Урок по математике за 1 класс общеобразовательной школы
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему
Технологическая карта урока математики в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1klass.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 1 классе
Учитель: Шадрина Мария Ильинична
УМК «Начальная школа XXI век». Автор: Рудницкая В.Н, Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А.
Тема урока: Решаем задачи
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: Создание условий для для формирования навыков решать простые арифметические задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
Задачи:
Предметные: Устанавливать последовательность учебных действий для ответа на вопрос задачи (алгоритм решения задачи);
Выделять основные элементы задачи, решать по алгоритму, устанавливать соответствие между задачей и её решением.
Развивать умение анализировать свои действия, сравнивать число предметов, доказывать правильность выбора арифметического
действия.
Воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные
Умение воспринимать речь учителя, одноклассников.
Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения.
Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные
Определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Выдвижение версий.
Познавательные
Умение моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.
Преобразование модели в речевые средства.
Умение наблюдать, сравнивать, анализировать;
Коммуникативные
Умение точно выражать свои мысли.
Слушать и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Навыки сотрудничества (умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах общения и следовать им.)
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, ноутбук , проектор, набор фишек для счёта, сигнальные карточки.
Методы:
наглядный, практический, проблемно-поисковый (проблемный вопрос),
самостоятельной работы,
методы стимулирования, метод формирования познавательного интереса, самоконтроля.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Примеча ния |
I.Введение в тему. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Какое настроение у вас, ребята? Давайте улыбнемся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы новое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Повторяйте за мной. Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы - старательные Мы в первом классе учимся Всё у нас получится! -Урок математики. Чтобы узнать тему урока, надо поменять слоги местами, т.к. ребята играли на спортивной площадке в хоккей и всё перепутали. | Проговаривают. Задача | Личностные Восприятие речи учителя и ученика. Регулятивные Целеполага ние, концентрация внимания. | Слайд 1. да ча За |
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Словарная работа. Шлем-средство,защищающее голову от ударов. Шайба – спортивный снаряд цилиндрической формы, для игры в хоккей. Клюшка- спортивный снаряд, используемый в хоккее с шайбой для бросков, ведения шайбы. Постановка проблемного вопроса. | Как вы думаете, что на уроке мы будем учиться делать? -Что содержится в задаче? -Что такое вопрос? Открыли учебник на с.98 Объясните смысл предложений. 1)Шлемов на один меньше, чем клюшек. 2) Шайб на одну меньше, чем шлемов. -На какой вопрос вы учитесь отвечать? | Выдвижение версий… -решать задачу -находить условие -отвечать на вопрос -Вопрос -Вопрос- то, что неизвестно. - выдвижение версий. Тема урока: «Решаем задачи» (под руководством учителя) Шлемов столько же, что клюшек, но без одного.( на 1 меньше) Шайб столько же, что шлемов, но без одной. (на 1 меньше) -На сколько меньше? (под руководством учителя ) | Познавательные Выделение существенных признаков задачи. Коммуникативные Умение слушать одноклассников. Регулятивные Уметь определять тему урока с помощью учителя. Личностные Восприятие речи учителя и ученика. Познавательные Объяснение значений слов. Умение наблюдать, сравнивать, анализировать. Решение проблемного вопроса. | Слайд 2 Слайд 3 |
III. «Открытие» нового знания. Цель: организация коммуникатив ного взаимодействия для построения нового способа действия. Обсуждение проблемного вопроса. Вопросы для обсуждения: Соотнесение полученных знаний с целью урока. | Учебник – с. 98 Чтение задачи №2 Пять мячей, а обручей на два меньше. Сколько обручей? -Что я прочитала? Как решить эту задачу? Работа по алгоритму. Выработка алгоритма решения задачи: -слушаем -моделируем -выбираем арифметическое действие -ответ -решение Каких предметов меньше – мячей или обручей? -На сколько меньше? Цель урока: научиться решать задачи. Три обруча, а скакалок на одну меньше. Сколько скакалок? -Что я прочитала? Работа по алгоритму. Выработка алгоритма решения задачи: -слушаем -моделируем -выбираем арифметическое действие -ответ -решение Каких предметов меньше –обручей или скакалок? -На сколько меньше? -Каким действием решили задачу? Почему? | -Условие Работа по учебнику. Моделирование задачи фишками. Выбор действия, обоснование своего выбора, называние ответа. (под руководством учителя) Выдвижение версий На первой строчке положу столько фишек… Выберу действие…, потому что… Запишу решение… Ответ Обручей -На два меньше Цель: научиться решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц. (под руководством учителя) Условие задачи -Скакалок -На две скакалки меньше -Действием вычитания Задача на уменьшение числа на несколько единиц. (под руководством учителя) | Личностные Мотивация к учению. Восприятие речи учащихся. Регулятивные Удержание цели деятельности до получения результата. Выдвижение версий Планирование учебных действий для решения задачи. Последовательность необходимых операций (алгоритм) Познавательные Высказывать предположения. Обсуждение проблемного вопроса Моделирование. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Использование речевых средств. Регулятивные Уметь определять тему урока с помощью учителя. Регулятивные Удержание цели деятельности до получения результата. | Слайд 4 Слайд 5 |
Физкультминутка. | Мы решали, мы решали. Что –то очень мы устали. Мы сейчас потопаем. Ручками похлопаем. Раз присядем, Быстро встанем, Улыбнемся, Тихо сядем! | Слайд 6 | ||
IV. Первичное закрепление. Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действие. Самоконтроль. | Тетрадь. Задача № 1 на с.40 Найти рисунок. Сосчитать ква драты. Послушать и объяснить задание. (Нужно нарисовать столько же кругов, сколько квадратов, но без двух; нужно нарисовать треугольников столько же, сколько кругов, но без трёх. Сравнить число треугольников квадратов, дополнить запись. -На сколько меньше кругов, чем квадратов? | Считают число квадратов.Рисуют кружочки. Рисуют треугольники. Сравнивают число треугольников и квадратов. Дополняют запись -На 2 круга меньше . Треугольников-2. Их на 5 меньше, чем квадратов. | Личностные Деловое сотрудничество: Сравнить разные точки зрения, считаться с мнением другого. Оценивать собственную учебную деятельность, самостоятельность. Познавательные Преобразование модели в речевые средства. Обоснование своего выбора. Овладение логическими действиями сравнения.. | Слайд 7 |
Физкультминутка. | Руки в стороны и вверх! Повторяем дружно! Засиделся ученик- Разминаться нужно! Руки к плечам, потом вверх, Потом снова к плечам, Потом в стороны! | Слайд 8 |
V.Закрепление пройденного. Цель: закрепление состава числа 9. Самоконтроль. | - Какие правила вы будете соблюдать при работе в парах? Тетрадь с. 41 № 5 Самостоятельная работа ( в парах) -Найти записи с результатом 9, соединить их с кругом. | Учащиеся отвечают. Составляют план решения математических выражений: -читаю -считаю -запоминаю ответ -соединяю результат с кругом. | Познавательные Использование известных способов решения числовых выражений Регулятивные Анализировать свою работу, находить собственные ошибки, исправлять. Оценивать свою работу, сравнивая с эталоном. Уметь осуществлять самоконтроль. Коммуникативные Умение договариваться, находить общее решение. | Слайд 9 |
VI.Итог урока. Цели: зафиксирование нового содержания урока | -На какой вопрос вы сегодня учились отвечать? Учились решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | На сколько меньше? | Регулятивные Осуществлять итоговый контроль деятельности. Познавательные Обобщение полученных знаний | |
VII. Рефлексия. Цели: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | Посмотрите на дорогу успеха. Кто понял, как решать задачу на уменьшение числа, кто умеет работать в паре, кто находил собственные ошибки- поднимите кружочек зеленого цвета. Вот эти ребята сегодня продвинулись вперед, дальше идут по дороге успеха. А у нас остались ребята, которые работали неплохо, но встретились с трудностями. Вы обязательно преодолеете трудности, дальше пойдете по дороге успеха. Спасибо за урок! | Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Слайд 10 |
Самоанализ урока
Урок математики, проведенного в 1 - А классе
УМК «Начальная школа XXI века». Автор: Рудницкая В.Н, Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А.
Тема урока: Решаем задачи
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: Создание условий для формирования навыков решать простые арифметические задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
Задачи:
Предметные: Устанавливать последовательность учебных действий для ответа на вопрос задачи (алгоритм решения задачи);
Выделять основные элементы задачи, решать по алгоритму, устанавливать соответствие между задачей и её решением.
Развивать умение анализировать свои действия, сравнивать число предметов, доказывать правильность выбора арифметического
действия.
Воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные
Умение воспринимать речь учителя, одноклассников.
Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения.
Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные
Определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Выдвижение версий.
Познавательные
Умение моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.
Преобразование модели в речевые средства.
Умение наблюдать, сравнивать, анализировать;
Коммуникативные
Умение точно выражать свои мысли.
Слушать и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Навыки сотрудничества (умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах общения и следовать им.)
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, ноутбук , проектор, набор фишек для счёта, сигнальные карточки.
Методы:
наглядный, практический, проблемно-поисковый (проблемный вопрос),
самостоятельной работы,
методы стимулирования, метод формирования познавательного интереса, самоконтроля.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
№п/п | Этапы урока | Результат | Форма достижения |
1. | Организационный Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. | Самостоятельная работа |
2. | Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | Исследовательская деятельность |
3. | Открытие» нового знания Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. | Формулировка темы и цели урока под руководством учителя Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму | Исследовательская деятельность Целеполагание |
4. | Первичное закрепление. Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действие. | Выполненное задание Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний | Самостоятельная работа Самопроверка |
5. | V.Закрепление пройденного. Цель: закрепление состава числа 9. | Выполненное задание | Работа в парах Сравнение результатов с эталоном |
6. | Итог урока Цели: зафиксирование нового содержания урока | Сформулированное правило | Фронтальная работа |
7. | Рефлексия Цели: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной учебной деятельности | На основе критерия успешности учебной деятельности. |
С целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока я провела рефлексию настроения и эмоционального состояния детей. Инструментарием в этом случае явилось проговаривание пожелания в виде стихотворения. На уроке необходимо было повторение изученного материала, для «открытия нового знания». Все приемы целеполагания на уроке строились на диалоге, поэтому мне очень важно было сформулировать вопросы, учить детей отвечать на них. Под моим руководством учащиеся сформулировали тему и цель урока. Первоклассники пока видят, что им удалось сделать, но и увидеть достигли ли они цели –им не всегда удается. Работа велась по моему плану: при решении задач учащиеся осуществляли учебные действия по своему плану. (алгоритм решения задачи) Содержание урока отличается научностью, соответствует возрастным особенностям первоклассников. Осуществлялась теория с практикой: при помощи фишек наглядно решали задачи. На уроке использованы различные формы обучения: индивидуальная, парная и фронтальная. Использовано средство –мультимедийная презентация. Применены технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие. Использование данных технологий позволило мне включить учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока. На уроке по-деловому было налажено взаимодействие: ученик-учитель, осуществлялась обратная связь. Работала над развитием восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, математической речи. Использовано рациональное распределение времени, обеспечивалось предупреждение перегрузки детей за счет чередования разной трудности заданий. Учитывая особенности своего класса, возраст детей, на уроке два раза провела физминутки общего воздействия. На основе критерия успешности учебной деятельности большая часть детей дала позитивную самооценку своей учебной деятельности, но в силу своего возраста у некоторых детей самооценка необъективная. Достигнуты личностные и метапредметные результаты урока. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребенку на моем уроке продвинуться в своем индивидуальном развитии.
Мои недочеты на данном уроке: учить детей не только отвечать на вопросы, но и учить придумывать свои вопросы. (при сравнении групп предметов). С учетом выявленного недочета урока будет запланирована дальнейшая работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике 1 класс.УМК "Школа 2100" "Больше, меньше. Сравнение чисел"
Конспект урока по математике, 1 класс, УМК "Школа 2100" "Больше, меньше. Сравнение чисел"...
Конспект урока по математике, 1 класс, ОС "Школа 2100" по теме "Уравнение"
Конспект урока по математике для 1-го класса по учебнику Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. Второй урок по теме "Уравнение". Цели: 1. Закрепить умение решать и оформлять...
Конспект урока по математике, 3 класс, УМК "Школа России"
Как учить детей по-новому? Как сделать урок продуктивным в соответствии с требованиями ФГОС НОО? Как реализовать системно-деятельностный подход?В своей работе уже в течение нескольки...
Открытый урок по математике 2 класс УМК "Школа России"
Урок по теме "Решение задач и выражений" . Данный урок рассматривает следующие цели: закреплять умения записывать и находить значения суммы и разности в столбик, решать уравнения изученных видов, сост...
Урок по математике 1 класс. УМК «Школа России»
Конспект по математике по учебнику Моро...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ 1 КЛАСС ОС ШКОЛА 2100 Т.Е. ДЕМИДОВА, С.А. КОЗЛОВА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ" УРОК № 83
ДАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. ТИП УРОКА - УРОК РЕФЛЕКСИИ. НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНОООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ....
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...