Проект урока математики по теме "Многогранник", 4 класс, "Начальная школа ХХI века".
проект по математике (4 класс) на тему
Урок по теме "Многогранник" проводится в 4 классе по УМК "Начальная школа ХХI века".Тип урока: урок изучения нового.Цель:познакомить с понятием "многоранник", научить распознавать плоские и пространственные фигуры. Урок разработан в соответствии с ФГОС.
С начала урока учитель с помощью пословицы настраивает детей на успешность."Не бойся, когда не знаешь. Страшно, когда знать не не хочется".
На уроке развиваются познавтельные УУД: знакомство с новыми геометрическими фигурами, наблюдение, анализ, сравнение. Ученики сами выводят определение и затем сверяют его с предложенным в учебнике.Развиваюются регулятивные УУД:с помощью проблемной ситуации ученики сами формулируют тему урока, выполняют самопроверку и взаимопроверку. Работают в паре, осуществляя при этом учебное сотрудничество, и тем самым идет работа по формированию коммуникативных УУД.
На уроке используется интерактивная доска, задания практической направленности, дифференцированные задания и задания, связанные с предметом окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.docx | 105.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Сроки проведения курсов: 04.06. – 15.06.
Зачетная работа
Проект урока математики по теме: «Многогранник»
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 136» Автозаводского района
Шабанова Светлана Викторовна
Квалификационная категория первая
Стаж работы учителем начальных классов 32 года
Контакты +7 9524422410, sova.62@bk.ru
Н.Новгород
2018 год
Проект урока.
Учебный предмет – математика, 4 класс
УМК – «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Многогранник.
Тип урока - изучение нового материала
Задачи урока:
1.Учиться распознавать и различать плоские и пространственные фигуры на чертежах. Познакомиться с понятием «Многогранник». Учиться находить, называть и показывать вершины, ребра и грани многогранника.
2.Исследовать предметы окружающего мира, сопоставить их с моделями многогранников. Развивать пространственное воображение учащихся.
Ожидаемые результаты:
Предметные: в результате проведения урока учащиеся должны узнать ключевые понятия: многогранник, грань, вершина, ребро многогранника; уметь различать и показывать на моделях части многогранника, различать многоугольники и многогранники.
Метапредметные:
- Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно и предстоит освоить, умение сосредоточиться на выполнении действий, действия самоанализа.
- Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выполнение анализа, синтеза, сравнения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, умение слушать друг друга и вступать в диалог, оформление своих мыслей в виде устного ответа, взаимодействия в парах, в группах.
Исходный уровень знаний и умений учащихся для изучения данной темы – знают плоские геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, знакомы с понятием «Многоугольники», имеют представление об объемных фигурах: шар.
Оборудование урока: учебник, тетрадь на печатной основе, дидактические материалы, изображения геометрических фигур (многоугольников и многогранников), модели объемных фигур, интерактивная доска, раздаточный материал для групп: координатный угол.
Этапы урока и хронометраж
- Мотивационный этап. (2 мин.)
- Актуализация знаний. (5 мин.)
- Постановка учебной задачи. (4 мин.)
- Открытие новых знаний. (10 мин.)
- Первичное закрепление. (10 мин.)
- Физкультминутка. (1 мин.)
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (7 мин.)
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.(3 мин.)
- Рефлексия. Итог урока. (3 мин.)
Литература:
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: учебник для 4 кл. 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2014.
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Рабочие тетради «Математика» №1. 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Дидактические материалы «Математика» часть 2, 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Пособия:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст ] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2009– 41 с.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]: стандарты второго поколения / Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с.
- «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», под ред. А.Г.Асмолова- М.: Просвещение, 2010.-152с.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
1.Мотивационный этап. | На доске: -Поработайте в паре с соседом, соберите и прочитайте пословицу. -Каков её смысл? -А кому из вас хочется сегодня на уроке узнать что-то новое? - Значит, не будем бояться трудностей и начнём урок! | Работают в парах. Составляют пословицу: «Не бойся, когда не знаешь; страшно, когда знать не хочется». - Не надо лениться, надо стремиться к новым знаниям, преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения. (Поднимают руки) | Познавательные ууд; логические; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные ууд; учебное сотрудничество со сверстниками; умение построить речевое высказывание. Личностные ууд; смыслообразование; установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
2.Актуализация знаний. | -Проведем математическую разминку: Запишите одним словом 1)Геометрическая фигура, у которой три стороны, три угла, три вершины; 2)Четырехугольник, у которого углы прямые, а длины сторон попарно равны; 3)Прямоугольник, у которого все длины сторон равны. -Проверьте, как справился с заданием ваш сосед. Оцените выполнение задания с помощью условных обозначений: -Что будете оценивать? - А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно: построить в координатном углу фигуры по данным координатам. 1ряд- построить фигуру с координатами А(2,1) В(2,4) С(8,4) Д(8,1) 2 ряд: построить фигуру, если известны координаты С(2,1) К(4,4) М(5,1) 3 ряд: построить фигуру, если известны координаты В(2,1) М(2,4) А(5,4) Д(5,1) -Теперь поменяйтесь листочками и проверьте, как выполнил работу ваш сосед. - Как можно одним словом назвать все эти фигуры?
