Число и цифра 3
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Овчинникова Светлана Геннадьевна

Данная разработка представляет собой технологическую карту урока "открытия нового знания" и полностью соответствует возрастным особенностям и требованиям ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_i_tsifra_3_1_klass.doc999.5 КБ
Office presentation icon chislo_i_tsifra_3_1_klass.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по программе «Школа России»

Разработчик: Овчинникова С.Г.

Тема: Число и цифра 3

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Триединая цель: 

- дидактическая: познакомить учащихся с числом и цифрой 3; формировать умение сравнивать числа от 1 до 3, соотносить цифру и множество предметов;

- развивающая: развивать умение  анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать  логическое мышление,  наблюдательность, внимание, математическую речь учащихся, познавательный интерес;

- воспитательная: воспитывать нравственные качества ученика, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. 

Оборудование: презентация; цифра 3; веера с цифрами; числа от 1 до 10; индивидуальный счетный материал; конверты с материалом для парной работы, карточки для рефлексии.

План – конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Оценка результатов деятельности ученика

Примечания

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель:

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, считать!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!!!!

Личностные качества: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

Примене-ние ИКТ на протяжении всего урока.

Слайд 1

(см. ниже)

  1. Актуализа-ция знаний
  1. «Разминка»

- Проверим, насколько вы внимательны, отвечайте вместе,  дружно, не ошибайтесь.

- Какой сейчас урок?

- Какое сегодня число?

- Месяц?

- Время года?

- День недели?

- Какой день недели был вчера?

      - Наступит завтра?

- Вспомним счет и поработаем по числовому ряду

Счет 1-10 (прямой и обратный)

«Что изменилось?» (числа 2 и 3 поменять местами)

- Назовите число, которое при счете идет за числом 6, 2

- Назовите число, которое при счете перед числом 9, 4

- Назовите соседей числа 5, 2

- Какое число мы называли чаще, чем другие?

Анализировать  числовой ряд

Сравнивать и соотносить число и цифру

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание

Самооценка

Числовой ряд на доске

  1. создание проблемной ситуации (работа в парах с раздаточным материалом);

- Вспомним правила работы в парах…

Задание:  положите 1 красный круг, слева от него синий треугольник, а справа красный треугольник (1 ученик за доской - проверка). Поднимите руку те пары у кого нет ошибок.

- Какие геометрические фигуры использовали для выполнения задания?

- Какую фигуру на ваш взгляд можно назвать «лишней», уберите ее. Итак, какая фигура «лишняя»?

- Почему у всех получились разные ответы? По какому признаку вы определяли?

- Сколько квадратов?

- Какой цифрой обозначим количество квадратов? (показывают на веерах)

- Сколько треугольников?

- Какой цифрой обозначим количество треугольников? (показывают на веерах)

- А сколько всего фигур?

- Какой цифрой обозначим количество фигур?

- Почему у вас возникли затруднения?

- Чего мы еще не знаем?

Исследовать ситуации, требующие сравнения геометрических фигур

Прогнозировать результат своей работы

Сравнивать и соотносить число и цифру

Ставить цель и намечать план действий для ее достижения.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Самооценка

Геометрические фигуры на доске (с обратной стороны) и индивидуально на каждой парте.

Работа с веерами

  1. «Откры -тие» нового знания
  1. формулирование темы и цели урока;

-  Какая же тема нашего урока?

- Какие цели поставим? Чему будем учиться?

- Как вы думаете, что поможет нам в достижении этих целей? Откуда вы можете об этом узнать?

- Я хочу предложить самый интересный способ узнать что- либо новое – исследование, но его мы проведем чуть позже, т. к. имеющихся у нас знаний недостаточно.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока

Тема урока записывается  на доску

  1. знакомство с числом 3;

Мы определили с вами цель и для ее достижения обратимся к учебнику…

- Посмотрите на страницу 24 учебника. К какой сказке иллюстрация?

- О чем можно сказать три?

- Ребята, а вы любите сказки?

- Скажите, а в названии каких сказок ест число три?

ФИЗ.МИНУТКА

Ориентировать-ся в учебнике

Исследовать число и дать ему характеристику.

Познавательные УУД:

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Фронтальная работа, наблюдение

Создание ситуации успеха для каждого ученика

Слайд 2 - 4

(см. ниже)

  1. знакомство с цифрой 3;

  1. обозначение числа цифрой;

  1. место в ряду (характеристика)

  1. написание – запись в тетради;

- Посмотрите внимательно на слайд… какой из этих знаков вам знаком? Где вы видели такой знак?

А вот это посмотри,

Выступает цифра 3.

Тройка – третий из значков

Состоит из двух крючков.

Это цифра три. Число предметов равное трем, обозначается цифрой 3.

Обратите внимание, как писали цифру 3:      

- славяне;                                                                            

- японцы.                                                                             

 А римскими знаками мы пользуемся и сейчас.       

 - У каждой цифры есть свое место в числовом ряду. Какое же место будет занимать число 3?

- Из скольких элементов состоит цифры?

Цифра 3 состоит из 2 элементов, двух полуовалов. Начинаем писать верхний правый полуовал, затем пишем нижний правый полуовал.

- следят глазами;

- прописывают в воздухе;

- работа в тетрадях;

- самооценка

- Возьмите простой карандаш и обведите самые красивые цифры. Поднимите руку кто обвел 1? 2? 3?

Обозначение числа цифрой.

Анализ числового ряда

Называть, записывать изученную цифру

Познавательные УУД:

моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД: 

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

использовать знаково – символические средства.

Личностные качества: 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Личностные качества: 

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Самооценка ученика согласно принятым нормам

Слайд 5

(см. ниже)

Слайд 6 - 7

(см. ниже)

Слайд 8 - 9

(см. ниже)

  1. Первичное закрепление

  1. соотношение числа и цифры;;

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли?

- Какой цифрой обозначаются число 3?

- А теперь потренируемся и научимся лучше распознавать все числа.

 Показ на слайде, ученики определяют сколько предметов и показывают на веерах.

В гараже стоят машины:                                                        
Раз, два, три, четыре, пять…
Мне без вас не разобраться,
Помогите сосчитать. (1)

Дружно по лесу гуляли.                                                            
Все берёзки сосчитали?
Да внимательно гляди,
ни одну не пропусти. (3)

Сколько я нашёл клубничек,                                                      
чтобы угостить сестричек? (2)

На полянке у ворот,                                                                
Разыгрались братцы.
Посчитайте, только дружно,
Сколько косточек им нужно? (3)

Обощать изученный материал

Исследовать состав числа 3

Включаться в парную работу, связанную с общением.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания

Регулятивные УУД: 

Осуществлять пошаговый контроль;

использовать знаково – символические средства.

Работа с веерами

Слайд 10

(см. ниже)

Слайд 11

(см. ниже)

Слайд 12

(см. ниже)

Слайд 13

(см. ниже)

  1. состав числа 3 (исследователь-ская работа в парах);

- Какую еще цель мы ставили в начале урока? (Из чего состоит  число 3)

 Ребята, помните, в начале урока я говорила вам, что есть очень интересный способ узнать что-то новое. Кто запомнил, что это за способ? Давайте проведем небольшое исследование.

Задание: Сколько собак у вас на столе? Сколько будок?

Расселите собак по будкам.

- Сколько собак в красной будке? (2)                            Доска

- Сколько в желтой? (1)

- Сколько всего? (3)

- Значит три – это… 2 и 1

- У кого получилось по-другому? Как получилось?

- Сколько собак в красной будке? (1)                           Доска

- Сколько в желтой? (2)

- Сколько всего? (3)

- Значит три – это… 1 и 2

Удобно ли будет двум собакам в одной будке? Предложите решение…(каждую в отдельную будку)

- Значит три – это… 1, 1 и 1                                   Доска

Личностные УУД:

нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения но основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Самоконтроль и самопроверка

Индивидуальный дидактич. материал у каждой пары на столе

Параллельно ведется работа на доске.

  1. Итог урока
  1. Какая тема урока была?
  2. Какие цели ставили? Чему научились?
  3. Достигли поставленных целей?
  4. Почему у нас все получилось? Что помогло нам достичь поставленных целей? (взаимопомощь, внимательность, дружба).

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения).

  1. Рефлексия учебной деятель- ности на уроке

- Оцените свою работу на уроке и закрасьте фигуры с цифрой три.

Зеленым - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Желтый - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Красный - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Метапредметные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке.

Самооценка  ученика по принятым формам

Слайд 14

(см. ниже)

                     

Приложение

 Физ. мин.
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать
Раз – поднялись, потянулись
Два – согнулись, разогнулись
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка
на 4 – руки шире
5 - руками помахать
6 – на место сесть опять

Дидактический материал для исследовательской работы для каждой пары

3 штуки                                                1 штука                                                                1 штука

Карточка для рефлексии

                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинаем мы опять Решать, отгадывать, смекать! Пожелаем всем удачи - За работу, в добрый час!

Слайд 5

3

Слайд 6

1 2

Слайд 7

1 2 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...