Рабочая программа по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по математике 2 класс | 45.54 КБ |
Рабочая программа по математике 2 класс | 45.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
---развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
---освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
---воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
---обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
---создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
---развитие творческих возможностей учащихся;
---формирование и развитие познавательных интересов.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
---сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
---рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
---система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Ведущие принципы обучения математике
в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему,
предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса.
Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
Новые понятия:
сотни, умножение, множители, произведение, деление, делимое, делитель, частное, периметр
Знания и умения по математике к концу 2 класса.
Знания:
---названия и последовательность чисел от 1 до 100;
---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
---правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---названия и обозначение действий умножения и деления.
Умения:
---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
---находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Общеучебные умения и навыки:
I. Организация учебного труда.
---Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
---Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации.
---Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
III. Культура устной и письменной речи.
---Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
IV. Мыслительные умения.
---Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
---Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
---Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
---На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
---Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
---Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
---Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Содержание тем учебного курса
2 класс (165 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация (25 ч)
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (85 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (49 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (11 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
Решение задач изученных видов.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Обучающиеся должны знать:
- Названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
- Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- Название и обозначение действий умножения и деления;
- Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
- Обучающиеся должны уметь:
- Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно;
- Находить значения числовых выражений в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- Решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
- Чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
- Находить длину ломаной, составленной из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёх угольника).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
(4 часа в неделю, 136 учебных часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
Числа от 1 до 100. Нумерация. (18 часов) | ||||
1 | Числа от 1 до 20. | 1ч | ||
2 | Числа от 1 до 20. | 1ч | ||
3 | Десятки. Счёт десятками до 100. | 1ч | ||
4 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1ч | ||
5 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 1ч | ||
6 | Однозначные и двузначные числа. | 1ч | ||
7 | Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов. | 1ч | ||
8. | Миллиметр. Закрепление изученного материала. | |||
9 | Вводная контрольная работа № 1 | 1ч | ||
10 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Наименьшее трехзначное число. Сотня. | 1ч | ||
11 | Метр. Таблица мер длины. | 1ч | ||
12 | Сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 30, 35 – 5. | |||
13 | Замена двузначных чисел суммой разрядных слагаемых. | 1ч | ||
14 | Единицы стоимости: рубль, копейка | 1ч | ||
15 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
16 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
17 | Контрольная работа № 2. | 1ч | ||
18 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Странички для любознательных. | 1ч | ||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (46 часов). | ||||
19 | Задачи, обратные данной. | 1ч | ||
20 | Сумма и разность отрезков | 1ч | ||
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1ч | ||
22 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1ч | ||
23 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
24 | Единицы времени. Час. Минута. | 1ч | ||
25 | Длина ломаной | 1ч | ||
26 | Закрепление изученного материала | 1ч | ||
27 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
28 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1ч | ||
29 | Числовые выражения | 1ч | ||
30 | Сравнение числовых выражений | 1ч | ||
31 | Периметр многоугольника | 1ч | ||
32 | Свойства сложения | 1ч | ||
33 | Свойства сложения | 1ч | ||
34 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
35 | Контрольная работа № 3. | 1ч | ||
36 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | 1ч | ||
3\7 | Странички для любознательных. | |||
38 | Что узнали. Чему научились. | |||
39 | Что узнали. Чему научились. | |||
40. | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. | 1ч | ||
41 | Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18. | 1ч | ||
42 | Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. | 1ч | ||
43 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+4. | 1ч | ||
44 | Приёмы вычислений для случаев 30-7 | 1ч | ||
45 | Приёмы вычислений для случаев вида 60-24. | 1ч | ||
46 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1ч | ||
47 | 1ч | |||
48 | 1ч | |||
49 | Приёмы вычислений вида 26+7. | 1ч | ||
50 | Приёмы вычислений вида 35-7. | 1ч | ||
51 52 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
1ч | ||||
53 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
54 | Что узнали. Чему научились. | |||
55 | Что узнали. Чему научились. | |||
56 | Контрольная работа № 4. | 1ч | ||
57 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Буквенные выражения. | 1ч | ||
58 | Буквенные выражения. Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
59 | Уравнения. Решение уравнений методом подбора. | 1ч | ||
60 | 1ч | |||
61 | Проверка сложения. | 1ч | ||
62 | Проверка вычитания. | 1ч | ||
63 | Контрольная работа № 5. | 1ч | ||
64 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления). (29 часов) | ||||
65 | Письменный приём сложения вида 45+23 | 1ч | ||
