Рабочая программа по математике для 1 класса.
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Муравьева Елена Леонидовна

Данный материал содержит программу и календарно-тематическое планирование по математике для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematika_1_kl.docx80.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая учебная программа по математике для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы с использованием УМК  М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой, входящего в состав образовательной системы  « Школа России».

Программа  разработан в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение математики отводится-540ч, из них в 1 классе, согласно учебному плану школы-127 часов.

Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем « Математика и конструирование»- 21 час.

1.Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

          Личностные результаты.

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
  • Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 Метапредметные результаты.

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, настроения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать и аргументировать своё мнение.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты.

            К концу обучения в 1 классе ученик научится:

  •   называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
  • называть натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
  • определять число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
  • распознавать геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
  • различать число и цифру; знаки арифметических действий; круг и шар, квадрат и куб; многоугольники по числу сторон (углов); направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
  • читать числа в пределах 20, записанные цифрами; записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5  2 = 10, 9 : 3 = 3;
  • сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различий; предметы по размерам (больше, меньше); два числа (больше, меньше, больше на, меньше на); данные значения длины; отрезки по длине;
  • воспроизводить результаты табличного сложения любых однозначных чисел; результаты табличного вычитания однозначных чисел; способ решения задачи в вопросно-ответной форме;
  • распознавать геометрические фигуры.

          Ученик получит возможность научиться:

  • моделировать отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками; ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление); ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
  • характеризовать расположение предметов на плоскости и в пространстве; расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между); результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»; предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры); расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
  • анализировать текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;
  • классифицировать, распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
  • упорядочивать предметы (по высоте, длине, ширине); отрезки в соответствии с их длинами; числа (в порядке увеличения или уменьшения);конструировать: алгоритм решения задачи; несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);
  • расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
  • измерять длину отрезка с помощью линейки;
  • выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, (содержащих скобки);
  • ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.10

2. Содержание  программы

Основные задачи реализации содержания:

развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; формирование интеллектуальных познавательных учебных действий, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.); обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Пространственные и временные отношения. Геометрические фигуры (6ч+1ч в.м.)
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме 9 круглый, квадратный, треугольный и др.)
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, выше – ниже, слева – справа, ближе – дальше, спереди – сзади, после, между. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.. Сравнение групп предметов.
Числа от 1 до 10 и число 0 (21ч+5ч в.м.).
Нумерация.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Число 0. Его получение и обозначение. 
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «больше», «меньше», «равно».
Состав чисел 2,3,4,5. 
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершин, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Единица длины: сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов).
Сложение и вычитание (38ч+9ч в.м.).
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «+» (плюс), «-»(минус), «=»(равно).
Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок. 
Переместительное свойство сложения. 
Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. 
Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Отношения «больше на…», «меньше на …». Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Сложение и вычитание с числом 0. 
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20 (6ч+2ч в.м.)
Нумерация .
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. 
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17-7, 17 - 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.. 
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. 
Единица массы: килограмм. 
Единица вместимости: литр. 
Табличное сложение и вычитание (21ч+4ч в.м.)

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1-2 действие на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (9ч)

Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» (21ч)

Содержание курса: знакомство с  геометрическими объектами: точка, прямая, кривая, отрезок. Вычерчивание прямых линий, соединение  их в многоугольники. Знакомство с некоторыми буквами латыни для обозначения вершин геометрических фигур. Сравнение групп предметов не способом подсчета, а использованием схематических чертежей.  Конструирование из бумаги. Умение пользоваться новым школьным предметом – циркулем для измерения и сравнения отрезков. Знакомство с углами, уметь их строить и находить у других предметов, окружающих нас. Моделирование из проволоки моделей незамкнутой ломаной линии. Тренировка в вычерчивании ломаной линии, в нахождении и подсчёте углов, вершин и сторон любого многоугольника. Составление  квадрата из других многоугольников. Тренировка в вычерчивании квадрата заданной длины.

Точки пересечения прямых линий.

Вертикальное и горизонтальное расположение прямых линий.

Основное свойство прямых линий. Вычерчивание отрезков.

Обозначение геометрических фигур латинскими буквами.

Схематический  чертеж как результат сравнения двух групп предметов.

Практическая работа. Конструирование модели самолета из полосок бумаги.

Практическая работа. Конструирование аппликации песочницы.

Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча.

Сравнение длин отрезков с использованием циркуля.

Сантиметр как единица измерения длины.

Вычерчивание отрезков заданной длины.

