рабочая программа дополнительного объединения "Юный природовед", 1, 2 год обучения
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа детского объединения "Юный природовед" может быть использована учителями начальных классов, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_progr_yunyy_prirodoved.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
на заседании педагогического совета
муниципального общеобразовательного
учреждения Пичаевской средней
общеобразовательной школы
«___»____20 г.
I. Пояснительная записка
Именно экологическое воспитание готовит обучающих к пониманию природы, знакомит их с ролью окружающей среды для жизнедеятельности человека и человека в окружающей среде. В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, патриотических, экологических, творческих качеств, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
В основу данной программы заложено духовно-нравственное и эколого-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста через знакомство с природой, воспитания доброго отношения к окружающей среде.
Программа “Юный природовед” – эколого-патриотической направленности, модифицированная (на основе типовой министерской программы), т.е. изменена с учётом современных требований и особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся.
Младший школьный возраст позволяет включить в программный материал использование игровых технологий. Занятия по данной программе являются развивающими и включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные и т.д. Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей. Игровая обстановка способствует созданию комфортной эмоциональной атмосферы в детском творческом объединении.
Цели программы: духовно-нравственное, эколого-патриотическое развитие личности;
выработка специальных умений и навыков охраны природы и объектов природы: муравейников, птичьих гнезд, деревьев, цветов, и т.д.
Задачи:
- формирование понимания необходимости охраны окружающей среды, знакомство с примерами положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- создание условий для самовыражения и самоадаптации, реализации творческого потенциала детей;
- развитие целеустремлённости, трудолюбия и аккуратности;
- содействие развитию природных способностей детей (воображения, памяти, творческой фантазии);
- создание для каждого обучающегося «ситуации успеха».
Специальными задачами программы являются познавательно-практическиe , т.к. формирование экологических знаний идет за счет приобретения умений и навыков, способствующих активным действиям на благо родного края, школы. Настоящая программа опирается на основные педагогические принципы:
1. Краеведческий принцип. Основан на восприятии природы наиболее действенным эмоциональным способом. Этому способствуют уроки-путешествия, КВНы, занятия-игры, панорамы — все что, привлекает учащихся к общественной и исследовательской работе.
2.Принцип гуманизации. Программа формирует гуманные черты личности ребенка в процессе практической деятельности .
3.Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей: природоведение — музыка, природоведение — рисование, природоведение — русский язык, природоведение — труд, природоведение — чтение.
Программа имеет девиз: «Любить и охранять родную природу».
Клятву: Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Песню: «Нам этот мир завещано беречь!»
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Заповеди:
- Юный природовед любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях.
- Юный природовед — друг животных и всей природы.
3.Юный природовед — настоящий исследователь, постоянно читает энциклопедии, газеты, журналы по экологии.
4 Юный природовед ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических занятий, выпускает листовки, делает эмблемы, участвует в операции «Подснежник», «Березка», устраивает «Птичьи елки», он — настоящий друг животных.
5. Юный природовед разводит комнатные цветы, активно участвует в природоведческих выставках «Дары природы», «Мир моих увлечений» (марки, открытки о природе, «Снежинка», «Осенний букет», «Нам этот мир завещано беречь» и т.д.
6. Юный природовед — активный участник походов в лес, на природу.
7. Юный природовед хорошо трудится на садовом участке, выращивает растения, охотно делится семенами со своими товарищами по классу,
проявить своё творчество, фантазию, изобретательность.
8. Юный природовед любит свою малую родину, свою землю.
Программа ориентирована на младший школьный возраст (7 – 11 лет) с учётом их психологического и физического развития. Методика работы с детьми младшего школьного возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью сложностей.
Данная программа рассчитана на два год обучения. Объём программы – 144 часа (1раз в неделю по 2 часа).
Число обучающихся данного творческого объединения не менее 10 человек. Состав – постоянный.
