Интегрированный урок 4 класс математика-окружающий мир: "Решение задач. Экологические проблемы современности"
методическая разработка по математике (4 класс)
Интересный урок, на котором дети не просто решают математические задачи, а самостоятельно находят решение экологических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 30.02 КБ |
otkrytyy_urok.pptx | 505.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение задач. Экологические проблемы современности.
Цель:
- Закрепить умение решать составные задачи, учиться находить решения в проблемных ситуациях
Задачи:
- закрепить умение решать составные задачи, записывать многозначные числа
- формировать понятия «экология», «экологическая катастрофа».
- воспитывать бережное отношение к природе
- познакомить с работой Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса
- составить экологические памятки для взрослых и детей.
Оборудование: презентация, толковые словари С. И. Ожегова.
Источники:
- М. И. Моро, Математика. – М., Просвещение - 2022.
- С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка. – М., 2006
- А. А. Плешаков. Окружающий мир. –
М., Просвещение – 2022.
Ход урока.
1. Организационный момент
У.- Сегодня на уроке мы будем решать задачи на определенную тему.
Эта тема очень важная. Она касается будущего нашей планеты, а значит и будущего всего человечества. Для того чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем уроке вам нужно решить примеры.
2. Самостоятельная работа ( примеры на доске)
I – вариант II – вариант
508 х 7 – 3509 = 47 (э) (2207 – 2015) : 8 = 24 (о)
(4941 + 7059) : 1000 = 12(к) (1611 + 2389) : 1000 = 4 (г)
(4149 – 3897) : 9 = 28 (о) 1669 х 4 – 1111 х 6 = 10 (и)
1856 х 3 – 1111 х 5 = 13(л) 308 х 5 – 1525 = 15 (я)
(Взаимопроверка)
- Используя найденные значения выражений, найдите по алфавиту букву, соответствующую данному порядковому номеру и прочитайте полученное слово.
Слово - экология
3. Определение темы и целей урока
У.-О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.
У.-Чему должны научиться?
У-Давайте посмотрим на слайде, какие цели можно добавить к сформулированным вами.
4. Вводная беседа
У.- Что такое экология? (Выслушиваем ответы детей.
В каждой группе толковый словарь С. И. Ожегова. Дети находят определение)
Экология –
1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
2. Взаимодействие человека, общества и окружающей среды.
Дети делают общий вывод:
Экология – это наука о том, как животные, растения уживаются друг с другом и приспосабливаются к окружающей среде.
У. Термин «экология» возник около 150 лет назад, а изучать взаимодействие организмов с окружающей природой люди начали чуть больше 70 лет - пока не возникла экологическая катастрофа.
У.- Как вы думаете, что же такое экологическая катастрофа?
Об одной из экологических проблем вы узнаете из устного счета.
5. Устный счет (работа в группах по 4 человека)
У.- Запишите только ответы.
1. Ежедневно в джунглях всего мира вырубается 5 млн. деревьев. Запишите это число.
2. Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода. Сколько это центнеров? Сколько это кг?
3. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на наш класс?
4. Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится под угрозой исчезновения. Сколько видов растений на Земле находится на грани исчезновения?
Взаимопроверка.
У.- О каких экологических проблемах вы узнали? (Вырубка леса, исчезновение растений).
У. Каждый человек должен задуматься об этих проблемах, потому что мы уничтожаем «легкие нашей планеты», т. е. деревья и растения для человека являются основным источником кислорода. Одно большое дерево выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для одного человека.
У.- Как же остановить эту катастрофу? Обсудите в группах. На обсуждение 3 минуты. Работа в группах.
(После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде)
1.Для того чтобы сократить вырубку леса нужно: как можно больше перерабатывать уже использованной бумаги. Для этого открыть пункты приема макулатуры.
2. Ученым необходимо разработать материалы, которые по своему составу будут похожи на древесину.
3. Всем жителям сажать деревья и оберегать их.
У. Что из сказанного возьмём для памятки?
6. Решение задач.
Решение задачи 1.
У. О другой экологической проблеме мы узнаем, выполнив задачу. А взяла я её из жизни, основываясь на научные данные
«Почва перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – в 10 раз дольше, чем стакан, а стеклянную бутылку – в 4 раза дольше, чем карту. На сколько лет дольше почва перерабатывает стеклянную бутылку, чем пластиковую карту?»
