Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе
материал на тему

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bochkareva_sg.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 10 г. Татарска

« Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе»

в рамках  августовского заседания районного методического объединения учителей начальных классов в 2017г.

                                                                        Бочкарёва Светлана Геннадьевна,                            

                                                                        учитель  начальных классов

                                                                        высшей квалификационной                    

                                                                        категории

2017

 Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения(ФГОС).  

Особенность ФГОС нового поколения-деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности  учащегося.

 В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль учителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

     Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, умения проводить анализ, сравнение, находить закономерности, воспитание творческой личности в целом.

 Для исследования творческой одаренности старших дошкольников совместно с психологом проведены тестирования:

 по методике Торренса «Тест креативности», на  выявление уровня развития воображения;

по методике «Солнце в комнате» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев) на  выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия;

на выявление уровня речевого развития проведены тесты «Назови одним словом»; «Чего не стало», «Прятки».

 По итогам диагностического обследования   старших дошкольников было выявлено, что мои ученики имеют разный уровень творческого и  речевого развития.

На основании данных обследования были обнаружены следующие проблемы: 

- низкий уровень воображения;

-трудности в усвоении грамматического строя речи;

-трудности в рассказывании (по картине, по серии сюжетных картинок, рассказы описательного характера, рассказы из личного опыта).

Ребёнок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать  решения, додумывать, фантазировать, т.е. быть включённым в деятельность поиска и творчества. Поэтому в своей работе я стала применять приёмы ТРИЗ технологии, разработанные Альтшуллером Генрихом Сауловичем  (теория решения изобретательских задач), так как они позволяют решить задачи, поставленные перед учителем Федеральным государственным стандартом.

 Актуальность обусловлена тем, что позволяет удовлетворить потребность учащихся в дополнительном материале, который дети смогли бы быстро перенести на другие предметы и использовать при решении любых жизненных проблем.

  Используя приёмы ТРИЗ технологии  решаю следующие педагогические задачи:

1. Воспитательные:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

– повышение уровня общей образованности учащихся;

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

 3. Развивающие:

– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

 – развитие творческого воображения.

 На своих уроках знания, умения и навыки не транслирую от учителя к детям. А формирую в результате самостоятельной работы с информацией.

Рассмотрим примеры приёмов и методов, которые я использую в педагогической деятельности.  

   Приём «Нестандартный вход в урок»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Начинаю урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём ТРИЗ помогает мне активизировать  мыслительную деятельность  учащихся на уроке.

1вариант. В начале урока  даю  загадку(удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант. Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

Приём «Лови ошибку »

Универсальный приём ТРИЗ помогает мне  активизировать  внимание учащихся, формировать умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию.

 Предлагаю  учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяю на него время.

Русский язык  Даю несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литературное чтение Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Приём «Ложная альтернатива »

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

 Предлагаю вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

УУД  Познавательные: умение анализировать информацию

 Приём «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:

на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;

литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. 

Приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).                                  

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.  Использую его для создания характеристик:

на литературном чтении – героев литературных произведений;

на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;

на математике – геометрических фигур, математических величин;

на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.

 Приведу пример приёма «Создай паспорт» на уроке литературного чтения

Паспорт

Имя – Страшила Мудрый

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты

Где впервые встречается – шест у голубой изгороди

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый

Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным

 Приём «Синквейн»

Алгоритм синквейна.

1строка

-ключевое слово, определяющее алгоритм синквейн.

2 строка

-два прилагательных, характеризующие данное понятие

3 строка

-три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка

-фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка

-обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.

Методов и приёмов в ТРИЗ-педагогике очень много. Перечисленные и многие другие приёмы успешно применяю на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой приём или технику использовать на уроке, представляю каждый этап урока в виде законченного модуля с чётко определёнными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход даёт мне возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Анализируя уровень успеваемости и качества знаний обучающихся по предметам за 3 года, можно сделать вывод, что наблюдается позитивная динамика качества знаний.

 Показателями развития творческого мышления учащихся являются достижения в конкурсах.

 Приложение 1

Использование приёмов ТРИЗ- технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.  

 Развивая творческие способности учащихся, в этом учебном году выбрала внеурочную деятельность общекультурного направления «Кукольный театр». Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас. Для достижения цели использую приёмы ТРИЗ технологии, которые позволяют эффективно развивать креативность учащихся.

Известно, что креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим потому, что в детстве получал мало эвристического материала, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества. Таким образом, моя задача, как учителя, создать такие условия на уроке и во внеурочной деятельности, где ребенок будет развиваться и «творить».

В своей работе во внеурочной деятельности использую «Сказки- изобреталки от кота Потряскина» Анатолия Гина. Это занимательные задачи. В центре каждой из них – сказочный герой, который должен найти выход из того или иного затруднительного положения.  Ребята  вместе с героем ищут  выход. Эта работа помогает развивать гибкость мышления и привычку спокойно искать потенциально возможные выходы из различных затруднительных ситуаций, а не паниковать при их возникновении. Приобретённые навыки ребята смогут продуктивно использовать не только в процессе обучения при решении учебных задач, но и в рамках общения со сверстниками, учителями.  

О наличии позитивной динамики у обучающихся можно судить по активному участию в общешкольных и районных конкурсах, где ребята проявили  незаурядные творческие способности и заняли призовые места.  

Приложение 2

Одной из основных задач, состоящих перед школой, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В связи с этим важное место в моей педагогической деятельности отводится работе с родителями: повышению их правовой и психологической культуры; созданию единого образовательного пространства для школьника в семье и школе; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребёнку, с учётом его самобытности, дарований, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

 ТРИЗ-технология – одна из наиболее интересных педагогических технологий, способствующих развитию нестандартного мышления. Поскольку родители и мы, педагоги, занимаемся одним общим делом – воспитанием детей, то в какой-то степени мы являемся с ними коллегами. А сотрудничество в течение нескольких лет предполагает единое понимание наших общих целей и задач.

Результатом сотрудничества с родителями был выход на продуктивную деятельность. Родители стали делиться своими впечатлениями от игр с детьми, приносить сочинённые сказки, рассказы.

В этом учебном году проведены совместные праздники: «День дружбы», «Новый год», «Восьмой день весны». Вместе с родителями дети готовили игры, инсценировали сказки, стихотворения.

Использование описанных приёмов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Приёмы ТРИЗ-технологии позволили мне:

-улучшить качество знаний обучающихся;

-повысить  результативность участия в предметных олимпиадах, исследованиях, конференциях;

- развивать творческое воображение и мышление; творческие способности; УУД.

Тем не менее я наметила для себя перспективы работы по использованию приёмов ТРИЗ-технологии:

- усовершенствование методики работы по ТРИЗ технологии;

-развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

Чтобы творческую личность

Нам в системе развивать

Приёмы ТРИЗ-технологии

Желаю применять!

Список использованной литературы

 1. Альтшуллер Г. Найти идею. — Новосибирск, 1991. 

 2. Афанасьев С., Коморин, С.Триста творческих конкурсов – Кострома, Методический центр «Вариант», 2000.

 3. Викентьев И.Л., Кайков И.К. Лестница идей. — Новосибирск, 1992. 

 4. Гин А. А. Педагогика + ТРИЗ. Выпуск 6. М.: «Вита-пресс», 2001. – 80 с. 

 5. Кудрявцев В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — Москва, “Знание”, серия “Педагогика и психология”, N4/1991. 

 6. Технология развития творческих способностей (на базе ТРИЗ): Методическое пособие / Составитель Таратенко Т.А. – СПб, 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...

«Развитие творческих способностей обучающихся через занятия в объединении и на уроках технологии»

Презентация  проекта "Развитие творческих способностей обучающихся через занятия в объединении и на уроках технологии"...

Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Тема «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...

Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся. (Подборка методических приёмов)

Приёмы и методы развития творческих способностей обучающихся на различных уроках....

Организация проектной деятельности учащегося с использованием инструментов теории решения изобретательских задач

Школы и детские сады активно развивают мышление детей, предлагая им коллективную или индивидуальную деятельность, обеспеченную строгим регламентом. В связи с чем у детей замечено отсутствие понимания,...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

методология систематического и эффективного решения проблем и задач, разработанная Генрихом Альтшуллером. Она предоставляет инструментарий для поиска инновационных и креативных решений, основанных на ...