Технологическая карта урока «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз в косвенной форме». 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики в 4 классе270.91 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока математика в 4  классе

Тема урока:

«Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз в косвенной форме».

Учитель

Качкина Ольга Николаевна

Образовательная цель

Формирование исследовательской культуры личности, развитие математического мышления четвероклассников на основе осмысления сущности и особенностей задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз в косвенной форме.

Планируемые образовательные результаты

ЛР-1: сохраняет мотивацию на протяжении всего урока;

ЛР-2: активно включается в выполнение всех заданий;

ПУД-1: выделяет основную мысль в тексте, формулирует выводы;

ПУД-2: логически рассуждает, делает выводы;

ПУД-3: выделяет признаки двух или более  предметов или явлений, объясняя  их сходство и различия;

ПУД-4: извлекает необходимую информацию из текста;

КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками;

КУД-2: формулирует ответ на вопрос учителя;

РУД-1: на основе анализа своего знания и незнания формулирует цель и учебные задачи урока;

РУД – 2: адекватно оценивает свои учебные достижения;

РУД-3: планирует свою деятельность;

ПР-1: умеет решать задачи в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз;

ПР-2: совершенствует  вычислительный навык;

ПР-3:умение решать задачи изученных видов;

ПР-4: определяет вид задачи;

ПР-5: осуществляет математические вычисления с помощью формул.

Программные требования

Ученик научится:

решать  задачами на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме; научатся решать разные виды задач, выполнять письменные вычисления с величинами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. 

Программное содержание

Задачи в косвенной форме.

Мировоззренческая идея

Все величины вступают между собой в отношения. Определение вида этих отношений позволяет находить эффективные пути и способы решения различных математических задач.

Ценностно-смысловые ориентиры

Наука. Культура. Познание.

План изучения нового материала

1.Устный счёт.

2. Актуализация знаний.

3. Комплексное применение знаний.

4. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

5. Упражнения на повторение.

6. Самостоятельная работа.

Основные понятия

Прямая задача, косвенная задача.

Понятие, причины, структура, моделирование

Тип урока

урок закрепления нового материала

Форма урока

урок-размышление

Образовательная технология

технология развивающего обучения

Оснащение урока

Интерактивная доска;

Учебник «Математика»4 класс, 1 ч. «Школа России»;

Электронное приложение к учебнику;

Раздаточный материал (карточки)

Мизансцена урока

Парты расставлены традиционно

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Отсутствует

Домашнее задание

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Психологический настрой на урок:

Вот звенит для вас звонок

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настроились на урок.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будут вашими помощниками?

Так же вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка. Итак начнем.

Стоя, дежурный, учебник, тетрадь,  ручка

ЛР -1

РУД -2

II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)

Устный счёт.

Прежде чем начать работать по теме урока, проведем небольшую разминку:

  1. Быстро считать промежуточные результаты:

2. Найти 2/5 от 100;   3/4 от 1кг

3. Вам предлагается поработать в парах.    Расшифруйте  задание на листочках  (работа в парах)

72 : 18 - К      17: 17- Ы       96: 32 – В     80 – 74 – С     99 : 11 - Р

80 : 16 - П      84: 12 – Н       100 : 50 - О    56 : 7 - Е          

 

4

2

6

3

8

7

7

1

10

3

2

5

9

2

6

Как вы понимаете это выражение?

-  На каком уроке мы встречались с подобным понятием?   (падежи)  

- А может ли  на уроке математики встретиться с косвенной формой? Где?

- Предположите, чем будем заниматься дальше?  (решать задачи с подобного вида)

-Сегодня на уроке мы будем решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в прямой и косвенной форме. Наша задача, научиться различать «прямую» и «косвенную» формулировки.

Фронтально

Фронтально

Ответы учащихся

Высказывают предположения

ЛР-2

ПР -4

ПР-2

ПУД -2

КУД-1

КУД-2

РУД-4

РУД-1

III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин)

Решить задачу: В 4 «А» классе 25 учеников, это на 3 ученика больше, чем в 4 «Б» классе. Сколько учеников в 4 «Б» классе?

Составьте задачу с этими данными в прямой форме.

В 4 «А» классе 25 учеников, а в  4 «Б» классе на 1 ученика меньше. Сколько учеников в 4 «Б» классе?

-Сегодня на уроке мы продолжим учиться различать задачи с формулировками в прямой и косвенной форме.

-Даны две задачи про муравья. Нужно составить краткие записи и решить их. Итак, муравей невелик, а горы копает.

  1. Муравей весит 5г, а вес добычи, которую он может нести в 50 раз больше. Какова масса добычи?
  2. Муравей весит 5г, это в 50 раз меньше массы добычи, которую он может нести. Какова масса добычи?

Муравей – 5г

Добыча -?, в 50 раз больше

-Изменится ли краткая запись для второй задачи? Что нужно поправить?

Муравей – 5г, в 50 раз меньше

Добыча - ?

- Как решаются эти задачи? Почему обе задачи решаются одинаково?

Прочитайте задачу 320.

Решаем по алгоритму.

- Выделите ключевые слова в задаче.    (брат, сестра)

- Сделаем схему или кр. запись.

- Что известно про брата? (ему 17 лет, он на три года младше)

- Что знаем про сестру?  Какой вывод о возрасте сестры можем сделать?  (она старше брата на три года)

- Каким же действием будете решать задачу?

Проверка.

- В прямой или косвенной форме была сформулирована  задача? Почему?    (в косвенной, потому что в задаче все говорилось о брате, а мы должны были найти возраст  сестры)

- О чем надо было помнить?  (если брат младше, то сестра старше, мы находим большее число)

- Поднимите руку, кому понравилось решать задачи, сформулированные в  косвенной форме?

Физкультминутка

Устно решают задачу

Высказывают варианты задачи

Читают задачи

Ответы учащихся

Решают задачи

Высказывают свои ответы

Обсуждение алгоритма решения

Самостоятельная работа

Ответы учащихся

ПР-2

ПУД-2

ЛР-1

ЛР-2

РУД-3

РУД-2

ПУД-1

КУД-2

ПУД-1

ПР-1

ПР-3

КУД-2

КУД-2

ЛР-2

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНЕНИЙ (5-7 мин.)

1. Самостоятельная работа

Задача №320 (2)

- Прочитайте задачу, составьте кр. запись или схему и решайте.

- Кто затрудняется?  Возьмите карточки - помощницы.

Карточка -помощница

  1.  Найди ключевые слова, о ком говорится в задаче?  

  2. Что известно про папу, укажи.

  3.  Какой вывод сделаешь про возраст мамы?

  4. Выбирай действие и решай задачу.

Проверка:

- Назовите, сколько же лет маме?   (32 года)

- Чем интересны эти задачи?

Работа на месте и у доски.

1 карточка (на месте): Из предложенных задач  выберите  задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив схему или краткую запись.

Задача №1. В первых классах учатся 92  ученика, а во вторых классах  на 16 учеников  больше. Сколько учеников во вторых классах?

  Задача №2.  В школьную библиотеку привезли 360 учебников русского языка, это  на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную  библиотеку?

  Задача №3.  В сборнике сказок 350 страниц, а в сборнике стихов на 40 страниц меньше.  Сколько страниц в сборнике стихов?

2 карточка (у доски): Решите задачу.

Задача: В школьную библиотеку привезли 350 учебников русского языка,  учебников математики  на 40 штук  больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

Проверка:  

- Слово ребятам у доски.

- Ребята первой группы, пожалуйста.

- Что интересного заметили?  (мы все решали одинаковую задачу)

- Какой ответ у вас получился?

Самостоятельная работа.

  1. Длина прямоугольника 12см, что в 2 раза больше его ширины. Начерти этот прямоугольник и найти  его площадь и периметр.

Самостоятельная работа

Ответы, самопроверка

Работа с места, обсуждение в парах

Работа у доски

Высказывания учащихся

Самостоятельная работа

ПУД-4

РУД-2

РУД-3

КУД-2

ЛР-1

ЛР-2

ПУД-4

ПУД-3

ПР-3

ЛР-1

РУД-2

ПР-2

ПР-3

ПР-4

ПР-5

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин)

2.Рефлексия деятельности: Электронное приложение к уроку.

-Какой был главный вопрос урока? Почему он возник?

- Как сейчас вы на него ответите? Что изменилось?

- Что дал вам урок?

- На какие вопросы вы получили на уроке ответы?

- Что вызвало самую большую трудность, почему?

- Над чем необходимо особенно поработать дома?

Домашнее задание.

1) Составить 1 задачу косвенного вида по любому из предложенных выражений.

 –2) Запишите все 3 выражения. По тому выражению, которое вам по силам, составьте задачу и запишите в тетрадь.

         24 ∙ 2           40 : 5 + 40             134 ∙ 2 – 134

Отвечают на вопросы

Фронтально

ЛР-1

РУД-2

КУД-1

КУД-2

РУД-2

РУД-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме"

Данная разработка урока поможет провести необычный и интересный урок тем учителям, у которых отсутствуют ИТК. Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в ...

"Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз"

Конспект урока по математике "Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

«Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме».

познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;воспитывать взаим...

Урок по математике. Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц. Закрепление.

Урок: Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц. Закрепление....

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...