Основные разделы программы: “Охрана природы”, “Растительный и животный мир”, “Полезные ископаемые”, “Здоровье и окружающая среда”.
Темы по экологии включены в содержание программы. На занятиях учащиеся познакомятся с природой родного края, с охраной природы, с народными приметами. Знания в этой области помогут воспитать в детях искренние чувства любви к Родине, к природе, привязанности и сопричастности к окружающей среде.
Основной формой работы в объединении является учебные занятия, а также занятия-беседы занятия-наблюдения, игры-обзоры, конкурсы, викторины, выставки изделий из природного материала, экскурсии.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения данной программы происходит духовно-нравственное, эколого-патриотическое, художественно-эстетическое развитие личности; вырабатываются специальные умения и навыки охраны окружающей среды.
Кроме того, обучающиеся в конце курса
1) должны знать:
- историю родного края, географическое положение и особенности климата своего района, своего села;
- технологию наблюдения за погодой;
- правила поведения на природе;
- читать рассказы Пришвина, Чарушина, Скребицкого, Бианки, Пескова и др;
- основные полезные ископаемые, добываемые в области;
- требования техники безопасности и правила поведения при экскурсии на природу, в лес.
2) должны уметь:
- самостоятельно назвать деревья своего края, животных;
- охранять природу и объекты природы: муравейники, птичьи гнезда, деревья, цветы;
- определять температуру воздуха, пользуясь термометром, уметь давать характеристику климата своей области по сезонам года
Общая результативность проявляется в следующем:
- у обучающихся проявляется устойчивый интерес к занятиям по
изучению природы родного края
- воспитываются эколого-патриотические качества,
- вырабатывается бережное отношение к природе, окружающей нас среде,
художественно-эстетический вкус,
- развиваются воображение, фантазия, чувство прекрасного .
Контроль в процессе обучения осуществляется по результатам выполнения практических работ. Итог работы – выставка творческих работ.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные доклады, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Программа “Юный природовед” предусматривает мониторинг знаний, умений и навыков учащихся.
Теоретические знания по темам определяются в ходе проведения игры-КВН « Какие комнатные растения ты знаешь», игры-аукциона «Что делают из полезных ископаемых?», для проверки знаний по истории родного края проводится игра-обзор. Умения и навыки определяются в процессе диагностики: начальной, которая проводится в начале изучения данного курса и позволяет определить первоначальные практические навыки, и итоговой, которая проводится в конце каждого года обучения и позволяет выявить уровень освоения данного материала.
II. Учебно – тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 |
|
Определение задач, целей; изучение заповеди, клятвы, песни. | ||||
2 | “Растительный и животный мир” | 70 | 45 | 25 |
2.1 | Экскурсия в парк на поляну «Хоровод берез». Экологическая операция «Сделаем поляну еще чище, чем была». | 8 | 1 | 7 |
2.2 | Заочная экскурсия на природу «Люби и знай родной свой край». Обучение распознаванию растений и животных ближайшего природного окружения | 10 | 8 | 2 |
2.3 | Книги Пришвина о природе. Выставка снежинок | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Заочное путешествие по книге Скребицкого «Путешествие с комнатными растениями». КВН «Какие комнатные растения ты знаешь» | 6 | 6 | |
2.5 | Беседа «Это русское раздолье, это Родина моя». На всей земле нет краше уголка, где я родился (беседа). Конкурс рисунков | 6 | 4 | 2 |