- О чем говорится в задаче?
- Что значит в 10 раз больше? в 4 раза больше?
- Что известно в задаче?
- Что спрашивается в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается бутылка?
- Почему?
- Можем ли мы узнать, за сколько лет перерабатывается телефонная карта?
- Запишите решение задачи самостоятельно. На работу 3 минуты.
- Проверьте в своей группе решение задачи.
1)100х10=1000 (л) – телефонная карта
2)1000х4=4000 (л) – стеклянная бутылка
3)4000-1000=3000(л) – на 3000 лет дольше перерабатывает стеклянную бутылку.
У.- О какой экологической проблеме идет речь?
У- Как же остановить загрязнение почвы? На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят и сравниваем с информацией на слайде).
1.Не оставлять мусор, который не разлагается.
2. Не загрязнять почву ядохимикатами, так как ядохимикаты всасываются растениями, а человек употребляя их в пищу наносит вред своему здоровью.
У.- Какую информацию мы возьмём для памятки?
7. Физминутка
8. Решение задачи 2.
-У. О другой экологической проблеме мы узнаем из задачи.
«В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей?»
- Какой автомобиль выбрасывает больше выхлопных газов?
- Какая из этих схем подходит к данной задаче?
а) 7 авт.-20кг
8авт.-30кг
б) 8 авт. 30кг
7авт.-20кг
неверная
РЕШЕНИЕ: 7 х 20 + 8 х 30 = 580 (кг)
У.- Докажите почему?
У.- Запишите решение задачи с помощью выражения.
У.- Проверим. От каждой команды выйдите по одному человеку и запишите решение задачи.
(Взаимопроверка)
У.- О какой экологической проблеме идет речь?
У.-Как же остановить эту экологическую катастрофу? На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят )
1.На предприятиях создавать установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы.
2.Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.
3.Беречь растения, так как они своими листьями задерживают пыль и сажу.)
У. Какую информацию вы предлагаете взять для памятки?
9.Решение задачи 3.
У.- Именно ¾ всего земного шара занимают моря и океаны. Общая площадь земной поверхности 510 млн. кв. км, более 382 млн. кв. км занимают моря и океаны. Мировой океан тоже затронула экологическая катастрофа. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий. От этого гибнут птицы, мальки рыб. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов.
-У. Как же остановить эту экологическую катастрофу? На обсуждение 3 минуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии ребят .
У. А какую информацию мы используем для памятки в этот раз?
1.Строить очистительные сооружения на предприятиях.
2.Сконструировать суда, которым не нужен был бы мазут.
3. Использовать специальные химические препараты «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, пластиковые бутылки.
4. Людям не выбрасывать отходы в водоемы.)
10. Рефлексия
У.-В нашей области ведётся большая работа по охране окружающей среды. И занимается этой работой Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса
В нашей области действует программа « Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Кемеровской области» На реализацию данной программы запланировано 12 млрд. рублей, из них – около 239 млн. рублей предназначены для реализации регионального проекта « Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», в рамках которого будут построены мусоросортировочные станции в различных районах области. 567 млн .рублей запланированы на мероприятия по расчистке русла реки Томь (областной проект « Сохранение уникальных водных объектов»). Почти 938 млн.рублей направляется на программу « Развитие лесного хозяйства Кемеровской области». На охрану лесов от пожаров предусмотрены средства в сумме 893 млн. рублей, 258 млн.рублей выделяется на оснащение спецучреждений лесопожарной техникой.
Более 139 млн. рублей предназначены на строительство и реконструкцию очистных сооружений.
У. – Запишите перечисленные цифры в тетрадь
11. Домашнее задание
Математика: составить составную задачу, состоящую из простых задач
- на увеличение в несколько раз,
- на нахождение суммы,
- на нахождение остатка.
Окружающий мир: из выделенных слов, составить экологическую памятку.
(Домашнее задание по математике и окружающему миру учитель предварительно печатает и раздает детям в конце урока)
12. Итог урока. Выставление оценок
У.- Удалось ли достигнуть поставленных целей?
