Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 9"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Повилайтис Татьяна Владимировна

Тип урока: Открытие нового знания

Используемая технология: проблемный диалог (Мельникова Е.Л.)

В ходе практической работы и наблюдений учащиеся знакомятся с образованием числа 9 и его составом, учатся писать цифру 9.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_tsifra_9.docx413.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема

Число и цифра 9

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель урока

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 9 и его составом; научить писать цифру 9.

Задачи

В совместной деятельности с учителем учиться: воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место каждого числа в этой последовательности; считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета; писать цифры от 1 до 9, соотносить цифру и число 9; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; составлять числа от 2 до 9 из пары чисел (9 – это 5 и 4; 9 – это 4 и 5 и т.д.); сравнивать любые два числа в пределах 9 и записывать результат

сравнения, используя знаки сравнения >, <, =.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Основные термины и понятия

Число, цифра, следующее, предыдущее, больше, меньше

Ресурсы

Учебник «Математика», Моро М.И., Волкова С.И., 1 класс, ч. 1.;

«Рабочая тетрадь», Моро М.И., Волкова С.И., 1 класс, ч. 1.;

Плакат с цифрой 9;

Карточки для индивидуальной работы;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

* Прочитать настрой-тренинг на урок

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

* Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, отвечают на вопросы учителя.

II. Актуализация опорных знаний

- Начнём наш урок с математической разминки.

1) Работа с натуральным рядом чисел

  • - С каким новым числом познакомились?
  • - Расскажите всё про это число. (Однозначное, стоит перед числом 9, следует за числом 7; больше всех чисел, которые стоят слева от него; 8 это 7 и 1 и т.д.)

2) Работа в рабочей тетради                             На доске * Р.Т. стр. 21 № 4

- Прочитайте инструкцию к заданию. Что необходимо сделать?

- Рассмотрите образец. Кто догадался, почему в 1 столбике раскрасили 2 квадратика, а во 2-м – 4 квадратика?

- Прочитайте неравенство.

- Выполните сравнение чисел справа от образца.

Проверка: два ученика работают с обратной стороны доски

3) Индивидуальная работа (на карточках)                                

Физминутка

*Отвечают на вопросы учителя, оценивают ответы одноклассников (знак «согласен - не согласен»)

- Раскрасить рисунок по образцу

- Сравнивают числа 2 и 4.

- 2 меньше 4

* Сравнивают числа по образцу, проверяют написанное, оценивают  свою деятельность.

* Эмилия М., Есения Ш., Дима Б., Рома Б., Макар М., Никита В., Настя Н., Лера Г., Кирилл П., Лиза П.

III. Формулирование темы и целей урока

- Угадайте загадку.

* Цифра шесть вниз головой

Стала цифрою другой.

Можете поверить –

Уже не шесть,

А - … (девять)

- Сформулируйте тему урока.

- Дополните фразы и сформулируйте цели урока:

1) Познакомиться с …                                            На доске

2) Научиться писать …

3) Запомнить состав …

* Слушают загадку, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели  урока

!!! Число 9 и цифра, которая его обозначает

IV. «Открытие» нового знания

1) Образование числа 9.                          На доске (центр)

- Пока мы с вами повторяли пройденный материал, Ваня строил поезд из вагончиков.

- Давайте посмотрим, как он это делал.

                                                                                                 

                                                                                                   

- Сколько вагонов было у Вани?

- Сколько вагонов он добавит?

- Сколько вагонов станет?

- Поработайте в парах, составьте рассказ по этому рисунку.

- Как получили девять вагонов?

- Постройте схему, запишите выражение

Проверка: фронтальная (два человека работают на доске)

3) Знакомство с цифрой 9.                                     Плакат

- Какое число получили? Как его обозначить на письме?

Цифра девять иль девятка –

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет. (С. Маршак)

- Чем займёмся дальше?