66 | Письменный приём вычитания вида 57-26 | 1ч | ||
67 | Проверка сложения и вычитания. | 1ч | ||
68 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
69 | Углы. Виды углов. | 1ч | ||
70 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
71 | Сложение вида 37+48. | 1ч | ||
72 | Сложение вида 37+53. | 1ч | ||
73 | Прямоугольник | 1ч | ||
74 | 1ч | |||
75 | Сложение вида 87+13. | 1ч | ||
76 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1ч | ||
77 | Вычисления вида 32+8, 40-8. | 1ч | ||
78 | Вычитание вида 50-24. | 1ч | ||
79 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
80 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
81 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
82 | Контрольная работа № 6. | |||
83 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Странички для любознательных. | 1ч | ||
84 | Вычитание вида 52-24. | 1ч | ||
85 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
86 | 1ч | |||
87 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1ч | ||
88 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
89 | Квадрат | 1ч | ||
90 | 1ч | |||
91 | Наши проекты. Оригами. | 1ч | ||
92 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
93 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
Умножение и деление (25 часов) | ||||
94 | Конкретный смысл действия умножения. | 1ч | ||
95 | 1ч | |||
96 | Вычисления результата умножения с помощью сложения. | 1ч | ||
97 | Задачи на умножение. | |||
98 | Периметр прямоугольника | 1ч | ||
99 | Умножение нуля и единицы. | 1ч | ||
100 | Название компонентов и результата умножения. | 1ч | ||
101 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1ч | ||
102 | Переместительное свойство умножения. | 1ч | ||
103 | Переместительное свойство умножения. | 1ч | ||
104 | Конкретный смысл деления. | 1ч | ||
105 | Конкретный смысл действия деления. Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
106 | Конкретный смысл действия деления. | 1ч | ||
107 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
108 | Название компонентов и результата деления. | 1ч | ||
109 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
110 | Контрольная работа № 7. | 1ч | ||
111 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение и деление. Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
112 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1ч | ||
113 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | 1ч | ||
114 | Приёмы умножения и деления на 10 | 1ч | ||
115 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1ч | ||
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1ч | ||
117 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1ч | ||
118 | Контрольная работа № 8. | 1ч | ||
Табличное умножение и деление (18 часов) | ||||
119 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение числа 2 и на 2. | 1ч | ||
120 | Умножение числа и на 2. | 1ч | ||
121 | Приёмы умножения числа 2. | 1ч | ||
122 | Деление на число 2. | 1ч | ||
123 | 1ч | |||
124 | Закрепление изученного материала. Решение задач | 1ч | ||
125 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
126 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
127 | Умножение числа 3 на 3. | 1ч | ||
128 | 1ч | |||
129 | Деление на число 3. | 1ч | ||
130 | 1ч | |||
131 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
132 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
133 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
134 | Контрольная работа № 9 (итоговая). | 1ч | ||
135 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Что узнали, чему научились во 2 классе. | 1ч | ||
135 | Единицы времени, массы. длины | 1ч | ||
136 | Что узнали, чему научились во 2 классе. | 1ч |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
---развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
---освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
---воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
---обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
---создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
---развитие творческих возможностей учащихся;
---формирование и развитие познавательных интересов.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
---сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
---рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
---система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Ведущие принципы обучения математике
в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему,
предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса.
Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.
Новые понятия:
сотни, умножение, множители, произведение, деление, делимое, делитель, частное, периметр
Знания и умения по математике к концу 2 класса.
Знания:
---названия и последовательность чисел от 1 до 100;
---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
---правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---названия и обозначение действий умножения и деления.
Умения:
---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
---находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Общеучебные умения и навыки:
I. Организация учебного труда.
---Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
---Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации.
---Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
III. Культура устной и письменной речи.
---Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
IV. Мыслительные умения.
---Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
---Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
---Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
---На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
---Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
---Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
---Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Содержание тем учебного курса
2 класс (165 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация (25 ч)
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (85 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (49 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (11 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
Решение задач изученных видов.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Обучающиеся должны знать:
- Названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
- Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- Название и обозначение действий умножения и деления;
- Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
- Обучающиеся должны уметь:
- Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно;
- Находить значения числовых выражений в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- Решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
- Чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
- Находить длину ломаной, составленной из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёх угольника).
