Урок по математике "Перестановка слагаемых"
план-конспект урока по математике

Тимофеева Ирина Владимировна

открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока "Перестановка слагаемых".

Цель : Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется

Тип урока:  Открытие нового знания

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

-усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения – переместительного (коммуникативного) свойства сложения;

-формирование вычислительных навыков на основе использования переместительного свойства сложения;

-развитие математической речи с использованием нового математического термина «переместительное свойство сложения»;

Развивающие (метапредметные):

Познавательные:

Развивать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

Развивать умение работать с информацией и обмениваться её.

Формировать умение использовать полученную информацию.

Работать над использованием знаково-символических средств.

Продолжить работу над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельной работы.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте.

Формировать умения слышать друг друга и понимать.

Помочь ребёнку в аргументации своего мнения.

Регулятивные:

Формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Формировать умение соотносить свои знания, определять проблему.

Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Способствовать выполнению пробного действия.

Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Формировать умение высказывать своё предположение.
Воспитательные (личностные):

Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Этап урока

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для осознанного нахождения учащихся в пространстве учебной деятельности на уроке

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

Сегодня наш класс становится научной лабораторией. А вы будете исследователями.

2.Актуализация знаний, определение темы, целей урока

Цели:

-организовать повторение материала, необходимого для самостоятельного выведения правила, выявление затруднений.

.

Сегодня мы полетим в космос и сделаем множество новых открытий. Но прежде чем это сделать все космонавты много тренируются на земле. Мы тоже для начала потренируемся.

  1. Веселые задачки.

Пять голубей на крышу сели.

Два еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

Семь малюсеньких котят,

Что дают им – все едят.

А один - сметаны просит.

Сколько же котяток? (7+1=8)

Шесть косточек из кухни

Шарик притащил.

Две самые большие другу подарил.

Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика

Осталось костей? (6-2=4).

2). Логическая разминка.

Работа по рядам.

Найдите закономерность и нарисуйте недостающие фигуры.

( Рисунки на доске и у каждой группы).

1 ряд

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_1.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_2.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_3.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_4.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_5.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_6.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_7.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_8.png

2 ряд

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_9.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_10.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_11.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_12.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_13.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_14.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_15.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_16.png

3 ряд

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_17.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_18.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_19.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_20.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_21.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_22.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_23.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/11/20/s_5a1289ca24a3c/748313_24.png

3) Решите примеры. Назовите компоненты при сложении

2+3=  4+6=  5+2=

3+2=  6+4=  2+5=

Потренировались на земле. Теперь нам нужно построить ракету.

Нам даны примеры и детали нашего корабля. Решите примеры и найдите примеры с таким же ответом. Постройте корабль. Какую закономерность вы заметили? Рассмотрим каждую пару примеров.

2+4=6 и 4+2=6

3+1=4 и 1+3=4

3+4=7 и 4+3=7

2+3=5 и 3+2=5

Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

А какие цели и задачи мы поставим перед собой? Чему мы должны научиться? Что исследуем?

Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и попытаться применить правило перестановки слагаемых.

– Что нам поможет достигнуть поставленные цели? (Учебник.)

Меняются местами слагаемые.

Перестановка слагаемых.

- Вместе разберёмся, для чего нужно и когда переставлять слагаемые

3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

на основе наблюдений вывести правило перестановки слагаемых.

.

Ну что ж, ракета построена, цели и задачи определены отправляемся в полет. Начинаем отсчет 3,2,1, пуск!

(Звук взлета ракеты)

Внимание! Выходим в открытый космос.

Команда, срочно откройте учебники на стр.26

(Слышится спор)

Что это такое? По-моему, кто-то из нашей команды ссорится. А, это Маша и Миша спорят. О чем же?

Миша говорит, что на столе 3 сливы и 4 вишни, а Маша, что 4 вишни и 3сливы. Давайте решим этот спор.

Давайте посмотрим, где сидит Миша?

А Маша ?

Что лежит перед ними одним словом?

Почему Миша и Маша записали разные суммы?

3+4=7 4+3=7

Исследуйте эти записи

-Что вы здесь заметили

Верно ли будет равенство?

3+4=4+3

Можем ли мы, как исследователи, сами сформулировать правило? Кто мне озвучит это правило? Проверим по учебнику, правильно ли мы вывели это правило?

Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
(Наклониться.)
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны.)

(Звук сирены)

Тревога, на нас летят астероиды 5 больших и 4 маленьких. Срочно сосчитайте, сколько их всего?

Посмотрите, они поменялись местами теперь впереди 4 маленьких и за ними 5 больших. Сколько их всего?

Смотрите к нам приближаются НЛО 6 синих и 2 красных. Сколько их всего?

Они поменялись местами: 2 красных впереди, 6 синих сзади. Сколько всего?

