Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Литр"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Повилайтис Татьяна Владимировна

На данном уроке учащиеся в ходе практической работы знакомятся с единицей измерения вместимости - литр, учатся решать задачи с новой единицей измерения вместимости (литр)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_litr.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 1 «А» классе

Тема

 Литр

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ)

Используемая технология

Проблемно-диалогическое обучение (Мельникова Е.Л.)

Цель урока

Открытие нового знания: использование литра как единицы измерения вместимости.

Планируемые результаты:

Предметные:  ознакомление с единицей измерения вместимости – литр; решать задачи с единицей измерения вместимости (литр).

Метапредметные:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Основное содержание темы, термины и понятия

Литр (как единица измерения вместимости)

Ресурсы

Учебник «Математика», Дорофеев Г.В., Миркова Т.Н., 1 класс, ч. 2.;

Разные сосуды (кувшин, кастрюля, банка, графин и т.д.), мерка – литровая банка;

Презентация PowerPointе

Учитель: Повилайтис Т.В.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

* Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Расскажите правила работы на уроке.                                                                     (Слайд 1)

Правила работы на уроке:

1. Сиди правильно.

2. Проверь, всё ли готово к уроку.

3. На уроке не разговаривай, не мешай товарищу.

4. Активно работай на уроке: внимательно слушай учителя и одноклассников, отвечай на вопросы.

5. Не выкрикивай с места, если хочешь ответить – подними руку.

6. Ищи связь нового материала, о котором ты узнал на уроке, с тем, что ты уже знаешь.

7. Задавай вопросы, если чего-то не понял.

8. Высказывай свою точку зрения, если с чем-то не согласен.. 
9. Старайся дома найти дополнительную информацию по теме урока, пользуясь словарями, справочниками, энциклопедиями, компьютером.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

* Формулируют правила работы на уроке, пользуясь иллюстрациями и аргументируют их.

- Если будешь активно, с желанием работать, выполнять все задания, то получишь результат.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

а) Работа в парах

- Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомним правила работы в паре:                                                                                              (Слайд 2)

- Работать должны оба

- Один говорит, другой слушает

- Своё несогласие высказывай вежливо

- Если не понял, переспроси

                                                                                     

- Перед вами слова:                                                                                          (Слайд 3)  

- Разбейте эти слова на группы. Объясните свой выбор.

- На эту работу у нас есть 3 минуты.

 Проверка: фронтальная                                                                                (Слайд 4)

-Как разделили на группы? Докажите, что разделили правильно.

1. Длина, сантиметр, линейка.

 (Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.)

2. Масса, килограмм, весы

 (Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм)

- Какая из пар не допустила ошибок? Молодцы!

б) Фронтальная работа

- Что у меня в руках? (Стакан)

 - Что в стакане? (вода)

- Какая она? (жидкая)

– Что произойдет, если стакан вдруг исчезнет, а вода останется?

- Почему?

– Какие еще жидкости бывают?

– Что нужно, чтобы жидкость не растекалась?  

- Сосуд, куда наливают жидкость называется ёмкостью.

-  Приведите примеры ёмкостей

* Формулируют правила работы в парах

участвуют в обсуждении,

осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре)

* Участвуют в обсуждении

Разбивают слова на группы

*Аргументируют свой выбор

* Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры.

- Вода разольется, растечется по полу.

- Вода – это жидкость

- Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.

- Сосуд

- Стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.

3. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

* Перед детьми на демонстрационном столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд налито по  1 л воды, но из-за разной формы сосудов дети не могут сравнить количество жидкости.

- Что вы видите у меня на столе?

– Как можно назвать эти предметы одним словом?

- Какие задания можете предложить для работы с этими сосудами?

 

- Как сравнить количество воды в сосудах?                                                             (Слайд 5)

- Кувшин, бидон, ваза, кастрюля, банка

- Ёмкости, сосуды

- Можно  узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно  выяснить, где воды больше всего, а где  меньше? Можно сравнить количество воды в этих сосудах.

* Предлагают свои варианты заданий

4. Выдвижение гипотез, предложений о возможных путях решения проблемы, их проверка

* Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы на доске, организует их обсуждение.

* Неверные гипотезы проверяет устно и убирает из списка, верные – проверяем и записываем.

Возможные пути решения проблемы:

1) Нужно поставить все сосуды в один ряд и измерить высоту воды линейкой;

2)Нужно взвесить воду, и сразу станет ясно, где масса воды больше;

3) Измерить количество воды в сосудах какой-нибудь меркой.

Проверка гипотез:

 - Посмотрите  внимательно на стол. Все сосуды стоят в ряд. Кто желает измерить высоту воды?

- Смогли мы выполнить задание?

- Почему не смогли?

(В третьем сосуде воды не видно.)

- Кто желает проверить, в каком сосуде масса воды больше?

