Технологическая карта урока |
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности | -Долгожданный дан звонок, начинается урок. Приветствие учителя. Проверяем глазами, всё ли готово к уроку: тетрадь, учебник, письменные принадлежности, -Эпиграф: Математика- гимнастика ума. Как вы понимаете эти слова? Математика заставляет думать, искать простые и красивые решения, помогает развивать логическое мышление | Создание благоприятной рабочей обстановки. Организация учащихся, установка на эффективную работу. | Психологическая подготовка к уроку, к восприятию нового материала. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
| а)Работают на карточках сам-но 3 чел. с посл. проверкой. -карточки для индивидуальной работы 0 | 50 | 35 | 27 | -Закрасьте только найденные ответы: 1) Первый множитель 7, второй множитель 5. Найдите произведение. (35) 2) Найдите разность 100 и 4. (96) 3) 9 увеличить в 5 раз. (45) 4) Чему равна сумма 75 и 14 (89) 5) Задумано число. Когда его уменьшили в 2 раза, то получила 25. Какое число задумали? (50) 6) Найдите периметр квадрата со стороной 5 см. (20) 7) Распустилось 8 желтых тюльпана, а красных в 6 раз больше. Сколько красных тюльпанов распустилось? (48) 8) Найди площадь квадрата со стороной 3 дм? (9) | 81 | 9 | 93 | 24 | 54 | 96 | 45 | 16 | 64 | 2 | 20 | 1 | 32 | 48 | 89 | 7 |
14 | 12 | 70 | 87 | Закрасьте красным карандашом только найденные ответы: 1) Найдите самое большое двузначное число 2) Найдите сумму чисел 78 и 9 3) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 3 см 4) Увеличьте 5 сотен на 2 десятка 5) Чему равна половина 1 сотни? 6) Найдите периметр квадрата со стороной 6 см 7) Найдите разность чисел 120 и 50 8) Увеличьте 14 в 2 раза. | 69 | 50 | 92 | 52 | 71 | 28 | 99 | 88 | 45 | 0 | 24 | 37 | 55 | 87 | 520 | 421 |
345 | 100 | 999 | 50 | Закрасьте красным карандашом только найденные ответы: 1) Найдите самое большое трёхзначное число 2) Число, в котором 7 сотен 4 десятка 1 единица 3) Увеличьте 4 сотни на 2 десятка 4) Уменьшите 7 сотен на 2 единицы 5) Пятая часть сотни? 6) Сумма чисел 320 и 56 7) Разность чисел 240 и 32 8) Самое маленькое трёхзначное число | 724 | 376 | 476 | 67 | 309 | 741 | 420 | 112 | 9 | 410 | 698 | 500 | 12 | 20 | 208 | 341 |
Б) Посмотрите на слайд: (фронтально) 6+93 24+590 21+780 30+97 86+200 61+712 48+550 36+64 Что общего? - числовые выражения - математические записи - примеры на сложения -сумма 2 слагаемых Найдите значение данных выражений. Запишите в тетрадь только ответы. Проверка: 99, 801, 286, 598, 614, 127, 773, 100 - Какое свойство вы использовали при вычислении примеров?
-переместительное свойство сложения Как оно формулируется? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется) Когда мы применяем это свойство? Для чего? (Когда к меньшему числу прибавляем большее. Удобнее к большему числу прибавить меньшее) –запись формулы 1 чел. - Прочитайте данные числа. На какие группы вы их можете разделить?
- двузначные и трёхзначные - чётные и нечетные -- круглые и не круглые Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел. 801 и 99=900 - Что знаете об этом числе? (900- трёхзначное, чётное, круглое) - Какие ещё из данных чисел, в сумме дают круглое число? Соедините их дугой. Проверка: 99, 801, 286, 598, 614, 127, 773, 100 - проверка работы на карточках
*Какие знания помогли вам справиться с инд. заданиями? (знания компонентов, таблицы умножения, нумерации мног. чисел, Р, S…) Можете ли вы сразу оценить свою работу? Аргументируйте | Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.
| Отвечают на вопросы учителя Выполнение дидактического упражнения, фиксация знаний и затруднений.
