Проект урока математики по теме "Многогранник", 4 класс, "Начальная школа ХХI века".
проект по математике (4 класс) на тему

Урок по теме "Многогранник" проводится в 4 классе по УМК "Начальная школа ХХI века".Тип урока: урок изучения нового.Цель:познакомить с понятием "многоранник", научить распознавать плоские и пространственные фигуры. Урок разработан в соответствии с ФГОС. 

С начала урока учитель с помощью пословицы настраивает детей на успешность."Не бойся, когда не знаешь. Страшно, когда знать не не хочется".

На уроке развиваются познавтельные УУД: знакомство с новыми геометрическими фигурами, наблюдение, анализ, сравнение. Ученики сами выводят определение и затем сверяют его с предложенным в учебнике.Развиваюются регулятивные УУД:с помощью проблемной ситуации ученики сами формулируют тему урока, выполняют самопроверку и взаимопроверку. Работают в паре, осуществляя при этом учебное сотрудничество, и тем самым идет работа по формированию коммуникативных УУД.

На уроке используется интерактивная доска, задания практической направленности, дифференцированные задания и задания, связанные с предметом окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx105.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Сроки проведения курсов: 04.06. – 15.06.

Зачетная работа

Проект урока математики по теме: «Многогранник»

                                                                       Выполнил учитель начальных классов

                                                                                                          МБОУ «Гимназия № 136» Автозаводского района

                                                                         Шабанова Светлана Викторовна              

                                                                     Квалификационная категория первая

                                                                                           Стаж работы учителем начальных классов 32 года

                                                                          Контакты +7 9524422410, sova.62@bk.ru

Н.Новгород

2018 год

Проект урока.

Учебный предмет – математика, 4 класс

УМК – «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Многогранник.

Тип урока - изучение нового материала

Задачи урока:

1.Учиться распознавать и различать плоские и пространственные фигуры на чертежах. Познакомиться с понятием «Многогранник». Учиться  находить, называть и показывать вершины, ребра и грани многогранника.

2.Исследовать предметы окружающего мира, сопоставить их с моделями многогранников. Развивать пространственное воображение учащихся.

Ожидаемые результаты:

Предметные: в результате проведения урока учащиеся должны узнать ключевые понятия: многогранник, грань, вершина, ребро многогранника; уметь различать и показывать на моделях части многогранника, различать многоугольники и многогранники.

Метапредметные:

  • Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно и предстоит освоить, умение сосредоточиться на выполнении действий, действия самоанализа.
  • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выполнение анализа, синтеза, сравнения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  • Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, умение слушать друг друга и вступать в диалог, оформление своих мыслей в виде устного ответа, взаимодействия в парах, в группах.

Исходный уровень знаний и умений учащихся для изучения данной  темы – знают плоские геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, знакомы с понятием «Многоугольники», имеют представление об объемных фигурах: шар.

Оборудование урока: учебник, тетрадь на печатной основе, дидактические материалы, изображения геометрических фигур (многоугольников и многогранников), модели объемных фигур,  интерактивная доска, раздаточный материал для групп: координатный угол.

Этапы урока и хронометраж

  1. Мотивационный этап. (2 мин.)
  2. Актуализация знаний. (5 мин.)
  3. Постановка учебной задачи. (4 мин.)
  4. Открытие новых знаний. (10 мин.)
  5. Первичное закрепление. (10 мин.)
  6. Физкультминутка. (1 мин.)
  7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (7 мин.)
  8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(3 мин.)
  9. Рефлексия. Итог урока. (3 мин.)

Литература:

 Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: учебник для 4 кл. 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2014.

 Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Рабочие тетради «Математика» №1. 4 кл. – М.:  Вентана-Граф, 2014.     

 Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Дидактические материалы «Математика» часть 2,  4 кл. – М.:  Вентана-Граф, 2014.   

Пособия:

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  [Текст ] / Мин-во образования и науки  Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2009– 41 с.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: стандарты второго поколения / Е. С. Савинов. – М.:  Просвещение, 2010. – 98 с.
  3. «Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе», под ред. А.Г.Асмолова- М.: Просвещение, 2010.-152с.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

1.Мотивационный этап.

На доске:

-Поработайте в паре с соседом, соберите и прочитайте пословицу.

-Каков её смысл?

-А кому из вас хочется сегодня на уроке узнать что-то новое?

- Значит, не будем бояться трудностей и начнём урок!

Работают в парах. Составляют пословицу: «Не бойся, когда не знаешь; страшно, когда знать не хочется».

- Не надо лениться, надо стремиться к новым знаниям, преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.

(Поднимают руки)

Познавательные ууд; логические; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные ууд; учебное сотрудничество со сверстниками; умение построить речевое высказывание.

