Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся |
1. Организационный момент
| * Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. -Расскажите правила работы на уроке. (Слайд 1) Правила работы на уроке: 1. Сиди правильно. 2. Проверь, всё ли готово к уроку. 3. На уроке не разговаривай, не мешай товарищу. 4. Активно работай на уроке: внимательно слушай учителя и одноклассников, отвечай на вопросы. 5. Не выкрикивай с места, если хочешь ответить – подними руку. 6. Ищи связь нового материала, о котором ты узнал на уроке, с тем, что ты уже знаешь. 7. Задавай вопросы, если чего-то не понял. 8. Высказывай свою точку зрения, если с чем-то не согласен.. 9. Старайся дома найти дополнительную информацию по теме урока, пользуясь словарями, справочниками, энциклопедиями, компьютером. - Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
|
* Формулируют правила работы на уроке, пользуясь иллюстрациями и аргументируют их.
- Если будешь активно, с желанием работать, выполнять все задания, то получишь результат. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения
| а) Работа в парах - Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомним правила работы в паре: (Слайд 2) - Работать должны оба - Один говорит, другой слушает - Своё несогласие высказывай вежливо - Если не понял, переспроси - Перед вами слова: (Слайд 3) - Разбейте эти слова на группы. Объясните свой выбор. - На эту работу у нас есть 3 минуты. Проверка: фронтальная (Слайд 4) -Как разделили на группы? Докажите, что разделили правильно. 1. Длина, сантиметр, линейка. (Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.) 2. Масса, килограмм, весы (Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм) - Какая из пар не допустила ошибок? Молодцы! б) Фронтальная работа - Что у меня в руках? (Стакан) - Что в стакане? (вода) - Какая она? (жидкая) – Что произойдет, если стакан вдруг исчезнет, а вода останется?
- Почему? – Какие еще жидкости бывают?
– Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? - Сосуд, куда наливают жидкость называется ёмкостью. - Приведите примеры ёмкостей | * Формулируют правила работы в парах участвуют в обсуждении, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре)
* Участвуют в обсуждении Разбивают слова на группы
*Аргументируют свой выбор
* Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры.
- Вода разольется, растечется по полу. - Вода – это жидкость - Молоко, сок, кефир, бензин и т.д. - Сосуд
- Стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр. |
3. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы
| * Перед детьми на демонстрационном столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд налито по 1 л воды, но из-за разной формы сосудов дети не могут сравнить количество жидкости. - Что вы видите у меня на столе?
– Как можно назвать эти предметы одним словом? - Какие задания можете предложить для работы с этими сосудами?
- Как сравнить количество воды в сосудах? (Слайд 5)
|
- Кувшин, бидон, ваза, кастрюля, банка - Ёмкости, сосуды - Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно выяснить, где воды больше всего, а где меньше? Можно сравнить количество воды в этих сосудах. * Предлагают свои варианты заданий |
4. Выдвижение гипотез, предложений о возможных путях решения проблемы, их проверка
| * Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы на доске, организует их обсуждение. * Неверные гипотезы проверяет устно и убирает из списка, верные – проверяем и записываем.
Возможные пути решения проблемы: 1) Нужно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой; 2)Нужно взвесить воду, и сразу станет ясно, где масса воды больше; 3) Измерить количество воды в сосудах какой-нибудь меркой. Проверка гипотез: - Посмотрите внимательно на стол. Все сосуды стоят в ряд. Кто желает измерить высоту воды? - Смогли мы выполнить задание? - Почему не смогли? (В третьем сосуде воды не видно.) - Кто желает проверить, в каком сосуде масса воды больше? * Дети пытаются сравнить массу двух сосудов. - Можно определить в каком сосуде воды больше?
- Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах. Чем мы всегда пользуемся для измерения? | * Выдвигают гипотезы, предлагают возможные пути решения проблемы. * Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
* Пытаются измерить высоту воды линейкой, сравнивают сосуды по массе, приходят к выводу, что сравнить количество воды в сосудах этими способами невозможно.
