Методическая разработка по развитию умения решать задачи на движение в противоположных направлениях
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Жук Мария Георгиевна

Рассмотрена модель урока по данной проблеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodicheskaya_razrabotka.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА. «Задачи на движение в противоположных направлениях» 4 класс.

УМК «Школа России»

Цели:

1.Познакомить с понятием «задачи на движение в противоположных направлениях»;

2. Закреплять умения составлять и решать обратные задачи;

3. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»;

4. Развивать логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться моделировать с помощью чертежей и решать задачи на движение в противоположных  направлениях;

составлять и решать обратные задачи;

выполнять устные вычисления на умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями;

устанавливать связь делимое-делитель-частное;

работать в парах;  

выполнять задания творческого и поискового характера.

Организационные формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и целью урока, соответствует ФГОС НОО.

Литература: М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика. 4 класс. Учебник. В 2-х ч. Ч.2/ М.: Просвещение, 2013

План – конспект  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап

Приветствие.  Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительной атмосферы в классе.

- Если все готовы, можем начать урок. Желаю вам успехов.

Приветствие учителя. Приготовление к уроку.

2. Актуализация знаний

Заполните таблицу

Сделайте вывод: как найти неизвестное делимое, неизвестный делитель

Анализ ошибок с комментированием правильного решения.

Задание на смекалку

Приложение №1

(Работа  в  группах.  Каждая группа  получает фигуры из бумаги.)

Дополните до прямоугольника фигуры А, В, С, используя некоторые из фигур 1-12.

Взаимопроверка. 

Решите задачу, выберете правильный ответ, запишите верный ответ в тетрадь.

  1. Средняя скорость товарного поезда 80 км/ч. Сколько км он проедет за 4 часа?

А) 20 км

Б) 40 км/ч

В) 320 км

Г) 320 км/ч

  1. Катер прошел за 5 часов 190 км. Найдите скорость катера.

А) 38 км

Б) 40 км/ч

В) 950 км

Г) 38 км/ч

  1. Всадник ехал со скоростью 15 км/ч и проехал 45 км. Сколько времени ехал всадник?

А) 3 ч

Б) 3 км/ч

В) 60 ч

Г) 3 км

  1. Два поезда ехали навстречу друг другу. Скорость одного 70 км/ч, а другого 100 км/ч. Какое  расстояние будет между ними через 2 часа?

А) 60 км

Б) 170 км

В) 340 км

Г) 340 км/ч

  1. Скорость всадника 15 км/ч, а пешехода в 3 раза меньше.  Сколько км пройдет пешеход за 4 часа в пути?

А) 3ч

Б) 3 км/ч

В) 60 ч

Г) 3 км

6. Два поезда ехали навстречу друг другу. Скорость одного 70 км/ч, а другого 100 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?

А) 60 км/ч

Б) 170 км/ч

В) 340 км

Г) 340 км/ч

3. Самоопределение к деятельности

Дети самостоятельно заполняют таблицу, использую приемы устных вычислений (деление числа на произведение, деление чисел, оканчивающихся нулями)

Ученики проговаривают правило нахождения неизвестного делимого, делителя.

Самопроверка. Комментирование правильного решения.

Дети работают в группах (повторили правила работы в группах). Карандашом нужно обвести номер верной фигуры.

Ученик дает ответ от лица всей группы

Работа в тетрадях. Оформление.  Ученики читают задачу, решают ее, записывают букву правильного ответа в тетрадь.

Учащиеся осуществляют самопроверку.(На доске варианты правильных ответов)

Ответы

1 в

2 г

3 а

4 в

5 б

6 в

Рассмотрите чертеж и составьте по нему задачу.( Чертежи начерчены на доске)

Приложение №2

Учитель меняет карточки на чертеже.

-Чем отличается эта задача от предыдущей? Что в ней надо узнать?

Учитель снова меняет карточки на чертеже.

-Что надо узнать в этой задаче?

-Как называются такие задачи?

-О каком виде движения идет речь в этих задачах?

-Сформулируйте задачи урока

Дети рассматривают чертеж. Составляют по нему задачу.(Из одного пункта в противоположных направлениях выехали одновременно 2 машины. Скорость одной машины 90 км/ч, скорость другой – 40 км/ч. Через какое время расстояние между машинами будет 390 км?

В следующей задаче нужно узнать расстояние между машинами через 3 часа.

В третьей задаче нужно узнать скорость 2-ого автомобиля.

 Эти задачи взаимообратные. Речь идет о движении в противоположном направлении.

Поупражняться в решении задач на движение в противоположных направлениях, научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам, составлять и решать взаимообратные задачи

4.  Работа по теме урока

Работа по учебнику стр.33 №125

Прочитайте задачу №1. Рассмотрите чертеж.

-Что известно в задаче? Что нужно найти?

-Что происходит с объектами за 1 час? Как называется расстояние, пройденное  за 1 час? Из чего складывается скорость удаления?

-Что найдем в 1-ом действии?

 -Как узнаем расстояние?

-Запишите решение задачи по действиям с пояснениями

Прочитайте задачу 2. Рассмотрите чертеж.

-Что известно в этой задаче? Что нужно найти?

-Что нужно знать для того, чтобы найти время?      

-Какую скорость нужно знать?

-Как найти скорость удаления?

-Как найти время?

-Запишите решение задачи выражением.

Прочитайте задачу 3. Рассмотрите чертеж.

-Что известно в этой задаче? Что нужно найти?

-Чтобы узнать скорость второго пешехода, что нужно знать?

-Какую скорость мы узнаем, выполнив это действие?

-Как узнать скорость второго пешехода?

 -Запишите решение задачи выражением

Прочитайте все три задачи. 

-Чем они похожи, чем отличаются?

Выборочная проверка. Анализ ошибок с комментированием правильного решения

  1. Физкультминутка

Шеей крутим осторожно-

Голова кружиться может.

Влево смотрим- раз, два, три.

Так. Направо посмотри.

Вверх потянемся, пройдемся.

И на место вновь вернемся

  1. Закрепление изученного материала.

Работа с диском. ( СD Приложение к учебнику математики 4 класс)

 Урок «Решение задач на движение в противоположных направлениях)

Задание к уроку  №1 (Даны 4 задачи на движение в встречном и противоположном направлениях. Выбрать правильное решение из предложенных вариантов)

Работа в тетради на печатной основе

Стр.35 №29

1800:(600-250*2)=

1400:(800-600)*90=

 (Выборочная проверка)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

-Какое задание было самым интересным?

-Оцените свою работу на уроке.

Скорости пешеходов и время. Пешеходы удаляются. За 1 час пешеходы  удаляться друг от друга на 9 км. Это называется скорость удаления.

Общую скорость или скорость удаления

Скорость умножим на время.

Ученики записывают в тетрадях.

  1. 5+4=9(км/ч) –скорость удаления
  2. 9*3=27(км)  - расстояние между пешеходами через 3 часа

Скорости двух пешеходов, расстояние между поселками

Скорость удаления

Сложить скорости пешеходов

Расстояние разделить на скорость

Запись в тетрадях у учеников 27:(5+4)=3(ч.)

Скорость первого пешехода, расстояние между поселками.

Расстояние разделить на  время

Скорость удаления

Из скорости удаления вычесть скорость 1-ого пешехода

Ученики записывают в тетрадях

27:3-5=4 (км/ч)

Задачи на движение в противоположных направлениях, задачи 2,3 обратные по отношению к 1

Ученик проговаривает вслух решение  задачи. Остальные проверяют свое решение.

Ученики повторяют за учителем.

Ученики работают с  интерактивной доске.(находят варианты правильного решения)

Ученики самостоятельно решают данные примеры.

Ученики получают  3 кружка: зеленого, красного, желтого цветов. Ученик оценивает свою работу на уроке. Зеленый цвет – можно двигаться дальше. Материал урока усвоен.

Красный цвет – материал не усвоен. Нужно еще поработать над задачами на движение.  Были ошибки в решении примеров.

Желтый цвет – с примерами справился без ошибок. Новый материл лучше еще повторить.

Итоговая работа: описание педагогической технологии - от видения к результату. Технология может касаться урочной, внеурочной или воспитательной работы. Алгоритм написания ниже.

 

1. Видение (целеполагание). Откуда появилась идея разработки/привлечения новой педагогической технологии? Какой педагогической ситуацией/проблемой обусловлена необходимость методического поиска?

 

2. Цели и задачи. Что конкретно вы хотите показать, объяснить, помочь учащимся увидеть, исследовать, осознать, проверить? Что нужно сделать для достижения поставленной цели?

 

3. Средства. Инструменты, позволяющие достичь поставленных целей. Алгоритм действий, описание деятельности учащихся и педагога с точки зрения создания условий для формирование УУД и достижения личностных образовательных результатов. Формулировки заданий, описание инвентаря.

 

4. Результаты. Что вы увидели, наблюдая за работой учащихся со стороны? Что увидели коллеги? Что сказали/написали учащихся в обратной связи?


Объем работы: 5-7 страниц с титульным листом. Образец листа прилагаю. Не забудьте при оформлении титульного листа поменять год!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с презентацией "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

В ходе урока рассматривается новый тип задач на движение, вводится понятие "скорость удаления", составляются обратные задачи. Презентация в игровой форме способствует наглядному сопровождению хода уро...

урок математики 4 класс специализированного (коррекционного) класса VII вида "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

данный урок был дан в 4 коррекционном классе 7 вида в МБОУСОШ № 17 г. Смоленска Ошметковой Н.В.. Также этот урок был опубликован в "сборнике уроков и статей"....

Урок математики в 4 классе на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""

Цель данного урока: установить зависимости между величинами  s, v, t   при движении  в противоположных направлениях.Обучающиеся  закрепляют  навыки вычислений со смешанны...

Конспект урока математики по теме: "Закрепление умения решать задачи на движение"

Данный материал можно использовать для работы в 4 классе по программе "Школа России"....

Фрагмент урока по математике 4 класс "Задачи на движение в противоположном направлении (встречное движение)"

фрагмент урока по математике 4 класс 21 век учебник Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.Применение игровых технологий на уроках в начальной школе с целью изучения нового материала...