ли путь Колобка к определению кривая?
- Подходит ли путь к определению отрезок? - Почему? Вернитесь к правилу.
- Подходит ли путь к определению ломаная? - Почему?
- Ребята, скажите, пожалуйста, какая тема нашего урока? ( СЛАЙД №6) - Что бы вы хотели узнать про ломаную сегодня на уроке? ( СЛАЙД №7) (Учитель выводит на доску план: Из чего состоит ломаная. Какие бывают ломаные?)
|
-Зайца, волка, медведя, лису.
-Отрезок, ломаная, кривая, прямая.
Открывают. Читают
-Нет.
-Нет.
-Не совсем. -Здесь много отрезков.
-Да -Потому что, есть отрезки – звенья, и вершины.
-Ломаная.
-Из чего состоит ломаная линия. -Какие бывают ломаные? |
| Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; (Коммуникативные УУД).
Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). |
| - Что бы вы хотели узнать про ломаную сегодня на уроке? ( СЛАЙД №7) (Учитель выводит на доску план: Из чего состоит ломаная. Какие бывают ломаные?)
| -Из чего состоит ломаная линия. -Какие бывают ломаные? |
|
Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). |
4 «Открытие» нового знания.
а) Работа в паре Исследование ломаной линии путём практической работы.
б)Работа в тетради. | -Ребята, мы сегодня очень много интересного узнаем на уроке. -Что мы будем знать?
– Попробуем сконструировать ломаную линию – Возьмите в руки столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши (4 раза). Сколько палочек взяли? – Постройте свою ломаную линию. – Что интересного заметили, моделируя линию: – Из чего состоит ломаная линия? – Как соединяются отрезки? – Как следуют? – Подведу итог тому, что вы сказали: Вывод: точное название линии «ломаная линия» Ломаная линия состоит из отрезков, которые называют звеньями. (Учитель прикрепляет табличку к звену ломаной, начерченной на доске) Конец одного отрезка — это одновременно начало другого. Концы звеньев (отрезков) называют вершинами ломаной линии. (Учитель прикрепляет табличку «Вершина) Ломаная на рисунке содержит 4 звена и 5 вершин.
– Название линии знаем, конструировать умеем, из каких частей состоит тоже знаем. А какое важное умение нам предстоит освоить? (Научиться чертить ломаную линию).Подпишите число , классная работа. – С чего можно начать построение ломаной линии?(Поставить точки.)
Назовите их. – Что надо делать дальше? (Соединить их.) – Как соединить? (Конец соединить с началом.) – Какой инструмент нам понадобится? Чем будем чертить? (Линейка, карандаш.) – Начертите. – Прочитайте название ломаной линии. – Расскажите план построения ломаной. (Ученики друг другу проговаривают последовательность построения.) - Поставить точки – вершины
- Последовательно их соединить
- Дать вершинам название
|
Будем знать: - что такое ломаная, её отличия; - виды ломаной; - где пригодится в жизни; - пополним словарный запас.
4 Строят
Из отрезков. Концами. Последовательно друг за другом.
Дети чертят ломаную
|
|
|
5. Усвоение новых знаний и способов
а)Формулируем понятие «замкнутая линия»
б)Работа по карточке №1
6.Физминутка | -Посмотрите, на доску. ( СЛАЙД №8) -Чем похожи эти фигуры? -Докажите.
- Чем отличаются ломаные линии?
- Какая, ломаная линия лишняя? Как вы думаете? - Почему?
-А как, тогда называются эти две ломанные? - Сделайте вывод. Что вы узнали? Какие бывают ломаные лини? ( СЛАЙД №9) - Какие ломаные линии называются замкнутыми? - Какие ломаные линии называются незамкнутыми?
Прочитайте задание. Проверка
Молодцы! Вот сколько нового мы узнали! Колобок устал, и предлагает немного отдохнуть. (Учитель показывает карточки с выражениями. Дети находят значение выражений и выполняют действия. Сколько раз ногами топнем? (2+2) Сколько раз в ладоши хлопнем? (5-3) Мы присядем сколько раз? (4+2) А наклонимся сейчас? (7-4) И подпрыгнем ровно столько. (1+3) Ай да счет! Игра и только!
|
-Все линии ломаные. -Ломаная линия – состоит из звеньев, есть вершины. -По цвету, по форме, по количеству отрезков. - 3 лишняя. - У третьей ломаной линии звенья соединены. Она замкнутая. - Незамкнутые. - Замкнутые и незамкнутые.
