Нахождение однозначного частного.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Тарасова Любовь Александровна

Технологическая карта урока математики, 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                              Технологическая карта урока 

Предмет

Математика, 3 класс

УМК

Начальная школа ХХI века

Тема урока

Нахождение однозначного частного, 2 часа

Цель

Формирование умения находить однозначное частное способом подбора цифры частного

Задачи

Стимулировать активную познавательную деятельность учащихся
Развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений
Воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, прививать интерес к математике

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ)

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Находить однозначное частное способом подбора цифры

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов деления на двузначное число, учить поиску нужной информации, использовать знаки, символы, модели, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать.

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Учиться формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы, контролировать действия одноклассника, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, оценивать свои действия   и действия одноклассников, вносить коррективы.

Основные понятия

Делимое, делитель, частное, взаимосвязь компонентов и результатов умножения и деления, способ поразрядного умножения и деления, способ подбора цифры частного.

Методы

Формы работы

Методы: проблемно-диалогические.

Индивидуальная, парная

Образователь

ные ресурсы

Математика:3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.-3-е изд.перераб.-М: Вентана-Граф. 2013. -128,144с.: ил

Математика:3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.-3-е изд.перераб.-М: Вентана-Граф. 2013. -64 с.: ил

Карточки для работы в паре.

Индивидуальные рефлексивные карточки.

Мультимедийное оборудование, презентация.

http://www.uchportal.ru

https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/delenie-na-dvuznachnoe-chislo-sposobom-podbora-cifry-chastnogo.html

        

Этапы

урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

эмоциональный настрой на урок

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять.

Будем правильно считать.

- С каким настроением мы начинаем урок?

- Те, у кого хорошее настроение, подойдите, пожалуйста, к своим товарищам и передайте частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь друг другу

(Слайд №2)

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к

уроку, создаёт

эмоциональный

настрой

Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными  репликами

Саморегуляция к деятельности

(Р/УУД).

Осознание процесса учебной деятельности

(Л/УУД).

Планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками (К/УУД)

2.Актуализация знаний

(5-6 мин)

Цель: повторение

изученного материала, необходимого

для открытия нового знания

Работа в парах (Приложение 1)

Вычисли и определи проверочное действие.

33 х 3 = 99       608 : 2 = 304      

12 х 2 = 24       360 : 3 = 120      

120 х 3 = 360   24 : 2 = 12

304 х 2 = 608   99 : 3 = 33  

- Какие знания вам пригодились для выполнения этого задания?

1.Знание таблицы умножения и деления.

2. Способ поразрядного умножения и деления.

3.Взаимосвязь  компонентов и результатов  действий умножения и деления.

(Слайд №3)

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки


Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу выполненного задания

Выделение и осознание изученного (Р/УУД).

Смыслообразование (Л/УУД).

Умение слушать и понимать речь других

 (К /УУД)

Диалогическая форма речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К /УУД)

Классификация (П/УУД)

3. Постановка учебной проблемы

(3 мин)

Цель: обеспечение восприятия, осмысление

новой темы

- А теперь нам предстоит решить задачу. (Слайд №4)

Детская площадка во дворе дома имеет прямоугольную форму. Её площадь равна 117 кв. м, а длина - 13 метров. По ширине площадки требуется поставить забор. Найдите ширину площадки.

- В вашем дворе есть детская площадка? Как вы думаете, почему решили поставить забор? (Часто машины заезжают на край площадки, это очень опасно).

- Ещё раз прочитайте условие задачи. Что нужно узнать? (Ширину)

- Какую формулу нужно знать, чтобы найти ширину?

(S = a х b)

- Как найти ширину?

(b = S : a) (Слайд №5)

(Значение площади разделить на значение длины, получится значение ширины)

117 : 13 = __

Запишите решение задачи в тетрадь. (Слайд №6)

- Каков результат?

Не получается? В чём затруднение? (Слайд №7)

- На какое число мы уже умеем делить?

(на однозначное)

- Посмотрите ещё раз на эту запись, попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

(Деление на двузначное число.)

-Что получаем в результате деления? (Частное,

 т. е. нахождение частного при делении на двузначное число)

- Какую цель вы себе ставите? (Научиться делить на двузначное число. Находить частное при делении на двузначное число.)

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва в способах действия.

В процессе побуждающего диалога нацеливает на формулирование темы урока учащимися и постановку учебной задачи.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.

 

Вспоминают правила поведения на детской площадке

Пробуют

выполнить вычисления известным способом

Испытывают затруднение. Фиксируют проблему

Формулируют тему урока и определяют цель

Выделение и осознание изученного. Планирование действий.

 (Р/УУД).

Смыслообразование (Л/УУД).

