Урок математики "Перестановка слагаемых"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perestanovka_slagaemyh.docx70.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Перестановка слагаемых

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется

Задачи

Образовательные:

усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения – переместительного (коммуникативного) свойства сложения;

формирование вычислительных навыков на основе использования переместительного свойства сложения;

развитие математической речи с использованием нового математического термина «переместительное свойство сложения»;

Развивающие:

Познавательные:

           Развивать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

Развивать умение работать с информацией.

Формировать умение использовать полученную информацию.

Продолжить работу над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельной работы.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте.

Формировать умение слышать друг друга и понимать.

Помочь ребёнку в аргументации своего мнения.

Регулятивные:

Формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  

Формировать умение соотносить свои знания, определять проблему.

Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Способствовать выполнению пробного действия.

Развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Формировать умение высказывать своё предположение.

Воспитательные:

Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: положительно относиться к школе; проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке уметь сравнивать группы предметов; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; делать умозаключения по результатам исследования; искать разные способы решения задач.

К - задавать вопросы, строить понятные высказывания,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения -  переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется,  использование свойства арифметических действий для удобства вычислений.

Ресурсы:

- основные

Математика(А.Л. Чекин) учебник для 1-го класса. Часть 2. стр. 26-27, тетрадь для самостоятельной работы с. 37-38

- дополнительные

- презентация

- шкала самооценки

- тетрадь

Карточки , раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: создать условия для положительного настроя обучающихся, подготовить учеников к продуктивной работе на уроке.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

Давайте  повернемся  к ним, улыбнемся и поприветствуем.

И вам ребята, доброго дня и хорошего настроения.

Давайте поприветствуем друг друга.    

Девизом нашего урока будут такие слова:  

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В первом классе учимся!

 Всё у нас получится.

Начинаем наш урок

– А сейчас, ребята, вы поработаете в парах. Возьмите карточку с таблицей. Найдите закономерность и нарисуйте недостающую фигуру.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\phoca_thumb_l_mych.jpg

C:\Users\user\Desktop\21-1048.jpg

C:\Users\user\Desktop\21-1048.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\phoca_thumb_l_mych.jpg

C:\Users\user\Desktop\article83987.jpg

C:\Users\user\Desktop\article83987.jpg

C:\Users\user\Desktop\21-1048.jpg

- Проверьте по образцу и оцените свою работу на шкале успеха.

Дети работают в паре.

Проверяют и оценивают себя на шкале успеха.

Зелёный – задание выполнено правильно, без ошибок;

синий -  задание выполнено с ошибками;

красный – не справился с заданием.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: побудить обучающихся к активности при изучении нового материала путем повторения  изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Мы снова встречаемся с нашими друзьями Машей и Мишей. Мама дала детям 4 яблока и 2 груши.

- Сколько всего фруктов дала мама детям? Как узнали?

- Как называются числа при сложении?

- Маша и Миша устроили спор. Миша утверждает, что верное решение  2+4, а  Маша – 4+2.

4+2=6

Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: побудить обучающихся к активности при изучении нового материала, помочь обучающимся в освоении приемов проверки правильности выполнения работы и оценки выполненного, в исправлении допущенных ошибок.

- Что нужно сделать, чтобы узнать, кто из них прав?

- Чему равно значение суммы 2+4, значение суммы 4+2?    

- Что заметили?  

- Подумайте, что изменилось?

- А можно ли так  поступать в математике?

Проверим!

- Какую цель для себя поставили?

- Вычислить значение суммы.

4+2=6

2+4=6

- Слагаемые поменялись местами, а значение суммы одинаковое.

- Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые.

4. Реализация построенного проекта.

Цель: развивать умение применять новое правило

- Работаем в парах.

Каждая пара получает раздаточный материал 2 видов.

- Договоритесь с соседом, кто будет отвечать.

1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам  фигуры.

2. Сравните результаты.

3. Сделайте  вывод.

- К какому выводу мы пришли? 

- Оцените свою работу на шкале успеха.

Дети работают в  парах. Один ученик отчитывается о работе  по плану. 

От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Дети оценивают себя.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизацию новых знаний, анализировать явления, делать выводы. Показать значимость изучаемой темы.

- Приглашаю к доске 3 девочек и 4 мальчиков. Сколько всего детей? Составьте выражение.

- Поменяйтесь местами. Сколько всего детей? Изменилось ли количество?

- Сделайте вывод.

Работа по учебнику с.26

№1 письменно

- Найдите высказывание, на которое автор учебника обращает особое внимание (правило выделено жирным шрифтом)

- Совпадают ли наши правила?

- Вы – молодцы!  Сами открыли математическое правило.

- Кто же из ребят прав?

Игра "Найди своё место"

У каждого  ученика  карточка с примером, нужно найти своё место.

( 4+2, 2+4 и т.д.)

- Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.

Работа по учебнику с.26

№2 (1 столбик) письменно

- Оцените свою работу на шкале успеха.

- Ребята, мы вывели правило, а зачем нам оно? Где может пригодиться?

- Ребята, а кто вам принёс подарки на новый год? А с кем он приготовил подарки? Кто ему помог? Представьте ситуацию.  Снегурочка помогает Деду Морозу готовить подарки для детей. Она их красиво упаковала. На одном столе 2  подарка,  а на другом – 5 подарков. Теперь их нужно переложить в одно место, чтобы Дед Мороз  положил их в мешок и повёз детям.  Как Снегурочке разумнее  поступить? Составьте математические записи.  Сделайте вывод. Как считать быстрее, легче?

3+4=7 (записывает один ученик у доски)

4+3=7

От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

3+4=4+3

Читают правило

Да

Оба

Дети находят свою пару.

Решают примеры с комментированием у доски и в тетради.

Дед Мороз

Два подарка быстрее донести до 5 подарков.

Легче к 5 прибавить 2, т.е. к большему числу прибавить меньшее.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать  самостоятельную деятельность обучающихся по изучению переместительного закона сложения. Установить, определить  степень усвоения нового знания.

- Открываем рабочую тетрадь на с.37 №2.

Выполняем только 2 выражения.

- Сравни с образцом. Какое правило помогло вам быстро найти значение?

- Оцени свою работу на шкале успеха.

- Поднимите руки те ученики, кто на шкале успеха закрасил круг в красный цвет.

(объясняет сосед по парте или учитель)

Самостоятельная работа. Проверка. Исправление ошибок, если есть.

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: создать условия для формирования умений выполнять  задания  с применением  переместительного закона, создать условия для закрепления изученного материала. Установить, определить  степень усвоения переместительного закона.

- Предлагаю вам интересное задание. Догадайтесь, какую фигуру нужно нарисовать вместо окошечка.

-Ребята, а где мы можем узнать прогноз погоды? А вы знаете, как называется профессия человека, который составляет прогноз погоды?

МЕТЕОРОЛОГ - с помощью специальных приборов изучает погоду и составляет прогноз погоды.

- Выполняем в рабочей тетради №5 на с. 38

- Некоторые числа исчезли. Восстановите их, заполните пропуски.

- Какое математическое правило вам поможет в выполнении того задания?

- Обратите внимание на соседа, помогите ему, если он затрудняется.

- Оцени свою работу на шкале успеха.

Фронтальная работа (на слайде)

По телевизору, радио, прочитать в газете.

Работа в тетради. Проверка. Исправление ошибок, если есть.

Вывод - если знаешь правило перестановки слагаемых, не всегда нужно выполнять вычисления. Это удобно!

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке результатов своей деятельности и деятельности класса.

 

- Какую цель мы поставили на уроке?

- Что мы для этого делали на уроке?

- Какой математический закон помогли нам открыть Маша и Миша? Как он звучит?

- Продолжите: при нахождении значения суммы удобнее…

- Я предлагаю вам проверить это правило с братом или сестрой. Например, у Аделины есть сестрёнка. Сестра возьмёт несколько кукол, а Аделина несколько мягких игрушек. Все эти игрушки сложите вместе и сосчитайте их, сколько всего получится. А потом обменяйтесь игрушками и проверьте, сколько будет вместе. На следующем уроке расскажете мне, что у вас получилось. А у кого нет брата или сестры, можно проверить это правило с другом или подругой.

- Посмотрите на шкалу успеха. Выйдите к доске те, у кого все шары зелёного и синего  цвета.

- Может, кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего товарища?

- Ребята, наш урок окончен.  Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

Спасибо за старание. Ведь главное – желание.
А навыки и знание с годами к вам придут.
Прозвенит звонок с урока – Отдохнуть придет  пора.
Что узнали на уроке, не забудьте  никогда.

От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

к большему числу прибавить меньшее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Математика. 1 класс. Урок 40. Слагаемое. Сумма - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_40_slagaemoe_summa/2012-11-14-133  Урок 40. Слагаемое. Сумма В презентации отображены:    допол...

Математика. 1 класс. Урок 42. Слагаемое. Сумма - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_42_slagaemoe_summa/2012-11-20-135 Урок 42. Слагаемое. Сумма В презентации отображены:    задание на ...

Презентация к уроку математики "Слагаемые. Сумма" 1 класс

Презентация поможет учителю разнообразить устный счет, вобъяснении новой темы, содержит логические задания, пояснение к задаче....

Урок "Перестановка слагаемых"

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока "Перестановка слагаемых" 1 класс

Конспект урока "Перестановка слагаемых" 1 класс...