самоконтроль самооценка
самооценка (+,-) | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. умение слушать и слышать Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Личностные: осознание себя как ученика
|
3.Постановка учебной задачи. Цель: мотивация к пробному учебному действию выявление и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности | Сегодня на уроке мы узнаем ещё одно свойство сложения. Для этого мы должны выполнить ряд заданий: 1.Запишите числа в порядке убывания 2. Используя шрифт, какое словосочетание получим? Работа в паре:
че | со | но | та | свой | тель | е | ство | 773 | 801 | 286 | 614 | 100 | 598 | 127 | 99 |
Сформулируйте тему урока. Тема нашего урока «Сочетательное свойство сложения». Какой новый термин появился? (сочетательное) Как вы понимаете значение этого слова? Сформулируйте цель урока. -знакомство с новым свойством сложения Исходя из цели, какие учебные задачи поставим? -познакомиться с сочет. свойством сложения -узнать, когда оно применяется на практике -научиться применять на практике: при устных и письменных приёмах вычисления, использовать при решении задач | организация работы по выведению учащимися темы и цели урока
постановка проблемы, затруднения | Уточнение темы урока. Принимают и сохраняют учебную задачу и активно включаются в деятельность, направленную на её решение
| Осознание учебной задачи и желания ее решить. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). |
4.Открытие новых знаний | На слайде:
(365+ 36)+ 164 365 + (36+164)
Прочитайте данные выражения. к сумме чисел 365 и 36 прибавили 164 365 прибавили к сумме чисел 36 и 164
Сравните их, обсудите в парах Чем они похожи? (сложение, сумма трёх слагаемых, числа одинаковые, порядок записи чисел) Чем отличаются? -скобки- порядок действий Какие предположения о результатах этих выражений? (равны) Как проверить наши предположения? Запишите примеры и проверьте ваши предположения. 401 200 (365+ 36)+ 164 = 565 365 + (36+164) =565
Объясните ход ваших вычислений. Оцените правильность выполнения задания. (+ - на полях)
Что вам показалось трудным? (решение 1 примера) Подчеркните пример, решённый удобным способом. Почему 2 пример было решать легче? Что изменилось? (порядок действия) Почему? (скобки). А значение выражения? (одинак.) Какой вывод можно сделать? -значения суммы не зависят от порядка действий Если значения выражений у примеров одинаковые, что можем составить? (равенство) Запишите.
Используя данные выражения составьте равенство. Запишите. (365+ 36)+ 164=365 + (36+164)
Составьте буквенное выражение на основе этого равенства.
- Давайте, запишем это выражение, заменив числа буквами. *в паре (проверка на доске) - Мы перемещали слагаемые? Что мы делали со слагаемыми? (соединяли, группировали, сочетали) - Для чего мы это делали? (Для удобства счёта) - К какому арифметическому действию относится данное свойство? (Сложения) Какое новое свойство мы записали в виде формулы? (Мы записали новое свойство сложения и называется оно сочетательным) Давайте, попробуем его сформулировать. Сформулируйте определение этого свойства (в паре) Карточка-опора:
Вставь пропущенные слова | Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего. |
А теперь откройте учебники и проверим определение этого свойства стр. 79 Оцените свою работу (+ на полях) | Организация учащихся на изучение нового материала; построение ситуации успеха
| Отвечают на вопросы учителя Наблюдают и делают простые выводы - планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - различают способ и результат действия; контролируют процесс и результаты деятельности; - вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
участвуют в диалоге; слушают друг друга; учатся сотрудничать в совместном решении проблемы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи самоконтроль самооценка | Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция. Познавательные УУД: логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Первичное закрепление. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач
| Вспомните начало урока. Какую учебную задачу мы ставили? Достигли мы результата? Назовите след. задачу. А теперь давайте попробуем научиться использовать сочетательное свойство сложения на практике. Работа с учебником стр. 80 №3. Прочитайте задание про себя. Какое задание предстоит выполнить? Что значит «использовать сочетательное свойство сложения»? На что нужно обратить внимание, когда будете группировать числа? (удобство вычисления) Составим план работы: - Запишите выражение
- Найдите удобный способ вычисления. Запишите новое выражение, используя скобки.
