Конспект урока по математике «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого».
план-конспект урока по математике (2 класс)
Учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, делать краткую запись и схему к задаче; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-uvelskiy.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Рахимова Раушан Бахтжановна
Тема: «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого».
Цель: знакомство с задачами на нахождение неизвестного вычитаемого.
Задачи:
Обучающие - закреплять умение составлять и решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого;
Развивающие - совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Воспитывающие -воспитывать культуру общения и взаимодействия на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, делать краткую запись и схему к задаче; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
УМК «Школа России»
Дидактическое обоснование: Математика. 2 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. стр 29, 1 часть.
Тип урока: урок приобретения новых знаний
УУД:
1. Личностные:
- оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
2. Метапредметные:
2.1. Регулятивные –
- принимать учебную задачу урока;
- работать по коллективно составленному плану;
- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
- организовывать свое рабочее место;
- контролировать и оценивать свою работу.
2.2. Познавательные –
-объяснять ход решения задачи;
- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного вычитаемого;
- сравнивать решения задач по схеме и краткой записи;
- использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений;
- выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;
- проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу;
- находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию,
2.3. Коммуникативные –
- работать в паре и группе: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ; обмениваться собранной информацией; помогать друг другу, устранять недочеты;
- распределять работу в паре и группе, оценивать выполненную работу;
- слушать и понимать речь других;
3. Предметные
- называть компоненты при вычитании, как найти вычитаемое;
- обнаруживать и устранять ошибки в вычислениях при решении задач и примеров;
- составлять и решать задачи, на нахождение неизвестного вычитаемого;
- выполнять: сравнение величин, сложение и вычитание чисел; проверку правильности вычислений;
- решать: задачи арифметическим способом.
Ход урока:
I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)
- Всё ли готово, всё ли в порядке?
Лежат ли на месте книжки, тетрадки?
А сейчас поудобней садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте, я спрошу Вас – отвечайте.
II. Актуализация знаний.
Устный счёт.
- Ребята, сейчас повторим состав числа:
10 это= 5+5 10= 8+2 10= 6+4 10= 7+3 10= 9+1
16это= 8+8 16= 9+7
14= 8+6 14= 9+5 14= 6+8 14= 7+7
17= 8+9 17= 9+8
15= 9+6 15= 6+9 15= 8+7
1) К а р т о ч к а 1. (ЗА ПАРТОЙ)
Вставь пропущенные знаки действий.
7 * 8 = 15 54 * 4 = 50
12 * 4 = 8 30 * 20 =50
10 * 5 = 15 6 * 50 = 56
14 * 5 = 9 100 * 10 = 90
Самопроверка по эталону.
- 2 ученика работают на доске по индивидуальным карточкам.
2 ученика решают одну и ту же задачу на разных сторонах доски. При проверке на доске записи должны быть так оформлены, чтоб класс мог провести сравнительный анализ.
К а р т о ч к а 2. Запиши задачу кратко. Запиши решение и ответ задачи.
На взлётной полосе находилось несколько самолётов. После того как 10 поднялись в воздух, осталось 5 самолётов. Сколько самолётов на взлётной полосе было сначала?
К а р т о ч к а 3. Нарисуй схему к задаче. Запиши решение и ответ задачи.
На взлётной полосе находилось несколько самолётов. После того как 10 поднялись в воздух, осталось 5 самолётов. Сколько самолётов на взлётной полосе было сначала?
2) Остальные работают в парах.
(Раздаю карточки)
- Помогите мне навести порядок, найдите вторую половинку каждого правила, соедините линиями – половинки правил. Вам 1 минута!)
Чтобы найти неизвестное …разности прибавить вычитаемое
слагаемое, надо из …
Чтобы найти неизвестное … 10 мм
уменьшаемое, надо к … … суммы вычесть известное слагаемое
1 м равен …
1 дм равен … … 100см
1 см равен … … 10 см
3) Давайте проверим работу в парах:
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
- 1 м = 100 см
- 1 дм = 10 см
- 1 см = 10 мм
- Если вы выполнили работу правильно, то на полях ставите себе (+)
- Давайте, проверку примеров сделаем вместе: -…читай пример и называй ответ, а мы скажем верно или нет:
7 + 8 = 15 54 - 4 = 50
12 - 4 = 8 30 + 20 =50
10 + 5 = 15 6 + 50 = 56
14 - 5 = 9 100 - 10 = 90
- Примеры проверены . Как себя оценишь? (На полях в тетрадях поставь
себе «+» если справился с заданием и « – » если выполнил неправильно )
- А теперь посмотрим, как ребята справились с задачами?
- Ребята, рассмотрите краткую запись и схему к задаче.
-Что заметили? (Задачи одинаковые)
- Значит, решение и ответ должны быть одинаковыми. Проверяем…10 + 5= 15
- Оцените свою работу по решению задач, составлению краткой записи и схемы. ( … )
- Какой знак ты выбрал для оценки своей работы? Почему?