Угол. Развернутый угол.

Виды углов: прямой, острый, тупой.

Сравнение и вычерчивание углов.        

Ломаная линия. Элементы ломаной: звено, вершина.

Изготовление модели ломаной линии. Вычерчивание незамкнутой линии.

Многоугольник - замкнутая линия.

Углы. Вершины. Стороны многоугольника.

Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.

Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге.

Квадрат. Составление квадрата из заданных фигур.

Вычерчивание квадрата на клетчатой бумаге.

Изготовление моделей прямоугольника и квадрата заданных размеров.

Дециметр и метр как единицы измерения длины.

Практическая работа « Изготовление геометрического набора треугольников».

Практическая работа « Аппликации из геометрических фигур»

Знакомство с технологией оригами.

Изготовление способом оригами изделий « Гриб», « Бабочка».

 Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий  « Рыба», « Зайчик».

3. Тематическое планирование

№n/n

Раздел программы

Кол-во часов

Содержание деятельности

Подготовка к изучению чисел.

Пространственные и временные представления.

1.

Роль математики в жизни людей. Счет предметов.

1

Знакомство с понятиями:  выше – ниже, слева – справа, левее – правее , сверху –снизу, «вверх», «вниз», «налево», «направо». Уметь считать предметы по представлению, ориентироваться в пространстве.

Знать и воспроизводить понятия «больше», «меньше», «столько же». Уметь сравнивать группы предметов путем установления соответствия, определять существенные признаки предметов для сравнения, сравнивать и уравнивать предметы. Отсчитывать из множества предметов заданное количество.

2.

Взаимное расположение предметов. Пространственные и временные представления.

1

3.

.Отношения «больше», «меньше», « столько же».

1

4.

Отношения «На сколько  больше?»,

«На сколько меньше?» Сравнение групп предметов.

1

5.

Закрепление изученного материала по теме «Сравнение групп предметов»

1

6.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Точки пересечения прямых линий.

1

7.

Закрепление изученного материала по теме «Пространственные и временные представления».

1

Числа от 1 до 10. Число о. Нумерация.

26ч

8.

Понятия «Много», «Один».Письмо цифры 1.

1

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке. Начиная с любого числа определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0  среди изученных чисел. Считать предметы по одному, парами, введение понятия «много»; развитие навыка написания цифр 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,0. Знать и воспроизводить понятия «много», «один».Знать состав чисел 2-10.

Познакомиться с арифметическими знаками, с понятиями «прибавить», «вычесть», «получится». Знать, воспроизводить понятия «прибавить», «вычесть», «получится», больше, меньше. Уметь читать математические предложения. Считать до 10 в прямом и обратном порядке. Познакомиться с новыми геометрическими объектами; точка, прямая, кривая, отрезок. Учиться составлять задачу. Знать геометрические объекты: ломаная линия, ее элементы

9.

Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

1

10.

Числа 1, 2, 3.    Письмо цифры 3.

1

11.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Вертикальное и горизонтальное расположение прямых линий.

1

12.

Числа 1, 2, 3. Знаки +, –, =.  

1

13.

Числа 1, 2, 3,4. Письмо цифры 4.

1

14.

Понятия  «длиннее»,  «короче»,  «одинаковые по длине».

1

15.

Числа от 1 до 5. Состав числа 5.

1

16.

Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Луч.

1

17.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Основное свойство прямых линий. Вычерчивание отрезков.

1

18.

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные.

1

19.

Знаки   > < = .     «Равенство.»  « Неравенство»

1

20.

Многоугольник.

1

21.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Обозначение геометрических фигур латинскими буквами.

1

22.

Числа 6, 7. Письмо цифры 6.

1

23.

Числа 6, 7. Письмо цифры 7.

1

24.

.Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

1

25.

Числа 8, 9. Письмо цифры  9.

1

26.

Число 10. Запись числа 10.

1

27.

Единица длины -  сантиметр.

1

28.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» . Схематический  чертеж как результат сравнения двух групп предметов.

1

29.

Понятия «увеличить на…» ,  «уменьшить на…»

1

30.

Закрепление  Понятий «увеличить на…»,  «уменьшить на…».

Число 0.

1

31.

Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 10. Число 0»

1

32.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Практическая работа. Конструирование модели самолета из полосок бумаги.

1

33.

Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 10. Число 0»

1

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

47ч

34.

Сложение и вычитание вида + 1, - 1. Знаки +, – , =.

1

Сформулировать правила сложения и вычитания с единицей, ввести названия знаков «плюс», «минус», «равно».

