« РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ ТРИЗ
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Цель:
1.Развивать воображение путём решения открытых задач.
2. Развивать образное мышление, логику, речь.
3. Учить организовывать досуг развивающими играми.
Ход занятия:
Приветствие.
Учитель:
Я рада вас сегодня встретить.
Мне интересны вы, друзья.
И ваши умные ответы
Не обойду вниманьем я.
Сегодня ждут нас наблюдения
И выводы, и рассуждения…
Задачи будем сочинять
И вместе дружно их решать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_triz.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»
ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ ТРИЗ
Цель:
1.Развивать воображение путём решения открытых задач.
2. Развивать образное мышление, логику, речь.
3. Учить организовывать досуг развивающими играми.
Ход занятия:
Приветствие.
Учитель:
Я рада вас сегодня встретить.
Мне интересны вы, друзья.
И ваши умные ответы
Не обойду вниманьем я.
Сегодня ждут нас наблюдения
И выводы, и рассуждения…
Задачи будем сочинять
И вместе дружно их решать.
- Работа по развитию воображения на основе звуковых восприятий.
Звучит Музыка. 1-2 мин.
- Что вы представили, слушая музыку? О чём хочется говорить , слушая такую музыку?
( Дождь. Шепчут что-то листья. Звонко стучат в стекло капли. Хочется говорить о приятном: о природе, об отдыхе, о лете ,.. ).
-А теперь закройте глаза и погрузитесь в представленный вами мир.
(Включаю музыку)
Вбегает Человечек, оставляет следы на листах бумаги, лежащих на столах.
- Откройте глаза. Прошёл дождь. В воздухе прохлада. Природа изменилась. А у нас всё осталось прежним? Посмотрите вокруг. Что заметили? Листы на столах были белые. А теперь? И у нас появился новый гость. Кто он? Как вы думаете?
Ответы детей.
-А давайте спросим у гостя, кто он?
ГОСТЬ: Я – человек дождя. Прихожу весной, смыть остатки снега. Прихожу летом, чтобы напоить всех. Прихожу осенью, чтобы умыть землю, подготовить её к зиме. У меня много дел. Отдохнул немного, и пора в дорогу. До свидания.
- Ребята, а что оставил ГОСТЬ на ваших столах?
- Это следы.
- Работа по развитию воображения на основе зрительных восприятий (друдлы) .
Учитель:
Оставив свои следы, Человек Дождя подсказал интересную игру – соревнование. У нас уже есть команды. Вспомним правила работы в команде. Определите в командах капитана, секретаря и докладчика. Приготовьтесь слушать и слышать друг друга. Попросим наших гостей быть экспертами и оценивать ответы команд. А оценивать нужно точность, оригинальность, обоснованность, практичность предложенных ответов. ( Даю листы зрителям).
Итак. Задание – разминка.
- На что похожи следы Человека Дождя? Что это может быть? 30 секунд на размышление.
( Они похожи на капли, на листочки, на сердечко, ухо медвежонка, лепесток цветка, свёкла, воздушный шарик и т.д.). Ответы пишут на листочка. Выходят докладчики и читают ответы, отдают экспертам. Пока эксперты обсуждают ответы, давайте вспомним, что мы знаем о воде, о капельках воды?
Ответы детей: (вода прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса. При нагревании превращается в пар – газообразное вещество. При замерзании - превращается в лёд, твёрдое вещество.)
Вы многое знаете о веществе вода. Но почему же следы капель цветные? Найти ответ нам поможет задача.
- Учимся работать в команде.
Задача Цветные следы.
Летели в облаке капельки-сестрёнки. Все чистенькие, хрустально - прозрачные, весёлые. Озорник – ветер подхватил их и разбросал по земле. Встретились капельки и не могут узнать друг друга : одна чёрной стала, другая – зелёная, а кто и вовсе переливчато – блестящая. Почему они так изменились?
1 минута на обсуждение. Докладчики сообщают версию команды. Экспертная группа определяет победителя, пользуясь критериями.
Ответы докладчиков.