III. Минутка чистописания.
- Ребята, откройте тетради и посмотрите какие числа, вы видите? ( 8, 85)
- Что вы можете сказать о числе 8? (Оно однозначное)
- Какие числа называем однозначными? (Числа, для записи, которых используется один знак)
-Как мы назовём число, записанное на второй строке? (85-двузначное)
- Какие числа называем двузначными? (Числа, для записи, которых используется два знака)
-Пропишите числа по образцу и запишите сегодняшнее число и классную работу:
9 октября Классная работа.
- Оцените свою работу, поставьте соответствующий условный знак на полях тетради.
IV. Целеполагание.
- А теперь, ребята, вы послушайте текст и скажите – будет ли это задачей?
- У Буратино было несколько яблок. Когда он 2 яблока отдал Мальвине, у него осталось 5. Сколько яблок было у Буратино?
- Это задача? ( Да)
- Докажите. ( Есть условие, вопрос, решение 5 + 2 = 7, ответ: У Буратино было 7 яблок)
- А помните, как однажды Мальвина решила учить решать задачи Буратино?
На что Буратино ответил, что это глупо отдавать яблоки, и мне без надобности умение решать задачи»
- Ребята, а вы согласны с Буратино? (… )
- Как вы думаете, для чего надо уметь решать задачи? ( В жизни пригодится, решать проблемы с вычислениями, …)
- А кто помнит, как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Посмотрите на эту запись и скажите какой компонент неизвестен? (Вычитаемое)
К- 1 10 - ? = 3
Было – 10
Взяли - ?
Осталось – 3
- Что это? (Краткая запись задачи)
- Какой компонент неизвестен? (Неизвестно вычитаемое)
К - 2
10
|-------------------------|-------------|
? 3
- А это что? (Схематический чертёж к задаче)
- И тоже неизвестно вычитаемое.
- Опираясь на опорные слова, сформулируйте тему урока, определите цели:
К - 3
Задачи, вычитаемое, краткая запись и схема. |
(Сегодня у нас задачи, в которых нужно найти вычитаемое; задачи учиться решать на нахождение вычитаемого; учиться решать задачи в которых неизвестно вычитаемое, делать краткую запись и схемы к таким задачам, …)
- Да, мы сегодня познакомимся с задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. Будем использовать для решения задач краткую запись и схему.
V. Физминутка.
- Ребята, давайте отдохнём. (Физминутка от Серебряшки)
VI. Работа по теме урока.
- Новая тема.
- Откройте учебники на стр. 29 . № 1
- Прочитайте задачу про себя.
- Коля, прочитай задачу!
- Выделите условие, вопрос.
- Найдите главные, опорные слова. (Было, взяли, осталось)
- Посмотрите на краткую запись задачи. Какое число самое большое?
- Что сделали с карандашами? (Взяли, убрали, уменьшили количество.)
- Что значит « взяли»? (Вычли.)
- Как назовём неизвестное число? (Вычитаемое)
- Как найти вычитаемое? ХОРОМ: (Чтобы найти вычитаемое, надо
из уменьшаемого вычесть разность, остаток)
- Запишите решение задачи. 10 – 6 = 4 (к.)
- Рассмотрите схему к задаче.
- Что обозначили целым отрезком? ( 10, сколько было.)
- Сколько выделим частей? (Две)
- Что можно сказать о каждой части? (Одна известна – 6 карандашей, вторая не известна)
VII. Закрепление изученного материала.
Работа в парах по учебнику. № 2 с. 29.
- Прочитайте задачу и выберите: какая схема подходит к задаче?
- Кто какую схему выбрал?
-Вы какую выбрали?
-Вы какую выбрали?
-Поднимите руки те, кто выбрал первую схему?
-А кто выбрал вторую схему?
-Давайте докажем, что первая схема подходит к условию задачи.
-Запишем решение задачи в тетрадях:
№2
2+5=7(зн.)
Ответ: 7 значков.
-А теперь составьте по другому чертежу задачу.
(У Тани было 7 значков. Она подарила 2 значка подруге. Сколько значков осталось у Тани?)
7 – 2 = 5 (зн)
VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока. – Какую цель ставили в начале урока?( Познакомиться с задачами на нахождение неизвестного вычитаемого.)
-Итак, как решаются задачи на нахождение неизвестного вычитаемого?
(Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность)
- Посмотрите, какие знаки вы поставили у себя на полях и скажите, что вы выбираете:
- «Солнышко» - мне всё удалось.
- «Солнышко и тучка» мне не всё удалось.
- «Тучка» - у меня ничего не получилось.
- Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике на тему "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого свычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что так...
Конспект урока по математике «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого»
Конспект урока по математикеТема: «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого»Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого; озн...
Конспект урока по математике "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Планируемые результатыПредметные: знать: - связь компонентов результата действия сложе...
Конспект урока по математике "Задачи на нахождение неизвестного третьего " (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Планируемые результатыПредметные: знать: - связь компонентов результата действия сложен...
Конспект урока по математике "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по математике по теме "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс
Урок-путешествие...
Конспект урока по математике «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого»
Конспект урока по математике во 2 классе...