Рабочая программа по математике 1 дополнительный класс
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа по математике 1 дополнительный класс для ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_rup_1_dopolnitelnyi_kl.docx | 435.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа « Математика» адресована учащимся 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения.
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и адаптированной основной образовательной программы, разработанной для учащихся государственного бюджетного образовательного учреждения « РЦОИПМСП», которая является нормативно-управленческим документом данного образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена для учащейся 1 дополнительного класса (6.2 вида) ГБОУ «РЦОИПМСП», рассчитана на 1 учебный год, общий объём учебного времени составляет: математика 132 часа,(4 часа в неделю ).Данная программа адресована обучающейся 1 дополнительного класса не посещавшей детский сад.
Характеристика
Ученица. Дошкольное образовательное учреждение не посещала диагноз : ДЦП спастическая диплегия ЗПР, самостоятельно не сидит (на занятиях сидит в специальном стуле, пристегивается), мелкая моторика слабо развита, лучше работает правая рука, может держать крупные предметы, пытается держать ручку, за компьютером работает специальным роллером-мышкой. Считает в пределах 20, при обратном счете от 10 до 1 путается. В целом мышление ребенка с ЗПР характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с ЗПР присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности обучающихся этой группы, направленной на их обучение пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорректировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно- развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных форм мышления обучающихся с ЗПР. Девочка сравнивает предметы, в тестовых заданиях находит лишний предмет, решает примеры вида: +1 -1.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) умение фантазировать;
5) проявление самостоятельности.
Цель курса:
подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,
преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи курса:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Путаница», «третий лишний».
Требования к подготовке учащихся
Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов в основном через игру на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и символами, но и находят другие способы условного обозначения фигур, временных и пространственных отношений и т.д.
Отношение равенства и неравенства дети обозначают знаками =, =/, увеличение или уменьшение числа , знаками +,- (прибавить , вычисть). Естественно, что в содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.
В ходе освоения программы педагог способствует осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовывать число больше и меньше заданного, доказать равенство и неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число. Измерение (а не только считывание) является ведущей практической деятельностью.
Устанавливать (в процессе практической деятельности с предметами)
соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения : "столько же (поров ну)",
"больше-меньше ", "больше-меньше на столько-то", уравнивать множества
(удалить или добавить элементы). Измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием.
Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+ 1, - 1).
Знать числовой ряд ( 1- 10), прямой и обратный счет в пределах 10. Узнавать и называть цифры, (0, 1-9) и пользоваться ими для определения числа. Определять отношения между числами в натуральном ряду (3 больше 2 на 1), состав числа (3 – это 2 и 1 ил и 1 и 1 и 1); определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах "предыдущий", "последующий".
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Находить основания для объединения предметов в группы, образовывать
из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку .
Например, мебель; кожаная мебель; мягкая мебель; мебель красного
цвета). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов
(например, обувь, одежда, посуда, рыбы, деревья и др.).
Определять опытным путем, что число не зависит от величины,
расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева –
направо, справа –налево). В процессе действий с предметами сравнивать
смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью
условной мерки. Устанавливать ряд величин по одному из параметров
(длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10.
Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Элементарно планировать предстоящую деятельность : обдумывать действия в начале своей работы, отвечать на вопросы: "что я должен сделать", "что
сначала, что потом". Спокойно реагировать на возникшие трудности и ошибки;
быть готовым переделать свою работу, исправить ошибки.
Изображать признак и предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков- рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур.
Узнавать образы в неопределенных изображениях : в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах; узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по от- дельным чертам, завершать рисунок.
Для реализации этого раздела программы используются
следующие пособия : Н Г Салмина, "Учимся думать»;
Н Ф.Виноградова "Рассказы-загадки о природе "; Д С
Златопольский "Удивительные превращения ", Е И
Щербакова "Моя первая математика ", Н Г Салмина,
А О Глебова "Учимся рисовать "
Режим занятий
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по подготовке к школе.
Подготовка детей к школе начинается с 1 сентября и длится до 25 мая.
Занятия проводят индивидуально. Продолжительность занятия 30 минут .На курс математика отводится 132 часа ( 4 часа в неделю)
Уровни усвоения программы.
Низкий. Ребенок выделяет свойства предметов (двух – трех), определяет наличие /отсутствие признака. Считает, сравнивает, измеряет.
Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений.
В играх пользуются образцами, инициативы и творчества не проявляют.
Средний. Ребенок выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их.
Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах.
Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность.
Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.
Высокий. Ребенок имеет обобщенное представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.
Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуется условными обозначени
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1-3. | Одинаковые? Разные? | 3 | 1.09-6.09 |
4-7. | Сравнение предметов по размеру: длинный короткий, широкий - узкий, толстый - тонкий. | 4 | 7.09-13.09 |
8-12. | Счёт предметов от 1 до 10. Выше - ниже. | 5 | 14.09-21.09 |
13-17. | Счёт предметов. Столько же ..., сколько... . | 5 | 22.09-29.09 |
18-20. | Знакомство со знаком «=». Равенство. | 3 | 3.10-5.10 |
21-23. | Больше? Меньше? Введение понятий "один", "много". | 3 | 6.10-11.10 |
24-26. | Слева. Справа. Налево. Направо. | 3 | 12.10-17.10 |
27-29. | Перед. За. Между. Рядом. | 3 | 18.10-20.10 |
30-32. | Раньше. Позже. Потом. После этого | 3 | 24.10-26.10 |
33-35. | Прямая, ломаная, кривая линии. Рисование на альбомном листе «дорожек» из прямой, ломаной, кривой линий. | 3 | 27.10-8.11 |
36-38. | Внутри и вне круга. Отрезок прямой. | 3 | 9.11-14.11 |
39-42. | Знакомство с цифрами 1,2. Понятия "первый", "второй", "следующий". | 4 | 15.11-21.11 |
43-45. | Знакомство со знаком «+». Сложение. Составление и решение простых задач | 3 | 22.11-24.11 |
46-48. | Цифры 1,2 и 3. Треугольник. | 3 | 28.11-30.11 |
49-52. | Цифры 1,2,3 и 4. Прямоугольник. | 4 | 1.12-7.12 |
53-56. | Цифры 1,2,3,4 и 5. Квадрат. | 4 | 8.12-14.12 |
57-60. | Знакомство со знаком «-». Вычитание. Составление и решение простых задач. | 4 | 15.12-21.12 |
61-64. | Цифры 1,2,3,4,5 и 6. Круг. Игры "Число и цифру я знаю!", "Составим поясок из различных фигур". | 4 | 22.12-28.12 |
65-68. | Повторение цифр 1,2,3,4,5,6. Овал. Его отличие от круга. | 4 | 11.01-14.01 |
69-70. | Закрепление знания изученных цифр. | 2 | 18.01-19.01 |
71-73. | Цифры 1,2,3,4,5,6 и 7. | 3 | 20.01-25.01 |
74-75. | Повторение цифр 1,2,3,4,5,6,7. | 2 | 26.01-27.01 |
76-78. | Цифры 1,2,3,4,5,6,7 и 8. Штриховка квадрата вертикальными линиями. | 3 | 28.01-3.02 |
79-80. | Цифры 1,2,3,4,5,6,7,8 и 9. | 2 | 4.02-8.02 |
81-83. | Цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Состав числа 4.Закрепление. | 3 | 9.02-11.02 |
84-88. | Знакомство с цифрой 0. Подвижная игра "Найди свою пару". | 5 | 15.02-22.02 |
89-92. | Цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и число 10. | 4 | 24.02-1.03 |
93-96. | Состав числа 5. Закрепление. Решение задач с опорой на наглядность. | 4 | 2.03-9.03 |
97-98 | Цифры 1,2,3,4,5,6,7,8 и 9. | 2 | 10.03-14.03 |
99-103 | Состав числа 6. Закрепление. Решение задач с опорой на наглядность. | 5 | 15.03-22.03 |
104-106 | Цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и число 10. | 3 | 24.03-5.04 |
107-110 | Состав числа 7. Закрепление. Решение задач с опорой на наглядность. | 4 | 6.04-12.04 |
111-115 | Цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и число 10.Сравнения предметов | 5 | 13.04-20.04 |
116-119 | Состав числа 8. Закрепление. Решение задач с опорой на наглядность. | 4 | 21.04-27.04 |
120--123 | Цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и число 10.Закрепление в понятиях: «слева», «справа», «внутри», «вне». | 4 | 28.04-4.05 |
124-127 | Состав числа 9. Закрепление. Решение задач с опорой на наглядность. | 4 | 5.05-12.05 |
128-131 | Цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и число 10. Преобразование фигур: измерение размера фигуры при сохранении цвета и формы. | 4 | 16.05-19.05 |
132 | Состав числа 10. Закрепление. Решение задач с опорой на наглядность. | 1 | 22.05 |
3. План внеурочной деятельности.
1 четверть
- Математика — это интересно
- Игра «Путешествие точки»
- Знакомство с сайтом «Uchi.ru»
2 четверть
- внеурочное занятие «Геометрическая мозаика»
- сайт«Uchi.ru»
- сайт самоучка
3 четверть
- Волшебная линейка. Шкала линейки.
- проект « Цифра 1 »
- сайт«Uchi.ru»
- сайт самоучка
4 четверть
- конкурс «Математическая карусель»
- игра « Умники и умницы»
- сайт«Uchi.ru»
- сайт самоучка
4. Список литературы для ученика.
: Н Г Салмина, "Учимся думать»;
Н Ф.Виноградова "Рассказы-загадки о природе "; Д С
Златопольский "Удивительные превращения ", Е И
Щербакова "Моя первая математика ", Н Г Салмина,
А О Глебова "Учимся рисовать "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Адаптированная рабочая программа в 1 дополнительном классе по математике
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразо...