Урок по математике тема: Схема
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Артамонова Наталья Геннадьевна

Урок разработан по программе Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artamonova_n.g._urok_matematike_1_kl_shema.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Фамилия, Имя, Отчество автора загружаемого материла

Артамонова Наталья Геннадьевна

  1. Место работы , должность

МБОУ Яснинская  СОШ №2 ст Ясная Забайкальский край, учитель начальных классов

  1. Предмет

Математика

  1. Класс

1

  1. Название темы или раздела учебного курса

Длина. Сравнение. Измерение

  1. Тема учебного занятия.

Введение термина «схема». Изображение и чтение схемы.

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка учебного занятия

  1. Форматы файлов, содержащихся в архиве

*.notebook, *.doc

  1. Краткое описание

Урок разработан по программе Гармония Н.Б. Истомина.

Данный урок позволил активизировать внимание учащихся и способствовал развитию творческого мышления. На уроке школьники чувствовали свою успешность, свою интеллектуальность. Урок был организован таким образом, что практически все учащиеся были вовлечены в процесс учебной деятельности.

Технологическая карта урока

Учитель:

Артамонова Наталья Геннадьевна

Класс

1

Предмет:

Математика

Тема урока.

Введение термина «схема». Изображение и чтение схемы.

Тип урока.

Урок усвоения новых знаний.

Цель:

в результате изучения темы учащиеся познакомятся с понятием  «схема», учатся находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием схема.
  2. Научить находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению.
  3. Научить изображать в виде схемы данную ситуацию.
  4. Учить обосновывать в речевой форме соответствие схемы и ситуации.
  5. Ввести  в речевую практику термины: «схема».
  6. Продолжить работу над вычислительными  навыками.
  7. Способствовать  умению работать самостоятельно и в парах.
  8. Создать условия для развития наблюдательности, внимания, речи,  мыслительных операций.

Результа

ты:

    Личностные.

по отношению к предметным ЗУНам:

  • Осознание практической важности   изображения ситуаций с помощью схемы.

по отношению к метапредметным ЗУНам:

  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; работать с учебником; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах.

    Метапредметные.

РУУД:

  • Умение ставить и формулировать цель предстоящей учебной деятельности;
  • Умение выявлять проблему;
  • Умение составлять план и последовательно выполнять свои действия;
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

ПУУД:

  • Умения использовать научные методы познания;
  • Умение моделировать зависимость между группами предметов и математическим действием сложения;
  • Умения извлекать необходимую информацию из разных источников (сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
  • Умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме;

КУУД:

  • Умение соблюдения  позиции «понимающего», корректировать своё поведение;
  • Умение работать в парах, вступать в диалог;
  • Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

   Предметные:

  • Умение составлять равенства на основе предложенной схемы;
  • Умение изображать равенства на схеме;
  • Формирование навыков табличного сложения;
  • Применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Этапы урока

Цель этапа

Методы и приёмы орг

Действия учителя

Действия обучающихся

Орг. момент

Цель учителя:

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Цель учащихся:

Подготовиться к продук

тивной  рабо

те на уроке.

Беседа

--Все расселись по местам, никому не тесно? 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Вы  готовы открывать что-то новое?

- Тогда вперед!

- Милое солнышко,
Ярче нам свети!
Нам с тобою, солнышко,
Вместе по пути.
 

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Актуализация знаний

Цель учителя:

Повторить изученный материал, необходи

мый для «открытия нового знания».

Цель учащихся:

Совершенст

вовать счётные навыки для открытия новых знаний

Наблюдение, сравнение, анализ.

На доске выражения:

35 – 4 = 31    68 – 20 = 48   58 – 24 = 34

43 – 2 =  41   75 – 40 = 35   97 – 35 = 62

15 – 5 = 10    82 – 80 = 2     24 – 13 = 11

- Что вы заметили? Сравните столбики выражений. Что общего и чем они отличаются?  

- Найдите значения выражений.  (Дети по очереди выходят к доске.)

- Найдите среди значений разности самое маленькое двузначное число и самое маленькое значение  разности. ( 10 и 2)

- Какие задания можно предложить? Что можно сделать с этими числами? (Сравнить числа. Составить равенства на сложение и вычитание.)

10 > 2

10 + 2 = 12

10 – 2 = 8

- Посмотрите на равенства:

10 - 2 = 8        10 + 2 = 12          

- Что можно сделать с этим равенством? (Прочитать по-разному. Изобразить на числовом луче.  Составить рисунок.  Показать с помощью отрезков. )  

- А как с помощью рисунка и отрезков показать,  на сколько  10 > 2.

Показ на доске всех предложенных действий и в тетрадях.

Высказывания учеников.

Регулятивные:

ученик получит возможность научиться контролировать свою деятельность выполнения задания.

Познавательные:

владеть общими приемами выполнения вычислений.

Включаются в учебную деятельность.

Ответы учеников.

Постановка проблемы и мотива

ция учебной деятельности

Цель учителя:

Обсуждение затруднений подвести к теме урока.

Цель учащихся:

Выявить причину затруднения и сформулиро

вать тему урока.

Постановка  проблемной ситуации.

- Маша и Миша решили на отрезках показать следующую ситуацию:

«Длина шага папы на 30 см больше, чем длина шага Вовы.»

- Миша, сказал, что этого сделать нельзя, т. к. не знаем длину шага Вовы и отрезок длиной в 30 см в тетради не помещается. Маша сказала, что это можно сделать. Учитель подтвердил, что можно. Как это сделать?

 - Наша задача: познакомиться всем с новым рисунком, составленным  с помощью отрезков

Познавательные универсальные  действия общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем,

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Откры

тие нового знания

Цель учителя:

Разъяснить понятие схема..

Цель учащихся:

Осознать смысл  составления схемы с помощью отрезков.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности . (Учебный диалог и моделирование. Анализ, сравнение, обобщение

Работа в группах на индивидуальных листах.

- Кто смог справиться? Как вы это выполнили?  

Дети вывешивают свои варианты решения.

-(Если не справились, то читаем в учебнике на с. 94)

 

- Как называется этот рисунок?

(Схема)

- Расскажите, что изображено на схеме.

- Что обозначает отрезок АК. Известна ли его длина?

- Что обозначает отрезок  КМ?  МЕ?

         - Какова же тема урока?  (Введение схем.) Задачи:

1 Научиться чертить схемы к предложенным  заданиям.

2  Научиться составлять выражения по предложенным схемам.

Свободные высказывания детей.

Первичное проверка понима

ния.

Цель учителя:

Создать условия для проговаривания нового знания. Проверить осознание построения схем.

Цель учащихся:

Формировать умения употреблять в речи терминоло

гию и на практике составлять схемы к предложенным ситуациям.

Наблюдение, работа с учебником, анализ, обобщение, аналогия, сравнение.

- Начертим отрезок произвольной длины. Этот отрезок будет обозначать длину ручки.

- Как нарисовать отрезок, который обозначает карандаш. Если у него такая же длина, как у ручки?

 (Ученики чертят луч и с помощью циркуля   откладывают   на   нём   такой   же   по   длине   отрезок, которым обозначена ручка.)

  –   Теперь обозначьте отрезком закладку, которая короче ручки на 7 см.

- Обозначьте отрезком полоску бумаги, которая      длиннее ручки на 5 см.

Работа в тетрадях.

Физминутка

Цель учащихся:

Снять утомляе

мость и перенапряжение на уроке.

-Давайте немного отдохнём.  

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Первичное закрепле

ние.

Цель учителя:

Обобщить и систематизи

ровать знания и научить изображать равенства на схеме.

Цель учащихся:

Формировать умение выполнять схемы к выражениям и наоборот по схеме составлять выражения.

Анализ, сравнение, самостоятельная работа., самоконтроль.

 Первая схема в  задании 266 обсуждается коллективно.

Игра «Выбери схему»  (на таблице записаны схемы и выражения как в № 266) 

Прочитаем первое выражение. Кто догадался, какой от резок ему  соответствует? Докажи, почему МК? Как надо рассуждать? (аналогично разбирает под цифрами 2 и 3)

 Молодцы, ошибки вы не допустили. Верно подобрали отрезки

      Рисунок   и   выражение        1 помещаются   на   доске.   Для   того       чтобы назвать отрезок на схеме, который соответствует выражению,   учащиеся   используют   приём   «движения   руки».

      Ученик, стоящий у доски, заключает между ладонями левой     и правой рук отрезок АК и произносит: «Этот отрезок обозначает число 78». Затем он сдвигает левую руку вправо, помещает её в точку М и говорит: «Из отрезка АК уберу отре      зок АМ. Останется отрезок МК. Он соответствует выражению   78 – 48».

          Обсуждение схем 2 и 3 по заданию 266 можно организовать в парах. Один ученик показывает ладонями рук отрезки

на схеме, второй комментирует движение рук товарища.

- Какой отрезок соответствует значению второго выражения? Третьего?

Дети показывают на доске.

Выполнения задания в парах. Отчёт по выполненному заданию

Самостоятель-ная работа.

Цель учителя:

Проверить  у учащихся усвоение умения составлять схемы к  выражениям.

Цель учащихся:

Сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Парная работа..

- Составьте схемы к выражениям. Обсудите в парах.  На листочках дети чертят схемы к выражениям.

52 + 30   75 - 40

- У кого возникли затруднения?

Что не получилось?

Нужно ещё потренироваться?

На следующем уроке вы будете закреплять изученную тему

Проверка на доске.

- Самостоятельно  каждый в тетради составьте  по схемам выражения, соответствующие отрезкам АВ.:

     

  24                           30

                       М

А                                                            В

                             54

         

          40                             25

                       В        

А                                                             М

                                 65

Проверка по эталонам:24 + 30 65 – 25

- Запишите значения выражений.

Ученики предлагают свои варианты.

Повторение.

Цель учителя:

Повторить изученный материал.

Цель учащихся:

Совершенст

вовать счётные навыки.

Самостоятельная работа, контроль и самоконтроль.

№ 267

- Прочтите задание?  Изменится ли значение выражений?

Вычисление  значений выражений.

Самостоятельно составляют дети выражения по этому правилу в тетрадях.

Самостоятельно выполняют задание.

Рефлексия (подведе

ние итогов урока)

Цель учителя:

Дать эмоциональную оценку уровню сформированности знаний и умений у учащихся

Цель учащихся:

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов своей д

Рефлексия, контроль.

-Понравился урок?

- С каким понятием мы познакомились на уроке? Какие задачи ставили на уроке?

-Удалось решить поставленные задачи?

-Дополните фразы:

Я не понял…

Я понял, но…

Я понял…

Я понял и смогу объяснить другому…

- Покажите,  какое у вас настроение после нашего урока.

Спасибо за урок.

Высказывания учащихся.

Личностные:

занимать активную познавательную позицию; оценивать результат своей деятельности;

Регулятивные:

выделять и формировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике. Тема урока "Арифметические действия над числами" 4 класс

Бизнес-урокЦели урока: познакомить учащихся с экономическими понятиями, отработать навык решения задач; развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, закрепить прием деления н...

Конспект урока по математике. Тема "Алгоритм. Блок-схема".

Конспект урока по математике. Тема "Алгоритм. Блок-схема"....

Конспект открытого урока по математике Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». 1 класс

Конспект открытого урока по математике  Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10». 1 класс...

Самоанализ + конспект урока по математике. Тема: «Заниматика - занимательное путешествие в страну юных математиков».

Цели: сплочение классного коллектива; развитие речи, кругозора учащихся; развитие внимания, навыков устного счёта, абстрактного мышления;  развитие логики; повышение интереса к математике.Задачи:...

Конспект урока по математике. Тема: Контрольная работа по теме "Умножение и деление" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: создание атмосферы для проверки у обучающихся вычислительных навыков, умения решать задачи на умножение и деление, сравнивать выражения, устанавливать связи между компонента...

Конспект урока по математике. Тема: Контрольная работа по теме: "Умножение и деление" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление умения решать задачи умножением и делением, заменять действие сложения действием умножения, сравнивать выражения, находить периметр прямоугольника.Планируемые ре...