2.6 | Игра — КВН «Что делают из дерева». | 2 | 2 | |
2.7 | Викторина «Что ты знаешь о деревьях?» | 2 | 2 | |
2.8 | КВН « Знаешь ли ты этих животных?» Издание книжек-малышек о животных | 4 | 2 | 2 |
2.9 | Викторина «Тайны птичьего царства». | 2 | 2 | |
2.10 | Животный мир водоемов (заочная экскурсия на озера района). | 2 | 2 | |
2.11 | Знакомство с видеоматериалами « Роль неживой природы в жизни всего живого на Земле» Мини-сочинение. | 4 | 2 | 2 |
2.12 | КВН «Знаешь ли ты это?» Многообразие животных. Энциклопедия «Все обо всем» | 6 | 6 | |
2.13 | Сбор-отчет «Растительный и животный мир родного края»( отчет знатоков растений и животных) | 4 | 2 | 2 |
2.14 | Экскурсия в лес «Хоровод елочек», «Птичья елка» | 2 | 2 | |
2.15 | Экологическая акция «Береги первоцветы» Природа в творчестве композиторов. | 2 | 1 | 1 |
2.16 | Беседа-выставка «Учись у художников , поэтов, композиторов эстетическому видению природы» | 2 | 2 | |
2.17 | Конкурс рисунков о весне. Весенний бал леса и цветов | 2 | 2 | |
2.18 | Итоговое занятие. Мониторинг знаний Задание на лето знатокам растений, животных, деревьев, трав | 2 | 1 | 1 |
2 год обучения | ||||
3 | “Охрана природы” | 48 | 18 | 30 |
3.1 | Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Мастерим домики для птиц. | 10 | 2 | 8 |
3.2 | Экологическая игра « Береги землю свою» | 2 | 2 | |
3.3 | Экологическая акция «Помоги деревьям» | 2 | 2 | |
3.4 | Конкурс эмблем об охране природы. Выставка эмблем | 4 | 1 | 3 |
3.5 | Прогноз погоды « Живые барометры». Как предсказывают погоду кошки, собаки, гуси. | 2 | 2 | |
3.6 | Выставка-беседа «Нам этот мир завещано беречь» | 4 | 1 | 3 |
3.7 | Конкурс рисунков « Природа и я» | 4 | 1 | 3 |
3.8 | Подготовка и проведение утренника «Береги нашу планету». | 8 | 6 | 2 |
3.9 | Птичий праздник . Выставка птичьих кормушек | 6 | 2 | 4 |
3.10 | Экологическая акция «Сбережем черемуху» | 6 | 1 | 5 |
4 | “Полезные ископаемые” | 6 | 6 |
|
4.1 | Заочная экскурсия по карте родного края «Полезные ископаемые» | 4 | 4 | |
4.2 | Игра – аукцион « Что делают из полезных ископаемых?» | 2 | 2 |
|
5 | “Здоровье и окружающая среда”. | 16 | 16 | |
5.1 | Выясняем , что такое экология. Организм и окружающая среда. Разъяснение сущности экологии на практических примерах. Обзор энциклопедии «Все обо всем» | 4 | 4 | |
5.2 | Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение. Обзор энциклопедий . | 4 | 4 | |
5.3 | Выставка «Природа и человек». Обзор экологической литературы. | 2 | 2 | |
5.4 | Изучаем экологические связи в живой природе. | 2 | 2 | |
5.5 | Дискуссия. Обсуждение примеров экологических катастроф. Представление о радиоактивном заражении окружающей среды ( авария на Чернобыльской АЭС) | 4 | 4 | |
6 | Итоговое занятие Мониторинг знаний | 2 | 2 |
|
Итого: | 144 | 80 | 64 |
III. Содержание курса.
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теоретическая часть: Цели, задачи и содержание программы обучения. Оснащение учебной комнаты. Правила техники безопасности при проведении экскурсий в лес, на природу. Начальная диагностика ЗУН обучающихся.
Практическая часть. Экскурсия в парк на поляну «Хоровод берез»
Формы работы: беседа педагога по теме, тестирование по теме « Что я знаю о растениях, животных нашего края, загадках о природе?»
Оборудование: листы, ручки
Тема 2. “Растительный и животный мир” (70 часов)
Тема 2.1 Экскурсия в парк на поляну «Хоровод берез». Экологическая операция «Сделаем поляну еще чище, чем была».(8часов)
Теоретическая часть: Общий обзор. Правила поведения на природе.