Научиться складывать и вычитать по 2. Ввести способ вычисления по частям, с помощью линейки. Знать случаи сложения с 2 и вычитания 2. Уметь пользоваться приемами сложения и вычитания числа 2. Знать термины «слагаемое», «сумма».Знать структуру задачи.  Знать таблицы сложения и вычитания с числом 2,3,4,5,6,7,8,9. Уметь применять переместительный закон сложения. Научить находить части суммы по известному целому и другой части. Знать взаимосвязь между сложением и вычитанием, уметь использовать это знание при решении примеров. Познакомить с названием компонентов при вычитании, научиться их использовать. Знать название компонентов при вычитании. Уметь читать примеры с использованием названий компонентов.

Уметь решать примеры, основываясь на знании состава чисел, задачи основных типов.

Освоить прием вычитания, основанный на знании состава чисел; знание таблицы сложения и соответствующих случаев вычитания. Подготовиться к решению  задач в два действия.

Уметь решать задачи основных типов. Познакомиться  с единицей массы – килограммом. Познакомиться с новой величиной, емкостью, и единицей ее измерения – литром. Знать понятия «емкость», «литр», уметь употреблять их в речи.

35.

Сложение и вычитание вида  +2, -2

1

36.

Слагаемые.  Сумма.

1

37.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» . Практическая работа. Конструирование аппликации песочницы.

1

38.

Структура задачи ( условие, вопрос)

1

39.

Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же  рисунку

1

40.

Таблица сложения и вычитания числа 2.

1

41.

Решение задач  на увеличение (уменьшение)  числа на несколько единиц.

1

42.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча.

Сравнение длин отрезков с использованием циркуля.

1

43.

Решение задач  на увеличение (уменьшение)  числа на несколько единиц.

1

44.

Странички для любознательных. Классификация объектов по заданному условию. Повторение изученного материала по теме «Слагаемые. Сумма»

1

45.

Повторение изученного материала по теме «структура задачи»

1

46.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» . Сантиметр как единица измерения длины. Вычерчивание отрезков заданной длины.

1

47.

Сложение и вычитание вида   +3,  - 3.

1

48.

Прибавление и вычитание числа 3.

1

49.

Таблица сложения и вычитания числа 3.

Присчитывание и отсчитывание по 3.

Решение задач  на увеличение (уменьшение)  числа на несколько единиц.

1

50.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Угол. Развернутый угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Сравнение и вычерчивание углов.        

1

51.

Решение простых задач с недостающими данными.

1

52.

Повторение изученного материала по теме таблица сложения и вычитания числа 3.

1

53.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Ломаная линия. Элементы ломаной: звено, вершина.

1

54.

Повторение изученного материала по теме таблица сложения и вычитания числа 3.

1

55.

Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав числа 7,8,9.

1

56.

Задачи на увеличение   числа на несколько единиц.

1

57.

Решение задач  на уменьшение  числа на несколько единиц.

1

58.

.Решение задач  на уменьшение  числа на несколько единиц.

1

59.

Сложение и вычитание вида  ± 4.

1

60.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Изготовление модели ломаной линии. Вычерчивание незамкнутой линии.

1

61.

Решение задач  на разностное сравнение чисел.

1

62.

Решение задач  на разностное сравнение чисел.

1

63.

Таблица сложения и вычитания числа 4.

1

64.

Переместительное свойство сложения.

1

65.

Переместительное свойство сложения  для случаев вида  + 9   + 8,   + 7,   +6,          + 5

1

66.

Странички для любознательных».

1

67.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Многоугольник - замкнутая линия.

Углы. Вершины. Стороны многоугольника.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».1

1

68.

Связь между суммой и слагаемыми.  

1

69.

Названия чисел при вычитании

 ( уменьшаемое,  вычитаемое разность)

Использование этих терминов при чтении записей.

1

70.

Вычитание в случаях вида  6 -   и   7-    8-     9-  10-  

1

71.

Состав чисел 6- ,  7-,  8–   и  9-.

1

72.

Состав чисел 8– ,  9-,10– 

1

73.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника. Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге.

1

74.

Таблица сложения и соответствующие случаи  вычитания .

1

75.

Обобщение  изученного материала.

Таблица сложения и соответствующие случаи  вычитания .

1

76.

Подготовка к решению задач в два действия.

1

77.

Подготовка к решению задач в два действия.

1

78.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование». Квадрат. Составление квадрата из заданных фигур. Вычерчивание квадрата на клетчатой бумаге.

1

79.

Единица массы – килограмм.