- Найдите значение выражения.
1 ученик – фронтально с проговариванием у доски, остальное –самостоятельно Поднимите руку, кто может самостоятельно продолжить работу. Кому нужна моя помощь? (проверка – в паре, выборочное объяснение)
*Встаньте те, кто справился с работой без ошибки? Испытал трудность при выполнении? -Зависит значение суммы от порядка действия? (Значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка действий.) -Как называется это свойство сложения? (Сочетательное свойство сложения) -Для чего мы использовали сочетательное свойство сложения? (для удобства счёта)
мозговая гимнастика
| Установление осознанного восприятия. Обобщение.
Оценивают работу соседа по парте. (+ верно, - не верно,V есть ошибки)
| Применение полученной информации участвуют в диалоге; слушают друг друга; учатся сотрудничать в совместном решении проблемы, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения; участвуют в коллективном (групповом) обсуждении проблем.
самооценка
| Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
6. Закрепление нового понятия Цель: умение применять знания в стандартной и изменённой ситуации
| Продолжим применять полученные знания на практике. Работать будем в группах Вспомним правила продуктивной работы в группе Работа в группах (формат А4) Инструкция: 1.Обсудите, сумма каких трёх чисел в строке даёт в результате число, указанное в скобках. 2. Составьте и запиши в тетрадь числовое выражение со скобками, используя сочетательное свойство сложения. 3. Найдите значение выражения, объяснив удобный способ вычисления. 1) 35, 18, 21, 19, 34 (75) 35+(21+19)=75 2) 44, 35. 27, 15, 21 (94) 44+ (35+15)=94 3) 17, 15, 19, 18, 13 (48) (17+13)+18=48 4) 34, 27, 66, 52, 45 (152) (34+66)+52 =152 5) 42, 13, 51, 28, 13 (83) (42+28)+13=83 6) 44, 60, 11, 9, 52 ( 80) 60+(11+9)=80 Презентация выполненной работы на доске, с послед. проверкой. Какое свойство сложения вы использовали? Давайте его ещё раз вспомним. (проговорить в паре, по выбору) |
| Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи участвуют в диалоге; слушают друг друга; учатся сотрудничать в совместном решении проблемы, контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования сочетательного свойства сложения | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Как вы думаете, применимо ли данное свойство при решении задач? (Да) Давайте проверим. стр. 80 №5 (1) -Прочитайте задачу про себя. Какая это задача (составная, нах-е суммы) Прочитайте условие этой задачи. Выделяем числовые данные из условия задачи. Основное содержание вопроса? Можем на него ответить? Что для этого нужно сделать? (проверка на доске) 1 способ: (36 + 25) + 75=136 Кто может объяснить ход решения? Объясните, что вы узнаете каждым действием? Сначала узнаем, сколько было жёлтых и зелёных яблок, потом – сколько яблок было в двух ящиках? На основе сочетательного свойства составьте новое выражение А можно ли по-другому решить задачу? 2 способ: 36 + (25 + 75) =136 *стр. 80 №5 (2) – сам-но (записать решение 2 способами) (13+8)+22=43 (к) 13 + (8 + 22) = 43 (к) |
обратить внимание на оформление записи задачи
Попробуйте спрогнозировать рез-т вашей работы з-кв. – уверен с.кв. –сомневаюсь кр.кв.-не справ. ____________ з-кв. – всё верно с.кв. –ошибки кр.кв.-не справ. |
Ответы детей.(Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку). | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: самоопределение |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознаний учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | а) фиксирование нового содержания. Подведём итог. -Скажите, какова была цель нашего урока? -Достигли ли мы этой цели? -Что мы узнали нового на уроке? -Что знаем теперь хорошо? -Что смогли сделать сами? - Что оказалось трудным? б) самооценка работы на уроке в целом - Оцените свою работу на уроке. –Как вы работали на уроке? –За что вы можете себя похвалить? - Что не удалось?
| Организация рефлексии.
| Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. приём неоконченное предложение Сегодня я узнал… Я научился… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось… Теперь я могу… Я попробую…
| Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование. |
8. Домашнее задание | стр. 35 № 115-117 (печатная тетрадь |
|
|
|