2. | Мотивационный этап. Словесный: беседа.
Актуализация знаний.
Практический: работа в парах.
| 10 мин | - Итак: - Руки? ( - На месте!) - Ноги? (- На месте!) - Локти? ( - У края!) - А спина? (- Прямая!) Устный счет. 1. -Овал нарисуйте слева от прямоугольника, но справа от треугольника. - Треугольник нарисуйте справа от овала, но слева от прямоугольника. - Прямоугольник нарисуйте справа от треугольника, но слева от овала. 2. Как можно получить число 8 с помощью двух слагаемых? 3? 4? 5? -Каждый вариант покажите разноцветными стрелками у себя в тетрадях.
3. Напишите числа по порядку, начиная с большего.
___________ ___________ ____________
- Какова была тема предыдущего урока? ( «Задача. Условие и требование») - Что такое задача? (Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей.) - Из каких частей она состоит? Назовите. (Условие и требование) - Что такое условие? Требование? (Условие – это часть задачи, из которой мы узнаём данные числа и что они обозначают. Требование - это часть задачи, которая указывает, что требуется найти.) - Вам даны тексты, прочитайте их, подумайте и обсудите в парах, что вы бы могли сказать об этих записях. Но прежде чем вы приступите к обсуждениям, давайте с вами вспомним правила работы в парах. (Работать в паре дружно. Обращаться друг к другу по имени. Уметь договариваться и слушать товарища. Приходить к одному мнению.) -Что вы можете сказать об этих записях? 1. На полке 6 машинок и 7 кукол. Сколько всего игрушек на полке? 2. Пляшет крошка, а всего 1 ножка. Что это? 3. Миша нашел 4 гриба, а Маша 5 грибов. Сколько грибов принесли дети? 4. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. Что это такое? - Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите. -Давайте определим, где условие и требование в 1 задаче. Возьмите в руки два цветных карандаша – зеленый и красный. Зеленым цветом, подчеркните условие в задаче, а красным цветом – требование. - Какое требование в задаче? - Запишите на листочках выражение, которым найдем искомое число. (6 + 7 = 13) - Как бы вы назвали другие тексты? (загадки) - Что такое загадка? Какие у вас предположения?(Загадка - это краткое описание какого-либо предмета или явления, которое надо узнать, разгадать) - Ребята, а знаете ли вы загадки? (2-3 ученика загадывают загадки.)
| Слушать учителя, отвечать на поставленные вопросы.
Восстанавливать числовой ряд с помощью стрелок, обосновывать свой выбор.
Записывать числа по порядку, начиная с большего.
Вспоминать тему предыдущего урока.
Работать в парах.
Рассуждать о том, что можно сказать о данных записях.
Думать о том, какие записи можно назвать задачами.
| Л: проявлять эмоциональную отзывчивость.
Р: контролировать свои действия.
П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
Р: высказывать свое предположение;
К:точно и полно выражать свои мысли
|
3. | Постановка учебной задачи.
Практический: соотнесение текста с задачей.
Словесный: беседа.
Словесный: формулировка темы.
Практический: выполнение упражнений и нахождение отличий.
Словесный: диалог.
| 1 мин | -Определите тему сегодняшнего урока? («Задачи и загадки»).
-Значит какую цель поставим на урок?…( научиться отличать задачу от загадки). -Исходя из цели урока, какие задачи мы поставим? Как будем работать? 1.Повторить, что знаем о задаче и загадке. 2.Узнать, как отличить загадку от задачи. 3.Научиться отличать задачу от загадки. - Мы сегодня будем сравнивать загадку и задачу. - А что значит сравнить? - Откройте учебники на стр.36. Прочитайте тему урока. Она нам подходит? Какие загадки вы знаете? Загадайте свои загадки. -Есть ли в загадке условие? В чем состоит требование загадок? (Надо назвать отгадку, т.е. назвать предмет или явление). Ой вы молодцы, все знаете! - А Миша не знал, и вчера первый раз услышал слова «задача и загадка» от Маши. А сегодня он пришел с прогулки и увидел, что Маша о чем-то сосредоточенно думает. Он спросил: -Маша, о чем ты думаешь? -Я пытаюсь понять, как отличить задачу от загадки, но у меня ничего не получается! -Прочитай мне,- сказал Миша. Маша прочитала. (стр.36, №1) - Прочитайте первый текст. Назовите условие. Назовите требование. - Прочитайте второй текст. Назовите условие. Назовите требование. Миша воскликнул: -Так они ничем не отличаются: есть и условие и требование. - Ребята, а вы как думаете: задача и загадка – отличаются? Обсудите в паре. (У нас получились разные мнения. Значит, нужно разобраться.) - Вы готовы разобраться и помочь Маше? - Давайте еще раз посмотрим, какие признаки нам помогают отличить задачу от загадки. В задаче и загадке, есть условие и требование, нужно заметить, что в загадке, в требовании не идет речь об искомом числе, а дается лишь указание на распознавание объекта., т.е. можно задать вопрос: «Что это такое? Кто это?» Также, нужно запомнить, отгадывание загадки отличается от решения задачи, т.к. в первом случае требуется выполнить логические операции (подумать), а во втором – арифметические (подумать и посчитать, каковым будет решение). Скажите, по каким признакам Маша отличала задачу от загадки? (условие и требование) Этого было достаточно? (нет) Что вы можете предложить? Давайте вернемся к Машиным задачам. Прочитайте первый текст. Что это?(загадка) Докажите! (требование – что это?, ответ - слово) (И так проработать со всеми текстами). -Скажите, а как мы будем с вами записывать ответы у загадок и задач? (Если задача, будем записывать, получившееся число, а если загадка, будем записывать отгадку – словом.) -Совершенно верно.
| Формулировать тему и цели урока.
Определять задачи на урок.
Вспоминать какие загадки знакомы.
Слушать внимательно учителя.
Выполнять задание №1.
Думать чем отличается задача от загадки.
Слушать внимательно учителя, запоминать информацию.
Отвечать на вопросы учителя.
Доказывать какой текст является задачей, а какой загадкой. | П: уметь определять по изученным признакам является ли текст задачей;
Р: отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять взаимоконтроль;
П: осуществлять анализ учебного материала;
К: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П: анализировать истинность утверждений, доказывать.
|
4. | Решение частных задач.
Словесный: слово учителя, ответы детей.
Практический: Составление (вспоминание) загадок
Словесный: диалог. | 15 мин | Сейчас я проверю, умеете ли вы составлять задачи по рисунку, обратите внимание на №2 с.37. - Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать? - О чем будет наша задача? (Задача будет о моркови) -Назовите условие этой задачи. (Миша выдернул одну морковку, и на грядке осталось еще 17 морковок.) -Назовите требование этой задачи. (Сколько моркови было сначала на грядке?) - Как вы думаете, для чего мальчик вырвал морковку? (Съесть её). - Что необходимо с ней сделать? (Морковку необходимо помыть, чтобы не заболеть) - Кто из вас может рассказать, какую пользу приносит нашему организму морковь? (содержится витамин роста). Чем полезна морковь для здоровья, многие догадываются – в первую очередь она обеспечивает организм ценным витамином А. Но мало кто знает, что морковь способна также сделать нашу кожу красивой и упругой, а волосы - блестящими и крепкими. А теперь попробуйте вспомнить какую-нибудь загадку про то, что изображено на грядке, и загадайте ее классу. Например: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая». -Молодцы, переходим к заданию №3. Ребята посмотрите на иллюстрацию стр.37.,отгадайте, кто спрятался за деревом: 4 лапки, 2 длинных уха, 1 маленький хвост. (Это заяц.) Нарисуйте у себя в тетрадях отгадку. Кто нарисован внизу на странице 37? (Лиса, волк, медведь, лось.) Придумайте загадку про любого из нарисованных зверей. А теперь давайте с вами сравним, составленные загадки с народными загадками. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) | Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь) |
Кто зимой холодной Бродит в лесу злой, голодный? (Волк) | Кто на своей голове лес носит? (Олень) |
| Выполнять задание №2.
Составлять задачу по иллюстрации.
Слушать внимательно учителя и отвечать на поставленные вопросы.
Вспоминать загадку, которая показывает что изображено на иллюстрации.
Выполнять задание №3. Отгадку зарисовывать к себе в тетрадь. Сочинять загадки к нарисованным зверям.
Сравнивать составленные загадки с народными. |
Р: планировать своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
П: строить логическую цепочку рассуждений.
|
6. | Закрепление изученного материала. Словесный: проверка правила.
Практический: выполнение упражнения. | 10 мин | Откройте рабочие тетради на стр. 53-54. Выполните 1 и 2 задание самостоятельно. Давайте проверим, в первом задании, какие цифры вы подчеркнули? (1, 3) Совершенно верно! Давайте проверим второй номер, сколько получилось ушей у трех зайцев? (6 ) Что вы подписали на схеме? (Сколько у каждого зайца ушей, и сколько всего). Какое число, отвечало на требование задачи? (Число 6) -Молодцы, Выполните 3 и 4 номер в тетради. -Теперь проверим, в №3 какое требование подходит к первой схеме? (Сколько лап у двух кошек?), что показано нижними дугами на схеме? (лапы кошек) , а верхней? (Сколько всего). А какая задача подходит ко второй схеме? (В вазе стояло восемь гвоздик: три красные, остальные белые. Сколько белых гвоздик?) -Совершенно верно! А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом, посмотрите на доску, проверьте, правильно ли вычислил ваш сосед. -Молодцы, вы справились, отдайте тетрадь ее хозяину. Предлагаю вам задание, послушайте внимательно. 1. На первой полке 5 книг, на второй – столько же, сколько на первой, а на третьей – столько, сколько на второй. Сколько книг на третьей полке? 2. Мама купила 2 пакета сахарного песка и оба израсходовала на варенье. Сколько килограммов сахарного песка купила мама? - Можно ли ответить на вопрос задачи? Почему? 3. Составьте задачу и загадку по рисунку. ? Задача: на первой веточке было 2 вишни, а на второй 4. Сколько вишен было на веточках? Загадка: На сучках висят шары, Покраснели от жары. (Вишня) -Молодцы, хорошо поработали. | Выполнять задания в рабочей тетради.
Осуществлять проверку всех заданий.
Осуществлять взаимопроверку номера по эталону.
Составлять задачу и загадку по рисунку.
| П: владеть общими приемами решения задач;
Р:строить логическую цепь рассуждений; анализ содержания; выполнение арифметических действий. К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи |