урок математики 4 класс специализированного (коррекционного) класса VII вида "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
план-конспект урока математики (4 класс) по теме
данный урок был дан в 4 коррекционном классе 7 вида в МБОУСОШ № 17 г. Смоленска Ошметковой Н.В.. Также этот урок был опубликован в "сборнике уроков и статей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок с элементами групповой работы
Место подтемы в системе учебных занятий: В рамках уроков обществознания в 1 четверти учебного года учащиеся уже познакомились с понятиями «правовое государство», «гражданское общество», знают основы конституционного строя Российской Федерации. Данный урок является началом изучения большой темы «Права человека и гражданина». Он занимает особое место в формировании нравственной и правовой культуры учащихся.
Цели и задачи урока:
Организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на формулирование понятия «гражданин»
Развивая умение работать с письменными источниками, организовать работу учащихся по выявлению существенных признаков гражданина.
Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством организации групповой работы
Развивать творческие способности учащихся
На примере знакомства с личностью и деятельностью А.Д. Сахарова побуждать ребят к сознательному выбору активной гражданской жизненной позиции.
План изучения нового материала
Гражданин- человек, имеющий права.
Открытие эпохи прав человека.
Великий гражданин России.
Основные понятия: гражданин, право, права человека, ответственность, Конституция.
Основная литература для учителя:
1) Гражданское общество: истоки и современность.-М.,2006
2) Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации: www. oprf.ru
3) http://www.sakharov-center.ru/publications/Cennosti_i_lichnost/18.htm
4) Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан»// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003.- № 8
5) Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9. Пособие для учителя под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина- М., Просвещение, 2002, с. 123 (текст 4)
Приёмы деятельности учителя:
1) Беседа
2) Фронтальная беседа
3) Обобщающая беседа
4) Организация групповой работы
5) Организация работы по составлению синквейна
Формы организации учебной деятельности, в которую будут включены на уроке учащиеся:
Парная
Групповая
Индивидуальная
Оборудование урока:
1) Мультимедийный проектор
2) Ноутбук
3) Раздаточный дидактический материал
4) Учебник «Обществознание 8-9» под ред. Л.Н. Боголюбова- М., Просвещение, 2009, параграф 35
Вступительное слово учителя –Здравствуйте, ребята! Вот и прошли школьные каникулы, я рада новой встрече с вами! Сегодня на уроке мы с вами начнём знакомиться с большой и интересной темой «Права человека и гражданина». Запишите, пожалуйста, название темы в тетрадь. Поработайте на полях тетради с ассоциативным рядом к слову «человек», и только потом к слову «гражданин».
Учащиеся примерно в течение одной минуты работают со словами ассоциациями. Затем учитель проводит проверку выполнения задания, а учащиеся слушают друг друга и дополняют свои записи.
А теперь, давайте подумаем, а можем ли мы сразу ответить на вопрос «Одинаковы ли по значению слова «человек» и «гражданин»?
Учитель, обращаясь к записанной на доске теме, активизирует умственную деятельность учащихся, побуждая их сформулировать вопросы по теме урока, на которые ещё не ответили, или те, которые вызывают интерес или сомнения. На доске, таким образом, появляется круг вопросов, которые будут отправными при изучении темы и к которым при наличии времени можно вернуться в конце урока при закреплении знаний. При корректировке в ходе урока данные вопросы могут быть рассмотрены прямо в процессе изучения новой темы.
О гражданах разных стран мы с вами вели речь уже в 5 классе на уроках по истории Древнего мира. Сейчас мы с вами поработаем в группах, расширяя свои знания по вопросу полноправных и неполноправных граждан античности.
Начинаем работу в группах с документами по Гражданству в Древнем Риме и Древней Греции. Тексты документов перед вами. Карточки задания также имеются на ваших рабочих столах. Время на работу в группах 5 минут.
Группы работают с приложениями № 1, 2 , 5.
Через 5 минут учитель организует демонстрацию групповых результатов работы. Группы работают, дополняя друг друга.
Учитель: В средние века о гражданах старались не вспоминать, население находилось либо в поземельной, либо в личной зависимости. Государство подавляло личность. Новое время подняло на небывалую высоту звание ГРАЖДАНИН. Впервые были созданы государственные документы, закрепившие права человека. Из курса истории вспомните и назовите страны и документы эпохи Нового времени, важные с точки зрения провозглашения прав человека.
Учащиеся предположительно должны вспомнить:
США – Конституция США (1787 год),
Декларация независимости (1776 год);
Франция- Декларация прав человека и гражданина (1789 год).
С текстом последнего документа мы сейчас с вами и поработаем в парах. Текст декларации и карточки задания дежурные раздают на каждую парту. На работу парам даётся не более 4-5 минут (пары работают с приложениями № 3 и 6).
Далее учитель организует обсуждение результатов работы групп и затем задаётся вопрос классу: «Что же объединяет эти документы?».
После ответов учащихся в случае необходимости, учитель делает такое дополнение:
«И ещё одно- эти документы стали образцом, легшим в основу целой серии международных документов по правам человека, созданных в ХХ веке».