А вот парад планет. 9 покрытые водой и 1 зеленая. Мы залетели с другой стороны и теперь первая зеленая, а 9 водных голубых потом. Сколько всего планет?

Посмотрите на записи. Какой вывод можно сделать? Какое правило вы использовали?

От перестановки слагаемых сумма не изменяется

-Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее переместительным свойством сложения. Как вы думаете, почему?

Слагаемые как бы «перемещаются», меняются местами.)

Открывают учебники на странице 26

Слева

Справа.

Фрукты.

-Рассматривают рисунок. Миша считал слева направо и написал, что на столе 3+4 ягодки. Маша тоже считала слева направо, но она смотрит с противоположной стороны, поэтому она написала, что на столе 4+3 ягодки.

- Значения сумм будут равны, так как набор ягод один и тот же.

Дети записывают на доске примеры и называют сумму

Записывают на доске, считают.

Записывают, считают.

Пытаются высказать предположения.

-Слагаемые поменялись местами. Значения сумм не изменились

4.Закрепление

Цель: умение применять новое правило

Пальчиковая гимнастика

Пальцы надо нам размять,
Чтоб ракетой управлять.
Каждый пальчик свой потрём,
Их сожмём и разожмём.

Ребята, в бортовом компьютере произошел сбой программы, некоторые числа просто исчезли, теперь мы не сможем проложить маршрут домой. Нужно устранить неполадку

Откройте тетради на стр.37, и вставьте пропущенные цифры в задании №1

Каким правилом вы воспользуетесь для выполнения этого задания?

Сядьте правильно, положите тетрадь как положено и приступайте к работе. Делаем по цепочке, комментируя пример

Бортовой компьютер работает исправно. Но у нас новая беда. Стало вдруг очень темно и не видно куда нам двигаться. Нужно зажечь бортовые огни нашего корабля. Предлагаю выполнить задание №4 с фишками. Поставьте кружочки одинакового цвета на те фонарики, под которыми написаны суммы с одинаковыми значениями. Какое правило поможет тебе выполнить это задание?

Прокладываем курс к нашей планете. Чтобы это сделать, нужно вычислить значение указанной суммы с помощью перестановки слагаемых.

Пальчиковая гимнастика:
самомассаж пальцев–потирающие движения 
от кончика  к основанию пальца,
сжать пальцы в кулачки и разжать.

Открывают тетради, выполняют задание самостоятельно.

Проверяем задание по цепочке

Выполняют задание №4 в учебнике

Выполнение №2 ТПО

И на доске по одному человеку .Сверяются с доской

5.Самостоятель-ная работа

Цель:

-проверить умение работать с информацией;

-организовать выполнение самопроверки, самооценки.

Гимнастика для глаз

Ярко звёздочки сверкают,
В гости всех нас зазывают.
Все им дружно подмигнём,
Точно курс мы свой возьмём.

Мы находимся в невесомости. Вот пролетела мимо нас тетрадь. Мы схватили ее, а там нерешенные задания. Нужно решить.

Задание№3 (самостоятельная работа)

-Прочитайте задание.

-Какие правила вам помогут?

  • от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется,
  • удобнее к большему числу прибавить меньшее число

Проверим работу.

Сверьте с доской.(слайд 27)

- Кто выполнил правильно, красным карандашом поставьте +, кто ошибся – синим поставьте +.

Задание №5(самостоятельно с проверкой на слайде)

Закрыть глаза и открыть, 
а потом по очереди,
один глаз закрыть и открыть, а потом другой.

6.Итог и рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Возвращаемся к земле. Вот мы подлетаем к нашей школе.

-Вернемся к началу урока.

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Какой математический закон мы открыли?

Как он звучит?

-В каких случаях вы употребите данное правило?

-Продолжите: При нахождении значения суммы удобнее….

-Молодцы.

  • А теперь оцените свою работу.
  • Спасибо за урок.
  • Вы хорошо поработали, поаплодируем себе и своим одноклассникам (слайд 31)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Связь между слагаемыми и суммой"

Презентация к этапам урока математики по теме "Связь между слагаемыми и суммой":актуализация опорных знаний - разминкапостановка учебной задачиусвоение новых знанийРекомендации к работе с презентацией...

Урок математики "Перестановка слагаемых"

Урок математики "Перестановка слагаемых"...

Конспект урока математики "Группируем слагаемые"

Цель урока: научить находить значение выражений, используя группировку слагаемых. Задачи урока  Предметные:1)      познакомить с «группировкой слагаемых»;2)...

Урок по теме "Слагаемые. Сумма"

Урок изучения нового материала усвоение понятия «слагаемые», «сумма». Также с целью развития познавательной активности и самостоятельности, практическая работа с использованием раздаточного материала....

Урок математики "Перестановка слагаемых"

УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок по теме "Слагаемое"

Урок по математике с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями развивающего обучения Л. В. Занкова и ФГОС НОО.Основу урока составляют совреме...