Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Урок математики во 2 классе на тему "Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого", раздел программы "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание", УМК "Школа России. Урок приобретения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика
2 класс
Тема: «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого»
Автор: Чигжит Айсуу Ивановна
Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Кызыла
Должность: учитель начальных классов
Дата: 09 октября 2018 г.
УМК «Школа России»
Дидактическое обоснование: Математика. 2 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Технология: проблемно-диалогическое введение новых знаний
Цель: знакомство с задачами на нахождение неизвестного вычитаемого
Задачи:
Обучающие - закреплять умение составлять и решать задач на нахождение неизвестного вычитаемого;
Развивающие - совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Воспитывающие -воспитывать культуру общения и взаимодействия на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Универсальные учебные действия
1. Личностные:
- оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
2. Метапредметные:
2.1. Регулятивные –
- принимать учебную задачу урока;
- работать по коллективно составленному плану;
- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
- организовывать свое рабочее место;
- контролировать и оценивать свою работу.
2.2. Познавательные –
-объяснять ход решения задачи;
- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного вычитаемого;
- отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса;
- использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений;
- выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;
- проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу;
- находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию,
2.3. Коммуникативные –
- работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ; обмениваться собранной информацией; помогать друг другу, устранять недочеты;
- распределять работу в группе, оценивать выполненную работу;
- слушать и понимать речь других;
3. Предметные
- обнаруживать и устранять ошибки в вычислениях при решении задачи;
- составлять и решать задачи, на нахождение неизвестного уменьшаемого;
- выполнять:
- устно сложение и вычитание чисел;
- проверку правильности вычислений;
-решать:
- текстовые задачи арифметическим способом.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями. Улыбнулись.
- Давайте, прочитаем девиз нашего урока.
Вместе:
Мы будем сегодня задачи решать,
Вычитать и складывать,
Сравнивать и сопоставлять.
Будет интересно –
В этом нет сомнения!
- Посмотрите, ребята, кто к нам пришли? (Буратино и Мальвина)
Буратино он какой-то грустный, потому что он не может выполнить задания, которые задала Мальвина.
- Давайте поможем Буратино. Поможем? (Да)
- На улице какое время года? (Осень)
- Поэтому Мальвина все задания приготовила на осенних листьях. За правильные ответы вы получаете красивые листья.
- Актуализация знаний
Первое задание Мальвины
Логическая разминка
- Брату 14 лет, сестре – 10.
Сколько лет будет брату, когда сестре будет столько сколько ему сейчас? (18)
- В квартире было 3 комнаты. Из одной сделали 2.
Сколько комнат стало в квартире? (4)
- Во дворе гуляли куры и овцы. У них было 3 головы и 8 ног.
Сколько было кур и сколько овец? (1 овца и 2 курицы)
Второе задание Мальвины.
Геометрический материал
(На доске рисунок)
- Сколько на рисунке треугольников? (5)
- Молодцы!
Третье задание Мальвины.
- Ребята, Буратино никак не может выполнить задания на доске. Помогите ему.
Индивидуальная работа
(У доски работают четыре ученика. Проверяют другие четыре ученика. Если задание выполнено с ошибкой, оно разбирается коллективно.)
- Вставь пропущенные числа.
83=….+3 51=50+… 67=…+….
79 = …+9 48=…+… 96=90+…
- Вставь, пропущенные цифры в числа
54<…4 …8>78 …5 < 55 61 < …1 … 7 > 68 … 5>69
- Сравни величины. Поставь знаки >, < или =.
4 см …4 дм 7 дм …17 см 1 руб. … 100 коп.
2 см 3 мм … 20 мм 5 дм … 1 м
- Запиши задачу кратко или нарисуй схему. Запиши решение и ответ задачи.
На взлетной полосе находилось несколько самолетов. После того как 10 поднялись в воздух, осталось 5 самолетов. Сколько самолетов на взлетной полосе было сначала?