Определение массы предметов  с помощью весов, взвешиванием.

1

80.

Единица вместимости  литр.

Повторение пройденного « Что узнали. Чему научились»    

1

Числа от 1 до 20. Нумерация.

81.

Названия и последовательность чисел 11-20.

1

Знать названия чисел второго десятка, порядок следования при счете. Уметь строить ряд чисел от 11 до 20 присчитыванием по 1. Познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром, научить измерять длины отрезков.

Знать понятие «дециметр»

Уметь измерять длины отрезков с помощью линейки. Знать состав чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Уметь решать примеры и задачи изученных видов.

82.

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.

1

83.

Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром  и сантиметром.

1

84.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» . Изготовление моделей прямоугольника и квадрата заданных размеров.

1

85.

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации.

1

86.

Текстовые задачи в два действия.

План решения  задачи. Запись решения.

1

87.

Текстовые задачи в два действия.

План решения  задачи. Запись решения. « Странички для любознательных»

1

88.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Дециметр и метр как единицы измерения длины.

1

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.

25ч

89.

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

1

Научиться сложению чисел с переходом через десяток дополнением первого слагаемого до 10. Уметь выполнять сложение чисел с переходом через десяток дополнением первого слагаемого до 10. Научиться вычитанию с переходом через десяток:

1) прием вычитания по частям.

2)прием, который основывается на   знании состава чисел 11-17и связи между суммой и слагаемыми.

90.

Сложение с переходом через десяток вида  +2,  + 3.

1

91.

Сложение с переходом через десяток вида +4.

1

92.

 Сложение с переходом через десяток вида + 5.

1

93.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Практическая работа « Изготовление геометрического набора треугольников».

1

94.

Сложение с переходом через десяток вида +6

1

95.

Сложение с переходом через десяток вида +7

1

96.

Таблица сложения.

1

97.

Таблица сложения.

1

98.

 Повторение пройденного « Что узнали. Чему научились»

1

99.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Практическая работа « Аппликации из геометрических фигур»

1

100.

Общие приемы вычитания с переходом через десяток.

1

101.

Вычитание вида 11 –.

1

102.

Вычитание вида 12 –.

1

103.

Вычитание вида 13 –.

1

104.

15.Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Знакомство с технологией оригами.

Изготовление способом оригами изделий « Гриб», « Бабочка».

1

105.

Вычитание вида 14 –.

1

106.

Вычитание вида 15 –.

1

107.

Вычитание вида 16 –.

1

108.

Вычитание вида 17 –, 18 - .

1

109.

«Странички для любознательных»

1

110.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование» Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий  « Рыба», « Зайчик».

1

111.

Повторение пройденного

«Что узнали. Чему научились»

1

112.

Закрепление материала по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток».

1

113.

Закрепление материала по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток».

1

Итоговое повторение.

114.

Решение задач на разностное сравнение.

1

Повторить способ решения задач на разностное сравнение; состав чисел второго десятка. Тренироваться в построении и измерении отрезка. Знать состав чисел второго десятка.

Уметь решать примеры и задачи изученных видов. Повторить состав чисел в пределах от 2 до 20.

115.

Решение задач на разностное сравнение.

1

116.

Решение задач в два действия.

1

117.

Решение задач в два действия.

1

118.

Наши проекты.

1

119.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

1

120.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

1

121.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

1

122.

Страничка для любознательных.

 «Что узнали, чему научились».

1

123.

Проверка знаний «Что узнали, чему научились».

1

Резервные уроки.

124.

Резервный урок 1.Мониторинг готовности к обучению.

1

125.

Резервный урок 2.Промежуточная диагностика. Проверочная работа.

1

126.

Резервный урок 3.Итоговый мониторинг образовательных достижений.

1

127.

Резервный урок 4.Промежуточная аттестация. Проверочная работа.

1

Итого

127ч

4.Формы контроля

  • входной контроль (мониторинг готовности к обучению);
  • текущий (наблюдение, арифметический диктант, самоконтроль);
  • тематический контроль (проектная работа, практическая работа, самостоятельная работа);
  • промежуточный контроль (тест);
  • итоговый контроль ( промежуточная аттестация).