Умение слушать и понимать речь других

 (К /УУД)

Диалогическая форма речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К /УУД)

Моделирование, использование знаково- символических средств

(П /УУД).

4.Поиск решения учебной задачи.

(6 мин)

Цель: формирование у учащихся способности

выстраивать логическую цепь рассуждения,

доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать

- Когда вы что- то не знаете, где это  можно узнать? (Спросить у взрослых, посмотреть в интернете, в книге)

- У учеников какая настольная книга? (учебник)

- Так давайте обратимся к нашему учебнику, с. 89.

- А помогут нам наши герои: волк и заяц.

- Значение какого выражения нужно найти волку и зайцу? 144:24

- Над каким вопросом задумался волк?

(Сколько цифр в частном?)

- Сколько? Почему он так решил? (Если предположить, что получится даже  наименьшее двузначное число, то это много, это больше, чем делимое.)

-Как звучит тема нашего урока? (Нахождение однозначного частного)

Организует исследовательскую деятельность учащихся.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение. Строят логическую цепочку рассуждений.

Решение проблемы,

построение логической цепи

рассуждений.

Доказательство,

выдвижение гипотез и их обоснование.

(П/УУД Р/УУД).

Сотрудничество в

поиске и выборе информации (К /УУД).

Прогнозирование.

 (Р/УУД)

5. Решение учебной задачи (6 мин).

Цель: проговаривание и закрепление нового знания;

выявление пробелов первичного осмысления

изученного материала; проведение коррекции

- Попробуйте объяснить, почему у зайца все равенства записаны на умножение, а надо разделить 144 : 24?

(Он  подбирал частное, пробовал разные цифры, подставлял.)

- Какие числа подбирал заяц?

(5, 7, 6). Почему с 5?

 (Начинает с середины. В зависимости от результата, движется вправо или влево по числовому ряду. В данном случае - вправо от 5).

- Почему потом пробует 7?

(Так быстрее, пробовать каждую долго). Сверим наш вывод с выводом авторов учебника на с.89.

Физминутка

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, руки в стороны; 2 – И.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти отвести назад; 2 – шаг левой вперед; 3 – приставить к левой правую ногу; 4 – расслабиться; то же в обратном направлении.

И.п. – стойка ноги врозь. 1–3 – пружинистые наклоны вперед прогнувшись, руки в стороны; 4 – И.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. - 1 – полуприседая, руки за голову; 2–4 – держать; 5–6 – И.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. –  1 – поворот налево, руки в стороны; 2–4 – прямо, руки к плечам, ладонями вперед; 5–6 – и.п.; то же с поворотом направо; 6 раз, темп средний.

И.п. –  правая нога впереди левой, руки на пояс. 1–2 – смена положения ног прыжком; 6–8 прыжков, темп средний.

- Продолжаем работать.

Пробуем 5, 7, 9.

Записываем 13х5, 13х7,13х9

- Нравится вам так долго находить значение частного?

- А как бы нам научиться делать это быстрее? Как проще было бы?

- Почему я выделила на слайде последнюю цифру делимого и последнюю цифру делителя? (Слайд №8)

(Делимое заканчивается на 7, Значит, при подборе цифры частного надо подобрать… (проговаривают) такое число, при умножении которого на 3 получится  произведение, оканчивающееся на 7, а это только число 9 (3 х 9 = 27).

- У кого из вас при делении получилось 9?

- Молодцы, замечательно.

Вернёмся к нашему учебнику.

(Чтобы получить на конце цифру 4, надо на 4 умножить только 6).

Дополняет, обобщает и конкретизирует ответы.

Организует двигательную

физминутку для снятия общего утомления, перенапряжения, для поддержания интереса к уроку

Отвечают на вопросы,

аргументируют свои предположения, делают выводы.

Выполняют движения под счёт

Работают у доски и в тетрадях

Проговаривают действия, составляют алгоритм деления на двузначное число

Решение учебной задачи, построение логической цепи

рассуждений.

Доказательство,

выдвижение гипотез и их обоснование.

Работа с информацией.

Прогнозирование.

(П/УУД Р/УУД).

Сотрудничество в

поиске и выборе информации (К /УУД)

Сознательное выполнение физических упражнений (Р/УУД).

Забота о своём здоровье

(Л /УУД)

Анализ с выделением существенных признаков, формирование умений формулировать простые выводы самостоятельно. (Р/УУД)

6. Первичное закрепление

 (5 мин).

Цель: освоение новых способов действий

Работа по учебнику, с. 90,

 №4 (1 столбик)

430:86

(Слайд №9)

- Обратите внимание на делитель, какой цифрой он оканчивается? Каковы ваши  дальнейшие действия?

(Значение частного следует искать в таблице на 6.)

- Обратите  внимание на делимое. Какой цифрой оно оканчивается? К какому выводу приходим?

