Решение функциональных задач (ТРИЗ)
план-конспект занятия (3 класс)
Цель: Развитие функциональной грамотности посредством решения тризовских задач, используя инструментарий ДАРИЗ и свой жизненный опыт.
Задачи:
1. Закреплять умение использовать метод эмпатии для определения функции объекта.
2. Совершенствовать навыки в формулировании функций и составления вопросов-загадок по функции, умения устанавливать причинно-следственные связи.
3. Развивать внимание, системное и функциональное мышление, речь и умение обосновывать свое мнение.
4. Повышать активность и самостоятельность учащихся при работе в группе, развивать умение договариваться, учитывать мнение другого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_funktsionalnyh_zadach.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение функциональных задач.
Цель: Развитие функциональной грамотности посредством решения тризовских задач, используя инструментарий ДАРИЗ и свой жизненный опыт.
Задачи:
1. Закреплять умение использовать метод эмпатии для определения функции объекта.
2. Совершенствовать навыки в формулировании функций и составления вопросов-загадок по функции, умения устанавливать причинно-следственные связи.
3. Развивать внимание, системное и функциональное мышление, речь и умение обосновывать свое мнение.
4. Повышать активность и самостоятельность учащихся при работе в группе, развивать умение договариваться, учитывать мнение другого.
Оборудование: табличка «Функциональные глаголы»- 4 шт., схема для загадки, магнитные карточки, листы бумаги А-4, фломастеры, ручки, цветные карандаши, тетради
Ход занятия:
(дети разделены на две группы, гости - на две группы)
1. Орг. Момент (1 мин)
-Добрый день! Сегодня мы будем работать в группах, состав и капитанов которых определили жеребьевкой накануне занятия.
2.Актуализация знаний.(3 мин)
-Наше занятие начнем с использования метода эмпатии.
От каждой команды выходят по два человека. Остальные наблюдают за происходящим.
-Задание: изобразите кастрюлю с супом. (дети показывают)
-Определите, что делает кастрюля по отношению к супу? (удерживает).
-Что вы сейчас сформулировали? (функцию кастрюли)
Дети присаживаются к командам
3. Определение темы, целеполагание. (2 мин)
-Скажите, чем мы будем заниматься на занятии? (Формулируют тему занятия и цели: решать задачи на определение функции)
4. Обобщение и систематизация знаний (20 мин)
А) Групповая работа детей по составлению загадок.
-Посмотрите на экран. Что изображено? (мячик)
-Какие ассоциации вызывает у вас мячик? (ответы детей)
-Ваше первое задание: нарисовать мячик в центре листа, определить как можно больше функций мячика и оформить в виде схемы (Показать образец на слайде). Для этого воспользуйтесь функциональными глаголами, лежащими у вас на столах. Время выполнения задания 3 мин.
-Обобщаем функции мячика (По очереди от каждой команды входят по одному человеку, показывает свою схему и озвучивает функции. Другая команда дописывает недостающие функции. В результате получается полный набор функций)
-Теперь на основе данных функций составьте и запишите на свой лист функциональную загадку.
Представители команд зачитывают свои загадки, вносят коррективы.
Б) Групповая работа детей и гостей по составлению загадок.
Каждая команда составляет свою загадку для другой команды: часы, самокат, цветок ромашка, фломастер.
Оформление: рисунок, схема+загадка.
По окончанию работы гости задают загадки детям, а дети гостям.
Функциональная физминутка (Дети показывают) (3 мин):
В центр класса выходят команды детей (метод эмпатии): одна команда- образует круг-мяч, другая- выстраивается напротив на небольшом расстоянии-образуя ворота. «Мяч» должен пройти сквозь «ворота».
Для этого ему приходится изменять форму. Затем дети присаживаются.
Задание детям:
-Что делали «ворота» с «мячом»? Воспользуйтесь функциональными глаголами. (удерживали, деформировали)
-Что делал «мяч» с «воротами»? (деформировал, немного перемещал)
В) Групповая работа детей
-Посмотрите на лист с загадкой о мячике. Ребята, скажите, на какие группы можно разделить эти функции? (полезные- информирует болельщиков, радует ребенка, направляет игрока и вредные-пачкает футболиста, разбивает окно).
-Правильно. Функции бывают полезными и вредными. Но функции делят еще на две группы. На какие, узнаете, выполнив следующее задание.
- На доске прикреплены магнитные карточки с названием объектов, на столах лежат магнитные карточки с функциональными глаголами: 1-ая группа -определяет функции объектов сверху вниз, 2-ая -снизу вверх.
-Прошу первую команду прикрепить функции объектов на доску, теперь вторая. Посмотрите, какая длинная цепочка у нас получилась.
-Как распределились функции? (Сверху вниз- прямые, снизу вверх- обратные)
— Значит, какие еще группы функций есть в ТРИЗ? (прямые и обратные)
-Какой вывод можно сделать? (все объекты взаимодействуют друг с другом)
5. Рефлексия. (2 мин.)
-Что на сегодняшнем занятии было главным? (определение функций)
-Где вам понадобятся умения решать функциональные задачи? (когда хотим что-либо сделать, мы сможем оценить пользу или вред от этого или сможем убрать ненужный недостаток)
6. Итог занятия (1 мин)
-Похлопайте в ладоши те, кому понравилось наше занятие.
Спасибо за активную работу. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности
Презкнтация -модель организации урочной и внеурочной деятельности по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...
Урок ТРИЗ( творческое решение исследовательских задач) 4 класс
Перед вами необычный удивительный урок курса по выбору ТРИЗ. Узнав о нем, многие, как правило, задают один и тот же вопрос: что это такое, нас этому не учили. В основе ТРИЗ лежит переход от метода про...
Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)"
Мастер- класс знакомит с методами и приемами теории решения изобретательских задач по разввитию у учащихся творческих способностей...
Обобщение педагогического опыта «Технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни».
Обобщение опыта работы учителя начальных классов. ТРИЗ....
Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе
Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...
Выстуление на МО «Применение методики Теории Решения Изобретательских Задач в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. «Будущее за ТРИЗ!»
Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формир...
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
методология систематического и эффективного решения проблем и задач, разработанная Генрихом Альтшуллером. Она предоставляет инструментарий для поиска инновационных и креативных решений, основанных на ...