5.Учебно-методическое обеспечение программы

  • «Математика» 1класс ( 1-2)  Моро М. И. , Бантова М.  А., Бельтюкова Г. А., Москва « Просвещение» .
  • « Рабочая тетрадь»  1класс  (1 -2)Моро М. И., Волкова С. И. Москва.Просвещение .
  • Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике 1 -4 класс.          Москва    Просвещение.
  • Ракитина М. А. Дидактические материалы. 1класс.Москва  АСТ.
  • .Рудницкая В.Н. Тесты по математике .1 класс. Москва АСТ.
  • Уроки математики. 1 класс. Пособие для учителя. Степанова С.В.
  • Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен.
  • Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ.
  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен».
  • Дидактическое пособие «Математическая пирамида»
  • Дидактическое пособие «Спектра»
  • Дидактическое пособие «Палитра»
  • Дидактическое пособие «Арифметика – 1»
  • Дидактическое пособие «Кораблики»

  1. Список литературы.

  1. ФГОС НОО.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».
  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России». Издательство «Просвещение».
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ №53.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение».
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях.

Содержание тем учебного курса.

1 класс (127 ч)
Пространственные и временные отношения. Геометрические фигуры.
Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме 9 круглый, квадратный, треугольный и др.)
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, выше – ниже, слева – справа, ближе – дальше, спереди – сзади, после, между. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.. Сравнение групп предметов.

Числа от 1 до 10 и число 0.
Нумерация.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Число 0. Его получение и обозначение. 
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «больше», «меньше», «равно».
Состав чисел 2,3,4,5. 
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершин, стороны многоугольника.
Длина отрезка. Единица длины: сантиметр.
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов).
Сложение и вычитание.
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «+» (плюс), «-»(минус), «=»(равно).
Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без скобок. 
Переместительное свойство сложения. 
Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. 
Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Отношения «больше на…», «меньше на …». Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Сложение и вычитание с числом 0. 
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20.
Нумерация .
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. 
Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17-7, 17 - 10.
Сравнение чисел с помощью вычитания.. 
Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. 
Единица массы: килограмм. 
Единица вместимости: литр. 
 Табличное сложение и вычитание.

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1-2 действие на сложение и вычитание.
Итоговое повторение.

Внутрипредметный модуль «Математика и конструирование» 21ч.

Цели изучения курса:

  • создание  благоприятных условий для  полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
  • организация работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.

Основное содержание модуля «Математика и конструирование» представлено двумя крупными разделами: « Геометрическая составляющая» и « Конструирование».

3. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1.

Точки пересечения прямых линий.

Вертикальное и горизонтальное расположение прямых линий.

Основное свойство прямых линий.

Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине

Обозначение геометрических фигур буквами

Схематический  чертеж как результат сравнения двух групп предметов.

Практическая работа. Конструирование модели самолета из полосок бумаги.

Практическая работа. Конструирование аппликации песочницы.

Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча.

Сравнение длин отрезков с использованием циркуля.

Сантиметр как единица измерения длины.

Вычерчивание отрезков заданной длины.

Угол. Развернутый угол.

Виды углов: прямой, острый, тупой.

Сравнение и вычерчивание углов.

Ломаная линия. Элементы ломаной: звено, вершина.

Изготовление модели ломаной линии. Вычерчивание незамкнутой линии.

Многоугольник - замкнутая линия.

Углы. Вершины. Стороны многоугольника.

Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.

Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге.

Квадрат. Составление квадрата из заданных фигур.

Вычерчивание квадрата на клетчатой бумаге.

Изготовление моделей прямоугольника и квадрата заданных размеров.

Дециметр и метр как единицы измерения длины.

Практическая работа « Изготовление геометрического набора треугольников.»

Практическая работа « Аппликации из геометрических фигур»

Знакомство с технологией оригами.

Изготовление способом оригами изделий « Гриб», « Бабочка», « Рыба», « Зайчик».

2.

3

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20-21.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты.

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии; уважительное отношение к семейным
  • ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
  • заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к  

           работе на результат   

 Метапредметные результаты.

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, настроения рассуждений, отнесение к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; излагать и аргументировать своё мнение.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

  •   Предметные результаты.

 К концу обучения в первом классе ученик научится:

  • называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
  • называть натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
  • определять число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
  • распознавать геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);

различать:

  • число и цифру;
  • знаки арифметических действий;
  • круг и шар, квадрат и куб;
  • многоугольники по числу сторон (углов);
  • направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз,

снизу вверх);

читать:

  • числа в пределах 20, записанные цифрами;
  • записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5  2 = 10, 9 : 3 = 3;

сравнивать

  • предметы с целью выявления в них сходства и различий;
  • предметы по размерам (больше, меньше);
  • два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
  • данные значения длины;
  • отрезки по длине;

воспроизводить:

  • результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
  • результаты табличного вычитания однозначных чисел;
  •  способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

распознавать:

  • геометрические фигуры.

