Меры времени. Календарь, 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Данный урок математики во 2 классе по системе Л.В. Занкова несомненно будет интересен учителям, работающим по разным  учебно-методическим комплектам использованными в нём разнообразными методическими приёмами, помогающими учителю формировать у детей основные ключевые компетенции. Для активизации самостоятельной мысли детей учитель учит их навыкам исследовательской деятельности через организованные рассуждения, выдвигаемые предположения, учит работать сообща в атмосфере сотрудничества с одноклассниками и учителем. В зависимости от уровня класса предложенный объём может быть расширен и дополнен заданиями, прямо или косвенно связанными с данной темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mery_vremeni.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 классе по системе Л.В. Занкова

Тема: Меры времени. Календарь.

Цель:

  1. обобщить знания учащихся о единицах измерения времени;
  2. формировать навыки работы с часами и календарём, учить измерять время;
  3. закрепить понятие неравенства и навык работы с ними;
  4. развивать навык применения приёмов рассуждения и умозаключения;
  5. формировать коммуникативные умения работы в малых группах;
  6. учить строить различные прямоугольники, имеющие одинаковые периметры;
  7. формировать желание ценить время.

Оборудование: учебник «Математика. 2 класс» /Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н./; таблица «Меры времени», карманные календари у каждого ученика.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Определение темы урока.

Учитель: Отгадайте два зашифрованных слова и назовите тему сегодняшнего урока.

На доске прикреплены карточки. Дети по очереди выходят к доске, выполняют действие по своей карточке и записывает букву в сводную таблицу.

55 - Р

27

53 - Е

36

67 - М

38

Ы - 18

57

80 - Н

34

В - 46

32

И - 24

27

29

17

28

75

78

28

17

29

17

46

51

Учитель: Какова тема нашего урока?

Дети: Меры времени.

Учитель: А что такое время? Какими свойствами оно обладает?

Дети: Время – это мера длительности всего происходящего, существующего.  Оно обладает такими свойствами как длительность, неповторимость, необратимость.

Учитель: Молодцы! А какие задачи мы можем поставить сегодня перед собой на уроке?

Дети: Учиться определять время по часам, узнать чего-нибудь нового о времени.

III. Работа над новым материалом.

1. Актуализация знаний.

На доске прикреплены карточки с названиями мер времени.

Сутки, месяц, минута, неделя, час, секунда, год.

Учитель: Ребята, какое задание можно выполнить с этими карточками?

Дети: Расположить эти понятия в порядке убывания или увеличения их значений.

Учитель: Очень хорошее задание. Но чтобы его выполнить правильно, мы с вами сначала должны уточнить смысл всех этих понятий. Итак, дорогие мои, что такое «сутки»?

Дети: Сутки – это единица времени, состоящая из утра, дня, вечера и ночи. Сутки равны 24 часам. Сутки - это период вращения Земли вокруг своей оси.

Учитель: «Месяц»?
Дети: Месяц - промежуток времени приблизительно равный 1/12 от года и в среднем составляет 30 дней.

Учитель: «Минута»?

Дети: Из минут состоит час. А я знаю, что минута – это единица времени равная 60 секундам.

Учитель: А как вы понимаете слово «неделя»?

Дети: Неделя - промежуток времени равный 7 дням.

Учитель: Что мы знаем о часе?

Дети: Час - единица времени равная 60 минутам.

Учитель: А что вы можете сказать о «секунде»?

Дети: Секунда – самая маленькая единица времени.

Учитель: Последнее понятие – «год».

Дети: Год - промежуток времени равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.

Учитель: Теперь нам ничто не мешает расположить данные названия единиц времени в порядке убывания их значений. Запишите их в тетради.

Все дети выполняют задание в тетрадях, один ученик – на доске.

Учитель: Проверьте, верно ли вы записали.

Запись на доске: Год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

2. Первичное закрепление материала.

Учитель: Урок длится 35 минут. Какое время покажут часы, когда прозвенит звонок с урока, если урок начался в 9 часов утра?

Дети: 9 ч. 35 мин.

Учитель: Если стрелки на часах показывают 9 ч. 35 мин. и я не знаю, какое время суток, можно ли это прочитать по-другому?

Дети: Да, если вечер, то можно прочитать как 21 ч. 35 мин.

Учитель: Поезд отправился от перрона вокзала в 8 часов утра и прибыл на станцию назначения в полдень. Сколько времени он находился в пути?

Дети: Поезд находился в пути 4 часа, т.к. полдень – это 12 ч., 12 – 8 = 4.

