Рабочая программа по математике 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Купчак Наталья Геннадьевна

Пояснительная записка к рабочей программе по математике 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014),  на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа  обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких  и методическими рекомендациями  ОС  «Школа 2100».

Цели изучения учебного предмета

В данном курсе математики цели изучения предмета  сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

 уметь

  • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
  • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Общая характеристика учебного предмета

 В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Место учебного предмета

Количество часов в учебном году – 136ч.

Количество часов в неделю – 4ч.

Тема, раздел

Кол-во часов в программе по предмету

Кол-во часов в рабочей программе по предмету

В том числе

контрольные работы

практическая часть предмета (внеаудиторные часы)

Раздел 1. Числа от 1 до 100

46

46

1

Повторение и обобщение материала, изученного во 2-м классе

10

10

Математический диктант

Контрольная работа

2

Внетабличное умножение и деление

25

25

Математический диктант

Контрольная работа

3

Доли

11

11

Математический диктант

Раздел 2. Числа от 1 до 1000

90

90

4

Числа от 1 до 1000 (нумерация)

11

11

Математический диктант

Контрольная работа

5

Сложение и вычитание в пределах 1000

26

26

Математический диктант

Контрольная работа

6

Умножение и деление чисел в пределах 1000

23

23

Математический диктант

Контрольная работа

7

Арифметические действия над числами в пределах 1000

20

20

Математический диктант

Комплексная контрольная работа

8

Повторение и обобщение изученного в 3-м классе

10

10

Контрольная работа

ИТОГО:

136

136

Результаты освоения учебного предмета

        Предметными результатами изучения курса «Математика» в третьем классе является формирование следующих учебных действий.

        Третьеклассники научатся:

 - использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

 - использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;

- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;

 -представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);

- выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;

 - осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел

 - осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;

 - использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительно свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;

  - читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с ис- пользованием названий компонентов;

- решать задачи в 1-2 действия на все арифметические действия арифметически способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

- находить значения выражений в 2—4 действия;

- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;

- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида a±x = b; ax = b; a:x = b;

- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;

- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины изученных единицах измерения;

- определять время по часам с точностью до минуты;

 - сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;

- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли - продажи (количество товара, его цена стоимость).

Учащиеся получат возможность научиться:

 - использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);

 - использовать при решении различных задач знание формулы пути;

-использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;

 - находить долю от числа, число по доле;

-  решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

- находить значения выражений вида a ±b; a* b; a : b при заданных значениях переменных;

- решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а ± х < Ь; а * x>l  

 - использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± о; а - х = с ± о; х ± а = с   Ь; а - х = с : Ь; х; а = с±Ь;

- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

- вычислять объём параллелепипеда (куба);

- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

- строить окружность по заданному радиусу;

- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

- узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;

- выделять из множества параллелепипедов куб;

-решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;

-читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;

-строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;

- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;

- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;

- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

 -правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;

-составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;

-составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);

-устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.

Содержание учебного предмета

Числа и операции над ними: Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

 Дробные числа: Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

 Сложение и вычитание чисел: Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 100:    Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число).      Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонентов. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100.  

  Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».

Величины и их измерение:    Объём. Единицы объёма: 1 см3,1 дм3,1 м3. Соотношения между единицами измерения объёма.    Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба).

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.    

Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины. Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.

 Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

Текстовые задачи:    Решение простых и составных текстовых задач.   Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.    Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии:    Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.    Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.    Изменение положения плоских фигур на плоскости.

Элементы алгебры:    Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; a• Ь; а :Ь.    Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < Ь; а ± х > Ь.    Решение уравнений вида: х + а = с ± Ь; а - х = с ± Ь; х ± а = с • Ь; а - х = с :Ь; х : а = с ± Ь\ а х = с ± Ь; а : х = с • Ь и т.д.

 Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.    Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики:    Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.    Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.    Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».    Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.    Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов.     Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.    Круговые диаграммы.

Занимательные и нестандартные задачи:    Уникурсальные кривые.    Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.    Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности существования.    Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.    3адачи на принцип Дирихле.

Итоговое повторение

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Математика. Учебник для 3-го класса. В 3-х частях / Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. – М.: Баласс, 2012.
  2.  Контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Информатика » для 3 класса. / Козлова С.А., Рубин А.Г. – М.: Баласс, 2012.
  3. 3. Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А.  Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3-го класса Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. – М.: Баласс, 2012.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. / Фельдштейн Д.И. – М.: Баласс, 2012.
  5. Школа 2100. Рабочие программы по всем предметам / Кузнецова И.В., Самойлова Е.А. – М.: Баласс, 2012.
  6. Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика». 3 класс. / Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. – М.: Баласс, 2012.
  7. Сборник задач по математике для начальной школы. Пособие для учителей начальных классов / Тонких А.П. – М.: Баласс, 2012.
  8. Стохастика в начальной школе. Сборник задач. Пособие для учителей начальных классов / Тонких А.П. – М.: Баласс, 2012.
  9. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...