Ученик получит возможность научиться:

моделировать:

  • отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
  • ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

характеризовать:

  • расположение предметов на плоскости и в пространстве;
  • расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
  • результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
  • предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
  • расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

анализировать:

  • текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

классифицировать:

  • распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

упорядочивать:

  • предметы (по высоте, длине, ширине);
  • отрезки в соответствии с их длинами;
  • числа (в порядке увеличения или уменьшения);конструировать:
  • алгоритм решения задачи;
  • несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

контролировать:

  • свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);оценивать:
  • расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
  • предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);решать учебные и практические задачи:
  • пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
  • записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
  • решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
  • измерять длину отрезка с помощью линейки;
  • изображать отрезок заданной длины;
  • отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
  • выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, (содержащих скобки);
  • ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.10

2. Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания:

развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения; формирование интеллектуальных познавательных учебных действий, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.); обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Формы и средства контроля знаний:

  • входной мониторинг готовности к обучению;
  • самоконтроль - при введении нового материала;
  • взаимоконтроль - в процессе его отработки;
  • итоговый мониторинг образовательных достижений.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Состав учебно-методического комплекса по предмету

Для учащихся

Для учителя

  • Моро М.И., Степанова С В , Волкова С И . Математика. 1 класс в 2-х частях.
  • Рабочая тетрадь по математике в 2-х частях.
  • Авторы Моро М.И., Степанова С.В.
  • Дидактическое пособие «Спектра»
  • Дидактическое пособие «Палитра»
  • Дидактическое пособие «Арифметика – 1»
  • Дидактическое пособие «Кораблики»
  • Дидактическое пособие «Математическая пирамида»
  • «Математика» 1класс ( 1-2)  Моро М. И. , Бантова М.  А., Бельтюкова Г. А., Москва « Просвещение» 2011.
  • « Рабочая тетрадь»  1класс  (1 -2)Моро М. И., Волкова С. И. Москва     Просвещение 2011.
  • Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике 1 -4 класс.          Москва    Просвещение 2007.
  • Ракитина М. А. Дидактические материалы. 1класс.Москва  АСТ 2009.
  • .Рудницкая В.Н. Тесты по математике .1 класс. Москва АСТ  2010.
  • Уроки математики. 1 класс. Пособие для учителя. Степанова С.В.
  • Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2007.
  • Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001.
  • Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2009

  1. Список литературы.

  1. ФГОС НОО.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».
  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России». Издательство «Просвещение».
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ №53.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение».
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях.

Целями внутри предметного модуля являются:

  • развитие интереса к математике как учебному предмету;
  • развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;
  • развитие мелкой моторики

Цели изучения курса:

  • создание  благоприятных условий для  полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
  • организация работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.

Задачи курса:

  • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Внутрипредметный модуль Математика и конструирование»

1. Точки пересечения прямых линий.

2. Вертикальное и горизонтальное расположение прямых линий.

3. Основное свойство прямых линий. Вычерчивание отрезков.

4. Обозначение геометрических фигур латинскими буквами.

5. Схематический  чертеж как результат сравнения двух групп предметов.

6. Практическая работа. Конструирование модели самолета из полосок бумаги.

7. Практическая работа. Конструирование аппликации песочницы.

8. Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча.

Сравнение длин отрезков с использованием циркуля.

9. Сантиметр как единица измерения длины.

Вычерчивание отрезков заданной длины.

10. Угол. Развернутый угол.

Виды углов: прямой, острый, тупой.

Сравнение и вычерчивание углов.        

11. Ломаная линия. Элементы ломаной: звено, вершина.

12. Изготовление модели ломаной линии. Вычерчивание незамкнутой линии.

13. Многоугольник - замкнутая линия.

Углы. Вершины. Стороны многоугольника.

14 Прямоугольник. Свойство сторон прямоугольника.

Вычерчивание прямоугольника на клетчатой бумаге.

15. Квадрат. Составление квадрата из заданных фигур.

Вычерчивание квадрата на клетчатой бумаге.

16. Изготовление моделей прямоугольника и квадрата заданных размеров.

17. Дециметр и метр как единицы измерения длины.

18. Практическая работа « Изготовление геометрического набора треугольников».

19. Практическая работа « Аппликации из геометрических фигур»

20. Знакомство с технологией оригами.

Изготовление способом оригами изделий « Гриб», « Бабочка».

21. Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий  « Рыба», « Зайчик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...