Обобщение педагогического опыта «Технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни».
материал на тему
Обобщение опыта работы учителя начальных классов. ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_prezentatsiya_tehnologiya_triz.docx | 46.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология ТРИЗ
(Теория Решения Изобретательских Задач):
от творчества на уроке к творчеству в жизни».
Уважаемые члены жюри! Уважаемые коллеги! Меня зовут Томилова Светлана Васильевна, я учитель начальных классов МБОУ СШ №2. Разрешите представить вашему вниманию творческую презентацию моей системы работы.
Начать позвольте словами Льва Николаевича Толстого – великого русского писателя, педагога:
«…так как дело преподавания есть искусство,
то оконченность и совершенство недостижимы,
а развитие и совершенствование бесконечны».
Л. Н. Толстой.
Это значит, что каждый учитель в своем педагогическом искусстве может развиваться и совершенствоваться бесконечно.
Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Ребенок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. Поэтому в своей работе я стала применять ТРИЗ - технологию (теория решения изобретательских задач), так как она позволяет решить задачи, поставленные пред учителем Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Над изучением данного вопроса работаю третий год.
2. Историческая справка.
Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов) и его научная школа. Первая публикация о ТРИЗ в 1956 г. была представлена в журнале «Вопросы психологии». Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является Анатолий Александрович Гин. Именно он начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития креативности детей школьного возраста. А. Гин имеет квалификацию «Мастер ТРИЗ», присвоенную основоположником теории Генрихом Альтшуллером в 1998 году.
3. Что же такое ТРИЗ?
Ответ прост – это уникальный инструмент для:
-поиска идей,
-выявления и решения многих творческих проблем,
-выбора перспективных решений,
-развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Кто из нас не задавался вопросами:
как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к творчеству?
Чему я хочу научить своих учеников?
Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технология.
4. Цели и задачи ТРИЗ - технологии:
- целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения;
- обучение способам решения творческих задач;
- обучение способам коллективной познавательной деятельности;
- формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;
- формирование познавательной активности и интереса;
- воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;
- воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.
5. Актуальность применения ТРИЗ - технологий в начальной школе.
Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.
Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:
- регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
- познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
- коммуникативных УУД:постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
- личностных УУД:самоопределение, смыслообразование.
Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.
Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности школьника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
6. Предполагаемый результат при использовании
приёмов и методов ТРИЗ - технологии.
« Результаты, которые ты получаешь,
находятся в прямой зависимости
от усилий, которые ты прикладываешь»
Для меня ТРИЗ очень демократичная наука, прежде всего потому, что она одинаково дает возможность развиваться и творить любому: и взрослому, и ребенку, и «сильному» и «слабому». «Творчеству можно научить!» и «Творцом может стать каждый!». Но, чтобы творить, одного желания мало. Нужен инструмент, нужна методика, позволяющая достигать результатов каждому желающему. Для меня таким инструментом стала ТРИЗ - технология.
Перед тем, как использовать приёмы ТРИЗ – технологии, я предположила, что у обучающихся:
- Улучшится качество знаний;
- Повысится результативность участия в предметных олимпиадах, исследованиях, конференциях;
- Будут развиваться творческое воображение и мышление; творческие способности; универсальные учебные действия.
7. Приемы и методы ТРИЗ - технологий для начальной школы.
«Педагоги, наш девиз –
Лучше нет системы ТРИЗ!
Детям с нею интересно
Всё доступно и известно!»
Томилова С. В.
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?
Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.
Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.
Рассмотрим примеры приемов и методов, которые я успешно использую в педагогической деятельности.
1. Приём “Нестандартный вход в урок”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. (см. Приложение 2)
ПРИМЕР. “Нестандартный вход в урок”
Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)
Тема: “Невидимые нити”
Учитель: В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: “Лес – это деревья, всё остальное лишнее!” И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу… Прошёл год, другой, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие голые деревья. Призадумался лесничий: “Отчего деревья сохнут?”
ПРИМЕР. «Нестандартный вход в урок»
Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)
Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?
2. Приём “Отсроченная отгадка”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (см. Приложение 2)
ПРИМЕР. “Отсроченная отгадка”
Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)
Тема: “Из чего что сделано”
Учитель: А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?
3. Приём “Удивляй!”
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. (см. Приложение 2)
ПРИМЕР. Приём “Удивляй!”
Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)
Тема: “Какие бывают животные?”
Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?
Ответ
Ежи любят натыкать на иглы кислые и едкие продукты, дезинфицируя таким образом иглы.
ПРИМЕР. Приём “Удивляй!”
“Три состояния воды” легко заставить ребят удивляться.
“Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств”.
4. Приём. “Создай паспорт”
Прием направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
на литературном чтении – героев литературных произведений;
на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
на математике – геометрических фигур, математических величин;
на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.
ПРИМЕР. Приём. “Создай паспорт”
Имя – Трусливый Лев
Создатель – А.Волков
Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»
Внешний вид – огромный, громадный лев
Где впервые встречается – в лесу на дороге
Личные качества – при первой встрече, чтобы скрыть свою трусость, страшно ревел и нападал на маленьких и слабых
Заветное желание – смелость
5. Приём “Рюкзак”
Прием рефлексии изучения учебного материал. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).
ПРИМЕР. Приём “Рюкзак”
Математика (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)
Тема: «Деление с остатком. Что узнали? Чему научились?»
Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы «Деление с остатком». Наш рюкзак ждет, чтобы мы заполнили его своими достижениями и успехами. Расскажи, чему научился? Каких успехов достиг? Если не сможешь собраться с мыслями, скажи «пропускаю ход».
- Я научился выполнять деление с остатком и узнал, что при делении остаток всегда должен быть меньше делителя.
- Я научился выполнять деление с остатком разными способами.
- Я, наконец-то понял, как выполнять деление с остатком способом подбора.
- Я разобрался, как решать задачи на деление с остатком.
- Я научился делать вычисления, когда делитель больше делимого.
- Теперь я знаю, как выполнить проверку деления с остатком.
Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
6. Приём «Составление загадок»
При составлении загадок используем модель
Какой? Кто такой же?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:
Какая? | Кто такая же? | |
нарядная | барышня | Нарядная, как барышня. |
сверкающая | звезда | Сверкающая, как звезда. |
привлекающая | модница | Привлекающая внимание, но не модница. |
Ответ: новогодняя елка. |
Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленные и многие другие приемы успешно применяются на уроках в начальной школе. (см. Приложение 2). Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия. (см. Приложение 1)
8. Мониторинг результатов.
Диагностический инструментарий позволил отследить реализацию поставленных целей. Мониторинг наблюдений проводила по 2-м направлениям: психологическая диагностика; диагностика ЗУН.
Одним из показателей успешности применения технологии ТРИЗ является позитивная динамика качества знаний учащихся по предметам.
2013 - 2014 учебный год – 48%
2014 – 2015учебный год – 60%
В аспекте развития: в период работы по данной технологии проводилось изучение уровня развития творческого мышления (тест креативности Торранса) (Приложение 6). Результаты приведены в таблице:
Год | Класс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2013-2014уч. г | 3 | 11% | 19% | 70% |
2014-2015 | 4 | 23% | 46% | 31% |
Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития творческого мышления у школьников.
Показателем развития творческого мышления учащихся являются достижения обучающихся во Всероссийских конкурсах: Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»: Буторина Варвара - 1 место в районе, Евдокимова Ирина – 2 место в районе. Два года (2013 – 2014 уч. г.,2014 – 2015 уч. г.) мои ученики являются победителями районной учебно-исследовательской конференции для учащихся начальных классов «Юный исследователь. Кроме того, обучающиеся активно участвовали в общешкольных, районных и областных конкурсах, где проявляли незаурядные творческие способности и занимали призовые места. (см. Приложение 7).
9. Заключение.
Использование описанных приемов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Таким образом, уроки с использованием приемов ТРИЗ - технологии являются средством формирования успешности учения младших школьников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Советую коллегам внедрять приемы ТРИЗ – технологии в свои уроки.
«Чтобы творческую личность
Нам в системе развивать
Технологию ТРИЗ
Я желаю применять!
Рост профессиональный
Обеспечите себе.
Ориентир ребёнку дальний
Обозначите в судьбе».
Томилова С. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности
Презкнтация -модель организации урочной и внеурочной деятельности по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...
Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)"
Мастер- класс знакомит с методами и приемами теории решения изобретательских задач по разввитию у учащихся творческих способностей...
Применение теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира в начальной школе.
В статье представлены примеры использования ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе....
Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе
Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...
Выстуление на МО «Применение методики Теории Решения Изобретательских Задач в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. «Будущее за ТРИЗ!»
Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формир...
Технология «ТРИЗ» Теория решения изобретательских задач
Теория решения изобретательских задач - это универсальная система, сочетающая познавательную деятельность с методами активации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные...
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
методология систематического и эффективного решения проблем и задач, разработанная Генрихом Альтшуллером. Она предоставляет инструментарий для поиска инновационных и креативных решений, основанных на ...