Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деят-ти, формы орг-ии работы | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) |
1. Самоопределение к учебной деятельности. | -Ребята, сегодня мы побываем в гостях у Маши и Миши. На день рождения к Мише пришли мальчики Игорь, Олег и Руслан. При встрече Игорь, Олег, Руслан пожали друг другу руки. Подсчитайте число всех рукопожатий.
| Решают задачу на логическое мышление. |
| Личностные УУД: -формирование положительного отношения и интереса к изучению математики Коммуникативные УУД: -формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог при решении задачи. |
2.Актуализация знаний
| Семья Ивановых ждала гостей. Миша решил заранее продумать, как угостить друзей и разделить между ними торт, который испекла мама. -Какое математическое действие должен хорошо знать и выполнять Миша Иванов, чтобы никого не обидеть? (Действие деление, хорошо знать табличные случаи умножения) -А где вам может пригодиться знание табличных случаев умножения? (Дети приводят примеры, у учеников возникает внутренняя потребность включения в учебную деятельность) 1. Работа в группах. Игра «Угадай слово» -Найдите значение выражений и расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания: е – 2*3 н-6*6 и- 6*7 е – 9*3 д –12:6 е - 7*8 л – 36:4 (в результате получается слово «деление») 2. Повторение компонентов и результата действия деления. В парах выделите карточки с названиями компонентов и результата действия деления (предлагается избыточная информация: Слагаемое, делимое, множитель, вычитаемое, сумма и т.д.) (завершается работа проверкой и повторением компонентов и результата действия деления) 3. На доске записаны числа: 12, 5, 2; 14, 7, 2; 24, 3, 8; 6, 3, 18; 7, 5, 35; 8, 7, 56; 4, 24, 6; 8, 32, 4; 7, 21, 3. Задание: Найдите закономерность и составьте верные числовые равенства со знаком деления. Запишите в тетрадь. - Кому было легко выполнять это задание? Как вы думаете, почему ни у кого из вас не возникли затруднения при выполнении этого задания? 4.Решение примеров на деление.(Самостоятельно) 36:9 42:3 15:2 (Завершается этап проверкой решения и выявления примера, который вызвал затруднение) | - находят значение арифметических выражений (какого вида); составляют слово по результатам, - участвуют в математическом диалоге с одноклассниками и учителем при обсуждении зашифрованного слова, -повторяют названия результата и компонентов действия деления, осуществляют проверку решения примеров, -фиксируют возникшее затруднение при решении примера 15:2 (Работа в группах, в парах, индивидуальная)
| Знать: таблицу умножения, случаи табличного и вне табличного деления, названия компонентов и результата действия деления. Уметь: применять знания таблицы умножения и случаев вне табличного деления при выполнении устных и письменных вычислений, - называть компоненты результата действия деления.
| Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию; -самооценивание успешности или не успешности учебной деятельности; - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности; Регулятивные УУД: - оценивание успешности результатов выполнения заданий по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации при составлении слова; - умение структурировать знания при выполнении устных и письменных вычислений, уточнении названий компонентов и результата действия деления; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем; - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению); -умение договариваться, находить общее решение
|
3.Постановка проблемы | - Где возникло затруднение? - Почему оно возникло? - Какова тема и цель нашего урока? (Научиться решать примеры вида 15:2) Значит, сегодня мы продолжим изучать тему деление и познакомимся с новым видом деления. | - участвуют в математическом диалоге с одноклассниками и учителем при определении темы и цели урока; составляют план действий по решению проблемы | Знать: таблицу умножения, взаимосвязь между компонентами и результатами действия умножения и деления. Уметь: применять таблицу умножения | Личностные УУД: - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | 1.Практическая работа. -Как угостить друзей и разделить между ними конфеты, которые лежат в вазочке. - Разделите поровну 17 конфет на 3человека. - Что заметили? (поровну разделить не удалось). - Какое действие вы выполняли? (деление). Что получилось в результате? (что 2конфеты при делении остались ) - Как называется то, что осталось? (остаток). - А как это записать математическим выражением? Записываем на доске равенство, показывающее действие деления с остатком, выполненное Мишей и Машей: 17 : 3 = 5 (ост. 2). - Объясните, что означает каждое число в записи деления с остатком. ( делимое 17 означает количество конфет, делитель 3 означает число гостей, между которыми нужно разделить конфеты, значение частного 2 означает, что каждому гостю досталось по 2 конфеты, число 3 означает остаток, то есть количество конфет, которое осталось).