Учитель: Из Санкт - Петербурга в Москву самолёт летел 1 час. Обратно он пролетел то же расстояние за 60 минут. Почему так произошло?

Дети: Обратно самолёт летел столько же времени, просто Вы назвали 1 ч. в виде минут.

Учитель: Самолёт из Калининграда в Борисполь летит 1 ч 30 мин. В какое время самолёт приземлится  в аэропорту Борисполя, если из Калининграда он вылетел в 15 ч 30 мин?

Дети: Ровно в 17 ч, т.к. 15 ч 30 мин + 1 ч 30 мин = (15 + 1)ч (30 + 30)мин = 16ч + + 60 мин (это = 1 ч)  = 17 ч.

Учитель: Туристы ушли в поход утром в субботу, а вернулись вечером в воскресенье. Сколько дней туристы могли быть в походе?

Дети: Они могли быть в походе 2 дня, а могли и 9 дней, если это воскресенье было на следующей неделе.

Учитель: Туристы ушли в поход утром в субботу, а вернулись в воскресенье вечером на следующей неделе. Сколько дней туристы были в походе?

Дети: Однозначно – 9 дней.

Учитель: Молодцы! Я вижу, вы неплохо ориентируетесь в единицах времени.

3. Работа с учебником.

Учитель: Откройте учебник на странице 108, найдите № 228. Работаем устно в парах.

Дети читают задание, разбирают и отвечают друг другу.

Учитель: Страничка 109 посвящена истории математики. Читаем в парах по цепочке.

Дети работают самостоятельно в парах.

Учитель: Какие вопросы можно задать друг другу по тексту этой странички?

Дети: Что принимали за год древние египтяне? Что привело к появлению временной единицы «месяц»? Что значило слово «неделя» у славян? В ходе каких наблюдений появились сутки? Где были составлены первые календари?

4. Работа с календарями.

Учитель: Ребята, а что мы можем узнать по календарю?

Дети: Сколько дней в каждом месяце, каким днём недели является определённый день.

Учитель: Перед вами лежат календари за 2008 год. Назовите самый короткий месяц в году.

Дети: Февраль.

Учитель: А знаете ли вы, что этот месяц особенный? Если в нём 29 дней, то такой год будет иметь не 365 дней как обычно, а 366 дней и называться «високосный».

Учитель: 2008 год високосный или нет? Докажите.

Дети: Високосный, т.к. в феврале 29 дней.

Учитель: Назовите самые длинные месяцы.

Дети: Январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь.

Учитель: А хотите, я вам открою один маленький секрет, как узнать, сколько в месяце дней не глядя в календарь?

Дети: Да.

Учитель: Сожмите пальцы в кулачки. Видите косточки? Косточка – 31 день, впадинка – 30 дней. Первая косточка – это январь, впадинка – февраль, косточка – март и так далее. Пробежим?

Дети: Да.

Коллективно называются месяцы, а пальчик бежит по косточкам и впадинкам.

Учитель: А вот узнать какой день недели мы сможем лишь с помощью календаря. Найдите, какой день недели 16 апреля? 12 декабря? 8 Марта? 19 августа?

Дети: Среда, пятница, суббота, вторник.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод о роли календаря в нашей жизни?

Дети: С помощью него мы можем узнать, сколько дней в году глядя на февраль. Можем узнать каким днём недели является определённый день.

IV. Устный счет.

Дети работают в тетради, записывая одни лишь ответы через запятую. На закрытой доске работает один ученик.

Учитель: А сейчас – математический диктант. Для чего мы его проводим?

Дети: Чтобы тренировать вычислительные навыки, увеличивать скорость своих вычислений. Это нам поможет нам экономить время: больше успевать на уроке и узнавать новое.

Учитель: Готовы? Поехали!

  • Увеличь число 28 на 4.
  • Запиши число, которое больше 49 на 7.
  • Уменьши число 36 на 9.
  • Запиши число, которое меньше 72 на 8.
  • Сумма чисел 28 и 7 равна …
  • Разность чисел 43 и 9 равна …
  • Уменьшаемое 42, вычитаемое 6, найди разность.
  • Первое слагаемое 7, второе слагаемое 56, найди сумму.
  • Во вторую строку запиши все числа в порядке возрастания.

Учитель: Итак, проверяем, что у нас получилось. Обменяйтесь тетрадями и возьмите простой карандаш.

Открывается доска и происходит взаимопроверка работы. Неправильный ответ зачёркивается.

