Урок математики во 2 классе по теме "Работа с текстовыми задачами "
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Душина Ирина Юрьевна

Урок математики во 2 классе по теме "Работа с текстовыми задачами. Представление текста задачи в виде таблицы" по УМК "Начальная школа 21 века. Учебник В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева.Математика 2 класс. Тип урока - открытие новых знани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vo_2.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Урок математики во 2 «Б» классе      

                            по теме «Работа с текстовыми задачами. Представление текста задачи с помощью таблицы».

Урок подготовила: Душина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов БОУ СОШ № 21 Динского района Краснодарского края

УМК «Начальная школа 21 века»

Учебник: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. Математика 2 кл.

Тема урока.  Работа с текстовыми задачами. Представление текста задачи с помощью таблицы.

Тип урока: ОНЗ.

Цель – знакомство с  еще одним способом составления краткой записи - таблицей, отработка вычислительных навыков при решении задач,

совершенствовать навыки решения задач на нахождение периметра и площади прямоугольника, на кратное и разностное сравнение.

Планируемые результаты.

Личностные УУД

Принятие и усвоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Развитие доброжелательности и эмоционально  нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории.

Формирование чувства гордости за свою Родину.

Предметные.

На данном уроке ученики получат возможность: научиться записывать данные задачи в таблицу.

Закрепление навыков решать задачи.

Расширение словарного запаса у детей.

Метапредметные УУД

Регулятивные  УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства.

Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала.

Познавательные УУД:

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Ориентироваться в своей системе знаний.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема  и др.).

Соотносить содержание схематических изображений с математической записью.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать  других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование: учебник, словари, ММ установка, презентация, индив. карточки

Этап урока

                                                 Ход урока

Деятельность учащихся.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня, ребята, у нас немного необычный урок.

Поприветствуйте гостей.

- Здравствуйте! Что особого  мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

 Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

М. Карасёва

  • Какой смысл мы вкладываем в это слово, когда говорим его друг другу?

Я желаю вам сегодня удачи, точных расчётов и вычислений, новых открытий.

  • Девиз нашего урока сегодня « С малой удачи начинается большой успех!»

Мы желаем здоровья, хорошего настроения.

Девиз урока – на экране.

2. Актуализация знании и фиксации затруднении в пробном учебном действии.

- С чего  начнём работать?

- Что вы учились делать на прошлых уроках?

- Готовясь к уроку, я нашла задачу, с которой мне бы хотелось поделиться с вами.

Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. На третий день он пригласил в гости лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: "Почему ты не входишь?" А она ему отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". И ушла.

- Правильно ли поступила лиса?

Вывод: при чтении любого текста надо обращать внимание на все, казалось бы, даже незначительные, моменты, нельзя «терять» ни одного слова. Это очень важно при решении всех видов математических заданий.

- Выполните следующее задание: прочитайте самостоятельно задачу, запишите краткое условие, решение, пояснение и ответ.

На  Всекубанском субботнике в парке было побелено

35 лип и 7 берёз. На сколько больше было побелено лип, чем берёз?

- Что обозначает слово «субботник»?

Проверка решения задачи.

 (На доске – условие и решение)

-Что вам помогло выполнить правильно это задание и получить одинаковые ответы?

Эталон.

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо от большего числа отнять меньшее число.

- Что нужно изменить в тексте задачи, чтобы она решалась делением?

На Всекубанском субботнике было побелено 35 лип и 7 берёз. Во сколько раз больше было побелено лип, чем берёз?

Запишите решение этой задачи.

Проверка решения задачи.

 (На доске – условие и решение)

-Что вам помогло выполнить правильно это задание и получить одинаковые ответы.

Эталон.

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо  большее число разделить на  меньшее число.

- Ребята, а как вы думаете, принимать участие в субботниках, это хорошее дело?

- Какой ваш следующий шаг?

- А какая главная задача пробного действия?

  - Задание на пробное действие выполните в парах.

 Повторите правила работы в парах.

-Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с задачей.

- Кто прочтет?

В историческом музее выставку, посвящённую Дню Победы посетили в 1 день:

15 ветеранов, 20 спортсменов и 25 учеников,

а во 2 день музей посетили:

10 ветеранов, 16 спортсменов и  14  учеников.

Сколько всего ветеранов посетили музей?

Сколько всего спортсменов посетили музей?

Сколько всего учеников посетили музей?

- Что обозначает слово «музей»?

- Что обозначает слово «ветеран»?

-Сделайте краткую запись задачи любым способом на листочках.

-Удобно было составлять краткую запись к задаче?

-Почему?

С повторения изученной темы.

Решали задачи, учились записывать краткое условие.

Учащиеся высказывают свои мнения, формулируют вывод.

Задача – на индив.карточках.

На экране – лексическое значение слова «Субботник –добровольная коллективная безвозмездная для каждого участника работа в один из субботних дней или в другое нерабочее время»

(Значение слова  уточнит Вероника)

Мы знали, как это делать и как это  доказать. Могли  применить эталон.

Эталон – на экране.

Изменить вопрос в задаче.

Мы знали, как это делать и как это  доказать. Могли  применить эталон.

Эталон – на экране.

Ответы детей.

Пробное действие.

Понять, что у нас

не получается.

Работа в парах.

На экране – «Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением предметов –памятников истории.»

(Значение слова уточнит Кристина)

На экране – «Ветеран (из латинского языка)- старый воин, участник войны в прошлом.»