| - участвуют в учебном сотрудничестве при выполнении практического задания; - участвуют в математическом диалоге с одноклассниками и учителем; доказывают свой ответ | Знать: смысл действия деления на равные части. Уметь: определять смысл деления на равные части, осуществлять практически деление на равные части.
| Личностные УУД: - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при определении смысла деления на равные части; - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности Регулятивные УУД: - составление плана решения учебной задачи совместно с одноклассниками и учителем Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации при определении смысла деления на равные части, при осуществлении практически деления на равные части; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Логические УУД: - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем; - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению |
5.Решение проблемы. | 1. Работа по учебнику (№148, с.51) Учащиеся читают диалог Миши и Маши и знакомятся с делением с остатком. -Объясните, что обозначает каждое число в записи деления с остатком. 15 : 6 = 2 (ост. 3). – Почему в результате деления получилось число 2? – Какое число получится, если полученный результат умножить на делитель? 6 · 2 = 12. – Как вычислить остаток? 15 – 12 = 3 (ост.). 2. № 149,с.51.(решение задачи) Запишите решение этой задачи в виде одного выражения. 3 · 4 + 2 = 14 (с.) – было. – Разделите с остатком число 14 на число 4. 14 : 4 = 3 (ост. 2). 3. Физминутка | выполняют задания по учебнику | Знать: таблицу умножения, взаимосвязь между действиями умножения и деления. Уметь: объяснить, что обозначает каждое число в записи деления с остатком. | Личностные УУД: -проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действия деления с остатком. Регулятивные УУД: - оценивание успешности выполнения задания по критериям, определённым совместно с учителем при делении с остатком, опираясь на взаимосвязь между компонентами умножения, деления. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при делении с остатком Коммуникативные УУД: -умение формулировать свои затруднения при решении примеров на деление с остатком. |
6.Первичное закрепление. | 1.Работа по учебнику №150. Выполните деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления.(запись в тетрадь) 24 : 6 = 4 27 : 3 = 9 27 : 6 = 4 (ост. 3) 29 : 3 = 9 (ост. 2) 32 : 8 = 4 81 : 9 = 9 39 : 8 = 4 (ост. 7) 85 : 9 = 9 (ост. 4) – Чем похожи записи деления в каждой паре? (Одинаковое значение частного.) – Чем отличаются записи деления в каждой паре? (Деление с остатком и деление без остатка.) – Какое число нужно вычесть из делимого при делении с остатком, чтобы получить делимое соответствующего табличного случая деления? – Будет ли найденное число совпадать с остатком? (Будет.) № 151. -Почему с помощью табличного случая деления 42 : 7 = 6 можно разделить с остатком число 45 на число 7? – Выполните деление с остатком. 45 : 7 = 6 (ост. 3). – Почему выбранный табличный случай деления можно получить, выполнив действие в скобках в следующем выражении? Вычислите его значение. (45 – 3) : 7 = 42 : 7 = 6. – В полученном равенстве подчеркните соответственно одной и двумя чертами числа, которые получаются в результате деления с остатком числа 45 на число 7. – Всегда ли аналогичным образом можно получить по результатам деления с остатком соответствующий случай деления нацело? (Всегда.) №152. -Для того чтобы разделить с остатком число 67 на число 9, выберите сначала разность, значение которой можно разделить на 9 нацело. 67 – 4. – Вычислите значение выражения: (67 – 4) : 9 = 63 : 9 = 7 – Какие числа получаются при делении числа 67 на число 9? (Числа 7 и 4.) – Выберите верную запись деления 67 : 9. 67 : 9 = 7 (ост. 4). №153. -Можно ли разделить число 76 на число 9 нацело? (Нельзя.) – Перебирая числа в порядке убывания, начиная с числа 75, найдите первое число, которое можно разделить на 9 без остатка. (Число 72.) – Выполните это деление. 72 : 9 = 8. – Какие числа получатся в результате деления с остатком числа 76 на число 9? (Числа 8 и 4.) (76 – 4) : 9 = 8. – Сделайте полную запись деления с остатком числа 76 на число 9. 76 : 9 = 8 (ост. 4). 2.Составление алгоритма деления с остатком Перед вами карточки – помощники, подумайте, посовещайтесь в группах и расположите их в правильном порядке. Алгоритм деления с остатком. 1.Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка. 2.Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3.Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток. 4.Проверяем, остаток должен быть < делителя. | выполняют деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления.
| Знать: таблицу умножения Уметь: применять таблицу умножения при делении с остатком пользуясь алгоритмом, без остатка, опираясь на взаимосвязь между компонентами умножения, деления | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при составлении и применении алгоритма при решении примеров на деление с остатком, сравнении чисел; Регулятивные УУД: - составление (алгоритма) решения учебной задачи совместно с одноклассниками и учителем ; - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при составлении алгоритма деления с остатком Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в учебнике при решении примеров на деление с остатком; - умение структурировать знания при составление алгоритма; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при решении примеров на деление с остатком. Логические УУД: -сравнение при решении примеров на деление с остатком; - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при составлении алгоритма; - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при составлении алгоритма. Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при составлении алгоритма деления с остатком; -учет разных мнений и умение обосновать собственное при составлении алгоритма деления с остатком; -умение договариваться, находить общее решение при составлении алгоритма деления с остатком.
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой. | 1.Самостоятельная работа. (Работа в тетради на печатной основе с.42 №67) 2. Проверка в парах.
| -дети самостоятельно решают примеры на деление с остатком, - проверяют по эталону и оценивают свою работу (индивидуальная, парная) | Знать: таблицу умножения, между компонентами и результатами действия умножения и деления. Уметь: самостоятельно выполнять деление с остатком, пошагово сравнивая с алгоритмом. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при самостоятельном выполнении деления с остатком, осуществлении проверки, пошагово сравнивая с алгоритмом деления с остатком Регулятивные УУД: -выполнение учебной задачи при самостоятельном решении примеров на деление с остатком; - осуществление контроля результата решения учебной задачи по образцу Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия |
8.Включение в систему знаний и повторение. | 1. Работа по учебнику. №153. -Можно ли разделить число 76 на число 9 нацело? (Нельзя.) – Перебирая числа в порядке убывания, начиная с числа 75, найдите первое число, которое можно разделить на 9 без остатка. (Число 72.) – Выполните это деление. 72 : 9 = 8. – Какие числа получатся в результате деления с остатком числа 76 на число 9? (Числа 8 и 4.) (76 – 4) : 9 = 8. – Сделайте полную запись деления с остатком числа 76 на число 9. 76 : 9 = 8 (ост. 4). 2. Самостоятельная работа. (на листочках) Впиши пропущенные числа. 18 : 5 =___ (ост. 3) 20 : 3 = 6 (ост. __ ) ___ : 3 = 7 (ост. 3) 34 : 4 = ___(ост.2) 32 : 7 = 4 (ост. __ ) 77 : __= 8 (ост.5) | - решают примеры, повторение и закрепление ранее изученного (индивидуальная, фронтальная) | Знать: таблицу умножения, между компонентами и результатами действия умножения и деления. Уметь: самостоятельно выполнять деление с остатком, пошагово сравнивая с алгоритмом | Личностные УУД: -проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности Коммуникативные УУД: -учет разных мнений и умение обосновать собственное при решении примеров на деление с остатком; -умение аргументировать свое предложение при решении примеров |
9. Рефлексия деятельности. | 1.Подведение итогов урока -Какую цель мы ставили ? -Удалось достичь цели? -Каким способом? (проговаривание алгоритма) 2. Самооценка детьми собственной деятельности. - А сейчас заполните таблицу«+» - да; «-» - нет. № | Вопрос | +/- | 1 | Новая тема мне понятна |
| 2 | Я понял(а), как пользоваться алгоритмом |
| 3 | Я сумею найти частное и остаток |
| 4 | В самостоятельной работе у меня всё получилось |
| 5 | Я доволен(а) своей работой на уроке |
|
3. Домашнее задание. №72,73,с. 42, выучить алгоритм - Закончите предложение: На уроке я учился(ась)учиться:….
| Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают домашнее задание делают вывод, заканчивая предложение (фронтальная индивидуальная) | Знать: алгоритм деления с остатком Уметь: выполнять деление с применением алгоритма | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при выполнении деления с применением алгоритма Регулятивные УУД: - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД: -умение аргументировать свое предложение; -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
|