- У которых, концы (вершины) соединены. - У которых, концы (вершины) не соединены.
Начертить замкнутую и незамкнутую ломаную линию.
|
Распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная.
|
Выбирать основание для классификации (Познавательные УУД).
|
7.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону
| -Наш Колобок отдохнул. Давайте продолжим путешествие. В нашей сказке Лиса очень хитрая оказалась! Она не обратила внимание на Колобка, а расставила ему ловушки. Если он туда попадёт, то Лиса его съест! ( СЛАЙД №10) - Нужно ему помочь. Рабочая тетрадь с.32 №1 ( СЛАЙД №11)
-Маша читает задание. -Что нужно сделать? -Поменяйтесь тетрадями. Посмотрите на доску и проверьте друг у друга. ( СЛАЙД №12) -Встаньте, те, у кого нет ошибок. Присаживайтесь. -Подскажите, тем, у кого ошибки. -Сколько ломаных замкнутых линий вы обвели? -Почему они называются замкнутыми?
-Сколько ломаных незамкнутых линий вы обвели?
-Почему они называются незамкнутыми?
-Наш Колобок избежал ловушки! Давайте попробуем расставить ловушку Лисе, чтобы знала, как на Колобка охотиться.
|
Обвести замкнутые ломаные синим цветом, незамкнутые – красным. Проверяют друг у друга по эталону. Встают.
- 4. - Концы (вершины) соединены.
3
Концы (вершины) не соединены.
-Номер 1 и 2.
-Номер 1.
Читает.
-Забор, торт, витрина, остановка.
-Человек забор красит, дорога, фонарь. -Вокруг нас, оказывается, очень много ломаных замкнутых и незамкнутых. -Замкнутые и незамкнутые. -У которых концы (вершины) соединены. -У которых концы (вершины) не соединены.
-Начертить в тетради две ломаные, состоящие из трёх звеньев: 1 незамкнутую, а 2 замкнутую.
|
Распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная.
Распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная.
|
|
8. Включение в систему знаний и повторение | - Ребята, посмотрите на путь нашего Колобка.
-А Колобок наш катился, катился и, вдруг, захотел домой к бабушке. Как же ему до дома добраться? ( СЛАЙД №13)
-Давайте посмотрим на путь Колобка. -Что получилось?
-Докажите? Почему ломаная замкнутая? -Бабушка очень рада возвращению Колобка и говорит вам слова. -А вот какие – отгадайте. ( СЛАЙД №14) -У вас у каждого на парте карточка номер 2. Если вы согласны с высказыванием обводите букву в столбике «да», если не согласны в столбике «нет».
| Да | Нет | Отрезок – линия, у которой есть начало и конец. | М | Н | Ломаные линии бывают замкнутые и незамкнутые. | О | А | У ломаной нет звеньев и вершин. | К | Л | У замкнутой ломаной линии концы соединены. | О | А | Самая маленькая геометрическая фигура квадрат. | Т | Д | Ломаная линия состоит из лучей. | К | Ц | У незамкнутой ломаной лини концы не соединены. | Ы | И |
Проверка по эталону. ( СЛАЙД№15) -Какое слово получилось? |
-Соединить вершину Л с вершиной К.
-Получилась замкнутая ломаная линия.
- Концы (вершины) соединены.
-Молодцы. | Распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру ломаная.
|
|
9. Рефлексия | -Вернёмся к целям нашего урока. -Что мы сегодня с вами узнали? (Учитель выставляет оценки). - Оценим свою работу на уроке. |
- Что такое ломаная линия? (Ломаная состоит из отрезков- звеньев, вершин ломаной.) - Какие бывают ломаные линии? (Ломаные линии бывают замкнутые и незамкнутые.) - Что есть у ломаных линий? (Вершины и звенья)
|
|
|
10.Постановка домашнего задания |
-Открываем дневники и записываем домашнюю работу -Стр.37 №3 (3,4 столбик) выполнить вычисления. ( СЛАЙД №16) -Спасибо всем за урок! Вы очень хорошо сегодня поработали! ( СЛАЙД №17) | Открывают дневники и записывают домашнюю работу. |
|
|