Конспект урока по математике «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого».
план-конспект урока по математике (2 класс)

Рахимова Раушан Бахтжановна

Учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, делать краткую запись и схему к задаче; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-uvelskiy.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Рахимова Раушан Бахтжановна

Тема:  «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого».

Цель: знакомство с задачами на нахождение неизвестного вычитаемого.

Задачи:

Обучающие - закреплять умение составлять и решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого;

Развивающие - совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Воспитывающие -воспитывать культуру общения и взаимодействия на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, делать краткую запись и схему к задаче; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

УМК «Школа России»

Дидактическое обоснование: Математика. 2 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. стр 29, 1 часть.

Тип урока: урок приобретения новых знаний

                                                                    УУД:

1. Личностные:

- оценивать  результаты  освоения  темы,  проявлять  личностную  заинтересованность  в приобретении и расширении знаний и способов действий.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные –

- принимать учебную задачу урока;

- работать по коллективно составленному плану;

- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;

- организовывать свое рабочее место;

- контролировать и оценивать свою работу.

2.2. Познавательные –

-объяснять ход решения задачи;

- моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного вычитаемого;

- сравнивать  решения задач по схеме и краткой записи;

- использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений;

- выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;

- проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу;

- находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию,

2.3. Коммуникативные –

- работать в паре и группе: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ; обмениваться собранной информацией; помогать друг другу, устранять недочеты;

- распределять работу в паре и группе, оценивать выполненную работу;

- слушать и понимать речь других;

3. Предметные

-  называть компоненты при вычитании, как найти вычитаемое;

- обнаруживать и устранять ошибки в вычислениях при решении задач и примеров;

- составлять и решать задачи, на нахождение неизвестного вычитаемого;

- выполнять:  сравнение  величин,  сложение  и  вычитание  чисел;  проверку  правильности вычислений;

- решать:  задачи арифметическим способом.

                                                 

Ход урока:

I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)

     - Всё ли готово, всё ли в порядке?

       Лежат ли на месте книжки, тетрадки?

       А сейчас поудобней садитесь!

       Не шумите, не вертитесь.

       Внимательно считайте, я спрошу Вас – отвечайте.

 II. Актуализация знаний.

Устный счёт.

- Ребята, сейчас повторим состав числа:

    10 это= 5+5   10= 8+2   10= 6+4   10= 7+3  10= 9+1    

    16это= 8+8  16= 9+7  

    14= 8+6  14= 9+5  14= 6+8 14= 7+7

    17= 8+9    17=  9+8    

    15= 9+6 15= 6+9  15= 8+7

1)    К а р т о ч к а  1.  (ЗА ПАРТОЙ)

 Вставь пропущенные знаки действий.

        7 * 8 = 15                54 * 4 = 50

        12 * 4 = 8                30 * 20 =50

        10 * 5 = 15                6 * 50 = 56

        14 * 5 = 9                100 * 10 = 90

Самопроверка по эталону.

  • 2 ученика работают на доске по индивидуальным карточкам.

2 ученика решают одну и ту же задачу на разных сторонах доски. При проверке на доске записи должны  быть так оформлены, чтоб класс мог провести сравнительный анализ.                                                      

К а р т о ч к а  2.  Запиши задачу кратко. Запиши решение и ответ задачи.

            На взлётной полосе находилось несколько самолётов. После того как 10 поднялись в воздух, осталось 5 самолётов. Сколько самолётов на взлётной полосе было сначала?

К а р т о ч к а  3.  Нарисуй схему к задаче. Запиши решение и ответ задачи.

            На взлётной полосе находилось несколько самолётов. После того как 10 поднялись в воздух, осталось 5 самолётов. Сколько самолётов на взлётной полосе было сначала?

2) Остальные работают в парах.

(Раздаю карточки)

  - Помогите мне  навести порядок, найдите  вторую половинку каждого правила,  соедините линиями – половинки правил. Вам 1 минута!)  

   

 Чтобы найти неизвестное                …разности прибавить вычитаемое

слагаемое, надо из …

Чтобы найти неизвестное                … 10 мм

уменьшаемое, надо к …                … суммы вычесть известное слагаемое

1 м равен …

1 дм равен …                                … 100см

1 см равен …                                … 10 см

3) Давайте проверим работу в парах:

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
  • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

  • 1 м = 100 см

  • 1 дм = 10 см                                

  • 1 см = 10 мм

- Если вы выполнили работу правильно, то на полях ставите себе (+)

- Давайте, проверку примеров сделаем вместе:  -…читай пример и называй ответ, а мы скажем верно или нет:

7 + 8 = 15                54 - 4 = 50

12 - 4 = 8                30 + 20 =50

10 + 5 = 15                6 + 50 = 56

14 - 5 = 9                100 - 10 = 90

-  Примеры проверены .  Как себя оценишь? (На полях в тетрадях поставь

 себе «если справился с заданием и « – »    если выполнил неправильно )

- А теперь посмотрим, как ребята справились с задачами?

- Ребята, рассмотрите краткую запись и схему к задаче.

  -Что заметили? (Задачи одинаковые)

-  Значит,  решение и ответ должны быть одинаковыми. Проверяем…10 + 5= 15

- Оцените свою работу по решению задач, составлению краткой записи и схемы. ( … )

-  Какой знак ты выбрал для оценки своей работы? Почему?