Фронтальная работа
- Вычислите выражения, читая разными способами.
54-4= 15-7= 9+8= 48 – 40 =
13-9= 3+60= 80+6= 8 + 6=
- Найдите сумму чисел 30 и 40. (70)
- На сколько 70 больше, чем 10? (на 60)
- Найдите разность чисел 90 и 20. (70)
- Увеличьте 50 на 40. (90)
- Я загадала число, прибавила к нему 30 и получила 40. Какое число я загадала?
- Молодцы, ребята! Вы справились с третьим заданием Мальвины.
Четвертое задание Мальвины.
- Ребята, Буратино перепутал правила по математике. Помогите ему навести порядок, найдите вторую половинку каждого правила.
(Задание записано на доске или на листе ватмана)
Чтобы найти первое слагаемое, надо из … | …разности прибавить вычитаемо | |
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к … | 10 мм | |
1 рубль равен | … суммы вычесть известное слагаемое | |
1 метр равен | 100 коп. | |
1 см | 100 см |
- Молодцы, ребята! Вы помогли Буратино навести порядок, правильно нашли вторую половинку каждого правила.
РАБОТА В ТЕТРАДИ.
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
Каллиграфическая минутка
Пятое задание Мальвины – загадки о цифрах
Учитель загадывает учащимся загадки о цифрах:
Она похожа на гусёнка,
С длинной шеей, шеей тонкой. (Двойка)
У неё есть два конца,
Без начала и конца. (Восьмёрка)
- Пропишите числа 28 и 82 из данных цифр на целую строчку. |
|
- А какие ещё числа можно записать, используя цифры 2 и 8? ( 22, 88.)
- Назовите наибольшее число. (88)
- Назовите следующее число.
-Назовите наименьшее число. (22)
- Назовите соседей числа 22. (21 и 23)
- В каких числах единиц столько же, сколько десятков? (22, 88)
- Молодцы, ребята!
III. Актуализация учебной деятельности
- Хорошо. А помните, как однажды Мальвина решила Буратино учить решать задачи.
«Было у тебя 2 яблока, одно ты отдал. Сколько у тебя осталось яблок? На что Буратино ответил, что это глупо отдавать яблоки, и мне без надобности умение решать задачи»
- Ребята, а вы согласны с Буратино?
- Как вы думаете, для чего надо уметь решать задачи?
Чтобы в жизни пригодилось.
- Самоопределение к деятельности
Шестое задание Мальвины. Прочитайте задачу и ответьте на вопросы.
Мама купила 9 фруктов и положила их на тарелку. Когда дети съели несколько фруктов, на тарелке осталось 4 фрукта. Сколько фруктов съели дети?
- О чем эта задача? (Эта задача о фруктах)
- Сколько фруктов купила мама? (Мама купила 9 фруктов)
-Сколько фруктов съели дети? (Неизвестно)
-Сколько осталось фруктов на тарелке? (На тарелке осталось 4 фрукта)
- Запишем условие задачи в виде выражения с окошком:
9 - * = 4
- Что известно? (Известно уменьшаемое и разность)
- Что неизвестно? (Неизвестно вычитаемое)
- Кто догадался, какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? (Сегодня мы будем решать задачи с неизвестным вычитаемым)
V. Работа по теме урока
1.Знакомство с правилом
(На доске записано равенство)
10 – 3 = 7
- Прочитайте равенство, называя компоненты вычитания.
- Что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность? (Уменьшаемое – число, из которого вычитают; вычитаемое – число, которое вычитают; разность – результат, то, что осталось.)
- Может ли вычитаемое быть больше уменьшаемого? (Нет, не сможем вычесть.)
- Как можно найти наименьшее число – вычитаемое, если известны уменьшаемое и разность? (Чтобы найти вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность.)
(Учитель закрепляет на доске карточку.)