Практическая часть.
Уборка территории поляны.
Тема 2.2. Заочная экскурсия на природу «Люби и знай родной свой край».
Обучение распознаванию растений и животных ближайшего природного окружения .(10 часов)
Теоретическая часть: Знакомство с историей села, природой.
Тема 2.3 Книги Пришвина о природе. Выставка снежинок (4 часа)
Теоретическая часть: Знакомство с описанием природы в рассказах.
Практическая часть. Изготовление снежинок.
Формы работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практического задания.
Оборудование: ножницы, цветная бумага, клей ПВА
Тема 2.4 Заочное путешествие по книге Скребицкого «Путешествие с комнатными растениями» . КВН «Какие комнатные растения ты знаешь» (6часов)
Теоретическая часть: Знакомство с автором книги о комнатных растениях
Формы работы: беседа педагога по теме, проведение игры КВН
Тема 2.5 Беседа «Это русское раздолье, это Родина моя».
На всей земле нет краше уголка, где я родился (беседа). Конкурс рисунков (на выбор детей) (6 часов)
Теоретическая часть: беседа о родном крае
Практическая часть. Выполнение рисунков . Подведение итогов.
Формы работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практического задания.
Оборудование: альбом, карандаши, краски, кисти, фломастеры.
Тема 2.6 Игра — КВН «Что делают из дерева».(2часа)
Теоретическая часть: беседа о свойствах деревьев, применении древесины.
Проведение познавательной игры КВН.
Формы работы: беседа педагога по теме, Проведение познавательной игры
Тема 2.7 Викторина «Что ты знаешь о деревьях?»(2 часа)
Формы работы: беседа педагога по теме, игра.
Тема 2.8. КВН « Знаешь ли ты этих животных?» Издание книжек-малышек о животных (4 часа)
Теоретическая часть: беседа о животных нашей области .
Практическая часть: Изготовление книжек-малышек о животных
Тема 2.9 Викторина «Тайны птичьего царства». (2 часа)
Теоретическая часть: беседа о птицах, обитающих в нашей области.
Формы работы: беседа педагога по теме, проведение викторины.
Оборудование: энциклопедии.
Тема 2.10 Животный мир водоемов (заочная экскурсия на озера района). (2 часа)
Теоретическая часть: знакомство с обитателями озер.
Формы работы: беседа педагога по теме
Тема 2.11 Знакомство с материалами « Роль неживой природы в жизни всего живого на Земле» Мини-сочинение (4 часа)
Теоретическая часть: Беседа о роли неживой природы в жизни
Практическая часть. Самостоятельная работа. Мини- сочинение.
Формы работы: беседа педагога по теме, самостоятельная работа детей по написанию сочинения по теме.
Оборудование: энциклопедии
Тема 2.12. КВН «Знаешь ли ты это?» Многообразие животных. Энциклопедия «Все обо всем» (6 часов)
Теоретическая часть: знакомство в энциклопедии с разнообразием животных.
Формы работы: беседа педагога по теме, проведение с детьми КВН.
Оборудование: Энциклопедия «Все обо всем».
Тема 2.13 Сбор-отчет «Растительный и животный мир родного края»( отчет знатоков растений и животных) (4 часа)
Теоретическая часть: изучение материала о природе родного края.
Практическая часть. Выступление с материалом о природе родного края.
Формы работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практического задания.
Оборудование: Энциклопедия, видеоматериал
Тема 2.14. Экскурсия в лес «Хоровод елочек», «Птичья елка» (2 часа)
Практическая часть. Выполнение наблюдения за деревьями и птицами в природе.
Формы работы: Экскурсия
Тема 2.15. Экологическая акция «Береги первоцветы»
Природа в творчестве композиторов. (2 часа)
Теоретическая часть: Беседа о первоцветах , о воспевании природы в произведениях композиторов.
Практическая часть. Прослушивание песен о природе
Формы работы: беседа педагога по теме, выполнение практического задания.