(Значение слова уточнит Стас)

Работа в парах.

Нет.

Много данных.

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы должны были выполнить?

- В чём ваше затруднение?

Какой шаг учебной деятельности вы прошли?

- Что будем делать дальше?

Но сначала отдохнём. Физминутка.

-Обратите внимание на доску. Как еще можно составить краткую запись?

 

  1 день  

2 день

Всего

Ветераны

 

 

 

Спортсмены

 

 

 

Ученики

 

 

 

Таблица- это еще один способ краткой записи задачи.

- Что обозначает слово таблица?

В толковом словаре русского языка для школьников на с.556  написано

 «Таблица - сведения о чём – нибудь, расположенные по графам».

Записать краткое условие задачи.

Мы определили, что мы не умеем, не знаем

Сами откроем новое знание

Записать с помощью таблицы.

Ответы детей.

На экране -  «Таблица- сведения о чём – нибудь, расположенные по графам».

(Значение слова уточнит Саша)

4. Построение проекта выхода из затруднений.

-Какова же цель нашего урока?

Наметим план действий.

Будем учиться записывать задачу при помощи таблицы.

1.Прочтём задачу.

2. Найдём известные данные.

3. Прочитаем вопрос.

4. Запишем данные в таблицу.

5.Запишем решение задачи.

6.Запишем ответ.

5. Реализация построенного проекта.

- Что находится в строчках и в столбцах?

-Ребята, сейчас мы с вами заполним таблицу.

- Что обозначает число 15  в задаче? 20, 25, 10, 16, 14?

-Молодцы!

- Что нам неизвестно в задаче?

 

 

  1 день  

2 день

Всего

Ветераны

15 

10 

Спортсмены

20 

16 

Ученики

 15

14

      ?

- Запишите решение задачи по действиям с пояснением.

1) 15 +10=25 ветеранов.

2) 20+16= 36 спортсменов.

3) 15+14=29 учеников.

Ответ: музей посетили всего ветеранов- 25   , спортсменов -  36 , учеников -  29 .

-Какая краткая запись помогла вам при решении этой задачи?

В верхней строчке написаны дни, когда посещали музей.

В 1-м столбике в строчках  написано, кто посещал музей.

Ответы детей.

Сколько посетило музей ветеранов, спортсменов и учеников.

Коллективно заполняем  данные задачи в таблицу.

Дети решают задачу.

Таблица.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

 Восстановите текст задачи по таблице.

 

Длина

Ширина

Периметр

Площадь

 1 прямоугольник

7 см

3 см

?

?

2 прямоугольник    

4 м

?

?

Длина 1 прямоугольника – 7 см,  ширина – 3 см, длина 2 прямоугольника – 5 м, ширина – 4 см. Найти площадь и периметр каждого прямоугольника.

 

На экране – таблица.

Дети проговаривают условие задачи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет?

Сам. работа

 Дети заполняют таблицу.

Проверка выполненной работы.

Выполнить сам. работу

Дети заполняют таблицу.

На экране – эталон (нахождение площади и периметра)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Где мы можем применить новые знания?

Почему возникла необходимость изучить данную тему?

- Какие данные  записаны в нашем кабинете в виде таблицы?

- Что мы должны сделать дальше?

Работа по учебнику с. 99 № 24.

В таблице указано число попаданий молнии в разные породы деревьев в ста случаях. Например, из ста случаев попаданий молний в деревья  6 раз она попадает в сосну.

- В какие деревья молния попадала чаще всего, а в какие – реже всего?

Это нам пригодится в жизни.

Ответы детей.

Выполнить задание на повторение уже изученного, но с применением новых знаний

Ответы детей.

9. Рефлексии учебной деятельности.

- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок?

- Какую цель ставили на уроке?

- Удалось ли ее достигнуть?

- Каким способом?

- Что на уроке хорошо получилось?

- Над чем еще нужно поработать?

Домашнее задание.

Творческая работа – составьте задачу, запишите в таблицу. Работа с учебником с.99 № 23.

- Спасибо за урок.

Подвести итог нашей работы

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс УМК «Гармония» по теме: Задачи с косвенным вопросом

Урок математики 2 класс УМК «Гармония» Тема: Задачи с косвенным вопросомЦели: познакомить с задачей содержащей косвенный вопрос; продолжить работу над составной задачей, повтор...

Урок математики 2 класс "Умеешь ли ты решать задачи?"

Данную презентацию можно использовать на уроке при обучение решению задач независимо от УМК. Она содержит как работу с текстом задачи, так и работу со схемами. В презентацию включен тест для проверки ...

Конспект урока математики 3 класс (с приложениями) Решение геометрических задач

Конспеки урока по математике.Использованы собственный стихотворный материал (в том числе и геометрические задачи в стихах)  приложения-презентации...

Урок математики 1 класс Моро. Тема: «Решение текстовых задач»

Тип урока: урок отработки умений и рефлексия. Цели:Предметные: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Мета...

Урок математики 1 класс УМК "Школа России" Тема : "Задача. Составление задачи по рисунку и схеме"

Урок построен в технологии деятельностного метода. После актуализации знаний  учащиеся совместно с учителем выводят тему урока и совместно ставят задачи. В игровой форме проходит устный счёт. Кол...

Урок математики по теме: «Закрепление пройденного. Решение текстовых задач». 1 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Математика. 1 класс....