- В воздухе много дыма, копоти, пыли от труб фабрик и заводов.
- Выхлопные газы автомобилей загрязняют окружающую среду.
- На дорогах лужи мазута, бензина. И т.д.
Эксперты дают оценку ответам.
Учитель:
-Внимание на экран. ( фото бабочки и дождь)
Задача Бабочка и дождь…
Бабочка-однодневка проснулась ранним утром и поняла, что в жизни ей крупно не повезло: всё небо было в тучах, шел грустный затяжной дождик… Похоже, что дождь будет идти весь день, всю её жизнь!…А как хочется полетать, мир посмотреть, прожить жизнь ярко и радостно!… Что же делать?
А почему бабочка не может летать во время дождя? Наверное, потому, что крылья намокнут, станут тяжёлыми и ей не хватит сил ими махать. Да ещё красивый узор пыльцы на крыльях дождь смоет…
Что окружает бабочку в её короткой жизни?
земля, воздух, ветер, тучи, капли дождя, трава, листья, цветы, деревья, другие бабочки, насекомые, животные, люди.
Потом стали думать, как же использовать каждый из этих элементов, чтоб бабочка смогла попутешествовать и мир посмотреть.
Итак, через минуту команды представят нам свои версии.
Вот какие идеи у ребятишек получились:
- Летать под цветами! Тогда она небо запомнила бы как разноцветный ковёр!
- Летать над костром. Но, тут надо быть очень осторожной – чуть ниже и обгоришь, чуть выше – намокнешь…
- Не летать, а ходить лапками, сложив крылья. Тоже можно немало интересного повидать…
- Покрыть крылья плёнкой жира (попросить у кого-нибудь из животных), чтобы капельки скатывались.
- Прикрыть крылья целлофановой плёнкой или тонким листиком.
- Попросить тучку, чтоб дождик перестал хоть на часок…
- Попросить облако, чтоб её покатало!
- Летать под зонтиком человека или под парашютом.
- Попросить мальчика, чтоб выстрелил бабочкой из рогатки вверх, а потом спланировать, не махая крыльями.
- На подкидной доске взлететь с помощью жучков.
- Попросить птиц полетать с ними, а можно ещё под ними на паутинке.
- На верхушку дерева залезть, спрыгнуть и лететь вниз со скоростью дождя!
Ставлю вопрос по другому: «А можно ли обратить вред в пользу? Т. е. полетать… с помощью дождя?»
- Можно! Например, так: забраться на цветок, прыгнуть на пролетающую мимо капельку дождя, потом на другую… Надо только о-о-очень быстро прыгать и каждый раз на каплю, которая выше… Или такой вариант: над подкидной доской накопить в листике несколько капель дождя, дернуть за паутинку, вода падает на свободный конец подкидной доски – бабочка взлетает!
- Надо летать так, чтобы вода сразу скатывалась с крыльев, т. е. не поднимать крылья выше тельца .
- А можно вообще не летать, а рассматривать мир через увеличительное стекло (подзорную трубу).
Учитель:
Ребята, мы так много говорили сегодня о красоте бабочки, о дожде, о природе. А вот ответы, предложения ваши какие –то скучные, не хватает фантазии. Почему? Может наша музыкальная пауза поможет найти причину?
Команды строятся. Движения и пение по моему жесту и хлопку выполняет одна команда. Завершают все вместе.
Музык а «Помогатор» .
Спасибо. Ну что, догадались , почему не хватило фантазии ? Потому что заняты телевизором, едой, развлечением, компьютером. И совсем не читаете!!!!!А что вы делаете за компьютером? ИГРАЕТЕ. А какие другие игры вы знаете?
Ответы детей : подвижные , спортивные, командные, с мячом, настольные, и другие.
- Развитие мышления путём составления цепочек ассоциаций.
Предлагаю игру в слова с мячом. Играют команды по очереди. Побеждает та команда, чья цепь будет более точной. Я бросаю мяч и называю слово. Вы должны назвать слово, связанное по смыслу с моим, т.е. строим цепочки ассоциаций.