Учитель: до этого момента мы с вами вели очень обезличенный разговор о гражданах, а теперь я хочу познакомить вас с Великим гражданином России – Андреем Дмитриевичем Сахаровым.
Далее идёт рассказ учителя по презентации о жизни и судьбе Андрея Дмитриевича Сахарова (приложение 7). После демонстрации презентации учитель плавно переводит свой рассказ в задание для каждого учащегося. «Сейчас мы с вами только начали знакомство с личностью Андрея Дмитриевича. А теперь возьмите карандаши в руки и поработайте с текстом учебника (стр. 224-228) и текстом 4 ( приложение 4). Какие черты личности и поступки Андрея Дмитриевича Сахарова доказывают, что перед нами Великий Гражданин? Что означает вывод в последнем абзаце учебника на странице 228?
В качестве дополнительного вопроса может быть предложен вопрос №5 со страницы 228 учебника «Выскажите ваше мнение, чему учит судьба академика Сахарова?».
В конце урока вместо закрепления мною была использовании работа с синквейнами.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Для составления синквейна требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.
Правила написания синквейна
Первая строчка – записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
Вторая строчка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Третья строчка- записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
Четвёртая строчка – здесь размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого автор характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора к теме.
Далее учитель предлагает ребятам выставить себе самооценку за работу на уроке и объявляет, комментируя оценки, которые поставил учащимся за работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Текст 1. Гражданство в Древних Афинах
З. М. Черниловский — российский ученый-юрист
Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.
Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании… Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк1 и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.
Единственное, что закон запрещал хозяину, — убийство раба…
Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.
Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995. — С. 65—67.
Приложение 2
Текст 2. Гражданство в Древнем Риме.
Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери… По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершались суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу2. С этого момента гражданин становился политически равноправным.
Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.
Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т. е. права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец, сын, по традиции, находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие было достоянием мужчин… Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города…
…По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.
Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995. — С. 81—82.
Приложение 3
Всеобщая декларация
прав человека и гражданина
1789 года
Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.
Статья 1
Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
Статья 2
Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые – свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Статья 3
Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
Статья 4
Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
Статья 5
Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.
Статья 6
Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.
Статья 7
Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.
Статья 8
Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.
Статья 9
Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.
Статья 10
Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.
Статья 11
Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
Статья 12
Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.
Статья 13
На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.
Статья 14
Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
Статья 15
Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.
Статья 16
Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.
Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.
http://www.agitclub.ru/spezhran/spezdeclaracia1789.htm
Приложение 4
Текст 4. Мир, прогресс, права человека (1975 г.)
А. Д. Сахаров (1921—1990) — ученый-физик, академик, общественный деятель, правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира
Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!
Глубокоуважаемые дамы и господа!
Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.
Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды — Нобелевской премии мира — и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами. Я с особенным удовлетворением воспринял формулировку Комитета, в которой подчеркнута роль защиты прав человека как единственного прочного основания для подлинного и долговечного международного сотрудничества. Эта мысль кажется мне очень важной. Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом, я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских, политических прав в формировании судеб человечества.
Сахаров А. Д. Тревога и надежда. — М., 1991. — С. 151.
Приложение 5
Карточка-задание к текстам 1 и 2.
1.Определите главную мысль текстов.
2. Сравните характеристику римского гражданина и греческого гражданина, выделив сходство и различие.
3. Почему в этих странах быть гражданином было почётно?
4. Были ли женщины Рима и Греции гражданами своих стран?
5. Правовое равенство и фактическое равенство- совпадали ли эти понятия в античных государства? Свой ответ подтверди примерами из текста или с помощью знаний, полученных на уроках истории.
Приложение 6
Карточка-задание к тексту 3.
Определите по тексту Декларации, что являлось мерой свободы человека.
Определите принцип правового регулирования, провозглашённого в Декларации.
Как Декларация определила цель государственной власти?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 4 классе на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""
Цель данного урока: установить зависимости между величинами s, v, t при движении в противоположных направлениях.Обучающиеся закрепляют навыки вычислений со смешанны...
План - конспект урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
На уроке ребята отправятся в увлекательное путешествие в страну Скоростей вместе с Вовкой и юными Василисами, где и познакомятся с задачами на движение в противоположных направлениях. Презентацию к ур...
Урок по математике в 4 классе "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
Данный урок был проведен в 4 классе для закрепления темы"Решение задач на движение в противоположных направлениях"...
Методическая разработка урока математики " Решение задач на движение в противоположных направлениях" 4 класс
Урок-ознакомления по программе "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока математики в 4 классе: "Задачи на движение в противоположном направлении"
Фрагмент конспекта урока по математике в 4 классе....
Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс
Конспект урока по математике "Задачи на движение в противоположных направлениях. Математический диктант." 4 класс...
Фрагмент урока по математике 4 класс "Задачи на движение в противоположном направлении (встречное движение)"
фрагмент урока по математике 4 класс 21 век учебник Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.Применение игровых технологий на уроках в начальной школе с целью изучения нового материала...