Технологическая карта урока математики в 4 классе ПНШ
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Урок математики является началом системы уроков, посвящённых теме "Деление с остатком" в 4 классе. На уроке учащиеся знакомятся с приёмом деления с остатком, составляют алгоритм деления с остатком, закрепляют знание таблицы умножения. Тема способствует привлечению познавательного материала, использованию элементов проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4klass_matematika.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе УМК «Перспективная начальная школа»

Раздел:  «Деление с остатком»

Тема: « Деление нацело и деление с остатком»

Цели – результаты:

Предметные: научиться понимать конкретный смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком с опорой на алгоритм, решать текстовые задачи

Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска;  карточки для самостоятельной работы, конфеты, лист самооценивания.

Этап урока

Содержание заданий (для учащихся)

Виды деят-ти, формы орг-ии работы

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (формирование УУД)

1. Самоопределение к учебной деятельности.

-Ребята, сегодня мы побываем в гостях у Маши и Миши. На день рождения к Мише пришли мальчики Игорь, Олег и Руслан.

При встрече Игорь, Олег, Руслан пожали друг другу руки. Подсчитайте число всех рукопожатий.

Решают задачу на логическое мышление.

Личностные УУД:

-формирование положительного отношения и интереса к изучению математики

Коммуникативные УУД:

-формирование умения

слушать и слышать собеседника, вести диалог при решении задачи.

2.Актуализация знаний

Семья Ивановых ждала гостей. Миша решил заранее продумать, как угостить друзей и разделить между ними торт, который испекла мама.

-Какое математическое действие должен хорошо знать и выполнять Миша Иванов, чтобы никого не обидеть? (Действие деление, хорошо знать табличные случаи умножения)

-А где вам может пригодиться знание табличных случаев умножения? (Дети приводят примеры, у учеников возникает внутренняя потребность включения в учебную деятельность)

1. Работа в группах. Игра «Угадай слово»

-Найдите  значение выражений и расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания:

 е – 2*3               н-6*6      
 и- 6*7                е – 9*3
 д –12:6              е - 7*8
л – 36:4
    

(в результате получается слово «деление»)

2.  Повторение компонентов и результата действия деления. 

В парах выделите карточки с названиями компонентов и результата действия деления (предлагается избыточная информация: Слагаемое,  делимое, множитель, вычитаемое, сумма и т.д.)

(завершается работа проверкой и повторением компонентов и результата действия деления)

3. На доске записаны числа:

12, 5, 2; 14, 7, 2; 24, 3, 8;

6, 3, 18; 7, 5, 35; 8, 7, 56;

4, 24, 6; 8, 32, 4; 7, 21, 3.

Задание: Найдите закономерность и составьте верные числовые равенства со знаком деления. Запишите в тетрадь.

- Кому было легко выполнять это задание? Как вы думаете, почему ни у кого из вас не возникли затруднения при выполнении этого задания?

4.Решение примеров  на деление.(Самостоятельно)

36:9           42:3      15:2

(Завершается этап проверкой решения и выявления примера,   который вызвал затруднение)

- находят значение арифметических выражений (какого вида);

составляют слово по результатам,

- участвуют в математическом диалоге с одноклассниками и учителем при обсуждении зашифрованного слова,

-повторяют  названия результата и компонентов действия деления,

осуществляют проверку решения примеров,

-фиксируют возникшее затруднение при решении примера 15:2

(Работа в группах, в парах, индивидуальная)

Знать:
таблицу умножения, случаи табличного и вне табличного деления,

 названия компонентов  и результата  действия деления.

Уметь:

применять знания таблицы умножения и случаев вне табличного деления при выполнении устных  и письменных вычислений,

- называть компоненты результата  действия деления.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию; 

-самооценивание успешности или не успешности учебной деятельности;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности; Регулятивные УУД:

- оценивание успешности результатов выполнения заданий по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации при составлении слова;

- умение структурировать знания  при выполнении устных  и письменных вычислений, уточнении названий компонентов и  результата  действия деления;

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению);

 -умение договариваться, находить общее решение

3.Постановка проблемы

- Где возникло затруднение?

- Почему оно возникло?

- Какова тема и цель нашего урока?

(Научиться решать примеры вида 15:2)

Значит, сегодня мы продолжим изучать тему деление и познакомимся с новым видом деления.

- участвуют в математическом диалоге с одноклассниками и учителем при определении  темы и цели урока;

составляют план  действий по решению проблемы

Знать:

таблицу умножения,

взаимосвязь  между компонентами  и результатами  действия умножения и деления.

Уметь:

применять таблицу умножения

Личностные УУД:

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и  учителем

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с учителем

4.Построение проекта выхода из затруднения.

1.Практическая работа.

-Как угостить друзей и разделить между ними конфеты, которые лежат в вазочке.