Личностные ууд; смыслообразование; установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

2.Актуализация знаний.

-Проведем математическую разминку:

Запишите одним словом

1)Геометрическая фигура, у которой три стороны, три угла, три вершины;

2)Четырехугольник, у которого углы прямые, а длины сторон попарно равны;

3)Прямоугольник, у которого все длины сторон равны.

-Проверьте, как справился с заданием ваш сосед. Оцените выполнение задания с помощью условных обозначений:

-Что будете оценивать?

- А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно: построить в координатном углу  фигуры по данным координатам.

1ряд- построить фигуру с координатами

А(2,1) В(2,4) С(8,4) Д(8,1)

2 ряд: построить фигуру, если известны координаты

С(2,1) К(4,4) М(5,1)

3 ряд: построить фигуру, если известны координаты

В(2,1) М(2,4) А(5,4) Д(5,1)

-Теперь поменяйтесь листочками и проверьте, как выполнил работу ваш сосед.

- Как можно одним словом назвать все эти фигуры?

 

- Из каких элементов состоят многоугольники?

- Назовите и покажите их.

Записывают в тетради названия геометрических фигур.

Треугольник.

Прямоугольник.

Квадрат.

1) правильность выполнения;

2) грамотность написания терминов.

Взаимопроверка.

(Дети получают листочки с построенным координатным углом и с заданными координатами)

(Выполняют задание )

1- Прямоугольник АВСД.

2- Треугольник СКМ.

3- Квадрат ВМАД.

(Взаимопроверка)

- Многоугольники.

- Имеют вершины, углы, стороны.

(От каждого ряда  выходят к доске по одному ученику и прикрепляют на доску свой чертеж)

Познавательные ууд;

логические: анализ и синтез.

Коммуникативные ууд; умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Регулятивные ууд; контроль и оценка.

Познавательные ууд; общеучебные; самостоятельное создание алгоритмов деятельности для построения геометрических фигур по данным координатам.

Коммуникативные ууд: учебное сотрудничество.

Регулятивные ууд: контроль.

Познавательные ууд; логические; обобщение.

3.Постановка учебной задачи.

На доске: детские чертежи и учитель добавляет еще 3 фигуры и нумерует их.

                    1                      2

         

           3                         4

          5                             6

Итак, какие  фигуры  вам знакомы? Ребята, а как еще можно назвать такие фигуры?

- А как называются остальные фигуры? Под №2, 4,6?

- Вам интересно узнать про эти фигуры??

- Предположите, что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Предположения учащихся выносятся на доску (кластер)

- Верно, на уроке будем изучать новые геометрические формы, их особенности и разнообразие.

- Это фигуры №1, 3 5. Многоугольники.

Плоские.

(Затрудняются ответить или некоторые называют, куб например)

-Как называются фигуры №2, 4, 6.

Из каких элементов они состоят.

Регулятивные ууд; целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

4.Открытие новых знаний.

- Давайте понаблюдаем (учитель выставляет еще модели куба, пирамиды и параллелепипеда). Внимательно рассмотрите фигуры и назовите сходства и различия в их изображении.

- Каждый многоугольник объёмной фигуры – это грань.

Предположите, как могут называться  эти фигуры?

- Давайте проверим свои предположения. Откройте учебник на с. 100, прочитайте название темы.

- Теперь вы можете сказать, как называются фигуры № 2, 4, 6?

Почему они так названы?

- Сформулируйте определение многогранника.

- Сравните свое определение с определением многогранника в учебнике.

- Что ещё узнали о многограннике из этого определения?

- Сходства: все фигуры имеют углы, вершины, стороны.

Различия: фигуры № 1, 3, 5 – плоские, а фигуры № 2, 4, 6 – объёмные; фигуры № 2, 4, 6 состоят из многоугольников.

- Четырехгранник.

- Шестигранник.

- Многогранник.

Многогранник.

Они называются многогранники, потому что состоят из нескольких граней – многоугольников.

- Фигура, которая состоит из нескольких граней, называется многогранник.

Работают с учебником, читают правило.

Отмечают, что в учебнике более полное определение.

Что у многогранника есть вершины и ребра.

Познавательные ууд; логические - сравнение,

классификация.

Познавательные ууд; подведение под понятие.

Познавательные ууд; общеучебные – построение речевого высказывания.

Регулятивные ууд;

контроль - сличение с заданным эталоном.

Познавательные ууд; общеучебные – работа с информацией; логические – сравнение.

5. Первичное закрепление.

Работа с учебником (с. 100. №1)

- Рассмотрите фигуры. Из каких многоугольников состоит поверхность каждой из них?