1 команда: капля, ДОЖДЬ, ЛИВЕНЬ, ГРОМ, МОЛНИЯ, ГРОЗА, ЛУЖИ, ПУЗЫРИ, ТУЧИ, РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ. КАПЛЯ, ВОДА, ПОТОК, . . ., . . ., … , . ..
2 команда: спорт, соревнования, тренировки, ФОРМА, РАЗМИНКА, ТРЕНЕР, СУДЬЯ, СВИСТОК, ГОЛ, ФУТБОЛ, .БОЛЕЛЬЩИК, . .
3 команда: природа, дерево, животное, ГРИБ, ВОЗДУХ, ВОДА, ОКЕАН,
Какие ещё игры с мячом вы знаете?
Ответы: футболисты, волейболисты, баскетболисты, ит.д.
А теперь посмотрите на экран. ВКЛЮЧАЮ ВИДЕО ДЕЛЬФИНЫ
Видеоролик .Дельфины играют мячом.
Учитель:
- Что вы чувствовали, глядя на игру дельфинов? Какое настроение? Обсудите в команде и назовите только одно слово - ответ.
(ЗДОРОВО, ВОСТОРГ, РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ )
-Я вижу, что вы любите животных.
А теперь представьте себе, что из дельфинария мы попадаем в зоопарк и переходим от клетки к клетке. ВКЛЮЧАЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ.
-Мы видим весёлых кенгуру, смешных медвежат , улыбающихся обезьян, а вот слоны почему-то стоят грустные. Как вы думаете, почему они грустят?
5. Конструктор игр.
-Верно, им скучно. А как можно развеселить слонов? Давайте попробуем придумать игру с мячом для слонов. Для этого нужно ответить на несколько вопросов:
1 команда: Какой частью тела слоны могут играть?( СПИНА, НОГА, ХОБОТ, ЛОБ, УШИ,ХВОСТ)
2 команда: Что можно использовать вместо мяча? ( ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, КАМЕНЬ, БАШМАК, ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА)
3 команда: Куда направит слон мяч? ( НА ДЕРЕВО, В ПРУД, ЗА СЕТКУ, В МУСОРНОЕ ВЕДРО, В ЗРИТЕЛЕЙ)
Затем выходят по одному человеку из каждой команды, называют свои ответы и придумывают игру.
Итог.
Подходит к концу время нашего занятия. Где мы сегодня побывали?
(В ДЕЛЬФИНАРИИ, ЗООПАРКЕ, НА ТАНЦПОЛЕ, ПОД ДОЖДЁМ. . .
Подумайте, и назовите от вашей команды прилагательное, которое характеризует наше занятие.
(ИНТЕРЕСНОЕ, ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ, УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, КЛЁВОЕ, И Т.Д.)
Домашнее задание:
К СЛЕДУЮЩЕМУ ЗАНЯТИЮ ПРИДУМАЙТЕ СВОЮ ИГРУ С МЯЧОМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности
Презкнтация -модель организации урочной и внеурочной деятельности по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...
Урок ТРИЗ( творческое решение исследовательских задач) 4 класс
Перед вами необычный удивительный урок курса по выбору ТРИЗ. Узнав о нем, многие, как правило, задают один и тот же вопрос: что это такое, нас этому не учили. В основе ТРИЗ лежит переход от метода про...
Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)"
Мастер- класс знакомит с методами и приемами теории решения изобретательских задач по разввитию у учащихся творческих способностей...
Обобщение педагогического опыта «Технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни».
Обобщение опыта работы учителя начальных классов. ТРИЗ....
Возможности использования моделей и процедур ОТСМ ТРИЗ в решении проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников
Эта статья познакомит с возможностями использования моделей и процедур ОТСМ ТРИЗ в решении проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников....
Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе
Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...
Решение функциональных задач (ТРИЗ)
Цель: Развитие функциональной грамотности посредством решения тризовских задач, используя инструментарий ДАРИЗ и свой жизненный опыт.Задачи:1. Закреплять умение использовать метод эмпатии для определе...