Конспект урока математики на тему "Задачи и загадки"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок математики на тему "Задачи и загадки" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21.02.2018        .                                                                                             Учитель методист школы: Полякова Н.М.
Школа: МБОУ НОШ №95                                                                                     Студентка 44 группы: Чупина Н.А.
Класс: 1 – 6                                                                                                                                    
Время: 10:00-10:45
Кабинет: 211
                                                             

Тема: «Задачи и загадки».

Цель: создание условий для овладения знаниями об отличительных особенностях задачи и загадки.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Предметные:

- знать составные части  задачи и загадки;

- закреплять знание нумерации чисел второго десятка;

- уметь находить по отличительным особенностям задачи.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, презентация к уроку.

Программа: УМК ПНШ (Стандарт второго поколения.)

Учебник: Математика (1 класс, 2 часть, А.Л. Чекин).


Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг.момент

Словесный: слово учителя.

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

-Спасибо. Садитесь.

Проверять готовность к уроку. Приветствовать учителя.

2.

Мотивационный этап.

Словесный: беседа.

Актуализация знаний.

Практический: работа в парах.

10 мин

- Итак:

- Руки?         ( -  На месте!)

- Ноги?          (-  На месте!)

- Локти?       ( -  У края!)

- А спина?     (-  Прямая!)

Устный счет.

1. -Овал нарисуйте слева от прямоугольника, но справа от треугольника.

    - Треугольник нарисуйте справа от овала, но слева от прямоугольника.

    - Прямоугольник нарисуйте справа от треугольника, но слева от овала.

2. Как можно получить число 8 с помощью двух слагаемых? 3? 4? 5?

-Каждый вариант покажите разноцветными стрелками у себя в тетрадях.

3. Напишите числа по порядку, начиная с большего.

     ___________               ___________              ____________

- Какова была тема предыдущего урока? ( «Задача. Условие и требование»)

 - Что такое задача?

(Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей.)

- Из каких частей она состоит? Назовите. (Условие и требование)

- Что такое условие? Требование?

(Условие – это часть задачи, из которой мы узнаём данные числа и что они обозначают.

 Требование - это часть задачи, которая  указывает, что требуется найти.)

- Вам даны тексты, прочитайте их,  подумайте и обсудите в парах, что вы бы  могли сказать об этих записях.

Но прежде чем вы приступите к обсуждениям, давайте с вами вспомним правила работы в парах. (Работать в паре дружно. Обращаться друг к другу по имени. Уметь договариваться и слушать товарища. Приходить к одному мнению.)

-Что вы можете сказать об этих записях?

1. На полке 6 машинок и 7 кукол. Сколько всего игрушек на полке?

2. Пляшет крошка, а всего 1 ножка. Что это?

3. Миша нашел 4 гриба, а Маша 5 грибов. Сколько грибов принесли дети?

4. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти  сосчитают все на свете.  

Что это такое? 

- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите.

-Давайте определим, где условие и требование в 1 задаче.

Возьмите в руки два цветных карандаша – зеленый и красный. Зеленым цветом, подчеркните условие в задаче, а красным цветом – требование.

- Какое требование в задаче?

- Запишите на листочках выражение, которым найдем искомое число. (6 + 7 = 13)

- Как бы вы назвали другие тексты? (загадки)

- Что такое загадка? Какие у вас предположения?(Загадка - это краткое описание какого-либо предмета или явления, которое надо узнать, разгадать)

- Ребята, а знаете ли вы загадки? (2-3 ученика загадывают загадки.)

Слушать учителя, отвечать на поставленные вопросы.

Восстанавливать числовой ряд с помощью стрелок, обосновывать свой выбор.

Записывать числа по порядку, начиная с большего.

Вспоминать тему предыдущего урока.

Работать в парах.

Рассуждать о том, что можно сказать о данных записях.

Думать о том, какие записи можно назвать задачами.

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость.

Р: контролировать свои действия.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Р: высказывать свое предположение;

К:точно и полно выражать свои мысли

3.

Постановка учебной задачи.

Практический: соотнесение текста с задачей.

Словесный: беседа.

Словесный: формулировка темы.

Практический: выполнение упражнений и нахождение отличий.

Словесный: диалог.

1 мин

-Определите тему сегодняшнего урока?  («Задачи и загадки»). 

-Значит какую цель поставим на урок?…( научиться отличать задачу от загадки). 

-Исходя из цели урока, какие задачи мы поставим? Как будем работать?

1.Повторить, что знаем о задаче и загадке.

2.Узнать, как  отличить загадку от задачи.

3.Научиться отличать задачу от загадки.

- Мы сегодня будем сравнивать загадку и задачу.
- А что значит сравнить?

- Откройте учебники на стр.36. Прочитайте тему урока. Она нам подходит?

Какие загадки вы знаете? Загадайте свои загадки.

-Есть ли в загадке условие? В чем состоит требование загадок? (Надо назвать отгадку, т.е. назвать предмет или явление).