- Нет, кастрюля сделана из металла, она сама по себе очень тяжелая. - Нам нужна какая-нибудь мерка. |
5. «Открытие» нового знания. Формулирование темы и целей урока
| - Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? * Показывает детям литровую мерку и литровую банку * Вывешивает на доску карточку: ЛИТР – л - Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. – Слово ЛИТР при числах сокращенно записывают так: 1л, 3л, 5л. - Это общепринятое сокращение, поэтому точку после буквы «л» мы не ставим. - Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости? (Слайд 6)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Слайд 7)
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
| - Литр
- Мама покупает молоко, кефир, сок в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.
* Формулируют тему и цели урока: Литр - Сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с единицей вместимости - литром |
6. Первичное закрепление | Откройте учебники на странице 44. Задача № 2. – Прочитайте задачу. а) Чтение текста задачи В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе? б) Анализ текста задачи. – О чем эта задача? (О молоке) – Что такое молоко? (Жидкость) – В каких емкостях находится молоко? (В банке и в бидоне) – Сколько молока в банке? (3 л) – Что известно про молоко в бидоне? (На 4 л больше, чем в банке) – Что значит “на 4 больше”? (Столько же, да еще 4) – Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его. в) Поиск решения первой части задачи – Посмотрите на схемы. Схемы на доске.
– Выберите ту, которая иллюстрирует нашу задачу. Объясните свой выбор. – Запишите решение первой части задачи. г) Самостоятельная работа по решению первой части задачи. * Оформление решения. * Один ученик работает за доской, затем дети проверяют решение. - Объясни, как решал? Почему именно так? * На доске появляется запись: 3+4=7(л)
д) Анализ второй части задачи (в виде фронтальной беседы). – Прочитайте второй вопрос задачи. – Вспомним, сколько молока в банке? В бидоне? – Дополните схему, чтобы она помогла нам ответить на второй вопрос задачи.
– Посмотрите на эти выражения. На доске: 7-3, 3+7, 4-3 – Какое из них вы выберите, чтобы ответить на второй вопрос? Почему? е) Оформление решения второй части задачи. Формулировка ответа. – Запишем решение второй части задачи. * Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске: 3+7=10 (л) – Сколько чисел будет в ответе? (2, потому что в задаче два вопроса)
|
* Хорошо читающий ученик читает текст задачи * Анализируют текст задачи
* Рассматривают схемы, анализируют, выбирают нужную схему, объясняют свой выбор. * Самостоятельно записывают решение задачи в тетрадь, слушают объяснение ученика, работавшего у доски, проверяют решение, сигнализируют о согласии (несогласии).
* Дополняют схему, выбирают выражение – решение задачи, объясняют свой выбор.
- Неизвестно целое; чтобы найти целое, надо сложить части. * Записывают решение второй части задачи в тетрадь, формулируют ответ.
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой. | - Мы сравнивали величины. Какие ещё арифметические действия можно с ними выполнять? - Я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно, а затем сопоставить с его решением. (Слайд 8) Самопроверка: Слайд 9 - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - Где допустили ошибку? - В чём причина?
Рефлексия: шкала самооценки
| - Складывать, вычитать.
* Выполняют задание самостоятельно в тетради * Проверяют работу по инструкции Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину и вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок * Оценивают свою работу самостоятельно |
11. Рефлексия учебной деятельности.
| - Расскажите по схеме что нового узнали на уроке. (Слайд 10) - Что запомнили? - Что на уроке понравилось? - Что получилось? - Что вызвало затруднения? - Почему нам необходимо знать, как измерить количество жидкости? Где в жизни применяется эта величина? - Что такое ёмкость? (сосуд, куда наливают жидкость) - А в природе существуют «ёмкости» для воды? (водоёмы) - А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? (нет) Почему? - Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | * По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. * Отвечают на вопросы учителя.
* Ищут применение изученного материала в жизни.
|