- Из каких элементов состоят многоугольники? - Назовите и покажите их. | Записывают в тетради названия геометрических фигур. Треугольник. Прямоугольник. Квадрат. 1) правильность выполнения; 2) грамотность написания терминов. Взаимопроверка. (Дети получают листочки с построенным координатным углом и с заданными координатами) (Выполняют задание ) 1- Прямоугольник АВСД. 2- Треугольник СКМ. 3- Квадрат ВМАД. (Взаимопроверка) - Многоугольники. - Имеют вершины, углы, стороны. (От каждого ряда выходят к доске по одному ученику и прикрепляют на доску свой чертеж) | Познавательные ууд; логические: анализ и синтез. Коммуникативные ууд; умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Регулятивные ууд; контроль и оценка. Познавательные ууд; общеучебные; самостоятельное создание алгоритмов деятельности для построения геометрических фигур по данным координатам. Коммуникативные ууд: учебное сотрудничество. Регулятивные ууд: контроль. Познавательные ууд; логические; обобщение. |
3.Постановка учебной задачи. | На доске: детские чертежи и учитель добавляет еще 3 фигуры и нумерует их. 1 2
3 4 5 6 Итак, какие фигуры вам знакомы? Ребята, а как еще можно назвать такие фигуры? - А как называются остальные фигуры? Под №2, 4,6? - Вам интересно узнать про эти фигуры?? - Предположите, что же мы будем изучать сегодня на уроке? Предположения учащихся выносятся на доску (кластер) - Верно, на уроке будем изучать новые геометрические формы, их особенности и разнообразие. | - Это фигуры №1, 3 5. Многоугольники. Плоские. (Затрудняются ответить или некоторые называют, куб например) -Как называются фигуры №2, 4, 6. Из каких элементов они состоят. | Регулятивные ууд; целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. |
4.Открытие новых знаний. | - Давайте понаблюдаем (учитель выставляет еще модели куба, пирамиды и параллелепипеда). Внимательно рассмотрите фигуры и назовите сходства и различия в их изображении. - Каждый многоугольник объёмной фигуры – это грань. Предположите, как могут называться эти фигуры? - Давайте проверим свои предположения. Откройте учебник на с. 100, прочитайте название темы. - Теперь вы можете сказать, как называются фигуры № 2, 4, 6? Почему они так названы? - Сформулируйте определение многогранника. - Сравните свое определение с определением многогранника в учебнике. - Что ещё узнали о многограннике из этого определения? | - Сходства: все фигуры имеют углы, вершины, стороны. Различия: фигуры № 1, 3, 5 – плоские, а фигуры № 2, 4, 6 – объёмные; фигуры № 2, 4, 6 состоят из многоугольников. - Четырехгранник. - Шестигранник. - Многогранник. Многогранник. Они называются многогранники, потому что состоят из нескольких граней – многоугольников. - Фигура, которая состоит из нескольких граней, называется многогранник. Работают с учебником, читают правило. Отмечают, что в учебнике более полное определение. Что у многогранника есть вершины и ребра. | Познавательные ууд; логические - сравнение, классификация. Познавательные ууд; подведение под понятие. Познавательные ууд; общеучебные – построение речевого высказывания. Регулятивные ууд; контроль - сличение с заданным эталоном. Познавательные ууд; общеучебные – работа с информацией; логические – сравнение. |
5. Первичное закрепление. | Работа с учебником (с. 100. №1) - Рассмотрите фигуры. Из каких многоугольников состоит поверхность каждой из них? - Сколько у каждого изображенного многогранника: 1) вершин; 2) ребер; 3) граней? - Все ли грани многогранника мы видим? Назовите видимые и невидимые грани. -Какие из уже известных вам фигур можно назвать многогранниками? - Как вы думаете, есть ли многогранники в окружающем нас мире? Докажите свой ответ на примерах. Работа с учебником (с. 100 №2) - Из данных предметов выберите и назовите те, которые по форме похожи на многогранник. | В фигурах выделены пунктиром невидимые грани.