(В таблице на 6 ищем значение произведения, оканчивающееся на 0. Это число 30, которое получается при умножении 6 на 5.)

Пробуем.  

- Молодцы! Цифру частного нашли верно.

Таким образом, мы обошлись одной пробой и сэкономили время.

Работа по алгоритму.

(Слайд №10)

1. Последняя цифра делителя…

2.Значение частного ищу в таблице на…

3 Последняя цифра делимого…

4.Ищу в таблице значение произведения, оканчивающееся этой цифрой.

5.Пробую получившуюся цифру.

Организует и направляет деятельность учеников.

Применяют новые знания. Работают по алгоритму.

Оформление своих мыслей в устной форме для решения коммуникативных задач. (К/УУД)

Рассуждение, устанавливание причинно-следственных связей, работа по алгоритму. (П/УУД)

7. Самостоятельная работа (5 мин)

Цель: контроль знаний

Работа по учебнику, с.90, №4

1 и 3 ряд -  2 столбик

2 ряд - 3столбик

Проверка по эталону –образцу.

- Как находим цифру частного? (Методом подбора).

 (Слайд №11)

Организует деятельность детей в парах. При необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Работают в паре.

Применяют новые знания. Проверяют по эталону.

Правила работы в паре (Л /УУД)

Осуществление самоконтроля (Р/УУД).

Оценивать усваиваемое содержание (Л /УУД)

8.Включение в систему знаний и повторение. (5 мин)

Цель: выявление и фиксация границы  применения нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний

Выбрать выражения на нахождение частного способом подбора, найти значение этих выражений:

36 : 9          32: 8          60:6

590 : 10      404:4         72:36

72:18          120:2         126: 14

(Приложение 2)

Взаимопроверка.

(Слайд №12)

Организует деятельность учащихся

(с помощью карточек).

Применяют новые знания. Осуществляют взаимопроверку.

Принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия,
оценка правильности выполнения (Р/УУД). Планирование учебного сотрудничества.

(К/УУД), (П/УУД)

Развитие самостоятельности и личной ответственности

(Л/УУД)

9. Рефлексивная оценка. (2 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом,

самооценка учащихся

- Какую цель ставили в начале урока?

- Кто понял принцип нахождения однозначного частного при делении на двузначное число и доволен собой?

- Кто еще затрудняется?

Значит, будем тренироваться дома, на следующих уроках.

(Слайд №13)

Предлагаю отметь пять слов или словосочетаний, которые соответствуют вашему настроению (состоянию):

понравилось, узнал новое, было трудно, ждал перемену, устал, огорчен, старался, интересно, расстроился, доволен своей работой, понял и могу объяснить другим, понял, но нужен тренинг, нужна консультация.

(Приложение 3)

Домашнее задание по выбору:

а) учебник, с.90, №3

б) ТПО с.39, №132

в) составить свои выражения для класса

- Спасибо за работу! Прекрасный день!

Пусть каждый скажет про себя: «Какой я молодец!»  

(Слайд №14)  

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности

Предлагает задание трёх уровней сложности (стандартный уровень, повышенный и творческий) по выбору.

Отмечают слова и словосочетания.

Работают с рефлексивными карточками.

Выбирают задания по уровню сложности, интереса.

Устанавливает эмоциональный контакт с классом в конце деятельности.

Устанавление  связи между целью деятельности и ее результатом (Л /УУД)

Совместно с учителем и одноклассниками оценивание деятельности на уроке (Р/УУД).

Выбор задания по силам и интересам.

(Р/УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Деление с однозначным частным"

Данный урок проводится в 4 классе по программе  Школа "2100"...

Нахождение однозначного частного

3   классМатематикаТема урока: Нахождение однозначного частногоВ.Н.Рудницкая. «Начальная  школа  21 века»( под ред. Н.Ф.Виноградовой) 3 класс...

Урок 11. Деление иногозначного числа на многозначное с однозначным частным

Презентация к уроку математики по программе Петерсон, 4 класс...

Урок 11. Деление многозначного числа на многозначное с однозначным частным

Презентация к уроку математики по программе Петерсон...

Урок математики в 3 классе по теме "Нахождение однозначного частного" с презентацией.

Урок "Нахождение однозначного частного "- изучение нового материала. Планируется, что к концу урока учащиеся будут знать алгоритм деления, научатся выполнять деление подбором, используя алгоритм. Урок...

Нахождение однозначного частного

Конспект урока по математике 3 класс по теме "Нахождение однозначного частного" 21 век...

Конспект урока "Нахождение однозначного частного"

Урок математики в 3 «Б» классе «Начальная школа 21 века» ( под ред. Н.Ф.Виноградовой)Тема: Нахождение однозначного частного....