- Разделите поровну 17 конфет на 3человека.

- Что заметили? (поровну разделить не удалось).

- Какое действие вы выполняли? (деление). Что получилось в результате? (что 2конфеты при делении остались )

-  Как называется то, что осталось? (остаток).

- А как это записать математическим выражением? Записываем на доске равенство, показывающее действие деления с остатком, выполненное Мишей и Машей: 17 : 3 = 5 (ост. 2).

- Объясните, что означает каждое число в записи деления с остатком.

( делимое 17 означает количество конфет, делитель 3 означает число гостей, между которыми нужно разделить конфеты, значение частного 2 означает, что каждому гостю досталось по 2 конфеты, число 3 означает остаток, то есть количество конфет, которое осталось).

- участвуют в учебном сотрудничестве при выполнении практического задания;

 - участвуют в математическом диалоге с одноклассниками и учителем;

доказывают  свой ответ

Знать:

смысл действия деления на равные части.

Уметь:

определять смысл деления на равные части,

осуществлять практически деление на равные части.

Личностные УУД:

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при определении смысла деления на равные части;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- составление плана решения учебной задачи совместно с одноклассниками и учителем

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации при определении смысла деления на равные части,

при осуществлении практически деления на равные части;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме

Логические  УУД:

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство   

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению

5.Решение проблемы.

1. Работа по учебнику (№148, с.51)

Учащиеся читают диалог Миши и Маши и знакомятся с делением с остатком.

-Объясните, что обозначает каждое число в записи деления с остатком.

15 : 6 = 2 (ост. 3).

Почему в результате деления получилось число 2?

Какое число получится, если полученный результат умножить на делитель?

6 · 2 = 12.

Как вычислить остаток? 15 – 12 = 3 (ост.).

2. № 149,с.51.(решение задачи) Запишите решение этой задачи в виде одного выражения. 3 · 4 + 2 = 14 (с.) – было.

Разделите с остатком число 14 на число 4. 14 : 4 = 3 (ост. 2).

3. Физминутка

выполняют задания по учебнику

Знать:

таблицу умножения,

взаимосвязь между действиями умножения и деления.

Уметь:

объяснить, что обозначает каждое число в записи деления с остатком.

Личностные УУД:

-проявление личностной заинтересованности в

приобретении и расширении  знаний и способов действия деления с остатком.

Регулятивные УУД:

- оценивание успешности выполнения задания по критериям, определённым совместно с учителем  при  делении с остатком, опираясь  на взаимосвязь между компонентами  умножения, деления.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при  делении с остатком

Коммуникативные УУД:

-умение  формулировать свои затруднения при решении примеров на деление с остатком.

6.Первичное закрепление.

1.Работа по учебнику

№150. Выполните деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления.(запись в тетрадь)

24 : 6 = 4                   27 : 3 = 9

27 : 6 = 4 (ост. 3)     29 : 3 = 9 (ост. 2)

32 : 8 = 4                 81 : 9 = 9

39 : 8 = 4 (ост. 7)   85 : 9 = 9 (ост. 4)

Чем похожи записи деления в каждой паре? (Одинаковое значение частного.)

Чем отличаются записи деления в каждой паре? (Деление с остатком и деление без остатка.)

Какое число нужно вычесть из делимого при делении с остатком, чтобы получить делимое соответствующего табличного случая деления?

Будет ли найденное число совпадать с остатком? (Будет.)

151.

-Почему с помощью табличного случая деления

 42 : 7 = 6 можно разделить с остатком число 45 на число 7?

Выполните деление с остатком. 45 : 7 = 6 (ост. 3).

Почему выбранный табличный случай деления можно получить, выполнив действие в скобках в следующем выражении? Вычислите его значение.

 (45 – 3) : 7 =        42 : 7 = 6.

В полученном равенстве подчеркните соответственно одной и двумя чертами числа, которые получаются в результате деления с остатком числа 45 на число 7.

Всегда ли аналогичным образом можно получить по результатам деления с остатком соответствующий случай деления нацело? (Всегда.)

152.

-Для того чтобы разделить с остатком число 67 на число 9, выберите сначала разность, значение которой можно разделить на 9 нацело. 67 – 4.

Вычислите значение выражения: (67 – 4) : 9 =

 63 : 9 = 7

Какие числа получаются при делении числа 67 на число 9? (Числа 7 и 4.)

Выберите верную запись деления 67 : 9.

67 : 9 = 7 (ост. 4).

153.

-Можно ли разделить число 76 на число 9 нацело? (Нельзя.)

Перебирая числа в порядке убывания, начиная с числа 75, найдите первое число, которое можно разделить на 9 без остатка. (Число 72.)

Выполните это деление.

72 : 9 = 8.