Грань – треугольник. Грань – прямоугольник. Грань – прямоугольник.
- Куб, пирамида. - Да, есть. Строения зданий – школа, спортивный клуб, дом и т.д. Наш кабинет, столовая, актовый зал и др. (приводят различные примеры) Даны изображения: коробка молока, консервная банка, коробка с цветными карандашами, чашка, коробка с печеньем (называют предметы, похожие на многогранники) | Познавательные ууд; логические – анализ. Познавательные ууд; логические – анализ, сравнение, классификация. Познавательные ууд; логические – анализ, узнавание в объектах окружающего мира геометрических форм, обобщение. |
6.Физкультминутка. | Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. | ||
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Работа в тетрадях на печатной основе. Выполнение заданий: С. 55 №176 - Выделите красным карандашом вершины, а синим ребра каждого многогранника. С. 56 №178 - Раскрасьте желтым карандашом левую грань, зеленым – верхнюю, а синим – переднюю грань многогранника. С. 56 №180 - Раскрасьте переднюю грань многогранника. Какой фигурой она является? Для тех, кто быстро справится с заданием, дополнительно с. 56 №179 - Вычислите площадь передней грани коробки. | Выполняют самостоятельную работу. При осуществлении проверки, ответы выносятся на экран (интерактивная доска). Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения заданий. Дифференциация по объему. | Регулятивные ууд; самоконтроль – сличение полученного результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Дидактические материалы по математике. С 48, №74. - Сколько кубиков использовал Ваня для постройки фигуры? Для ответа на вопрос рассмотрите чертеж. Предлагаю, в случае затруднения, поработать в парах. Взаимопомощь. Проверка. | Вид фигуры спереди. Вид фигуры сбоку. | Познавательные ууд; логические – синтез. . Коммуникативные ууд: учебное сотрудничество. |
9.Рефлексия деятельности. Итог урока. | - Вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока (открываются записи). -Как вы считаете, справились ли мы с поставленными задачами? -Кто понял, что такое многогранник? -Сумеете ли вы отличить многогранники от многоугольников? -Сможете ли вы найти многогранники в окружающем нас мире? | Отвечают на вопросы, дают оценку своей работы. Да, узнали новые фигуры - многогранники, из каких частей они состоят. Дети поднимают руки. | Регулятивные ууд: оценка – осознание качества и уровня усвоения материала. |
| Стр. 100 (выучить правило), стр 102 №7 (практическая работа), стр 101 №5 (по желанию). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 2 класс. УМК « Начальная школа XXI века» Тема: Умножение и деление чисел на 2 и на 3
урок обобщения и систематизации знанийЦели: 1) Закрепить знание табличного умножения и деления на 2 и на 3.Развивать вычислительные навыки учащихся.2) Продолжить обучение решению задач с использование...
Урок математики (1 класс, УМК "Начальная школа XXI века")
Урок математики, проведённый в 1 классе, построен по всем требованиям ФГОС...
Урок математики Тема "Сравниваем" УМК "Начальная школа 21 века
На наглядных пособиях, интересных картинках дети лучше усваивают изучаемый материал....
Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока:Урок первичного предъявления новых знаний.Авторы УМК:УМК «Начальная школа XXI века»Автор учебника: В. Н. Рудницкая , М.: Вентана – Граф, 2013 г. Цели урока:Цели: Создать условия д...
урок математики во 2 классе ( Начальная школа 21 века). Тема: Числовые выражения
Урок математики во2 классе "Числовые выражения". Урок обобщения, закрепления....
Презентация к уроку математики в 1 классе "Начальная школа 21 века" "Что такое умножение"
Презентация разработана к первому уроку в новой теме. При знакомстве с новым арифметическим действием дети должны осознать практическую целесообразность его введения, смысл действия ...
Конспект урока математики. 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"
Конспект открытого урока по математике в первом классе . Тема: «Проверяем, верно ли…» по программе «Начальная школа XXI века». Подготовила: Точилина Н.В., учитель начальных классов первой квалификацио...