Закончи предложения:
- Я научился на уроке.......
-Урок привлёк меня тем......
-Мне этот урок дал для жизни.....
У.- Урок я закончу словами, которые сочинили ваши ровесники! Вы тоже можете попробовать сочинить стихотворение на экологическую тематику!
Сохранность природы – забота людей,
Не только взрослых, но и детей
Нужно беречь природу всегда,
Ведь без неё нам никуда.
Природа на свете главнее всего-
Губить её никому не дано!
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной красивей нету
Во всей Вселенной она одна
Что будет делать без нас она?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЭКОЛОГИЯ наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде взаимодействие человека, общества и окружающей среды
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СОКРАТИТЬ ВЫРУБКУ ЛЕСА НУЖНО как можно больше перерабатывать уже использованной бумаги. Для этого открыть пункты приема макулатуры ученым необходимо разработать материалы, которые по своему составу будут похожи на древесину всем жителям сажать деревья и оберегать их
ЗАДАЧА №1 Почва перерабатывает пластиковый стакан – за 100 лет, телефонную карту – в 10 раз дольше, чем стакан, а стеклянную бутылку – в 4 раза дольше, чем карту. На сколько лет дольше почва перерабатывает стеклянную бутылку, чем пластиковую карту ?
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ №1 100х10=1000 (л) – телефонная карта 1000х4=4000 (л) – стеклянная бутылка 4000-1000=3000(л) – на 3000 лет дольше перерабатывает стеклянную бутылку
КАК ЖЕ ОСТАНОВИТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВЫ? н е оставлять мусор, который не разлагается н е загрязнять почву ядохимикатами, так как ядохимикаты всасываются растениями, а человек употребляя их в пищу наносит вред своему здоровью
ЗАДАЧА №2 В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей ?
КАК ЖЕ ОСТАНОВИТЬ ЭТУ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КАТАСТРОФУ? н а предприятиях создавать установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы у ченые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух б еречь растения, так как они своими листьями задерживают пыль и сажу
ВАРИАНТЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ с троить очистительные сооружения на предприятиях с конструировать суда, которым не нужен был бы мазут и спользовать специальные химические препараты «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, пластиковые бутылки л юдям не выбрасывать отходы в водоемы
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Я научился на уроке....... Урок привлёк меня тем...... Мне этот урок дал для жизни.....
Сохранность природы – забота людей, Не только взрослых, но и детей Нужно беречь природу всегда, Ведь без неё нам никуда. Природа на свете главнее всего- Губить её никому не дано! Давайте будем беречь планету Во всей Вселенной красивей нету Во всей Вселенной она одна Что будет делать без нас она?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Жизнь диких животных зимой. Решение задач."
Цель урока: показать особенности жизни диких животных в зимнее время. Задачи:образовательные:дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих ж...
Интегрированный урок по математике, окружающему миру, технологии
Интегрированный урок по математике, окружающему миру, технологии по теме"Капитану корабля помогает математика" Провела: Шафранская И.А....
Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс
Конспект и презентация интегрированного урока математики и окружающего мира "Решение задач. Вставай, страна огромная!" 3 класс, ОС "Школа 2100"...
Презентация интегрированного урока по теме "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности". 4 класс программа "Школа России"
Материал содержит презентацию для показа на интегрированном уроке по теме: "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности" для 4 класса. Программа "Школа России&qu...
2класс- Открытый интегрированный урок по математике, окружающему миру и литературному чтению.
2класс- Открытый интегрированный урок по математике, окружающему миру и литературному чтению. Тема: «Что узнали. Чему научились.» Семёнова Людмила ИосифовнаЦель:. закрепля...
Интегрированный урок математики и технологии. Тема: «Решение задач на встречное движение и конструирование космической ракеты» 4 класс УМК «Школа России»
Тип урока: Урок закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.Цели урока:-закрепить умение решать задачи на встречное движение, развивать умения переносить полученные навы...
Открытый интегрированный урок - игра (математика, окружающий мир) во 2 классе на тему "Деньги любят счет"
Открытый интегрированный урок - игра (математика, окружающий мир) во 2 классе на тему "Деньги любят счет"...