Ой вы молодцы, все знаете!

- А Миша не знал, и вчера первый раз услышал слова «задача и загадка» от Маши. А сегодня он пришел с прогулки и увидел, что Маша о чем-то сосредоточенно думает. Он спросил:

-Маша, о чем ты думаешь?

-Я пытаюсь понять, как отличить задачу от загадки, но у меня ничего не получается!

-Прочитай мне,- сказал Миша. Маша прочитала. (стр.36, №1)

- Прочитайте первый текст. Назовите условие. Назовите требование.

- Прочитайте второй текст. Назовите условие. Назовите требование.

Миша воскликнул:

-Так они ничем не отличаются: есть и условие и требование.

- Ребята, а вы как думаете: задача и загадка – отличаются? Обсудите в паре.

(У нас получились разные мнения. Значит, нужно разобраться.)

-  Вы готовы разобраться и помочь Маше?

- Давайте еще раз посмотрим, какие признаки нам помогают отличить задачу от загадки.

В задаче и загадке, есть условие и требование, нужно заметить, что в загадке, в требовании не идет речь об искомом числе, а дается лишь указание на распознавание объекта., т.е. можно задать вопрос: «Что это такое? Кто это?»

Также, нужно запомнить, отгадывание загадки отличается от решения задачи, т.к. в первом случае требуется выполнить логические операции (подумать), а во втором – арифметические (подумать и посчитать, каковым будет решение).

Скажите, по каким признакам Маша  отличала задачу от загадки? (условие и требование)

Этого было достаточно? (нет)

Что вы можете предложить?

Давайте вернемся к Машиным задачам.

Прочитайте первый текст. Что это?(загадка)

Докажите! (требование – что это?, ответ - слово)

(И так проработать со всеми текстами).

-Скажите, а как мы будем с вами записывать ответы у загадок и задач? (Если задача, будем записывать, получившееся число, а если загадка, будем записывать отгадку – словом.)

-Совершенно верно.

Формулировать тему и цели урока.

Определять задачи на урок.

Вспоминать какие загадки знакомы.

Слушать внимательно учителя.

Выполнять задание №1.

Думать чем отличается задача от загадки.

Слушать внимательно учителя, запоминать информацию.

Отвечать на вопросы учителя.

Доказывать какой текст является задачей, а какой загадкой.

П: уметь определять по изученным признакам является ли текст задачей;

Р: отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять взаимоконтроль;

П:  осуществлять анализ учебного материала;

К: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: анализировать истинность утверждений, доказывать.

4.

Решение частных задач.

Словесный: слово учителя, ответы детей.

Практический:

Составление (вспоминание) загадок

Словесный: диалог.

15 мин

Сейчас я проверю, умеете ли вы составлять задачи по рисунку, обратите внимание на №2 с.37.
- Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать?
- О чем будет наша задача? (
Задача будет о моркови)
-Назовите условие этой задачи. (Миша выдернул одну морковку, и на грядке осталось еще 17 морковок.)

-Назовите требование этой задачи.  (Сколько моркови было сначала на грядке?)
- Как вы думаете, для чего мальчик вырвал морковку? (
Съесть её).
- Что необходимо с ней сделать? (
Морковку необходимо помыть, чтобы не заболеть)
- Кто из вас может рассказать, какую пользу приносит нашему организму морковь? (содержится витамин роста).
Чем полезна морковь для здоровья, многие догадываются – в первую очередь она обеспечивает организм ценным витамином А. Но мало кто знает, что морковь способна также сделать нашу кожу красивой и упругой, а волосы - блестящими и крепкими.

А теперь попробуйте вспомнить какую-нибудь загадку про то, что изображено на грядке, и загадайте ее классу.

Например: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».

-Молодцы, переходим к заданию №3.

Ребята посмотрите на иллюстрацию стр.37.,отгадайте, кто спрятался за деревом: 4 лапки, 2 длинных уха, 1 маленький хвост. (Это заяц.)

Нарисуйте у себя в тетрадях отгадку.

Кто нарисован внизу на странице 37? (Лиса, волк, медведь, лось.)

Придумайте загадку про любого из нарисованных зверей.

А теперь давайте с вами сравним, составленные загадки с народными загадками.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)

Кто на своей голове лес носит? (Олень)

Выполнять задание №2.

Составлять задачу по иллюстрации.

Слушать внимательно учителя и отвечать на поставленные вопросы.

Вспоминать загадку, которая показывает что изображено на иллюстрации.

Выполнять задание №3. Отгадку зарисовывать к себе в тетрадь.

Сочинять загадки к нарисованным зверям.

Сравнивать  составленные загадки с народными.

Р: планировать своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: строить логическую цепочку рассуждений.

5.

Физ.минутка.

3 мин

А теперь давайте немного разомнемся. Встаньте все со своих рабочих мест.  

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем то же

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Выполнять физические упражнения.

6.

Закрепление изученного материала.

Словесный: проверка правила.

Практический: выполнение упражнения.

10 мин

Откройте рабочие тетради на стр. 53-54. Выполните 1 и 2 задание самостоятельно.

Давайте проверим, в первом задании, какие цифры вы подчеркнули? (1, 3)

Совершенно верно!

Давайте проверим второй номер, сколько получилось ушей у трех зайцев? (6 )

Что вы подписали на схеме? (Сколько у каждого зайца ушей, и сколько всего).

Какое число, отвечало на требование задачи? (Число 6)

-Молодцы,

Выполните 3 и 4 номер в тетради.

-Теперь проверим, в №3 какое требование подходит к первой схеме? (Сколько лап у двух кошек?), что показано нижними дугами на схеме? (лапы кошек) , а верхней? (Сколько всего).

А какая задача подходит ко второй схеме? (В вазе стояло восемь гвоздик: три красные, остальные белые. Сколько белых гвоздик?)

-Совершенно верно!

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом, посмотрите на доску, проверьте, правильно ли вычислил ваш сосед.

-Молодцы, вы справились, отдайте тетрадь ее хозяину.

Предлагаю вам задание, послушайте внимательно.

1. На первой полке 5 книг, на второй – столько же, сколько на первой, а на третьей – столько, сколько на второй. Сколько книг на третьей полке?

2. Мама купила 2 пакета сахарного песка и оба израсходовала на варенье. Сколько килограммов сахарного песка купила мама?

- Можно ли ответить на вопрос задачи? Почему?

3. Составьте задачу и загадку по рисунку.

                

                   ?

Задача: на первой веточке было 2 вишни, а на второй 4. Сколько вишен было на веточках?

Загадка: На сучках висят шары,

                 Покраснели от жары.  (Вишня)

-Молодцы, хорошо поработали.

 

Выполнять задания в рабочей тетради.

Осуществлять проверку всех заданий.

Осуществлять взаимопроверку номера по эталону.

Составлять задачу и загадку по рисунку.

П: владеть общими приемами решения задач;

Р:строить логическую цепь рассуждений;

анализ содержания;

выполнение арифметических действий.

К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

7.

Рефлексия.

Словесный: беседа.

3 мин

Ребята, это было последнее задание.

-Какую цель мы ставили?

Мы достигли цели?

Чем отличаются загадки от задач?

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Теперь я могу…

Оценивать проделанную работу, исходя из целей урока.

Л: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Р:осуществлять самоконтроль по образцу; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

8.

Заключительный этап

1 мин

Наш урок подошел к концу. Вы молодцы, мне было приятно с вами работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!!!

Слайд 2

Назовите числа по порядку начиная с большего.

Слайд 3

Сравните 2 текста. Какой из них является задачей? 1) В прятки играли 6 детей. Из них 4 мальчика и 2 девочки. 2) В прятки играли 4 мальчика и 2 девочки. Сколько детей играли в прятки?

Слайд 4

7 + 2 Составьте и решите задачу по выражению:

Слайд 5

ЗАДАЧА УСЛОВИЕ ТРЕБОВАНИЕ

Слайд 6

1. На полке 6 машинок и 7 кукол. Сколько всего игрушек на полке? 2. Пляшет крошка, а всего 1 ножка. Что это? 3. Миша нашел 4 гриба, а Маша 5 грибов. Сколько грибов принесли дети? 4. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.

Слайд 7

ЗАГАДКА- КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КАКОГО –ЛИБО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ, КОТОРОЕ НУЖНО РАЗГАДАТЬ

Слайд 8

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Задачи и загадки»

Слайд 10

В задаче и загадке, есть условие и требование, нужно заметить, что в загадке, в требовании не идет речь об искомом числе, а дается лишь указание на распознавание объекта., т.е. можно задать вопрос: « Что это такое? Кто это? »

Слайд 11

Работа в группах

Слайд 12

Спасибо за работу. Солнечного настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Снежные загадки"

Урок окружающего мира по УМК "Перспективная начальная школа"...

конспект урока чтения и развития речи "Загадки о животных."

Урок закрепления названияживотных, птиц. Использование занимательного материала. Развитие фонематического слуха, корригирование устной связной речи....

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Задачи и загадки" УМК "ПНШ"

Конспект урока математики в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа»  по теме «Задачи и загадки». Технология построения урока – проблемно-диалогическая. Урок предполагает работу в парах...

конспект урока по литературному чтению "Секреты загадки"

Урок по литературному чтению в 1-м классе. Форма: творческая мастерская....

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Задачи. Загадки"

Конспект урока, расписан поэтапно. Сюжетная линия - путешествие в космос. Жанр - приключения....

Конспект урока по альтернативному чтению «Умкины загадки» 7Б класс

Конспект урока по предмету Альтернативное чтение...

Конспект урока математики "Математические загадки" (2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие интереса к математике, показ, что математика может быть веселым и интересным предметом.Планируемые результаты:Предметные: Знать: правила вычислений с многозначными ...