"Сравнение чисел"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Цели урока:

1. Научить правильно читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

2. Развивать познавательный интерес и умение рассуждать, делать выводы.

3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.

Оборудование:

 1. Интерактивный комплекс I-88WS с проектором и  системой управления

 

 2. Компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnenie_chisel.doc78 КБ
Office presentation icon sravnenie_chisel.ppt380.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике с детьми ОВЗ в 4 классе.

Тема Сравнение чисел.

Цели урока: 

1. Научить правильно читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

2. Развивать познавательный интерес и умение рассуждать, делать выводы.

3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.

Оборудование:

 1. Интерактивный комплекс I-88WS с проектором и  системой управления

 2. Компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: - Сегодня математика продолжает ставить перед вами трудные задачи, на которые вы постараетесь найти ответы, рассуждая и делая выводы. Вы знаете, что математику легче изучать через интересные задания и игры.

- Сегодня я вам предлагаю провести очередной тур игры «Что? Где? Когда?» между знатоками 4а и 4б классов. В этом туре вы отвечаете на вопросы знатоков 4а класса. Для проведения игры, которая состоит из четырех раундов, вам необходимо разделиться по группам-командам.

  1. Устный счет

Учитель: - Сначала убедимся, что вы готовы к испытаниям. Для этого проведем разминку в форме тестирования.

Тестовые  задания

( * - правильный ответ)

  1. Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит в разряде десятков:

а) 250   *

б) 501

в) 205

г) 951  *

  1. Определите правильную запись числа шесть тысяч девять:

а) 6909

б) 609

в) 6009  *

г) 6090

  1. Назовите правильную запись числа 975 в виде суммы разрядных слагаемых:

а) 9+7+5

б) 900+70+5  *

в) 970+5

г) 90+700+5

  1. Назовите те выражения, значения которых содержат тридцать десятков (предлагается работа в черновиках):

а) 312 – 4   (308*)

б) 305 + 6  (311)

в) 297 + 5  (302*)

г) 270 +43  (313)

Учитель: - Ребята, вы удачно провели разминку, начинаем  игру.

Вывод:

- С какими числами вы работали? (ответы учащихся);

- Сегодня мы продолжим работу с натуральными числами.

  1. Работа над новой темой
  1. Постановка проблемы.

Учитель: - Внимание на экран. Сегодня задания вам предлагают знатоки 4а класса.

           «Найти закономерность, заполнить «окошки» в таблице и ответить на вопросы»

Работа в группах

1-ый раунд

372

905

109,706,581,863

      1. В чем выражена закономерность?

 2. Какое самое маленькое число? Самое большое число?

      3. Какие действия вы знаете и умеете выполнять с натуральными числами?

      4. Какую операцию можно провести с данными многозначными числами?

      5. Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

Сравнение многозначных чисел

Учитель: - Для чего нужно уметь сравнивать многозначные числа? (ответы учащихся)

     - Цель нашего урока: Вывести правило сравнения чисел и научиться его применять.

                

 (ЗАПИСЬ в тетради числа, темы урока)

  1. Составление 1 алгоритма сравнения чисел

Учитель: - У нас есть первые финалисты по итогам первого раунда. Это команда … Продолжаем игру. Посмотрите на доску и определите, какое задание вам  предлагается выполнить 

Фронтальная работа

2-ой раунд

                                            (запись на доске)

42

347

75326

420

5489

6421

- Каким способом можно сравнивать числа?

- На какие знания вы опирались при сравнении чисел? (ответы учащихся)

Учитель: - Я предлагаю вам вывести алгоритм сравнения чисел.

Составление 1 алгоритма

- Чтобы сравнить два числа мы должны сделать первый шаг:

1 алгоритм

                                        

ДА                                НЕТ                                      ДА                           НЕТ

Учитель: - Ребята, следующие шаги, вы узнаете, сыграв в игру «Продолжи фразу…»

1) – Число 45 по сравнению с числом 90 будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)

        - Действительно раньше? (ответы учащихся - Да)

        - Значит, оно по сравнению с числом 90 будет больше или меньше? (ответы учащихся)

2) – А по сравнению с числом 17 оно будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)

- Значит, оно будет больше или меньше?  (ответы учащихся)

3) – Число 100 по сравнению с числом 75 будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)

        - Точно позже? (ответы учащихся - да)

- Значит, оно будет больше или меньше?  (ответы учащихся)

4) – А по сравнению с числом 170 оно будет позже? (ответы учащихся)

- Значит, оно будет больше или меньше?  (ответы учащихся)

Вывод: Вы проговорили правило сравнения натуральных чисел с помощью алгоритма. В дальнейшем вы еще не раз будете составлять алгоритмы.

              Учитель: - Прочтем это правило в учебнике на стр.28.

                               - Для закрепления правила вам предлагается сравнить числа

  1. Закрепление применения 1 алгоритма.

Индивидуальная работа

I вариант                                                        II вариант

  1. 350

841        725

74                740

654        326

 Взаимопроверка в парах, сравнение с правильными ответами.

4. Физкультминутка

Закрыли глазки. Вдохнули глубоко. Задержали дыхание, выдохнули. (повторяется 3 раза). Подняли руки вверх, потянулись. Опустили руки на парты.

Зафиксировали взгляд на тренажере и повторили упражнения для глаз. (3 раза)

4) Составление 2 алгоритма сравнения чисел

Учитель: - По итогам 2-х раундов наибольшее количество баллов набирает команда … Начинаем 3-ий раунд.

3-ий раунд

Учитель: - В закодированных числах знатоки 4а класса  поставили следующие знаки.        

                 Правы ли они?

*** > ****

8***<3***

Восстановите запись и объясните, на какие знания вы опирались при сравнении чисел?

Вывод: - Многозначные числа можно сравнивать и поразрядно. Для этого сначала нужно определить одинаково ли число цифр в записи натуральных чисел.

  1. -Сравните количество цифр в записи 1-ой пары чисел.

Одинаково ли оно? (ответы учащихся - нет)

               -Значит, больше то число, в записи которого больше цифр.

  1. -Сравните количество цифр во второй паре. Одинаковое? (ответы учащихся - да)

-Какое число будет больше? (ответы учащихся - то, у которого цифра в первом несовпадающем разряде будет больше)

2 алгоритм

Нет                                                                                Да

- Вы получили еще один алгоритм сравнения натуральных чисел. Оба алгоритма однозначны. Прочтите правило в учебнике на стр.28.

- Как вы считаете, справились ли вы с заданием знатоков 4а класса?

  1. Работа над задачей по учебнику

Учитель: - Разгадав анаграмму, вы узнаете следующее задание.

ШЕРИ        ЧАДУЗА

(реши задачу)

Учитель: - Повторим алгоритм решения задачи на пропорциональное деление

  1. Чтение условия задачи и усвоение ее содержания.
  2. Анализ задачи и составление краткой записи в виде таблицы, под руководством учителя.

Изготовили за час (производительность)

Время работы

Всего деталей (выработка)

Р.

?

на ? больше

70

Уч.

?

42

а) О каких величинах говорится в задаче?

(о времени работы рабочего и ученика, о количестве вытачиваемых деталей рабочим и учеником, об изготовлении за час)

б) Уточним, какие числовые значения соответствуют этим величинам.

  1. Поиск решения задачи.

- Можно ли сразу узнать, на сколько деталей за 1 час больше вытачивает рабочий, чем ученик? (Нет, так как мы не знаем, сколько за 1 час вытачивает рабочий и сколько за 1 час вытачивает ученик)

- Можно ли узнать, сколько изготавливает деталей рабочий за 1 час (Да, нужно его выработку разделить на время его работы)

- Ученик за 1 час? (Да, нужно его выработку разделить на время его работы)

- Зная производительность рабочего и ученика, можно ли ответить на вопрос задачи? (Да, для этого из большего числа вычтем меньшее)

4. План решения

  1. Узнаем, сколько за 1 час изготавливает деталей рабочий (действие - деление)
  2. Узнаем, сколько за 1 час изготавливает ученик (действие - деление)
  3. Узнаем, на сколько больше деталей изготавливает рабочий, чем ученик (действие - вычитание)

5.Решение задачи самостоятельно

6.Составление выражения к задаче.

 

     7.Сравните с выражением в учебнике. В чем разница?   

Вывод: Чему мы учились, решая задачу? (ответы учащихся)

  1. Работа над заданиями на развитие логики и сообразительности

Учитель: - Знатоки 4 класса вступают в последний раунд игры против вас. 4-ый раунд определит сильнейшую команду. Они предлагают продолжить высказывание.

4-ий раунд

(блиц-опрос)

1. Один ослик вез 10кг сахару, а другой ослик – 10кг поп-корма. У кого поклажа была тяжелее? (одинаковая)

2. В первом ряду ребята поставили 6 солдатиков на расстоянии 5см один от другого, а во втором ряду – восемь солдатиков на расстоянии 3см один от другого. Какой ряд длиннее? (первый)

3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули, и наконец,  вытянули репку. Сколько пар глаз увидели эту репку? (6 пар глаз)

4. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный? (красный)

5. В ведро входит с литров воды, а в кастрюлю – в 7 раз меньше. Сколько литров входит в кастрюлю? На сколько объем ведра больше объема кастрюли? (с : 7, с – с : 7)

7. Итог урока

Учитель: - С какими способами сравнения натуральных чисел вы познакомились на уроке?  Назовите алгоритмы сравнения чисел.

- Для успешного усвоения нового материала мы использовали игру «Что? Где? Когда?», подведем итоги игры.

 

  1. Домашнее задание  

Правило стр.27, №123 стр.27.

Творческое задание: придумать 2 пары закодированных чисел.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработала: Учитель начальных классов Севастьянова В.Т. Тема урока: Сравнение чисел УРОК МАТЕМАТИКИ 4 КЛАСС

Слайд 2

1. Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит в разряде десятков: в) 205 г) 951 а) 250 б) 501 2. Определите правильную запись числа шесть тысяч девять: а) 6909 б) 609 в) 6009 г) 6090 3. Назовите правильную запись числа 975 в виде суммы разрядных слагаемых: а) 9+7+5 б) 900+70+5 в) 970+5 г) 90+700+5 4. Назовите те выражения, значения которых содержат тридцать десятков б) 305 + 6 а) 312 – 4 в) 297 + 5 г) 270 +43

Слайд 3

I тур 10972 900005 100908, 200706, 62185, 9986 Найдите закономерность и заполните пустые «окошки»

Слайд 4

II тур 42 347 75326 Определите, какое задание вам предлагается выполнить 420 5489 6421

Слайд 5

Сравнение чисел Определи место расположения числа в натуральном ряде чисел и ответь на вопрос. Когда его называют при счете? раньше? позже? Да Да Нет Нет Меньше Меньше Больше Больше

Слайд 6

III тур *** > **** Восстановите запись и объясните, на какие знания вы опирались при сравнении чисел? 8***<3***

Слайд 7

Сравнение чисел Одинаково ли число цифр в записи натуральных чисел? Да Нет Больше число, в записи которого больше цифр Больше число, у которого больше цифра в первом несовпадающем разряде слева

Слайд 8

Анаграмма ШЕРИ ЧАДУЗА РЕШИ ЗАДАЧУ

Слайд 9

Изготовили за час (производительность) Время работы Всего деталей (выработка) Р. ? на ? больше 7ч 70 Уч. ? 6ч 42

Слайд 10

IV тур Блиц-опрос 1. Один ослик вез 10кг сахару, а другой ослик – 10кг поп-корма. У кого поклажа была тяжелее? 2. В первом ряду ребята поставили 6 солдатиков на расстоянии 5см один от другого, а во втором ряду – восемь солдатиков на расстоянии 3см один от другого. Какой ряд длиннее? 3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули, и наконец вытянули репку. Сколько пар глаз увидели эту репку? 4. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный? 5. В ведро входит с литров воды, а в кастрюлю – в 7 раз меньше. Сколько литров входит в кастрюлю? На сколько объем ведра больше объема кастрюли?

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Правило стр.27, № 123 стр.27. Творческое задание : придумать 2 пары закодированных чисел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме: "Сравнение чисел, задачи на сравнение"

Урок с мультимедийным сопровождением по программе "Школа 2000"  Л.Г. Петерсон. цель урока: учить сравнивать числа, решать задачи на разностное сравнение чисел, развивать навык устного счета в пре...

Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение

Урок в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон...

Разработка урока математики "Сравнение чисел. Результат сравнения"

Разработка урока математики "Сравнение чисел. Результат сравнения"...

Урок по математике в 1 классе. Тема: «Устная нумерация чисел от 1 до 20. Названия и последовательность чисел второго десятка. Сравнение чисел».

Это урок «открытия» новых знаний. Цель этого урока -формировать  понятие о десятке; -ввести термины «однозначные  числа», «двузначные числа»; - познакомить с образованием чисел второго ...

Математика. Дистанционное обучение. Тема урока: «Устная нумерация чисел от 1 до 20. Названия и последовательность чисел второго десятка. Сравнение чисел».

Урок математики в 1 классе.Цели урока: формировать  понятие о десятке;-ввести термины «однозначные  числа», «двузначные числа»; - познакомить с образованием чисе...