32, 56, 27, 64, 35, 34, 36, 63.

27, 32, 34, 35, 36, 56, 63, 64.

V. Повторение пройденного.

1. Работа с неравенствами.

Учитель: Найдите задание № 231. Прочитайте пункт 1. Проведём эксперимент. Любое научное открытие начинается с гипотезы, которая потом проверяется опытом. Вот и мы сейчас выступим в роли учёных. Определим проблему: нужно сравнить разности, не выполняя вычислений. Выскажите своё мнение (гипотезу) по данному вопросу.

Дети: В разностях 47 - 32 и 47 - 23 одинаковые уменьшаемые. В первой разности вычитаемое больше, чем вычитаемое второй разности, значит, результат первой разности будет меньше, чем результат второй разности. В разностях 56 - 14 и 36 - 14 одинаковые вычитаемые, а уменьшаемое первой разности больше, чем уменьшаемое второй разности, значит, результат первой разности будет больше, чем результат второй разности. В разностях 78 – 45 и 88 – 55 и уменьшаемые, и вычитаемые различны, но видна особенность: уменьшаемое первой разности на 10 меньше уменьшаемого второй разности, и вычитаемое первой разности на 10 меньше вычитаемого второй разности, значит, результаты данных разностей будут равны. В разности 97 – 63 уменьшаемое намного больше, чем уменьшаемое в разности  79 – 65, а вычитаемое различается лишь на 2 единицы, поэтому первая разность будет больше, чем вторая.

Учитель: При работе над пунктом 2 можно работать самостоятельно или в парах.

Дети выполняют задание пункта 2.

Учитель: Пункт 3 выполните самостоятельно.

Дети делают вычисления и проверяют правильность постановки знаков.

Учитель: Знаки сравнения оказались верными?

Дети: Да.

Учитель: Молодцы! Значит можно вам поручить самостоятельное выполнение задания.

2. Работа с геометрическим материалом – ломаной линией.

Учитель: № 230 вы можете решить самостоятельно.

Дети самостоятельно измеряют длины отрезков, чертят из них незамкнутую ломаную, находят её длину и чертят другую ломаную такой же длины.

Учитель: Какова длина ломаной?

Дети: Если сложить все звенья ломаной, то получится 11 см.

2 см 5 мм + 3 см + 1 см 5 мм + 4 см = 11 см

Учитель: Обменяйтесь тетрадями и с помощью линейки проверьте точность длины второй ломаной.

Примечание: Если правильно начерчена ломаная, ребёнок ставит около неё «+», если неправильно –  то «–».

VI. Домашнее задание.

Учитель: Отметьте № 229. Это – домашнее задание. Прочитайте его сейчас и подумайте, что вам непонятно по ходу выполнения?

Дети: Всё понятно.

VII. Итог урока (рефлексия).

Учитель: Сколько времени длится урок?

Дети: 35 минут

Учитель: Что мы сумели сделать за 35 минут? Чему научились? Что нового узнали?

Свободные высказывания детей.

Учитель: Да, мы много успели сделать, время на уроке мы не тратили зря. А ведь ещё знаменитый французский естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк де Бюффон говорил: «Одна из самых тяжёлых потерь – потеря времени». Предлагаю и впредь не совершать таких потерь. Согласны?

Дети: Да. Конечно.

Учитель: Молодцы! Спасибо. Урок окончен.

Клочко Г.Ф.,

учитель начальных классов

МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А.Гагарина,

г. Калининград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике по теме "Меры времени" в 3 классе, Л.Г.Петерсон

Контрольная работа по математике  по теме "Меры времени" в 3 классе, Л.Г.Петерсон...

3 класс Меры времени. Календарь

Конспект и презентация урока математики для учащихся 3 класса к учебнику ПетерсонЛ.Г....

Конспект урока по математике 3 класс на тему : Меры времени. Календарь.

Конспект открытого урока по математике в 3ем классе. Учебник  Петерсон Л.Г....

Урок математики во 2 классе коррекционной школы (для детей с нарушением интеллекта) по теме "Мера времени - час. Определение времени по часам"

Форма урока – виртуальная экскурсия (в часовую мастерскую). Основной акцент на уроке был сделан на вызов познавательного интереса обучающихся к материалу урока через применение игровой формы уро...

Технологическая карта урока математики «Меры времени. Календарь» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о мерах времени и календаре.Задачи урока:  Дидактические:1. Познакомить обучающихся с историей возникновения календаря.2. Повторить извес...