* Дети пытаются сравнить массу двух сосудов.

- Можно определить в каком сосуде воды больше?

- Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах. Чем мы всегда пользуемся для измерения?

* Выдвигают гипотезы, предлагают возможные пути решения проблемы.

* Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

* Пытаются измерить высоту воды линейкой, сравнивают сосуды по массе, приходят к выводу, что сравнить количество воды в сосудах этими способами невозможно.

- Нет, кастрюля сделана из металла, она сама по себе очень тяжелая.

- Нам нужна какая-нибудь мерка.

5. «Открытие» нового знания. Формулирование темы и целей урока

- Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости?

* Показывает детям литровую мерку и литровую банку

* Вывешивает на доску карточку: ЛИТР – л

- Вот в такую банку вмещается 1 литр воды.

– Слово ЛИТР при числах сокращенно записывают так: 1л, 3л, 5л.

- Это общепринятое сокращение, поэтому точку после буквы «л» мы не ставим.

- Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?                                                                  (Слайд 6)

-  Сформулируйте тему сегодняшнего урока?                                                          (Слайд 7)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Литр

- Мама покупает молоко, кефир, сок  в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.

* Формулируют тему и цели урока: Литр

- Сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с единицей вместимости - литром

6. Первичное закрепление

Откройте учебники на странице 44. Задача № 2.

– Прочитайте задачу.

а) Чтение текста задачи

В банке 3 литра молока, а в бидоне на 4 литра больше. Сколько литров молока в бидоне? Сколько литров молока в банке и бидоне вместе?

б) Анализ текста задачи.

– О чем эта задача? (О молоке)

– Что такое молоко? (Жидкость)

– В каких емкостях находится молоко? (В банке и в бидоне)

– Сколько молока в банке? (3 л)

– Что известно про молоко в бидоне? (На 4 л больше, чем в банке)

– Что значит “на 4 больше”? (Столько же, да еще 4)

– Ответим сначала на первый вопрос. Прочитайте его.

в) Поиск решения первой части задачи

– Посмотрите на схемы. Схемы на доске.

– Выберите ту, которая иллюстрирует нашу задачу. Объясните свой выбор.

– Запишите решение первой части задачи.

г) Самостоятельная работа по решению первой части задачи. 

* Оформление решения.

* Один ученик работает за доской, затем дети проверяют решение.

- Объясни, как решал? Почему именно так?

* На доске появляется запись: 3+4=7(л)

д) Анализ второй части задачи (в виде фронтальной беседы).

– Прочитайте второй вопрос задачи.

– Вспомним, сколько молока в банке? В бидоне?

– Дополните схему, чтобы она помогла нам ответить на второй вопрос задачи.


– Посмотрите на эти выражения.

На доске: 7-3, 3+7, 4-3

– Какое из них вы выберите, чтобы ответить на второй вопрос? Почему?

е) Оформление решения второй части задачи. Формулировка ответа.

– Запишем решение второй части задачи.

* Ученик комментирует с места, учитель записывает на доске: 3+7=10 (л)

– Сколько чисел будет в ответе? (2, потому что в задаче два вопроса)

* Хорошо читающий ученик читает текст задачи

* Анализируют текст задачи

* Рассматривают схемы, анализируют, выбирают нужную схему, объясняют свой выбор.

* Самостоятельно записывают решение задачи в тетрадь, слушают объяснение ученика, работавшего у доски, проверяют решение, сигнализируют о согласии (несогласии).

* Дополняют схему, выбирают  выражение – решение задачи, объясняют свой выбор.

- Неизвестно целое; чтобы найти целое, надо сложить части.

* Записывают решение второй части задачи в тетрадь, формулируют ответ.

7.Самостоятельная работа  с самопроверкой.        

 

- Мы сравнивали величины. Какие ещё арифметические действия можно с ними выполнять?

- Я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно, а затем сопоставить с его решением.                                                                                                                     (Слайд 8)

Самопроверка: Слайд 9

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- Где допустили ошибку?

- В чём причина?

Рефлексия: шкала самооценки

- Складывать, вычитать.

* Выполняют задание самостоятельно в тетради

* Проверяют работу по инструкции

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  и

вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

* Оценивают свою работу самостоятельно

11. Рефлексия учебной деятельности. 

         

 - Расскажите по схеме что нового узнали на уроке.                                         (Слайд 10)

- Что запомнили?

- Что на уроке понравилось?

- Что получилось?

- Что вызвало затруднения?

 - Почему нам необходимо знать, как измерить количество жидкости? Где в жизни применяется эта величина?

- Что такое ёмкость? (сосуд, куда наливают жидкость)

- А в природе существуют «ёмкости» для воды? (водоёмы)

- А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? (нет) Почему?

- Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это  как?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

* По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

* Отвечают на вопросы учителя.

* Ищут применение изученного материала в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...