Письмо цифры 9 по алгоритму:             Показ на слайде

  • Показ образца написания цифры 8 учителем
  • «Письмо» в воздухе
  • Письмо цифры 9 в тетради
  • Самоанализ написанного

* Отвечают на вопросы учителя

- 8

- 1

- 9

* Работают в парах, составляют математический рассказ

Ваня построил поезд из восьми вагонов. Потом он присоединил ещё один. Стало девять вагонов.

- К восьми прибавили один

* Строят схему, записывают выражение.

- Число девять записывают знаком – цифрой 9

- Будем учиться писать цифру 9

* Слушают объяснение учителя, работают в тетради, оценивают написанное

V. Первичное закрепление

1) Работа с числовым рядом

- Наш поезд готов к отправлению. Давайте ещё раз пересчитаем вагоны.

- Сколько всего вагонов? Какой по счёту последний?

- Найдите место этому числу в натуральном ряду

- Сколько чисел стоит слева от числа 9? Назовите их.

Они будут больше или меньше числа 9?

- Какое число стоит перед числом 9? На сколько 8 меньше 9?

2) Работа над составом числа 9

- Ваня решил поиграть с поездом. По какому признаку он разбил вагоны?

- Сколько больших вагонов? Маленьких?

- Сколько зелёных вагонов? Синих?

- Сколько вагонов с круглыми окнами? С треугольными?

- Сколько вагонов с одним окном? С двумя окнами?

Образец рассуждения: 1 большой вагон и 8 маленьких, всего 9. Значит, 9 это 1 да ещё 8.

- Поработайте в парах и заполните состав числа 9.

* Дети работают в тетрадях

3) Решение примеров, основанных на знании состава

ч. 9                                                                            На доске

* Фронтальная работа

5 + … = 9       1 + … = 9        9 - … = 6

9 - … = 4        6 + … = 9        … - 6 = 3

… + 2 = 9        … - 7 = 2        … - 1 = 8

* Хором пересчитывают вагоны.

- Всего 9 вагонов, последний – девятый вагон.

* Отвечают на вопросы учителя, находят место ч. 9 в натуральном ряду чисел,

- По размеру, по цвету, по форме.

- 1 и 8; 8 и 1;

- 2 и 7; 7 и 2;

- 3 и 6; 6 и 3;

- 4 и 5; 5 и 4.

* Работают в парах, заполняют состав числа 9.

    9                9                9                 9              9             9

1      _        8       _      2        _       7        _    3       _     6        _

      9                 9

4          _      5        _

VI. Подведение итогов

- Что нового узнали?

- Чему учились?

- Расскажите всё про число 9.

- Оцените свою работу на уроке.

* Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 1 класс "Число и цифра 9"

Технологическая карта урока представлена с указанием  воспитательных задач каждого этапа урока, методов и приемов обучения, формами организации познавательной деятельности и прогнозируемыми резул...

Технологическая карта урока Математика 1 класс. Тема: «Число и цифра 6»

Технологическая карта урока УМК "Перспектива". Математика 1 класс. Тема:  «Число и цифра 6»....

Технологическая карта урока математики(4 класс). "Тема: «Числа 6–7. Цифра 6».УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с образованием чисел 6–7 и их графической записью – цифрами 6, 7; учить детей писать цифру 6; начать первичное знакомство с определением вре...

Технологическая карта урока математики 1 класс "Число 6. Письмо цифры 6"

Технологическая карта урока  математики 1 класс "Число 6. Письмо цифры 6"...

Технологическая карта урока математики по теме "Число 5. Письмо цифры 5".

Технологическая карта урока математики. Тема: Число 5. Письмо цифры 5. Разработка для 1 класса обучающихся с ЗПР (подходит и для общеобразовательной школы)....

Технологическая карта урока математики 1 класс (УМК Школа России) " Число и цифра 7"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о числе и цифре 7. Задачи урока:Дидактические: 1 познакомить обучающихся с числом 7 2 научить писать цифру 7Развивающие: 1 развивать логически...