У – В = Р
В= У – Р
VI. ФИЗМИНУТКА.
- Ребята, Буратино устал, давайте вместе немножко отдохнём.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся, Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Отдохнули мы ребята, а теперь продолжаем работать.
2.Работа по учебнику
Седьмое задание Мальвины – решите задачу.
№ 1 (с. 29 )
- Прочитайте задачу.
- О чем это задача? (Это задача о карандашах)
- Сколько было карандашей в коробке? (В коробке было 10 карандашей)
- Сколько карандашей взяли? ((Неизвестно)
- Сколько осталось карандашей в коробке? (В коробке осталось 6 карандашей)
- Найдите главные, опорные слова.
- Посмотрите на краткую запись задачи. (Учитель повесит плакат с краткой записью)
- Какое число самое большое? (10)
- Что с карандашами сделали? (Взяли, убрали, уменьшали количество.)
- Что значит «взяли»? (Вычли.)
- Как назовём неизвестное число? (Вычитаемое.)
- Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность, остаток.)
- Запишите решение задачи.
- Рассмотрите схему к задаче. (Учитель на доске повесит схематический чертеж)
- Что обозначили целым отрезком? (10, сколько было карандашей.)
- Сколько выделим частей? (Две.)
- Что можно сказать о каждой части? (Одна известна – 6 карандашей, а вторая неизвестна.)
VI. Закрепление изученного материала
Этап выявления места и причины затруднения.
Работа по учебнику
№ 2 (с.29)
- Прочитайте задачу. Рассмотрите схемы. Какая схема подходит к задаче? (Первая, т.к. нужно найти, сколько было, т.е. все значки.)
- Составьте условие задачи по второй схеме. (У Тани было 7 значков. Она подарила 2 значка подруге.)
- Каким будет вопрос задачи? (Сколько значков у нее осталось?)
- Решите задачу устно.
VII. Рефлексия
Восьмое задание Мальвины – самостоятельно решите задачу.
- Сделайте схематический чертёж и решите задачу.
У Пяточка было 6 шариков. После того как несколько шариков лопнуло, у него осталось 4 шарика. Сколько шариков лопнуло?
Один ученик решает задачу на откидной доске.
(Проверка по образцу на доске.)
- Оцените свою работу простым карандашом с помощью знаков:
! – всё выполнено верно;
+ - есть незначительные ошибки, неточности, но в целом верно;
- - много ошибок, материал не понят, нужна помощь.
- А теперь поднимите руки у кого знак «!».
- Поднимите руки у кого знак «+».
- Поднимите руки у кого знак - .
VII. Подведение итогов урока
- Подведем итог нашего урока.
- Как решаются задачи на нахождение неизвестного вычитаемого?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Кто доволен своими успехами?
- Кто заметил, что стал лучше решать задачи?
- На уроке вы помогли Буратино выполнить задания, справились со всеми заданиями.
Вместе с вами Буратино тоже научился решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
VIII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке сигналами «Светофора».
Поднимите зеленый сигнал – я доволен своей работой на уроке.
Желтый сигнал – на уроке я работал неплохо.
Красный сигнал – на уроке мне было трудно.
Домашнее задание
Учебник №3, 4 с.29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого" 2 класс
Данный конспект урока математики во 2 классе. Урок получения новых знаний, направлен на формирование УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-470740-1408464059.jpg)
Конспект урока по математике "Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого".
...
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
Карточки, самостоятельная работа по теме "Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1099160-1610904556.jpg)
Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого"
Разработка содержит готовую технологическую карту урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого" во 2 классе (УМК "Школа России" и презентацию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/23/picture-1372798-1640242952.jpg)
Конспект урока по математике «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого».
Учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, делать краткую запись и схему к задаче; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и её результат....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-1383056-1643749661.jpg)
Конспект урока по математике «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого»
Конспект урока по математике во 2 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/28/picture-215983-1469679711.png)
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
Представляю вашему вниманию дидактический материал по математике для 1 класса "Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого"....