III. Минутка чистописания.

-  Ребята, откройте тетради и посмотрите какие числа, вы видите?   ( 8, 85)

- Что вы можете сказать о числе 8? (Оно однозначное)

- Какие числа называем однозначными? (Числа, для записи, которых используется один знак)

-Как мы назовём число, записанное на второй строке?  (85-двузначное)

- Какие числа называем двузначными? (Числа, для записи, которых используется два знака)

-Пропишите числа по образцу и запишите сегодняшнее число и классную работу:

9 октября Классная работа.

- Оцените свою работу, поставьте  соответствующий условный знак на полях тетради.

IV.  Целеполагание.

- А теперь, ребята, вы послушайте текст и скажите – будет ли это задачей?

-  У Буратино было несколько  яблок. Когда он 2 яблока отдал Мальвине, у него осталось 5. Сколько яблок было у Буратино?

- Это задача? ( Да) 

- Докажите. ( Есть условие, вопрос, решение 5 + 2 = 7, ответ: У Буратино было 7 яблок)

-  А помните, как однажды Мальвина решила учить решать задачи Буратино?

На что Буратино ответил, что это глупо отдавать яблоки, и мне без надобности умение решать задачи»

- Ребята, а вы согласны с Буратино?  (…  )

- Как вы думаете, для чего надо уметь решать задачи? ( В жизни пригодится, решать проблемы с вычислениями, …)

-  А кто помнит, как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Посмотрите на эту запись и скажите какой компонент неизвестен?  (Вычитаемое)

   К-  1                  10 - ? = 3    

 

                                                                                                                                                       

                          Было – 10

                          Взяли - ?

                          Осталось – 3

- Что это? (Краткая запись задачи)  

- Какой компонент неизвестен?  (Неизвестно вычитаемое)

     

       К - 2                                                                                                                                                          

   

                           10

 |-------------------------|-------------|

               ?                         3

 - А это что? (Схематический чертёж к задаче)

- И тоже неизвестно вычитаемое.

- Опираясь на опорные слова, сформулируйте тему урока, определите цели:                  

  К - 3    

               Задачи,    вычитаемое,     краткая запись  и  схема.    

 (Сегодня у нас задачи, в которых нужно найти вычитаемое; задачи учиться решать на нахождение вычитаемого; учиться решать задачи в которых  неизвестно вычитаемое, делать краткую запись и схемы к таким задачам, …)

-  Да, мы сегодня познакомимся с  задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.  Будем использовать для решения задач краткую запись и схему.

V. Физминутка.

- Ребята, давайте отдохнём.  (Физминутка от Серебряшки)

VI. Работа по теме урока.

  1. Новая тема.

- Откройте учебники на стр. 29 . № 1 

         - Прочитайте задачу про себя.

           - Коля, прочитай задачу!

           - Выделите условие, вопрос.

         - Найдите главные, опорные слова. (Было, взяли, осталось)

         - Посмотрите на краткую запись задачи. Какое число самое большое?

         - Что сделали с карандашами? (Взяли, убрали, уменьшили количество.)

         - Что значит « взяли»? (Вычли.)

         - Как назовём неизвестное число? (Вычитаемое)

         - Как найти вычитаемое?    ХОРОМ: (Чтобы найти вычитаемое, надо

из уменьшаемого вычесть разность, остаток)

         - Запишите решение задачи. 10 – 6 = 4 (к.)

           - Рассмотрите схему к задаче.

         - Что обозначили целым отрезком? ( 10, сколько было.)

         - Сколько выделим частей? (Две)

         - Что можно сказать о каждой части? (Одна известна – 6 карандашей, вторая не известна)

         

VII. Закрепление изученного материала.

Работа в парах по учебнику. № 2 с. 29.

- Прочитайте задачу и выберите: какая схема подходит к задаче?

- Кто какую схему выбрал?

-Вы какую выбрали?

-Вы какую выбрали?

-Поднимите руки те, кто выбрал первую схему?

-А кто выбрал вторую схему?

-Давайте докажем, что первая схема подходит к условию задачи.

-Запишем решение задачи в тетрадях:

                       №2

2+5=7(зн.)

                Ответ: 7 значков.

-А теперь составьте по другому чертежу задачу.

(У Тани было 7 значков. Она подарила 2 значка подруге. Сколько значков осталось у Тани?)

         7 – 2 = 5 (зн)

         

VIII. Рефлексия.   Подведение итогов урока.                                                                                                                                            – Какую цель ставили в начале урока?( Познакомиться с задачами на нахождение неизвестного вычитаемого.)

-Итак,  как решаются задачи на нахождение неизвестного вычитаемого? 

               (Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность)

- Посмотрите, какие знаки вы поставили у себя на полях и скажите, что вы выбираете:

  • «Солнышко» -  мне всё удалось.

  • «Солнышко и тучка» мне не всё удалось.
  • «Тучка» - у меня ничего не получилось.

- Спасибо всем за работу.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему "Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого" 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого свычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что так...

Конспект урока по математике «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого»

Конспект урока по математикеТема: «Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого»Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого; озн...

Конспект урока по математике "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Планируемые результатыПредметные: знать:  - связь компонентов результата действия сложе...

Конспект урока по математике "Задачи на нахождение неизвестного третьего " (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.Планируемые результатыПредметные: знать:  - связь компонентов результата действия сложен...

Конспект урока по математике "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые результатыПредметные:...