- Сколько у каждого изображенного многогранника:

1) вершин;

2) ребер;

3) граней?

- Все ли грани многогранника мы видим? Назовите видимые и невидимые грани.

-Какие из уже известных вам фигур можно назвать многогранниками?

- Как вы думаете, есть ли многогранники в окружающем нас мире?

Докажите свой ответ на примерах.

Работа с учебником (с. 100 №2)

- Из данных предметов выберите и назовите те, которые по форме похожи на многогранник.

В фигурах выделены пунктиром невидимые грани.

         

    Грань – треугольник.

Грань – прямоугольник.

Грань – прямоугольник.

  1. 4, 8, 8
  2. 6, 12,12
  3. 4, 6, 6

- Куб, пирамида.

- Да, есть.

Строения зданий – школа, спортивный клуб, дом и т.д.

Наш кабинет, столовая, актовый зал и др. (приводят различные примеры)

Даны изображения: коробка молока, консервная банка, коробка с цветными карандашами, чашка, коробка с печеньем (называют предметы, похожие на многогранники)

Познавательные ууд; логические – анализ.

Познавательные ууд; логические – анализ, сравнение, классификация.

Познавательные ууд; логические – анализ, узнавание в объектах окружающего мира геометрических форм, обобщение.

6.Физкультминутка.

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Работа в тетрадях на печатной основе. Выполнение заданий:

С. 55 №176

- Выделите красным карандашом вершины, а синим ребра каждого многогранника.

С. 56 №178

- Раскрасьте желтым карандашом левую грань, зеленым – верхнюю, а синим – переднюю грань многогранника.

С. 56 №180

- Раскрасьте переднюю грань многогранника. Какой фигурой она является?

Для тех, кто быстро справится с заданием, дополнительно

 с. 56 №179

- Вычислите  площадь передней грани коробки.

Выполняют самостоятельную работу.

При осуществлении проверки, ответы выносятся на экран (интерактивная доска). Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения заданий.

Дифференциация по объему.

Регулятивные ууд; самоконтроль – сличение полученного результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Дидактические материалы по математике. С 48, №74.

- Сколько кубиков использовал Ваня для постройки фигуры?

Для ответа на вопрос рассмотрите чертеж. Предлагаю, в случае затруднения, поработать в парах. Взаимопомощь.  Проверка.

Вид фигуры спереди.

Вид фигуры сбоку.

Познавательные ууд;

логические – синтез.

.

Коммуникативные ууд: учебное сотрудничество.

9.Рефлексия деятельности.

Итог урока.

- Вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока (открываются записи).

-Как вы считаете, справились ли мы с поставленными задачами?

-Кто понял, что такое многогранник?

-Сумеете ли вы отличить многогранники от многоугольников?

-Сможете ли вы найти многогранники в окружающем нас мире?

Отвечают на вопросы, дают оценку своей работы.

Да, узнали новые фигуры - многогранники, из каких частей они состоят.

Дети поднимают руки.

Регулятивные ууд: оценка – осознание качества и уровня усвоения материала.

  1. Домашнее задание.

Стр. 100 (выучить правило), стр 102 №7 (практическая работа), стр 101 №5 (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс. УМК « Начальная школа XXI века» Тема: Умножение и деление чисел на 2 и на 3

урок обобщения и систематизации знанийЦели: 1) Закрепить знание табличного умножения и деления на 2 и на 3.Развивать вычислительные навыки учащихся.2) Продолжить обучение решению задач с использование...

Урок математики (1 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Урок математики, проведённый в 1 классе, построен по всем требованиям ФГОС...

Урок математики Тема "Сравниваем" УМК "Начальная школа 21 века

На наглядных пособиях, интересных картинках дети лучше усваивают изучаемый материал....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока:Урок первичного предъявления новых знаний.Авторы УМК:УМК «Начальная школа XXI века»Автор учебника: В. Н. Рудницкая , М.: Вентана – Граф, 2013 г. Цели урока:Цели:  Создать условия д...

урок математики во 2 классе ( Начальная школа 21 века). Тема: Числовые выражения

Урок математики во2 классе "Числовые выражения". Урок обобщения, закрепления....

Презентация к уроку математики в 1 классе "Начальная школа 21 века" "Что такое умножение"

Презентация разработана к первому   уроку  в новой теме. При знакомстве с новым арифметическим действием дети должны осознать практическую целесообразность его введения, смысл действия ...

Конспект урока математики. 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

Конспект открытого урока по математике в первом классе . Тема: «Проверяем, верно ли…» по программе «Начальная школа XXI века». Подготовила: Точилина Н.В., учитель начальных классов первой квалификацио...