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
(4 часа в неделю, 136 учебных часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
Числа от 1 до 100. Нумерация. (18 часов) | ||||
1 | Числа от 1 до 20. | 1ч | ||
2 | Числа от 1 до 20. | 1ч | ||
3 | Десятки. Счёт десятками до 100. | 1ч | ||
4 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1ч | ||
5 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 1ч | ||
6 | Однозначные и двузначные числа. | 1ч | ||
7 | Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов. | 1ч | ||
8. | Миллиметр. Закрепление изученного материала. | |||
9 | Вводная контрольная работа № 1 | 1ч | ||
10 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Наименьшее трехзначное число. Сотня. | 1ч | ||
11 | Метр. Таблица мер длины. | 1ч | ||
12 | Сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 30, 35 – 5. | |||
13 | Замена двузначных чисел суммой разрядных слагаемых. | 1ч | ||
14 | Единицы стоимости: рубль, копейка | 1ч | ||
15 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
16 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
17 | Контрольная работа № 2. | 1ч | ||
18 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Странички для любознательных. | 1ч | ||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (46 часов). | ||||
19 | Задачи, обратные данной. | 1ч | ||
20 | Сумма и разность отрезков | 1ч | ||
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1ч | ||
22 | Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1ч | ||
23 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
24 | Единицы времени. Час. Минута. | 1ч | ||
25 | Длина ломаной | 1ч | ||
26 | Закрепление изученного материала | 1ч | ||
27 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
28 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1ч | ||
29 | Числовые выражения | 1ч | ||
30 | Сравнение числовых выражений | 1ч | ||
31 | Периметр многоугольника | 1ч | ||
32 | Свойства сложения | 1ч | ||
33 | Свойства сложения | 1ч | ||
34 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
35 | Контрольная работа № 3. | 1ч | ||
36 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | 1ч | ||
3\7 | Странички для любознательных. | |||
38 | Что узнали. Чему научились. | |||
39 | Что узнали. Чему научились. | |||
40. | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. | 1ч | ||
41 | Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18. | 1ч | ||
42 | Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. | 1ч | ||
43 | Приёмы вычислений для случаев вида 26+4. | 1ч | ||
44 | Приёмы вычислений для случаев 30-7 | 1ч | ||
45 | Приёмы вычислений для случаев вида 60-24. | 1ч | ||
46 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1ч | ||
47 | 1ч | |||
48 | 1ч | |||
49 | Приёмы вычислений вида 26+7. | 1ч | ||
50 | Приёмы вычислений вида 35-7. | 1ч | ||
51 52 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
1ч | ||||
53 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
54 | Что узнали. Чему научились. | |||
55 | Что узнали. Чему научились. | |||
56 | Контрольная работа № 4. | 1ч | ||
57 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Буквенные выражения. | 1ч | ||
58 | Буквенные выражения. Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
59 | Уравнения. Решение уравнений методом подбора. | 1ч | ||
60 | 1ч | |||
61 | Проверка сложения. | 1ч | ||
62 | Проверка вычитания. | 1ч | ||
63 | Контрольная работа № 5. | 1ч | ||
64 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления). (29 часов) | ||||
65 | Письменный приём сложения вида 45+23 | 1ч | ||
66 | Письменный приём вычитания вида 57-26 | 1ч | ||
67 | Проверка сложения и вычитания. | 1ч | ||
68 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
69 | Углы. Виды углов. | 1ч | ||
70 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
71 | Сложение вида 37+48. | 1ч | ||
72 | Сложение вида 37+53. | 1ч | ||
73 | Прямоугольник | 1ч | ||
74 | 1ч | |||
75 | Сложение вида 87+13. | 1ч | ||
76 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1ч | ||
77 | Вычисления вида 32+8, 40-8. | 1ч | ||
78 | Вычитание вида 50-24. | 1ч | ||
79 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
80 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
81 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
82 | Контрольная работа № 6. | |||
83 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Странички для любознательных. | 1ч | ||
84 | Вычитание вида 52-24. | 1ч | ||
85 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
86 | 1ч | |||
87 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 1ч | ||
88 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
89 | Квадрат | 1ч | ||
90 | 1ч | |||
91 | Наши проекты. Оригами. | 1ч | ||
92 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
93 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
Умножение и деление (25 часов) | ||||
94 | Конкретный смысл действия умножения. | 1ч | ||
95 | 1ч | |||
96 | Вычисления результата умножения с помощью сложения. | 1ч | ||
97 | Задачи на умножение. | |||
98 | Периметр прямоугольника | 1ч | ||
99 | Умножение нуля и единицы. | 1ч | ||
100 | Название компонентов и результата умножения. | 1ч | ||
101 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1ч | ||
102 | Переместительное свойство умножения. | 1ч | ||
103 | Переместительное свойство умножения. | 1ч | ||
104 | Конкретный смысл деления. | 1ч | ||
105 | Конкретный смысл действия деления. Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
106 | Конкретный смысл действия деления. | 1ч | ||
107 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
108 | Название компонентов и результата деления. | 1ч | ||
109 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
110 | Контрольная работа № 7. | 1ч | ||
111 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение и деление. Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
112 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1ч | ||
113 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | 1ч | ||
114 | Приёмы умножения и деления на 10 | 1ч | ||
115 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1ч | ||
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1ч | ||
117 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 1ч | ||
118 | Контрольная работа № 8. | 1ч | ||
Табличное умножение и деление (18 часов) | ||||
119 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Умножение числа 2 и на 2. | 1ч | ||
120 | Умножение числа и на 2. | 1ч | ||
121 | Приёмы умножения числа 2. | 1ч | ||
122 | Деление на число 2. | 1ч | ||
123 | 1ч | |||
124 | Закрепление изученного материала. Решение задач | 1ч | ||
125 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
126 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
127 | Умножение числа 3 на 3. | 1ч | ||
128 | 1ч | |||
129 | Деление на число 3. | 1ч | ||
130 | 1ч | |||
131 | Закрепление изученного материала. | 1ч | ||
132 | Странички для любознательных. | 1ч | ||
133 | Что узнали. Чему научились. | 1ч | ||
134 | Контрольная работа № 9 (итоговая). | 1ч | ||
135 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Что узнали, чему научились во 2 классе. | 1ч | ||
135 | Единицы времени, массы. длины | 1ч | ||
136 | Что узнали, чему научились во 2 классе. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...