Решение функциональных задач (ТРИЗ)
план-конспект занятия (3 класс)

Надежда Анатольевна Игонина

Цель: Развитие функциональной грамотности посредством решения тризовских задач, используя инструментарий ДАРИЗ и свой жизненный опыт.

Задачи:

1. Закреплять умение использовать метод эмпатии для определения функции объекта.

2. Совершенствовать навыки в формулировании функций и составления вопросов-загадок по функции, умения устанавливать причинно-следственные связи.

3. Развивать внимание, системное и функциональное мышление, речь и умение обосновывать свое мнение.

4. Повышать активность и самостоятельность учащихся при работе в группе, развивать умение договариваться, учитывать мнение другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_funktsionalnyh_zadach.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Решение функциональных задач.

Цель: Развитие функциональной грамотности посредством решения тризовских задач, используя инструментарий ДАРИЗ и свой жизненный опыт.

Задачи:

1. Закреплять умение использовать метод эмпатии для определения функции объекта.

2. Совершенствовать навыки в формулировании функций и составления вопросов-загадок по функции, умения устанавливать причинно-следственные связи.

3. Развивать внимание, системное и функциональное мышление, речь и умение обосновывать свое мнение.

4. Повышать активность и самостоятельность учащихся при работе в группе, развивать умение договариваться, учитывать мнение другого.

Оборудование: табличка «Функциональные глаголы»- 4 шт., схема для загадки, магнитные карточки, листы бумаги А-4, фломастеры, ручки, цветные карандаши, тетради

Ход занятия:

(дети разделены на две группы, гости - на две группы)

1. Орг. Момент (1 мин)

-Добрый день! Сегодня мы будем работать в группах, состав и капитанов которых определили жеребьевкой накануне занятия.

 2.Актуализация знаний.(3 мин)

-Наше занятие начнем с использования метода эмпатии.

От каждой команды выходят по два человека. Остальные наблюдают за происходящим.

-Задание: изобразите кастрюлю с супом. (дети показывают)

-Определите, что делает кастрюля по отношению к супу? (удерживает).

-Что вы сейчас сформулировали? (функцию кастрюли)

Дети присаживаются к командам

3. Определение темы, целеполагание. (2 мин)

-Скажите, чем мы будем заниматься на занятии? (Формулируют тему занятия и цели: решать задачи на определение функции)

4. Обобщение и систематизация знаний (20 мин)

А) Групповая работа детей по составлению загадок.

 -Посмотрите на экран. Что изображено? (мячик)

-Какие ассоциации вызывает у вас мячик? (ответы детей)

-Ваше первое задание: нарисовать мячик в центре листа, определить как можно больше функций мячика и оформить в виде схемы (Показать образец на слайде). Для этого воспользуйтесь функциональными глаголами, лежащими у вас на столах. Время выполнения задания 3 мин.

-Обобщаем функции мячика (По очереди от каждой команды входят по одному человеку, показывает свою схему и озвучивает функции.  Другая команда дописывает недостающие функции. В результате получается полный набор функций)

-Теперь на основе данных функций составьте и запишите на свой лист функциональную загадку.

Представители команд зачитывают свои загадки, вносят коррективы.

Б) Групповая работа детей и гостей по составлению загадок.

Каждая команда составляет свою загадку для другой команды: часы, самокат, цветок ромашка, фломастер.

Оформление: рисунок, схема+загадка.

По окончанию работы гости задают загадки детям, а дети гостям.

Функциональная физминутка (Дети показывают) (3 мин):

В центр класса выходят команды детей (метод эмпатии): одна команда- образует круг-мяч, другая- выстраивается напротив на небольшом расстоянии-образуя ворота. «Мяч» должен пройти сквозь «ворота».

 Для этого ему приходится изменять форму. Затем дети присаживаются.

Задание детям:

-Что делали «ворота» с «мячом»? Воспользуйтесь функциональными глаголами. (удерживали, деформировали)

-Что делал «мяч» с «воротами»? (деформировал, немного перемещал)

В) Групповая работа детей

-Посмотрите на лист с загадкой о мячике. Ребята, скажите, на какие группы можно разделить эти функции? (полезные- информирует болельщиков, радует ребенка, направляет игрока и вредные-пачкает футболиста, разбивает окно).

-Правильно. Функции бывают полезными и вредными. Но функции делят еще на две группы. На какие, узнаете, выполнив следующее задание.

- На доске прикреплены магнитные карточки с названием объектов, на столах лежат магнитные карточки с функциональными глаголами: 1-ая группа -определяет функции объектов сверху вниз, 2-ая -снизу вверх.

-Прошу первую команду прикрепить функции объектов на доску, теперь вторая. Посмотрите, какая длинная цепочка у нас получилась.

-Как распределились функции? (Сверху вниз- прямые, снизу вверх- обратные)

— Значит, какие еще группы функций есть в ТРИЗ? (прямые и обратные)

-Какой вывод можно сделать? (все объекты взаимодействуют друг с другом)

5. Рефлексия. (2 мин.)

-Что на сегодняшнем занятии было главным? (определение функций)

-Где вам понадобятся умения решать функциональные задачи? (когда хотим что-либо сделать, мы сможем оценить пользу или вред от этого или сможем убрать ненужный недостаток)

6. Итог занятия (1 мин)

-Похлопайте в ладоши те, кому понравилось наше занятие.

Спасибо за активную работу. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности

Презкнтация -модель  организации урочной и внеурочной  деятельности по формированию основ экологической культуры с  использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...

Урок ТРИЗ( творческое решение исследовательских задач) 4 класс

Перед вами необычный удивительный урок курса по выбору ТРИЗ. Узнав о нем, многие, как правило, задают один и тот же вопрос: что это такое, нас этому не учили. В основе ТРИЗ лежит переход от метода про...

Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)"

Мастер- класс знакомит с методами и приемами теории решения изобретательских задач по разввитию у учащихся творческих способностей...

Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...

Выстуление на МО «Применение методики Теории Решения Изобретательских Задач в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. «Будущее за ТРИЗ!»

Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формир...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

методология систематического и эффективного решения проблем и задач, разработанная Генрихом Альтшуллером. Она предоставляет инструментарий для поиска инновационных и креативных решений, основанных на ...