Какие числа получатся в результате деления с остатком числа 76 на число 9? (Числа 8 и 4.) (76 – 4) : 9 = 8.

Сделайте полную запись деления с остатком числа 76 на число 9. 76 : 9 = 8 (ост. 4).

2.Составление алгоритма деления с остатком

Перед вами карточки – помощники, подумайте, посовещайтесь в группах и расположите их в правильном порядке.

Алгоритм деления с остатком.

1.Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.Вычитаем из делимого  наибольшее число – это остаток.

4.Проверяем, остаток должен быть < делителя.

выполняют деление с остатком, используя для этого соответствующие табличные случаи деления.

Знать:

таблицу умножения

Уметь:

применять таблицу умножения при делении с остатком

пользуясь алгоритмом,

 без остатка, опираясь  на взаимосвязь между компонентами  умножения, деления 

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при составлении и применении  алгоритма при решении примеров на деление с остатком, сравнении чисел;

Регулятивные УУД:

- составление (алгоритма) решения учебной задачи совместно с одноклассниками и учителем ;

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем  при  составлении алгоритма деления с остатком

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при решении примеров на деление с остатком;

- умение структурировать знания при составление алгоритма;

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме при  решении примеров на деление с остатком.

Логические  УУД:

-сравнение при решении примеров на деление с остатком;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при составлении алгоритма;

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства  при составлении алгоритма.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при составлении алгоритма деления с остатком;

-учет разных мнений и умение обосновать собственное при составлении алгоритма деления с остатком;

-умение договариваться, находить общее решение при составлении алгоритма деления с остатком.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой.

1.Самостоятельная работа.

(Работа в тетради на печатной основе с.42 №67)

2. Проверка в парах.

-дети самостоятельно решают примеры на деление с остатком,

- проверяют по эталону и оценивают свою работу

(индивидуальная, парная)

Знать:

таблицу умножения, между компонентами  и результатами  действия умножения и деления.

Уметь:

самостоятельно  

выполнять деление с остатком,

пошагово сравнивая с алгоритмом.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при самостоятельном выполнении деления с остатком, осуществлении проверки, пошагово сравнивая с алгоритмом деления с остатком

Регулятивные УУД:

-выполнение учебной задачи при самостоятельном решении примеров на деление с остатком;

- осуществление контроля результата решения учебной задачи по образцу

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия

8.Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа по учебнику. №153.

-Можно ли разделить число 76 на число 9 нацело? (Нельзя.)

Перебирая числа в порядке убывания, начиная с числа 75, найдите первое число, которое можно разделить на 9 без остатка. (Число 72.)

Выполните это деление.

 72 : 9 = 8.

Какие числа получатся в результате деления с остатком числа 76 на число 9? (Числа 8 и 4.) (76 – 4) : 9 = 8.

Сделайте полную запись деления с остатком числа 76 на число 9.

76 : 9 = 8 (ост. 4).

2. Самостоятельная работа. (на листочках) Впиши пропущенные числа.

18 : 5 =___ (ост. 3)

 20 : 3 = 6 (ост. __ )

___ : 3 = 7 (ост. 3)

34 : 4 = ___(ост.2)

32 : 7 = 4 (ост. __ )

77 : __= 8 (ост.5)

- решают примеры, повторение и закрепление ранее изученного

(индивидуальная, фронтальная)

Знать:

таблицу умножения, между компонентами  и результатами  действия умножения и деления.

Уметь:

самостоятельно  

выполнять деление с остатком,

пошагово сравнивая с алгоритмом

Личностные УУД:

-проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

-учет разных мнений и умение обосновать собственное при решении примеров на деление с остатком;

-умение аргументировать свое предложение при решении примеров

9. Рефлексия деятельности.

1.Подведение итогов урока

-Какую цель мы ставили ?

-Удалось достичь цели?

-Каким способом?

(проговаривание алгоритма)

2. Самооценка детьми собственной деятельности.

- А сейчас заполните таблицу«+» - да;  «-» - нет.

Вопрос

+/-

1

Новая тема мне понятна

2

Я понял(а), как пользоваться алгоритмом

3

Я сумею найти частное и остаток

4

В самостоятельной работе у меня всё получилось

5

Я доволен(а) своей работой на уроке

3. Домашнее задание.

№72,73,с. 42, выучить алгоритм

- Закончите предложение:

На уроке я учился(ась)учиться:….

Отвечают на вопросы,

заполняют таблицу,

записывают домашнее задание

делают вывод, заканчивая предложение

(фронтальная

индивидуальная)

Знать:

алгоритм деления с остатком

Уметь:

выполнять деление с применением алгоритма

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при выполнении  деления с применением алгоритма

Регулятивные УУД:

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные УУД:

-умение аргументировать свое предложение;

 -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...