"Конкретный смысл действия деление"
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

 Зажимаева Дарья Сергеевна

Цель: познакомить с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.delenie.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ РАЗДОЛИНСКАЯ СОШ ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.П.ТЮМЕНЦЕВА

Конспект урока математики во 2 классе

Тема: "Конкретный смысл действия деления"

                                                                                                                             Разработал учитель начальных классов:

Зажимаева Дарья Сергеевна

                                                                                      Образование – высшее

                                                                                                     Стаж работы – 2 года

пгт. Раздолинск, 2017

Цель: познакомить с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления.

Задачи:

  • рассмотреть простые задачи на деление (на части и по содержанию) и сравнивать их решение;
  • устанавливать связь между действиями умножения и деления;
  • развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;
  • воспитывать интерес к математике.

Тип урока: урок введения нового знания.

УМК: учебник Математика. 2 класс. М.И.Моро и др. «Школа России».

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, числовые карточки, компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В экспедицию отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

        Сегодня у нас необычный день. На уроке присутствуют гости. Порадуйте меня, друзей и гостей своими достижениями и успехами.                 

        Для того, чтобы урок прошёл успешно, вам нужно быть внимательными, слушать друг друга, уметь исправлять ошибки, дополнять ответы одноклассников, работать быстро и дружно.

        Откройте тетради, запишите число, классная работа, и отметьте свое настроение в начале урока на полях. (Солнце-прекрасное, облако-хорошее, тучка-плохое).

II. Актуализация знаний.

  1. Минутка чистописания
  2. Устный счёт:

 Индивидуальная работа (5 человек работают по карточкам)

 Фронтальная работа:

         1.Вычисли:    

 К   7   прибавь    4   и   результат  уменьши  на   2;

Найди   разность  чисел   17   и 5   и результат  увеличь   на8;

Сумму   чисел   3   и  13    увеличь  на   6;

Произведение  чисел   2   и 4   уменьши  на  4.

        2.Запиши числа,   состоящие из:

-   4  дес.  5 ед;     9  дес.  3  ед,     8  дес.   2   ед;     3   дес.  1  ед.

        3. Запиши   только  ответы  задач:

1)В автобусе ехали 13 мужчин и 10 женщин. На остановке сели ещё 3 человека. Сколько людей стало в автобусе?

2) На диске 40 русских песен, а зарубежных на 10 больше. Сколько всего песен было на диске?

3)В саду росло 5 рядов деревьев по 3 дерева в каждом. Сколько всего деревьев росло в саду?

        Молодцы, быстро справились с заданием. А теперь вспомним, какие действия нам уже известны? (сложение, умножение, вычитание). Какое действие обратное сложению? (вычитание). Какое действие обратное вычитанию? (сложение). Скажите, пожалуйста, что такое умножение и  назовите его компоненты. Отлично, все вспомнили и можем двигаться дальше.

 (Собираются карточки.)

ІІІ. Постановка проблемы.

                 Ребята, а чтобы мы могли продолжить работу, нужно выполнить задание. Работники почты попросили помочь отправить письма, наклеив на каждый конверт марки. (На доске 6 марок и 3 конверта). Марок должно быть поровну. Сколько же марок потребуется для отправки одного письма?

(Дети выполняют практическую работу, говорят по 2 марки).

        Как узнали? Сколько раз по 2 вы взяли? (3 раза, потому что 3 конверта).

        (На доске схематично изображена эта задача и действием деления 6 : 2 = 3 (к))

        Учащиеся делают выводы о том, что раздать поровну это –поделить.

        Верно, кто скажет, какая у нас будет тема урока?(деление). Какие цели вы перед собой ставите?(научиться делить, решать задачи на деление).

  ІV. Проектирование и фиксация нового знания

        Ребята, а конверты то непростые, а с заданиями! И вот первое задание: отгадайте загадку:

По краям красивый бантик
Образует пёстрый фантик.
А внутри, конечно, это
Очень вкусная...(
Конфета).

        Верно! Самое любимое лакомство всех детей, это конфеты! Послушайте, пожалуйста, задачу и помогите найти решение.

        Маше подарили на день рождения коробку конфет. Она ела 5 дней подряд по 4 конфеты. Сколько конфет было в коробке?         

        Итак, сколько же конфет было у Маши? Составим схематический рисунок и запишем решение. (4*5=20). Как узнали? (Маша ела по 4 конфеты 5 дней).

        Молодцы, запишите решение и ответ.

        А теперь, устно составим задачи обратные данной. (У Маши было 20 конфет, она ела по 4 штуки в день. Сколько дней? (20:4=5 дней). Маша ела 20 конфет 5 дней. По сколько штук? (20:5=4 штуки)).

        Как узнали? (Поделили).

        Верно, это деление. Записывается знак деления двумя точками. Запишите в тетрадь только решения обратных задач.

        Ребята, сделайте вывод, какое действие будет обратным умножению? (Деление). Верно, поэтому, зная таблицу умножения, всегда можно разделить одно число на другое.

        Вот мы и справились с первым заданием, и конверт отправляется адресату!

        Физкультминутка:

Раз, два — дружно встали, (Встать. Шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)

Три, четыре — разведем, (Руки в стороны.)

Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием руками носка ноги. Левая рука-правая нога; правая рука-левая нога.)

С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (Приседания.)

И как птички вверх взлетели. (Побежали по классу.)

Раз, два — выше голова, (Шагаем на месте.)

Три, четыре - руки шире! (Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть! (Приседания.)

V. Первичное закрепление.

        Мы отдохнули и продолжаем работать. Что же ждет нас во 2 конверте? Работа в парах. Перед вами лежат геометрические фигуры, что за фигуры? (квадраты). Назовите свойства квадрата? (четырехугольник с равными сторонами). Молодцы, вам нужно разделить эти квадраты на 4 равные части. Сколько квадратов будет в каждой части? (3). Как узнали? (расладывали по группам, 12:4=3).

        Удобно ли каждый раз при делении раскладывать предметы на части? (Нет, это долго, предметов может быть много, предметы могут быть очень большими). Верно, для этого и используют действие деление. Молодцы, быстро справились со 2 заданием и конверт можно отправлять.

VI. Включение в систему знаний и повторение.
        Ребята, у нас осталось последнее письмо. Узнаем задание. Открываем учебники, стр. 58, № 1.

        Сделаем схематический рисунок ооо/ооо/ооо/ооо. Сколько всего было орехов? (12)
        По сколько орехов дали каждому? (По 3.) Значит, по сколько кружков мы должны отделить? (По 3.)Что надо сделать, чтобы узнать, сколько детей получат орехи? (Надо узнать, сколько раз в 12 содержится по 3). А теперь посчитайте, сколько же раз по 3 содержится в 12? (4 раза.)
 Сколько же человек получило орехи?  (12 : 3 = 4 ч.) Записываем решение и ответ.

        Молодцы! Быстро справились. А сейчас переходим к №5, на стр. 58. (4 человека идут к доске, остальные работают в тетрадях самостоятельно, первые 3 на оценку). Решаем примеры в столбик, с проверкой.

        (Доп.карточки если есть время: 1)Привезли 10 липок. Вам надо посадить их в 2 ряда поровну. Сколько липок посадили в каждый ряд?

2) Привезли 12 берёзок. Вам надо посадить их в 3 ряда поровну. Сколько берёзок посадили в каждый ряд?

3) Привезли 18 ёлочек. Вам надо посадить их в 2 ряда поровну. Сколько ёлочек посадили в каждый ряд?).

        Ну вот и 3 конверт отправляется адресату. Вы отлично справились со всеми заданиями!

VII. Рефлексия.

        Подведем итоги: (Я узнал, я смог, я научился, я затрудняюсь, мое настроение..(мы помогли работникам почты, справились со всеми заданиями и т.д.). Отметьте в тетрадях свое настроение на конец урока.

VIII. Домашнее задание.

        А дома нужно выполнить  задание № 3 на странице  58. Прочитайте  его, есть у вас вопросы? Хочу обратить ваше внимание на то, что необходимо быть внимательными! Помните, обратное действие всегда поможет проверить результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию) 2 класс

Цели урока:·        познакомить с новым арифметическим действием «деление» в ходе решения задач на деление по содержанию;·...

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление: деление на равные части"(УМК "Школа России")

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление:деление на равные части"(УМК "Школа России")...

«Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на деление на равные части)»

На этом уроке   математики второклассники научатся решать задачи на деление на равные части и по содержанию; закрепят знание математической терминологии, вычислительные навыки, умения решать...

урок по теме " Конкретный смысл действия деления (задачи на деление)"

Урок нацеленный познакомить учащихся с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления....