Разработка урока «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Тимофеева Елена Евгеньевна

Данная разработка урока поможет провести необычный и интересный урок тем учителям, у которых отсутствуют ИТК.

Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Задачи: познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;

совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование: две картины с героями сказки, разрезной лист с цифрами, линейка, мел, магниты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок математики 4 класс40 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7»

КОНСПЕКТ

урока математики

Тема: «Задачи на уменьшение и

увеличение числа в несколько раз,

сформулированные в косвенной форме».

Выполнила: учитель начальных классов Тимофеева Е.Е.

        Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Задачи: познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;

совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование: две картины с героями сказки, разрезной лист с цифрами, линейка, мел, магниты.

Ход урока

  1. Оргмомент.                                                                                Проверяю готовность детей к уроку, отмечаю отсутствующих.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Вам я буду помогать.

Раздаётся стук в дверь, почтальон вносит письмо.

- Ребята, посмотрите, нам написал письмо Иван-царевич.

Читаю письмо:

«Ребятки вы милые, я самый несчастный царевич на свете. Мою любимую заколдовал злой Кощей. Наши картины висели рядом. Мы каждый день смотрели друг на друга, разговаривали. А теперь передо мной висят какие-то цифры. От изображения моей Василисушки остались одни бумажки с цифрами. Я ходил за советом ко многим волшебникам и чародеям, но никто мне не смог помочь. Лишь один старец сказал: «Иди Иванушка, в школу, в 4 класс. Там учатся очень умные и сообразительные ребята. Они тебе помогут Василису расколдовать».

А ещё старец сказал, что это не просто цифры на картине, а ответы к примерам и задачам.

- Ребята, Иван – царевич с этой картины обратился к вам за помощью.

Все правильные ответы записаны на картине. Вычислив и получив правильные ответы, мы будем расколдовывать каждый фрагмент картины.

  1. Устный счёт.

- Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.

а) Уменьши число 600 на 300;

б) Увеличьте число 400 на 460;

в) Найдите сумму чисел 560 и 240;

г) Найдите разность чисел 270 и 90;

д) Выразите в км 27000м;

е) Выразите в минутах 7 часов;

ж) Найдите P и S квадрата со стороной 8 см.

- Давайте проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 420 мин, 32 см, 64 см2.

- Найдите самое маленькое число: это 32. Давайте посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 32? Итак, первый фрагмент картины мы с вами расколдовали.

- Начертите два отрезка. Первый – 10см, он длиннее второго на 4 см. Найти длину второго отрезка.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме. Так как про длину второго отрезка не говорится прямо: длиннее он или короче первого.

- Ребята, длина первого отрезка нам известна?

10см – мы можем начертить.

        - А что ещё сказано про длину первого отрезка?

Он длиннее второго на 4 см. Если первый больше, то второй … меньше. А раз второй меньше, каким действием мы находим длину второго отрезка?

                Как же мы будем решать эту задачу?

        Как узнать длину второго отрезка?

        - Ребята, посмотрите на доску. Чертёж мы начертили. А кто может сделать краткую запись условия?

                 отр. – 10см, на 4см >

                 отр. - ?см

                10 – 4 = 6 (см)

Ответ: 6 см длина второго отрезка.

- Молодцы, мы выполнили второе задание. Посмотрите на «заколдованную» картину. Есть ли число 6 на одном из фрагментов картины?

- Итак, часть картины расколдовали.

                А теперь работаем по учебнику.

        Открыли стр. 68, №338.

        Читаем первую задачу и решаем её.

        Почему мы используем знак сложить?

        - А теперь вторую задачу.

- Ребята, задачи первая и вторая одинаковые?

- В чём различие? Кто заметил?

Вторая задача сформулирована в косвенной форме.

        Давайте посмотрим на рисунок.

Если в первом больше, то во втором – меньше.

Молодцы. Как будем записывать условие задачи?.

  д. – 12 эт., это на 3 эт. >

                 д. - ? эт.

                12 – 3 = 9 (эт.)

        Ответ: во втором доме 9 этажей.

        Есть ли такой ответ на нашей картине?

        Снимаем фрагмент.

  1. Физкультминутка.

Бабочки летали,

Крыльями махали,

Дружно хлопали,

Ножками топали!

        Но пора нам всем считать

        И картину выручать.

Потянулись и сели.

Учебник с. 68, №341(2).

Выполняем самостоятельно. Задачу читает и идёт решать один из учеников.

К. – 356 т, на 231 т >

С. - ? т

 356 – 231 = 125(т)

Ответ 125 т свёклы собрали в хозяйстве.

- Ребята, скажите, как называются такие задачи?

- Кто понял, как мы их решали?

- Молодцы. Мы с вами получили ещё один ответ. Снимаем фрагмент.

  1. Работа над пройденным материалом.

Учебник с. 68, №340.

- Мы продолжаем расколдовывать Василису.

1) 27 км 920 м, 4 ч, 14т 70кг. Снимаем три фрагмента.

Ребята, вы молодцы. Посмотрите, мы сняли заклятье с картины.

- Иван – царевич и Василиса говорят нам огромное спасибо.

- А знаете ли вы из какой сказки пришёл к нам Иван – царевич и Василиса?

- Правильно, молодцы.

- А чтобы закрепить наш успех, давайте выполним ещё одно задание.

        Решение уравнений:

(150:у + 7) * 40 = 480

  1. Итог урока.

- Чем мы занимались на уроке?

 Что нового узнали?

У кого не было затруднений по новой теме?

У кого не было затруднений в самостоятельной работе?

Как оцениваете свою работу?

  1. Домашнее задание.

Учебник с.68, №343; с. 69, № 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математике на тему: "Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме"

Тема: «Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме»Цель: познакомить учащихся с новым видом задачЗнать: взаимосвязь цена - кол-во – стоимостьПонимат...

"Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз"

Конспект урока по математике "Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

«Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме».

познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;воспитывать взаим...

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...