Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Школа безопасности» для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_bezopasnosti.docx | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Школа безопасности»
для 1 класса
(на 1 год реализации)
Программу разработал: Бочарова Т.И.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Пропаганда знаний, обеспечение правильных действий обучающихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Основная идея программы:
Освоение обучающимися основных социальных норм, необходимых для полноценного существования в современном обществе: в первую очередь - это нормы ведения ЗОЖ, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Занятия по программе «Школа безопасности» призваны способствовать формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения.
Рабочая программа в 1 классе составлена на основе учебника по ОБЖ 1-4 классы А.В. Гостюшкина. и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа «Школа безопасности» рассчитана для детей 7-10 лет на 1 год, включает 33 часа, 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Цели программы:
Формировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации.
Формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
Обучить методам обеспечения личной безопасности и оказанию помощи пострадавшим.
Задачи программы:
развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
приобретение обучающимися начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Занятия в «Школе безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Программа состоит из трёх разделов.
Первый раздел нацелен на обучение детей правильному поведению на улицах и дорогах «Правила дорожно - транспортной безопасности»: знакомство с историей и развитием ПДД, с обязанностями водителей, велосипедистов и пешеходов. c причинами ДТП и с дорожными знаками.
Второй раздел отведен пожарной безопасности «Правила пожарной безопасности». В данном разделе ребята ознакомятся с историей возникновения пожарной службы, причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, с правилами безопасного поведения при пожаре в жилом и общественном здании, со способами и средствами тушения пожара, с оказанием первой помощи при ожогах.
В третьем разделе «Правила безопасности в природе» ребята получат необходимую информацию о правилах безопасного поведения на воде, в лесу, при общении с дикими животными.
Средства диагностики: наблюдение; тесты.
Форма занятий: групповая.
В практике работы используются следующие формы: интеллектуальные и ролевые игры, беседы, экскурсии, праздники, конкурсы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми навыками безопасности и сохранности своего здоровья должен каждый ребёнок.
Личностные результаты:
понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;
формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
Регулятивные УУД:
ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
Познавательные УУД: знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
знать основные дорожные знаки;
наблюдать, делать выводы;
задавать вопросы, уточняя непонятное;
Коммуникативные УУД:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
выполнять требования и условия ролевых игр;
учиться договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
осуществлять взаимопомощь.
По окончанию изучения программы обучающиеся :
Научатся:
Определять факторы, влияющие на здоровье;
Различать факторы, негативно воздействующие на здоровье;
Применять индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
Определять какие бывают опасности и как их избежать.
Получат возможность научиться:
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта
Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Разговаривать с незнакомыми людьми, соблюдать правила безопасности.
Используемая литература
- Правила дорожного движения.М.2012г.
- 2. А.В.Гостюшкин « Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 класс» М. АСТ 1999г.
- В.И.Ковалько « Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на дорогу» М. ВАКО 2004г.
- Презентации.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя.
Магнитная доска.
Ноутбук Lenovo
Сканер планшетный
Документальная камера
Мультимедийный проектор Epson
Экспозиционный экран размер не менее 190 х 190 см
Содержание программы .
Занятие №1. Из истории правил дорожного движения.
Цели и задачи кружка. Правила дорожного движения. История возникновения правил дорожного движения.
Занятие №2. Улица полна неожиданностей. Наше село и его транспорт.
Правила поведения на улице. Основные опасные улицы нашего села. Транспорт.
Занятие №3. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Правила движения пешеходов.
Занятие №4. Дорога в школу. Где и как переходить дорогу.
Дорога от дома до школы. Правила перехода улицы. Знаки пешеходных переходов.
Занятие № 5. Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах.
Опасные ситуации на дороге. Причины опасных ситуаций.
Занятие №6. Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором.
Правила перехода улиц. Сигналы светофора для пешеходов.
Занятие №7. Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика.
Сигналы светофоров. Сигналы регулировщика. Их значение.
Занятие №8. Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса.
Знакомство с дорожными знаками. Виды дорожных знаков. Запрещающие, предупреждающие, знаки особого предписание, знаки сервиса, их значение.
Занятие № 9. Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?»
Основные причины дорожно – транспортных происшествий. Викторина о ПДД
Занятие № 10. Про разметку на дороге. Перекрёсток.
Дорожная разметка. Правила движения на перекрёстке.
Занятие № 11. Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.
Места, разрешённые для игр. Опасности игр на проезжей части.
Занятие № 12. Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста.
Правила для велосипедистов.
Занятие № 13. Мы – пассажиры. Правила для пассажира.
Правила для пассажиров.
Занятие № 14. КВН «Транспорт и правила поведения в нём».
Конкурс – викторина о видах транспорта, правилах поведения в транспорте.
Занятие № 15. Правила Дорожного Движения. Обязанности пешеходов.
Правила для пешеходов. Обязанности пешеходов.
Занятие № 16. Тест - викторина по ПДД.
Тестирование знаний детей по ПДД.
Занятие № 17. Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности.
Значение огня для человека. История правил пожарной безопасности.
Занятие № 18. Спички детям – не игрушка.
Причины возникновения пожаров. Обращение со спичками.
Занятие № 19. Как вести себя во время пожара в школе.
Причины возникновения пожара в здании. Эвакуация при пожаре в школе. Запасные выходы. Поведение детей при пожаре.
Занятие №20. Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире.
Пожар в квартире. Поведение детей при пожаре в квартире. Куда звонить при пожаре.
Занятие №21. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны.
Правила эвакуации из горящей квартиры.
Занятие №22. Правила поведения при запахе газа.
Причины утечки газа в квартире. Поведение детей при запахе газа.
Занятие №23. Как подружиться с электричеством
Правила обращения с электрическими приборами.
Занятие № 24. Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице.
Поведение при пожаре в лесу. Правила разведения костров.
Занятие №25. Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов.
Причины возникновения лесных пожаров. Опасность поджигания сухой травы и листвы на улицах и вблизи домов.
Занятие №26. Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности»
Проверка знаний по правилам пожарной безопасности.
Занятие №27. Если солнечно и жарко.
Правила безопасного отдыха на солнце. Тепловой и солнечный удар. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.
Занятие №28. Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз.
Опасность при некоторых погодных явлениях. Обстоятельства, при которых можно получить травмы и как их избежать.
Занятие №29. Правила поведения на воде. Купание в водоемах.
Безопасное поведение на воде. Выбор места для купания. Оказание помощи тонущему.
Занятие №30. Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время
Наиболее опасное время нахождения на замёрзшем водоёме. Поведение на льду. Оказание помощи человеку, провалившемуся по лёд.
Занятие №31. Меры предосторожности при обращении с дикими животными.
Знакомство с видами диких животных, опасных для человека. Правила поведения при встрече с ними, что можно делать и что нельзя. Периоды времени года, когда они проявляют повышенную агрессивность. Признаки опасных инфекционных заболеваний животных. Действия при укусе диким животным.
Занятие №32. Ядовитые растения и грибы.
Виды ядовитых растений и грибов. Меры помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами. Правила сбора грибов.
Занятие №33. Если заблудился в лесу.
Правила поведения в лесу. Ориентирование по компасу, местным признакам.
Содержание программы
№ п/п | Наименование раздела. | Количество часов |
1 | Правила дорожно - транспортной безопасности | 16ч |
2 | «Правила пожарной безопасности | 10ч. |
3 | Правила безопасности в природе | 7ч. |
Итого: | 33ч |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||
Правила дорожно- транспортной безопасности-16ч | |||
1 | Цели и задачи кружка. Из истории правил дорожного движения | ||
2 | Улица полна неожиданностей. Наше село и его транспорт. | ||
3 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | ||
4 | Дорога в школу. Где и как переходить дорогу. | ||
5 | Опасные ситуации на дорогах. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. | ||
6 | Общие правила перехода улиц и дорог. Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором. | ||
7 | Сигналы регулирования дорожного движения. Сигналы (жесты) регулировщика. | ||
8 | Дорожные знаки. Запрещающие и предупреждающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса. | ||
9 | Причины дорожно-транспортных происшествий. Викторина «Знаешь, ли ты?» |
| |
10 | Про разметку на дороге. Перекрёсток. | ||
11 | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | ||
12 | Мы – велосипедисты. Правила для велосипедиста. | ||
13 | Мы – пассажиры. Правила для пассажира. | ||
14 | КВН «Транспорт и правила поведения в нём» | ||
15 | Правила Дорожного Движения: Обязанности пешеходов. | ||
16 | Тест - викторина по ПДД. | ||
Правила пожарной безопасности-10ч. | |||
17 | Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности. | ||
18 | Спички детям – не игрушка. | ||
19 | Как вести себя во время пожара в школе. | ||
20 | Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире. | ||
21 | Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. | ||
22 | Правила поведения при запахе газа. | ||
23 | Как подружиться с электричеством | ||
24 | Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице. | ||
25 | Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов. | ||
26 | Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности» | ||
Правила безопасности в природе-7ч. | |||
27 | Если солнечно и жарко. | ||
28 | Если на улице дождь, гроза, ураган, смерч, метель, гололед и сильный мороз. | ||
29 | Правила поведения на воде. Купание в водоемах. | ||
30 | Правила безопасности при переходе водоемов по льду в зимнее время |
| |
31 | Меры предосторожности при обращении с дикими животными. | ||
32 | Ядовитые растения и грибы. | ||
33 | Если заблудился в лесу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Школа мастеров"(1-4кл.)
В настоящее время в соответствии с требованиями к структуре ФГОС начального общего образования на основании проекта базисного учебного плана, в части внеуроч...
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"
Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие усп...
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника».
Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника" с УУД....
Дополнительная образовательная программа «Школа будущего первоклассника»
Цель программы «Школа будущего первоклассника» - формирование у ребёнка желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции школьника» с помощью е...
Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"
Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"...
Дополнительная образовательная программа Школы будущего первоклассника
Школа будущего первоклассника проводится по субботам. Программа составлена с учётом возрастных особенностей дошкольников и условий даннной школы. Однвременно организуется родительский лекторий....
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"...