Оборудование: Энциклопедия, DVD-диск.
Тема 2.16 Беседа-выставка «Учись у художников , поэтов, композиторов эстетическому видению природы» (2 часа)
Теоретическая часть: беседа учителя о произведениях художников, поэтов, композиторов, посвященных природе.
Тема 2.17 Конкурс рисунков о весне. Весенний бал леса и цветов (2 часа)
Практическая часть. Выполнение рисунков о весне
Формы работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практического задания, Оборудование: бумага, краски, кисти.
Тема 2.18 Итоговое занятие. Задание на лето знатокам растений, животных, деревьев, трав (2 часа)
Теоретическая часть: Подведение итогов изученному.
Практическая часть. Мониторинг знаний материала.
Формы работы: беседа педагога по итогам изученных тем, выполнение детьми практического задания, обсуждение.
Тема 3. “Охрана природы” (48 часов)
Тема 3.1 Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Мастерим домики для птиц.( 10 часов)
Теоретическая часть: Знакомство с Красной Книгой.
Практическая часть. Изготовление домиков для птиц.
Формы работы: беседа педагога по теме, Изготовление домиков для птиц, Оборудование: фанера, гвозди
Тема 3.2. Экологическая игра « Береги землю свою»(2 часа)
Формы работы: беседа педагога по теме, проведение с детьми экологической игры
Тема 3.3 Экологическая акция «Помоги деревьям» (2 часа)
Практическая часть. Подсыпание снега под корни деревьев.
Тема3.4. Конкурс эмблем об охране природы. Выставка эмблем(4 часа)
Теоретическая часть: Знакомство с понятием эмблемы, рассмотрение эмблем.
Практическая часть. Изготовление эмблем об охране природы
Формы работы: беседа педагога по теме, изготовление эмблем.
Оборудование: бумага, краски, кисти.
Тема3.5. Прогноз погоды « Живые барометры». Как предсказывают погоду кошки, собаки, гуси. (2 часа)
Теоретическая часть: Знакомство с народными приметами
Тема 3.6. Выставка-беседа «Нам этот мир завещано беречь» (4 часа)
Теоретическая часть: Беседа о окружающем нас мире.
Практическая часть: подготовка материала о окружающей нас природе, ее бессилии перед неправильным с ней обращением человека.
Тема 3.7. Конкурс рисунков « Природа и я» (4 часа)
Теоретическая часть: Беседа о окружающем нас мире.
Практическая часть: Выполнение рисунков на тему « Я и природа»
Оборудование: бумага, краски, кисти.
Тема3.8 Подготовка и проведение утренника «Береги нашу планету». (8часов)
Теоретическая часть: Беседа о окружающем нас мире, нашей планете. Подготовка мероприятия.
Практическая часть: Проведение утренника «Береги нашу планету»
Тема 3.9. Птичий праздник . Выставка птичьих кормушек ( 6часов)
Теоретическая часть: Беседа о окружающих нас птицах, о заботе о них.
Практическая часть: Изготовление и организация выставки птичьих кормушек
Оборудование: картон , бечевка, проволока.
Тема 3.10. Экологическая акция «Сбережем черемуху» (6часов)
Теоретическая часть: Беседа о значении зеленых насаждений, деревьев, кустарников.
Практическая часть: Выпуск стенгазеты, листовок, организация выступлений «Береги черемуху»
Оборудование: бумага, краски, кисти, авторучка, карандаш.
Тема 4. “Полезные ископаемые” (6 часов)
Тема4.1 Заочная экскурсия по карте родного края «Полезные ископаемые» ( 4 часа)
Теоретическая часть: Беседа о полезных ископаемых нашей области, района , села, изучение карты.
Оборудование: Атлас Тамбовской области
Тема4.2 Игра – аукцион « Что делают из полезных ископаемых?»(2 часа)
Теоретическая часть: Подводится итог усвоения знаний о полезных ископаемых нашей области в форме игры.
Тема 5. “Здоровье и окружающая среда”.(16 часов)
Тема 5.1. Экология . Организм и окружающая среда. Разъяснение сущности экологии на практических примерах. Обзор энциклопедии «Все обо всем» ( 4 часа)
Теоретическая часть: Беседа о экологии, разъяснение понятий окружающая среда и организм, работа с энциклопедией «Все обо всем»
Оборудование: Энциклопедия «Все обо всем»
Тема 5.2. Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение. Обзор энциклопедий .(4 часа)
Теоретическая часть: Беседа о исчезающих видах животных, занесенных в Красную Книгу.
Оборудование: Энциклопедия «Все обо всем»
Тема 5.3. Выставка «Природа и человек». Обзор экологической литературы (2 часа)
Теоретическая часть: Подборка литературы о природе , организация выставки.
Оборудование: Энциклопедия «Все обо всем», книги Пришвина, Чарушина, Скребицкого, Бианки, Пескова.
Тема5.4. Изучаем экологические связи в живой природе. (2часа)
Теоретическая часть: Беседа о живой и неживой природе и взаимодейстиях.
Оборудование: Энциклопедия «Все обо всем»,
Тема5.5. Дискуссия. Обсуждение примеров экологических катастроф . Представление о радиоактивном заражении окружающей среды
( авария на Чернобыльской АЭС) ( 4 часа)
Теоретическая часть: Беседа о экологических катастрофах и их последствиях.
Оборудование: Энциклопедия «Все обо всем»,видеоматериал из Интернет.
Тема 6. Итоговое занятие(2 часа)
Теоретическая часть: Итоговая диагностика ЗУН обучающихся. Итоговое занятие в форме сдачи рефератов.
Практическая часть. Проведение диагностики, детских работ.
IV. Методическое обеспечение программы.
Охрана жизни и здоровья обучающихся: занятия проводятся как в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещённом помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, стеллажи для хранения поделок, изделий, выставочных работ и материалов для работ, так и на свежем воздухе, на природе. Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Педагог периодически знакомит обучающихся с правилами по технике безопасности при проведении экскурсий, выполнении практических работ. Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы, а также упражнения на релаксацию.
Содержание деятельности на занятии соответствует доминирующей возрастной мотивации:
- потребность детей в движении;
- в игровой деятельности;
- в потребности узнавать, исследовать;
- в общении;
- в потребности творить, создавать;
- желания разрушать, подавлять преобразуются педагогом в умение лидировать и самореализовываться.
Условия реализации программы. Обучение по программе основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно ориентированного подхода, природосообразности ,
- культуросообразности ,
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения учебного материала;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение построено по принципу “от простого – к сложному”: от наблюдения к рассуждениям и выводам
В процессе обучения используются и следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод игры.
В процессе обучения для активизации творческой деятельности учащихся широко используется игровая деятельность.
Данная программа удобна для всех и доступна всем, вплоть до совместного домашнего творчества родителей и детей, т.к. не предусматривает привлечения значимых средств.
На каждого ребёнка в год необходимо иметь (приблизительно) следующие материалы:
- цветной картон – 1 шт.;
- проволока – 1 м.;
- клей ПВА – 1 тюбик;
- нитки катушечные – 1 шт.;
- ножницы – 1 шт.;
- альбом для рисования – 1;
- простые карандаши – 1;
- краски – 1 м.
Оборудование: парты (5 шт.), учительский стол (1 шт.), доска настенная, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ.
Наглядные пособия:
- Таблицы:
- Природный материал
- книги о природе
- Энциклопедии
- Работы учащихся или педагога.
- Набор полезных ископаемых
- Видеоматериал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Рабочая программа дополнительного образования "Футбол" (1 год обучения)
В этом материале вы можете найти календарно - тематический план программы дополнительного образования "Футбол" (1 год обучения)...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» МБУДО «Дом детского тво...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поколение NEXT"
Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный ...