Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | 1.Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня проведем необычный урок-квест. Нам Знайка отправил посылку с поздравлением, нам нужно его найти. Для этого нам нужно пройти все этапы квеста. Девиз нашего урока: Смекай, считай, отгадывай. Пусть победит смекалка! Думай, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи! (Слад 1) | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблю-дение за организацией учащимися рабочего места |
II. Актуа-лизация знаний | 2. Устный счет: «Мозговая атака» 1) Вычисли цепочки примеров и найди следующее число в ряду ответов. 2) поставь ответы в порядке возрастания и прочитай слово (удача) |
(Слад 2) самопроверка - Какая группа уже справилась с заданием? Какое слово получилось? – Оцените свою работу. Нам удача очень нужна!
| Ребята выполняют задание в группах
Ребята в оценочных листах (ОЛ)оценивают свою работу на этом этапе | Фронтальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из учебных текстов; используют знаково-символические средства для решения практических задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют спосо-бами и выпол- |
|
| 2) «Спеши, но не ошибайся!» | - Читайте с доски и запишите решения задач,, этот этап называется Спеши, но не ошибайся! а) В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше. Сколько воды во втором ведре? (8 – 2 = 6.) б) В одном ведре 8 л воды, а в другом на 2 л больше. Сколько воды в двух ведрах? ((8 + 2) + 8 = 18.) в) В ведре было 12 л воды. Из него отлили сначала 2 л, а потом еще 4 л. Сколько литров воды осталось в ведре? (12 – 2 – 4 = 6.) г) Из ведра отлили 4 л воды, а потом еще 3 л. После этого в нем осталось 2 л. Сколько воды было в ведре вначале? (4 + 3 + 2 = 9.) д) В одном ведре было 10 л воды, а в другом 8 л. Из них на поливку взяли 6 л. Сколько воды осталось в ведрах? ((10 + 8) – 6 = 12.) - Кто уже готов? Выйдите к доске и напишите решение.(Слад 3) | Записывают решение задачи выражением
Ребята проверяют оценивают свою работу ставят отметки в ОЛ | Индивидуальная, фронтальная | няют учебные задачи, ориентируются в учебнике; планируют, контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью по- лучения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. | Решение текстовых арифметических задач |
III. Целеполагание | «Реши за минуту» | – Следующее задание «Реши за минуту» - Найдите значение выражений. (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4) – Что общего в этих выражениях? – А есть какое-то отличие? – А почему получились разные ответы? – Кто сформулирует тему урока? Молодцы! (Слад 4) | Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
Сегодня на уроке мы будем решать примеры со скобками на порядок действий . Оцените свои ответы | Фронтальная, индивидуальная |
|
IV. Изучение нового материала | Работа по учебнику, в тетради: повторение порядка действий в выражениях. | – Откройте учебник на странице 6. Прочитайте вводную статью.
– Что нового узнали из правила?
| Открывают с. 103 и читают правила о порядке выполнения действий в выражениях.
Первое действие надо выполнять в скобках, а затем по порядку слева направо: деление или умножение. Оценивание в ОЛ | Индивидуальная. | Работа с учебной статьей. |
|
| № 11. Проверяет правильность рассуждений уча-щихся: 320 : (60 – 52) · 6 – В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках, а затем по порядку слева направо: деление, а потом умножение. 60 – 52 = 8, 320: 8 = 40 и 40 · 6 = 240.
| Решают с комментированием примеры у доски. Записывают в тетрадь. | Фронтальная. |
| Выполнение действий в выражениях со скоб- ками, знание порядка действий в выражениях со скобками. |
|
| 230 + (170 + 40 : 2). – В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках. Но в скобках два действия: сложение и деление. По правилу сначала надо выполнить деление, а потом сложение: 40: 2 = 20, 170 + 20 = 190 и 230 + 190 = 420. (Слад 5) |
Аналогично решают еще два примера. Затем объясняют решение. Само оценивание ответов в ОЛ | В парах |
|
| Физкультминутка «Отдыхай-ка» | Физкультминутка (Слад6) | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений согласно инструкции учителя |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. Этап «Думай, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи!» | - Дальше мы приближаемся к своей цели. Надо хорошо подумать и решить задачи!
№13.
1) 5 · 8 = 40 (р.) – составляют 8 монет. 2) 50 + 40 = 90 (р.). Ответ: 90 рублей всего. - Кто готов ? Умницы! Самопроверка (Слад 7) | Задачу № 13 решают в группах после совместной записи условия. Оценивание. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют | Устные ответы, записи в тетради. |
№ 14. В 1 вагоне | Кол-во вагонов | Всего мест | Одинаково | 2 в. | 120 м. | 7 в. | ? м. |
1) 120 : 2 = 60 (м.) – в 1 вагоне. 2) 60 · 7 = 420 (м.). Ответ: 420 мест в 7 вагонах. Взаимопроверка решения задачи | Учащийся с комментированием заполняют таблицу к задаче. Решают самостоятельно.
Взаимооценивание | Фронтальная, в парах | поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); строят логическую цепь рассуждений, доказательство; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; исполь- | Решение текстовых арифметических задач.
|
- Помните наш девиз урока! Думай, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи! - Идем дальше. № 18 (с. 7). – Прочитайте задачу. Объясните, что означают выражения. Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что означают выражения, необходимо сделать краткую запись.
| Масса 1 пакета | Количество пакетов | Общая масса | Астры | 5 г | ? | 250 г | Гвоздики | 8 г | ? | 240 г |
1) 250 : 5 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр. 2) 240 : 8 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик. 3) 250 : 5 + 240 : 8 – узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали. – Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус». – Запишите решение задачи. Молодцы! Самопроверка (Слад 8) |
Выполняют задания.
– На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик?
Самооценивание. | Групповая |
| 2. Индивидуальное задание
«Самый быстрый» | - У нас остался последний шаг к поиску письма от Знайки. Кто быстрее решит, тот откроет посылку и мы увидим, что нам подарил Знайка. 3 · 80 – 40 : 8= (3 · 80 – 40) : 8= 3 · (80 – 40 : 8)= (Слайд 9)
Ура! Победил. Открывай и читай письмо письмо. | Выполняют задания .
Ученик победитель открывает посылку читает поздравление и показывает клюк от страны Знаний.
| Индивидуальная. | зуют критерии для обоснования своего суждения
| Владение вычислительными навыками (сложение и вычита- ние в пределах 100 (1000), внетабличное умножение и деление) |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Выставление оценок | – Чему научились на уроке? - Повторите порядок выполнения действий. -Какие задания были вам интересны и почему? –Перечислите типичные ошибки при решении примеров со скобками и без скобок. – Какие рекомендации можете дать во избежание данных ошибок? – А теперь посчитайте свои баллы за урок. У кого (8-10б)- отметка «5», (5-7б)- «4», (3-4б)- «3» – Какое настроение у вас сейчас, покажите смайлики. Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
| Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения.
Ребята подсчитывают баллы и ставят себе отметки за урок.
| Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VII. Домашнее задание. | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 7, № 20, 21 | Задают уточняющие вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|